Понятия «Воспитательная дея-ть», «Воспитательная работа», «Воспитывающая дея-ть» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «Воспитательная дея-ть», «Воспитательная работа», «Воспитывающая дея-ть»



Воспитательная деятельность – это деятельность по организации воспитательного взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития личности воспитанника в условиях школьного коллектива. Структурно воспитательную деятельность можно представить в виде совокупности компонентов: целеполагание, прогностическая деятельность, диагностическая, конструктивная (проектировочная), организаторская, коммуникативная, аналитическая, коррекционная. В современных условиях воспитательная деятельность строится на основе концептуальных подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, деятельностного. Ведущую роль играют принципы гуманизации и демократизации воспитания.Основная идея гуманистической воспитательной системы современной общеобразовательной школы – ориентация на личность человека, развитие его способностей, создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности, психолого-педагогической поддержки со стороны педагога. Важный элемент гуманистической воспитательной системы – психолого-педагогическая поддержка ребенка Деятельность становится воспитывающей (М.А.Бесова и др.) при соблюдении определенных условий: - субъектом деятельности должен выступать сам ребенок; - деятельность должна быть значима для каждого воспитанника – приобрести личностный смысл (в ней удовлетворяются потребности личности в познании, общении, самоутверждении, раскрытии своего потенциала); - ученик должен испытывать удовлетворение в процессе работы; - деятельность должна быть ориентирована на социально-ценностные отношения;- для младших школьников особую значимость приобретает наглядность и ощутимость результатов организуемой деятельность. Одно из ключевых понятий современного воспитательного процесса – «воспитательная система,работа». Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы. Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.Необходимо преодолевать такие недостатки воспитательной работы, как формализм, функциональный подход, преобладание словесных методов и конкурсно-развлекательных форм воспитания.

4.Задачи,функции и содержание воспитательной дея-ти клас.руководителя

Классный руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, осуществляя помощь и поддержку в его взаимодействии с миром. Социальная значимость фигуры классного руководителя возрастает в связи с возрастанием социальной ценности индивидуальности. Функции классного руководителя (по В.А.Сластенину): формирующая, коммуникативная, проектирующая, организационно-деятельностная, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая, методическая. Обязанности классного руководителя: - культурное обустройство жизнедеятельности учащихся класса;- всестороннее изучение воспитанников и их семей;- разъяснение и внедрение правил поведения;- повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся;- создание коллектива, организация самоуправления учащихся;- проведение классных часов и собраний;- организация внеклассной деятельности;- сотрудничество с детскими общественными организациями;- работа с родителями;- ведение классного журнала и личных дел учащихся. Ведущие роли классного руководителя в работе с классом: «контроль», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением занятий, поведением, дежурством, питанием; взаимодействие с родителями, индивидуальная работа с учащимися); «проводник по стране знаний», создающий условия для развития позн.интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе); «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися нравственных норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе (обучение этике» и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении); «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (внедрение культурных норм общения, быта, досуга; проведение экскурсий, коллективных походов в театр, музеи, на выставки, вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в классе и школе); «социальный педагог», способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий жизнедеятельности, общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни); «старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности.

5.Цели, функции и принципы планирования воспитательной работы

В самом общем представлении план – документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Функции планирования: направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная.

Принципы планирования воспитательной работы: - целенаправленность (содержание и формы работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач воспитания); -комплексность (разнообразие содержания и форм работы, включение воспитанников в разные виды деятельности) -преемственность (исключение дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы); - конкретность и целесообразность (учет особенностей ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, традиций);- учет возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей учащихся;- реалистичность и разумная насыщенность плана;- план является результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

Планирование воспитательной работы,как совместная дея-ть педагога и уч-ся

Планирование - процесс совместной деятельности классного руководителя и учащихся по определению содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. Общий алгоритм планирования: целеполагание, определение временного периода, выбор формы плана, структурирование (выделение направлений и видов деятельности), коллективное планирование, выбор средств и форм воспитания, распределение событий во времени и оформление плана.

По М.А.Бесовой, можно выделить различные способы привлечения к планированию воспитанников: предложить выбрать формы из предложенных учителем; обсудить на классном собрании в микрогруппах, какие дела дети хотели бы провести; организовать конкурс на лучшее предложение, аукцион идей и др.

7.Виды и структрура плана воспитательной работы.Методика целеполагания работы и планирования дея-ти классного руководителя.

Выделяют разнообразные виды планов: план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; план работы по одному из направлений воспитания; план работы с творческим или общественным объединением; перспективный, календарный и текущий план воспитательной работы; план подготовки и проведения конкретного мероприятия или дела. В разделах плана, как правило, отражаются основные виды деятельности младших школьников. В.П.Сергеева рекомендует следующую структуру плана воспитательной работы: 1)Характеристика классного коллектива (особенности состава класса, степень сплоченности учащихся, работоспособность, успеваемость, уровень сформированности классного коллектива, наличие детей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога). 2)Воспитательные задачи на данный период.3)Жизнедеятельность классного коллектива.4)Работа с родителями.5)Индивидуальная работа с учащимися. Существуют различные подходы к разделам и форме плана (см. приложение 9). Их выбор зависит от концептуальных подходов к воспитанию, возраста воспитанников, особенностей воспитательной системы школы, региональных особенностей. Методика планирования. Планирование - процесс совместной деятельности классного руководителя и учащихся по определению содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.Общий алгоритм планирования: целеполагание, определение временного периода, выбор формы плана, структурирование (выделение направлений и видов деятельности), коллективное планирование, выбор средств и форм воспитания, распределение событий во времени и оформление плана. По М.А.Бесовой, можно выделить различные способы привлечения к планированию воспитанников: предложить выбрать формы из предложенных учителем; обсудить на классном собрании в микрогруппах, какие дела дети хотели бы провести; организовать конкурс на лучшее предложение, аукцион идей и др.

10.Общий алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Выбор формы работы, целеполагание. Важно обращать внимание на название формы, так как в нем уже могут быть заложены некоторые методические идеи и подсказки. Например, педагог решил провести турнир эрудитов. Он должен хорошо себе представлять, чем турнир отличается от конкурса. Турнир – это соревнование (состязание) по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. А конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы. Важное требование - учет уровня развития коллектива и воспитанности учащихся, интересов воспитанников, условий среды, объективных возможностей. Формулировки воспитательных задач должны быть четкими, конкретными, нацеленными на результат, отражать стержневую идею, направленность на развитие сознания, чувств и поведения воспитанников. Подготовительная работа. Создается инициативная группа, деятельность которой осуществляется на принципах педагогики сотрудничества. Позиция педагога зависит от уровня сформированности и организованности коллектива. На данном этапе важно создать психологический настрой – вызвать желание и готовность участвовать в предстоящем мероприятии. Этап проведения воспитательного мероприятия. Начало должно активизировать внимание, настраивать воспитанников, вызывать интерес к предстоящему делу. Необходимое условие - логика и последовательность всех этапов мероприятия. Основная идея должна пронизывать все содержание. Особое значение имеет активность участников (как внешняя,так и внутренняя), проявление творчества. Важное методическое требование - организационная четкость проведения мероприятия. Финальная часть. Здесь необходимо усилить положительные переживания воспитанников, мотивацию, вызвать чувства удовлетворения, сопричастности, содействовать развитию самооценки (рефлексия).

11.Сущность и особенности методики организации КТД по И.П.Иванову. И.П.Иванов противопоставил два подхода к воспитанию: «передаточно-потребительская педагогика опеки» и «совместная коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, направленная на заботу об окружающих людях».Главные особенности и характерные черты коммунарской методики: смысл деятельности – забота об окружающих людях; товарищеские взаимоотношения; творческий подход; инициатива и самостоятельность учащихся; групповое взаимодействие. Коллективные творческие дела (КТД) - особый тип форм воспитательной работы. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи». КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:C предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);C обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;C способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;C эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса

12.Общая характеристика видов КТД: По Иванову, виды КТД: - познавательные (сказка-эстафета, защита фантастического проекта, клуб любознательных, турнир-викторина и др.);- художественно-эстетические (концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии, концерт-молния и др.);- трудовые (трудовой рейд, десант, «Подарок далекому другу», «Сюрприз ветеранам», операция «Помоги птицам» и др.); - спортивно-оздоровительные (шуточная эстафета, зимняя олимпиада, игры на местности с элементами военизирования и др.); - организационные (тренинги общения, день именинника, вечер шуток и забав и др.).

13.Стадии КТД:. Стадии организации КТД: 1 стадия. Предварительная работа. Продумываются возможные варианты проведения дела. 2 стадия. Коллективное планирование.На общем сборе дается «время на шум», учащиеся в микрогруппах обсуждают, какое дело они предлагают провести. Представители микрогрупп оглашают вслух мнение группы. Педагогу важно сохранить самые творческие предложения, если необходимо, объединяются разные предложения. Выбирается совет дела ­– временный организующий орган .3 стадия. Коллективная подготовка. Работает совет дела: продумываются все организационные моменты: место и время проведения, будут ли гости, победители. При необходимости разрабатывается сценарий, даются поручения остальным членам коллектива, микрогруппам. Работа в совете дела призвана развивать у учащихся инициативу, ответственность, самостоятельность, организаторские способности. 4 стадия. Коллективное проведение дела. Здесь важно поддерживать интерес к делу, соблюдать товарищеские взаимоотношения, поддерживать инициативу и творчество. 5 стадия. Коллективное подведение итогов. На общем сборе обсуждаются вопросы: Что удалось? Что не удалось? Как избежать ошибок в дальнейшем? На этой стадии важно не только проанализировать результаты проведенного дела, но и направить усилия педагога на сплочение коллектива (исполняется любимая песня, организуется игра, неформальное общение, взаимные сюрпризы и т.п.). 6стадия. Ближайшее последействие. Задумывается новое дело. Меняется система общественных получений. Вносятся коррективы в воспитательный план.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.009 с.)