Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепциии и программы воспитания детей и уч-ся молодежи в рб

Поиск

Современные концепциии и программы воспитания детей и уч-ся молодежи в РБ

Воспитательная технология – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Основные характеристики воспитательных технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, гуманно-демократический характер взаимодействия, субъектность воспитанника, наличие четких правил, этапов, приемов (Н.Е.Щуркова). В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь раскрыты следующие составные элементы воспитательных технологий: учет актуальных потребностей детей; позитивное восприятие ребенка; психолого-педагогическая поддержка; воспитание без принуждения, физического и психического ненасилия; обращение личности к самой себе; воспитывающие ситуации; игровая деятельность. В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий) Во-первых, это должны быть относительно массовые, т.е. известные педагогам формы и способы работы. Во-вторых, в способе работы должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании. В-третьих, в форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата. Таким критериям, по С.Д.Полякову, соответствуют следующие технологии:P коллективное творческое дело (КТД);P тренинг общения;P шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);P групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов);P диалог «педагог-воспитанник».Единой классификации воспитательных технологий не существует. По характеру отношения к воспитанникам Г.К.Селевко выделяет технологии: сотрудничество, свободное воспитание, авторитарные и личностно ориентированные. В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология», которые можно отнести и к воспитательным технологиям:-общепедагогическая технология как синоним «педагогической системы»;-частнометодическая;-локальная.

Планирование воспитательной работы,как совместная дея-ть педагога и уч-ся

Планирование - процесс совместной деятельности классного руководителя и учащихся по определению содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. Общий алгоритм планирования: целеполагание, определение временного периода, выбор формы плана, структурирование (выделение направлений и видов деятельности), коллективное планирование, выбор средств и форм воспитания, распределение событий во времени и оформление плана.

По М.А.Бесовой, можно выделить различные способы привлечения к планированию воспитанников: предложить выбрать формы из предложенных учителем; обсудить на классном собрании в микрогруппах, какие дела дети хотели бы провести; организовать конкурс на лучшее предложение, аукцион идей и др.

7.Виды и структрура плана воспитательной работы.Методика целеполагания работы и планирования дея-ти классного руководителя.

Выделяют разнообразные виды планов: план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; план работы по одному из направлений воспитания; план работы с творческим или общественным объединением; перспективный, календарный и текущий план воспитательной работы; план подготовки и проведения конкретного мероприятия или дела. В разделах плана, как правило, отражаются основные виды деятельности младших школьников. В.П.Сергеева рекомендует следующую структуру плана воспитательной работы: 1)Характеристика классного коллектива (особенности состава класса, степень сплоченности учащихся, работоспособность, успеваемость, уровень сформированности классного коллектива, наличие детей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога). 2)Воспитательные задачи на данный период.3)Жизнедеятельность классного коллектива.4)Работа с родителями.5)Индивидуальная работа с учащимися. Существуют различные подходы к разделам и форме плана (см. приложение 9). Их выбор зависит от концептуальных подходов к воспитанию, возраста воспитанников, особенностей воспитательной системы школы, региональных особенностей. Методика планирования. Планирование - процесс совместной деятельности классного руководителя и учащихся по определению содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.Общий алгоритм планирования: целеполагание, определение временного периода, выбор формы плана, структурирование (выделение направлений и видов деятельности), коллективное планирование, выбор средств и форм воспитания, распределение событий во времени и оформление плана. По М.А.Бесовой, можно выделить различные способы привлечения к планированию воспитанников: предложить выбрать формы из предложенных учителем; обсудить на классном собрании в микрогруппах, какие дела дети хотели бы провести; организовать конкурс на лучшее предложение, аукцион идей и др.

10.Общий алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Выбор формы работы, целеполагание. Важно обращать внимание на название формы, так как в нем уже могут быть заложены некоторые методические идеи и подсказки. Например, педагог решил провести турнир эрудитов. Он должен хорошо себе представлять, чем турнир отличается от конкурса. Турнир – это соревнование (состязание) по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. А конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы. Важное требование - учет уровня развития коллектива и воспитанности учащихся, интересов воспитанников, условий среды, объективных возможностей. Формулировки воспитательных задач должны быть четкими, конкретными, нацеленными на результат, отражать стержневую идею, направленность на развитие сознания, чувств и поведения воспитанников. Подготовительная работа. Создается инициативная группа, деятельность которой осуществляется на принципах педагогики сотрудничества. Позиция педагога зависит от уровня сформированности и организованности коллектива. На данном этапе важно создать психологический настрой – вызвать желание и готовность участвовать в предстоящем мероприятии. Этап проведения воспитательного мероприятия. Начало должно активизировать внимание, настраивать воспитанников, вызывать интерес к предстоящему делу. Необходимое условие - логика и последовательность всех этапов мероприятия. Основная идея должна пронизывать все содержание. Особое значение имеет активность участников (как внешняя,так и внутренняя), проявление творчества. Важное методическое требование - организационная четкость проведения мероприятия. Финальная часть. Здесь необходимо усилить положительные переживания воспитанников, мотивацию, вызвать чувства удовлетворения, сопричастности, содействовать развитию самооценки (рефлексия).

11.Сущность и особенности методики организации КТД по И.П.Иванову. И.П.Иванов противопоставил два подхода к воспитанию: «передаточно-потребительская педагогика опеки» и «совместная коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, направленная на заботу об окружающих людях».Главные особенности и характерные черты коммунарской методики: смысл деятельности – забота об окружающих людях; товарищеские взаимоотношения; творческий подход; инициатива и самостоятельность учащихся; групповое взаимодействие. Коллективные творческие дела (КТД) - особый тип форм воспитательной работы. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи». КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:C предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);C обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;C способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;C эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса

12.Общая характеристика видов КТД: По Иванову, виды КТД: - познавательные (сказка-эстафета, защита фантастического проекта, клуб любознательных, турнир-викторина и др.);- художественно-эстетические (концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии, концерт-молния и др.);- трудовые (трудовой рейд, десант, «Подарок далекому другу», «Сюрприз ветеранам», операция «Помоги птицам» и др.); - спортивно-оздоровительные (шуточная эстафета, зимняя олимпиада, игры на местности с элементами военизирования и др.); - организационные (тренинги общения, день именинника, вечер шуток и забав и др.).

13.Стадии КТД:. Стадии организации КТД: 1 стадия. Предварительная работа. Продумываются возможные варианты проведения дела. 2 стадия. Коллективное планирование.На общем сборе дается «время на шум», учащиеся в микрогруппах обсуждают, какое дело они предлагают провести. Представители микрогрупп оглашают вслух мнение группы. Педагогу важно сохранить самые творческие предложения, если необходимо, объединяются разные предложения. Выбирается совет дела ­– временный организующий орган .3 стадия. Коллективная подготовка. Работает совет дела: продумываются все организационные моменты: место и время проведения, будут ли гости, победители. При необходимости разрабатывается сценарий, даются поручения остальным членам коллектива, микрогруппам. Работа в совете дела призвана развивать у учащихся инициативу, ответственность, самостоятельность, организаторские способности. 4 стадия. Коллективное проведение дела. Здесь важно поддерживать интерес к делу, соблюдать товарищеские взаимоотношения, поддерживать инициативу и творчество. 5 стадия. Коллективное подведение итогов. На общем сборе обсуждаются вопросы: Что удалось? Что не удалось? Как избежать ошибок в дальнейшем? На этой стадии важно не только проанализировать результаты проведенного дела, но и направить усилия педагога на сплочение коллектива (исполняется любимая песня, организуется игра, неформальное общение, взаимные сюрпризы и т.п.). 6стадия. Ближайшее последействие. Задумывается новое дело. Меняется система общественных получений. Вносятся коррективы в воспитательный план.

Финал

1. Итоговое оценивание

2. Смягчение соревновательности действием, словами, объединяющими «сцену», и действиями, объединяющими «зал» и «сцену» (общая песня, ритуальное действо и т.п.).

Виды игр и метод.их провед.

Пед.игра - деят-ть воспит-ка,мотивом котор.явл-ся сам процесс или действие с воображ.предметами в воображ.или реальной ситуации,напрвлен.на познание,освоение и преобраз-е действит-ти и использ-ся в пед.процессе в качестве средства воспт-я и обуч-я

Сущ-т мн-во классификаций игр. 1. по месту проведения (помещен.,улица), 2. наличию игрового оборудования (с предметами и без предметов), 3. предмет. содержанию (матем-е, литер-е, муз-е, историч-е и др.), 4. количеству участников (групповые, массовые). М.П.Осипова и И.А.Мельничук выделяют познавательные, сюжетно-ролевые (режиссерские, театрализованные) и подвижные игры.

В нач.кл. используются сюжетно-ролевые игры, подвижные, игры-забавы, игры с трудовым содержанием, игры-драматизации, народные, спортивные, дидактические и др.

Структура игры как процесса:

- роли, взятые на себя участниками;

- игровые действия;

- игровое употребление предметов;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание).

Методика руководства детской игрой предполагает:

А) выбор игры, приглашение в игру;

Б) подготовку необходимого оборудования и инвентаря;

В) распределение ролей (назначение на роль, по договоренности, по очереди, обсуждение кандидатур и др.);

Г) ознакомление с правилами игры;

Д) организацию игрового действия;

Е) завершение игры, подведение итогов.

 

Современные концепциии и программы воспитания детей и уч-ся молодежи в РБ

Воспитательная технология – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Основные характеристики воспитательных технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, гуманно-демократический характер взаимодействия, субъектность воспитанника, наличие четких правил, этапов, приемов (Н.Е.Щуркова). В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь раскрыты следующие составные элементы воспитательных технологий: учет актуальных потребностей детей; позитивное восприятие ребенка; психолого-педагогическая поддержка; воспитание без принуждения, физического и психического ненасилия; обращение личности к самой себе; воспитывающие ситуации; игровая деятельность. В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий) Во-первых, это должны быть относительно массовые, т.е. известные педагогам формы и способы работы. Во-вторых, в способе работы должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании. В-третьих, в форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата. Таким критериям, по С.Д.Полякову, соответствуют следующие технологии:P коллективное творческое дело (КТД);P тренинг общения;P шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);P групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов);P диалог «педагог-воспитанник».Единой классификации воспитательных технологий не существует. По характеру отношения к воспитанникам Г.К.Селевко выделяет технологии: сотрудничество, свободное воспитание, авторитарные и личностно ориентированные. В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология», которые можно отнести и к воспитательным технологиям:-общепедагогическая технология как синоним «педагогической системы»;-частнометодическая;-локальная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.008 с.)