Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «Воспитательная дея-ть», «Воспитательная работа», «Воспитывающая дея-ть»
Воспитательная деятельность – это деятельность по организации воспитательного взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития личности воспитанника в условиях школьного коллектива. Структурно воспитательную деятельность можно представить в виде совокупности компонентов: целеполагание, прогностическая деятельность, диагностическая, конструктивная (проектировочная), организаторская, коммуникативная, аналитическая, коррекционная. В современных условиях воспитательная деятельность строится на основе концептуальных подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, деятельностного. Ведущую роль играют принципы гуманизации и демократизации воспитания.Основная идея гуманистической воспитательной системы современной общеобразовательной школы – ориентация на личность человека, развитие его способностей, создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности, психолого-педагогической поддержки со стороны педагога. Важный элемент гуманистической воспитательной системы – психолого-педагогическая поддержка ребенка Деятельность становится воспитывающей (М.А.Бесова и др.) при соблюдении определенных условий: - субъектом деятельности должен выступать сам ребенок; - деятельность должна быть значима для каждого воспитанника – приобрести личностный смысл (в ней удовлетворяются потребности личности в познании, общении, самоутверждении, раскрытии своего потенциала); - ученик должен испытывать удовлетворение в процессе работы; - деятельность должна быть ориентирована на социально-ценностные отношения;- для младших школьников особую значимость приобретает наглядность и ощутимость результатов организуемой деятельность. Одно из ключевых понятий современного воспитательного процесса – «воспитательная система,работа». Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы. Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.Необходимо преодолевать такие недостатки воспитательной работы, как формализм, функциональный подход, преобладание словесных методов и конкурсно-развлекательных форм воспитания.
4.Задачи,функции и содержание воспитательной дея-ти клас.руководителя Классный руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, осуществляя помощь и поддержку в его взаимодействии с миром. Социальная значимость фигуры классного руководителя возрастает в связи с возрастанием социальной ценности индивидуальности. Функции классного руководителя (по В.А.Сластенину): формирующая, коммуникативная, проектирующая, организационно-деятельностная, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая, методическая. Обязанности классного руководителя: - культурное обустройство жизнедеятельности учащихся класса;- всестороннее изучение воспитанников и их семей;- разъяснение и внедрение правил поведения;- повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся;- создание коллектива, организация самоуправления учащихся;- проведение классных часов и собраний;- организация внеклассной деятельности;- сотрудничество с детскими общественными организациями;- работа с родителями;- ведение классного журнала и личных дел учащихся. Ведущие роли классного руководителя в работе с классом: «контроль», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением занятий, поведением, дежурством, питанием; взаимодействие с родителями, индивидуальная работа с учащимися); «проводник по стране знаний», создающий условия для развития позн.интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе); «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися нравственных норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе (обучение этике» и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении); «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (внедрение культурных норм общения, быта, досуга; проведение экскурсий, коллективных походов в театр, музеи, на выставки, вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в классе и школе); «социальный педагог», способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий жизнедеятельности, общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни); «старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности.
5.Цели, функции и принципы планирования воспитательной работы В самом общем представлении план – документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Функции планирования: направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная. Принципы планирования воспитательной работы: - целенаправленность (содержание и формы работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач воспитания); -комплексность (разнообразие содержания и форм работы, включение воспитанников в разные виды деятельности) -преемственность (исключение дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы); - конкретность и целесообразность (учет особенностей ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, традиций);- учет возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей учащихся;- реалистичность и разумная насыщенность плана;- план является результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. Планирование воспитательной работы,как совместная дея-ть педагога и уч-ся Планирование - процесс совместной деятельности классного руководителя и учащихся по определению содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. Общий алгоритм планирования: целеполагание, определение временного периода, выбор формы плана, структурирование (выделение направлений и видов деятельности), коллективное планирование, выбор средств и форм воспитания, распределение событий во времени и оформление плана. По М.А.Бесовой, можно выделить различные способы привлечения к планированию воспитанников: предложить выбрать формы из предложенных учителем; обсудить на классном собрании в микрогруппах, какие дела дети хотели бы провести; организовать конкурс на лучшее предложение, аукцион идей и др. 7.Виды и структрура плана воспитательной работы.Методика целеполагания работы и планирования дея-ти классного руководителя. Выделяют разнообразные виды планов: план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; план работы по одному из направлений воспитания; план работы с творческим или общественным объединением; перспективный, календарный и текущий план воспитательной работы; план подготовки и проведения конкретного мероприятия или дела. В разделах плана, как правило, отражаются основные виды деятельности младших школьников. В.П.Сергеева рекомендует следующую структуру плана воспитательной работы: 1)Характеристика классного коллектива (особенности состава класса, степень сплоченности учащихся, работоспособность, успеваемость, уровень сформированности классного коллектива, наличие детей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога). 2)Воспитательные задачи на данный период.3)Жизнедеятельность классного коллектива.4)Работа с родителями.5)Индивидуальная работа с учащимися. Существуют различные подходы к разделам и форме плана (см. приложение 9). Их выбор зависит от концептуальных подходов к воспитанию, возраста воспитанников, особенностей воспитательной системы школы, региональных особенностей. Методика планирования. Планирование - процесс совместной деятельности классного руководителя и учащихся по определению содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.Общий алгоритм планирования: целеполагание, определение временного периода, выбор формы плана, структурирование (выделение направлений и видов деятельности), коллективное планирование, выбор средств и форм воспитания, распределение событий во времени и оформление плана. По М.А.Бесовой, можно выделить различные способы привлечения к планированию воспитанников: предложить выбрать формы из предложенных учителем; обсудить на классном собрании в микрогруппах, какие дела дети хотели бы провести; организовать конкурс на лучшее предложение, аукцион идей и др.
10.Общий алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Выбор формы работы, целеполагание. Важно обращать внимание на название формы, так как в нем уже могут быть заложены некоторые методические идеи и подсказки. Например, педагог решил провести турнир эрудитов. Он должен хорошо себе представлять, чем турнир отличается от конкурса. Турнир – это соревнование (состязание) по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. А конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы. Важное требование - учет уровня развития коллектива и воспитанности учащихся, интересов воспитанников, условий среды, объективных возможностей. Формулировки воспитательных задач должны быть четкими, конкретными, нацеленными на результат, отражать стержневую идею, направленность на развитие сознания, чувств и поведения воспитанников. Подготовительная работа. Создается инициативная группа, деятельность которой осуществляется на принципах педагогики сотрудничества. Позиция педагога зависит от уровня сформированности и организованности коллектива. На данном этапе важно создать психологический настрой – вызвать желание и готовность участвовать в предстоящем мероприятии. Этап проведения воспитательного мероприятия. Начало должно активизировать внимание, настраивать воспитанников, вызывать интерес к предстоящему делу. Необходимое условие - логика и последовательность всех этапов мероприятия. Основная идея должна пронизывать все содержание. Особое значение имеет активность участников (как внешняя,так и внутренняя), проявление творчества. Важное методическое требование - организационная четкость проведения мероприятия. Финальная часть. Здесь необходимо усилить положительные переживания воспитанников, мотивацию, вызвать чувства удовлетворения, сопричастности, содействовать развитию самооценки (рефлексия).
11.Сущность и особенности методики организации КТД по И.П.Иванову. И.П.Иванов противопоставил два подхода к воспитанию: «передаточно-потребительская педагогика опеки» и «совместная коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, направленная на заботу об окружающих людях».Главные особенности и характерные черты коммунарской методики: смысл деятельности – забота об окружающих людях; товарищеские взаимоотношения; творческий подход; инициатива и самостоятельность учащихся; групповое взаимодействие. Коллективные творческие дела (КТД) - особый тип форм воспитательной работы. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи». КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:C предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);C обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;C способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;C эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса
12.Общая характеристика видов КТД: По Иванову, виды КТД: - познавательные (сказка-эстафета, защита фантастического проекта, клуб любознательных, турнир-викторина и др.);- художественно-эстетические (концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии, концерт-молния и др.);- трудовые (трудовой рейд, десант, «Подарок далекому другу», «Сюрприз ветеранам», операция «Помоги птицам» и др.); - спортивно-оздоровительные (шуточная эстафета, зимняя олимпиада, игры на местности с элементами военизирования и др.); - организационные (тренинги общения, день именинника, вечер шуток и забав и др.). 13.Стадии КТД:. Стадии организации КТД: 1 стадия. Предварительная работа. Продумываются возможные варианты проведения дела. 2 стадия. Коллективное планирование.На общем сборе дается «время на шум», учащиеся в микрогруппах обсуждают, какое дело они предлагают провести. Представители микрогрупп оглашают вслух мнение группы. Педагогу важно сохранить самые творческие предложения, если необходимо, объединяются разные предложения. Выбирается совет дела – временный организующий орган .3 стадия. Коллективная подготовка. Работает совет дела: продумываются все организационные моменты: место и время проведения, будут ли гости, победители. При необходимости разрабатывается сценарий, даются поручения остальным членам коллектива, микрогруппам. Работа в совете дела призвана развивать у учащихся инициативу, ответственность, самостоятельность, организаторские способности. 4 стадия. Коллективное проведение дела. Здесь важно поддерживать интерес к делу, соблюдать товарищеские взаимоотношения, поддерживать инициативу и творчество. 5 стадия. Коллективное подведение итогов. На общем сборе обсуждаются вопросы: Что удалось? Что не удалось? Как избежать ошибок в дальнейшем? На этой стадии важно не только проанализировать результаты проведенного дела, но и направить усилия педагога на сплочение коллектива (исполняется любимая песня, организуется игра, неформальное общение, взаимные сюрпризы и т.п.). 6стадия. Ближайшее последействие. Задумывается новое дело. Меняется система общественных получений. Вносятся коррективы в воспитательный план.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.009 с.) |