Психология допроса свидетелей потерпевших 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология допроса свидетелей потерпевших



Допрос — процессуальное действие, направленное на получение органом расследования или судом сведений об известных допрашиваемому фактах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела (ст. 187 — 191 УПК РФ).

С точки зрения уголовного процесса и криминалистики допрос представляет собой процесс получения доказательств, а с точки зрения юридической психологии — процесс специфического общения допрашивающего с допрашиваемым. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различают допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта.

Основными структурными элементами психологии допроса свидетелей и потерпевших являются:

психологические особенности формирования показаний свидетелей и потерпевших на стадии восприятия, запоминания и воспроизведения;

психологические особенности подготовки к допросу;

психологические приемы допроса;

оценка слуховых, зрительных, болевых и температурных ощущений в показаниях свидетелей и потерпевших;

оценка восприятия времени;

факторы, мешающие правильному восприятию;

психологические особенности закрепления (фиксации) результатов допроса.

В юридической и психологической литературе процесс формирования показаний свидетелей и потерпевших традиционно делится на три стадии — восприятие, запоминание и воспроизведение.

Полнота и качество восприятия событий зависят от совокупности объективных и субъективных факторов. В число первых входят факторы, не зависящие от самих свидетелей и потерпевших: время года, время суток, быстротечность событий, отдаленность предметов (событий) от местонахождения свидетеля, потерпевшего; освещенность, длительность или кратковременность события, метеорологические условия (снегопад, туман, дождь и т.п.). К субъективны факторам, характеризующим восприятие, относятся: состояние органов зрения, слуха и других анализаторов; физиологическое и психологическое состояние: болезнь, опьянение (алкогольное, наркотическое); правильное понимание сущности воспринимаемых событий и др.

Полнота и точность восприятия предметов (явлений окружающей действительности) во многом зависят от физических возможностей анализаторов (органов слуха, зрения обоняния и др.). Например; зрение дает 60 — 65% сведения об окружающем мире; слух — 10 — 15; осязание — 7 — 10; вкус — 5 — 6; обоняние — 2 — 4%. Основное количество данных мы получаем при помощи зрительного восприятия.

Возможности зрительных ощущений не беспредельны. Глаз человека реагирует на зрительные раздражителя с длинной волны от 390 до 760 мм, а инфракрасные и ультрафиолетовые лучи он вообще не воспринимает. Острота зрения резко падает при снижении освещенности. Зрительная чувствительность изменяется с 230 — 760 ммк до 313 — 950 ммк в зависимости от условий восприятия (силы возбуждения интенсивности раздражителя), а также от физического (утомление, усталость и др.) и психологического состояния человека.

На восприятие влияют сила и интенсивность раздражителя (например, выстрел, крик, столкновение машины и др.), интересы воспринимающего, его психологическое состояние (радость, печаль и др.), целенаправленность. Эмоции могут повышать качество восприятия, его объем и точность, а могут существенно тормозить, искажать и т.д.

В восприятиях будущего свидетеля, потерпевшего могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы), вызываемые физическими, физиологическими, психологическими причинами. Иллюзии появляются вследствие особых условий наблюдения, ложного суждения о видимом, из-за оптического несовершенства глаза и некоторых особых свойств различных анализаторов. Одной из причин ошибок и неточностей в показаниях добросовестных свидетелей, потерпевших иногда является состояние алкогольного опьянения, при котором снижается острота зрения, слуха, осязания, притупляются ощущения холода, тепла, тактильные ощущения и др.

На качество и полноту восприятия влияют также психическая напряженность (стресс и растерянность (фрустрация). В стрессовом состоянии человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. Фрустрация (крушение, уничтожение планов, замыслов, мечты) оказывает влияние на поведение человека, его дальнейшие поступки и действия. Процесс восприятия зависит от настроения свидетеля, потерпевшего.

Формирование показаний свидетелей и потерпевших чаще всего идет без специальной цели запомнить воспринятые предметы (явления). В зависимости от деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. В первом случае запоминание происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего, во втором он осмысливает информацию, отбирает, заучивает ее.

На процесс запоминания влияют эмоции, настроения, интересы и т.д. Оно зависит также от личности. Например, угрюмый человек чаще запоминает мрачные, негативные стороны события, а человек общительный, веселый больше обращает внимание на светлые, приятные моменты происходящего.

Длительность сохранения информации зависит от индивидуальных и возрастных особенностей свидетеля или потерпевшего, вида его памяти, направленности и силы воздействия раздражителя, интересов и профессии. Временно забытая информация может восстанавливаться. Данное явление в психологии называется реминисценцией.

Дача показаний на допросе — своеобразная специфическая форма воспроизведения событий прошлого, на которое влияет эмоциональное состояние лица, дающего показания (волнение, напряжение, беспокойство, переживания и др.), интеллектуальный уровень развития, особенности его характера, темперамента.

Особого внимания заслуживают психологические аспекты подготовки к допросу свидетелей и потерпевших. Основными подготовительными мероприятиями являются:

ознакомление с материалом уголовного дела;

изучение личности допрашиваемого;

решение вопроса о времени и месте допроса; определение (выбор) способа вызова на допрос;

установление очередности допроса свидетелей и потерпевших;

подготовка научно-технических средств;

составление перечня вопросов, подлежащих выяснению;

психологическая подготовка самого следователя.

Эффективность допроса свидетелей и потерпевших зависит от внимательного изучения материала уголовного дела. Следователь должен хорошо знать информацию, которая в нем содержится, быстро находить необходимые данные. Недостаточная осведомленность, неуверенность, беспомощность при отыскания нужных сведений в уголовном деле снижают качество допроса, отрицательно влияют на установление психологического контакта с допрашиваемым.

До начала допроса целесообразно получить информацию о биографических данных допрашиваемого, месте его работы, должности, связях с обвиняемым, состоянии здоровья, об образовании, условиях формирования личности, образе жизни, о характерологических особенностях, уровне развития, склонностях, привычках, потребностях и др.

Психологической оценки требует вопрос о времени назначения допроса. Желательно распределять это время так, чтобы обеспечить четкость и последовательность прихода каждого свидетеля и потерпевшего, постараться исключить случаи скопления у кабинета следователя нескольких свидетелей, потерпевших, так как между ними происходят обмен информацией, они оказывают определенное влияние друг на друга, вырабатывают совместную линию поведения на допросе.

Время допроса имеет большое значение в тех случаях, когда свидетель и особенно потерпевший испытали психологическое напряжение (страх, стресс и др.). Необходимо дать им время на восстановление нормального психического состояния, учитывая при этом и реминисценцию — улучшение повторного воспроизведения. Нужно также принимать во внимание возраст допрашиваемого. Допроснесовершеннолетних должен быть непродолжительным во времени. Эффективное, устойчивое внимание у детей 5 7 лет — 15 минут, 7 10 лет — 20 минут, 10 — 12 лет — 25 минут, старше 12 лет — 30-40 минут.

Немаловажную роль играет способ вызова на допрос. Традиционный порядок вызова — направление повестки. Следственная практика показывает, что психологически оправдано приглашать свидетелей и потерпевших по телефону, телефонограммой, телеграммой и т.д. Это заранее способствует установлению психологического контакта с допрашиваемым. Конечно, способ вызова на допрос самым: непосредственным образом связан с личностью допрашиваемого.

Место допроса определяется следователем с учетом особенностей уголовного дела, личности свидетеля и потерпевшего, возможностей создания обстановки непосредственного общения в конкретном помещении (например, если в кабинете постоянно работают несколько следователей). В отдельных случаях целесообразно организовать допрос по месту работы или учебы свидетеля, потерпевшего, на месте происшествия или по месту жительства.

Существенное значение для установления психологического контакта с допрашиваемым имеет личность следователя. Его подтянутость, аккуратность, спокойствие, вежливость, уверенность, тактичность и т.д. являются обязательными условиями формирования доброжелательных, отношений, предупреждения конфликтных ситуаций, своевременного получения правдивых показаний. Следователь, не должен быть грубым, насмешливым, невнимательным, торопливым, подчеркнуто недоверчивым. На проведение допроса, закрепление полученных результатов влияют качество и надежность научно-технических средств (магнитофона, видеомагнитофона, кино- и фотоаппаратуры). Во время допроса следователь не должен отвлекаться на устранение неисправностей, так как это способствует нарушению контакта с допрашиваемым, отвлекает его внимание, вызывает скептическое отношение к техническим средствам фиксации допроса.

Разработка и внедрение в практику деятельности следователя психологических приемов допроса — важнейшее направление юридической психологии. Они составляют единое целое с тактическими приемами.

Психологические приемы используются в зависимости от вида сложившейся следственной ситуации: простой, проблемной, конфликтной.

Простая следственная ситуация складывается, когда допрос осуществляется в обстановке доброжелательности, взаимопонимания и доверия. Проблемная ситуация возникает в случаях, если свидетель или потерпевший добросовестно заблуждается, его показания противоречат материалам уголовного дела, но умысла на дачу ложных показаний у него нет. Конфликтная ситуация — это результат лжесвидетельства, самооговора и оговора, симуляции, агровации и другого нежелательного для расследования поведения допрашиваемого.

Когда свидетель или потерпевший дает правдивые показания, но в его информации имеются пробелы и неточности, следователь может использовать такие приемы допроса, как «смежность», «разобщение», «перифраза», «наглядность». При формировании показаний в памяти свидетеля, потерпевшего образуются смежные ассоциации между образами отдельных предметов или явлений в том порядке, в каком они воспринимались. Поэтому следователь может напомнить допрашиваемому о некоторых моментах преступного события путем выхода на место происшествия или демонстрации вещественного доказательства. Тот как бы вновь переживает прошлое, что помогает ему вспомнить какие-то подробности случившегося.

В юридической литературе (Т.Г. Доспулов, А.В. Дулов, Ф.В. Глазырин, И.Н. Сорокотягин и др.) дается подробная классификация психологических приемов, наиболее часто используемых следователем при допросе. Например, выделяются следующие группы приемов:

1) приспосабливающие приемы (адаптивные) — «разобщение», «беседа», «настройка», «выжидание», «замедленный темп», «пресечение лжи», «создание незаполненности»,

2) информационные приемы — «смежность», «сходность»

«контрастность», «наглядность», «повторность», «инерция» и др.;

3) приемы, направленные на эмоциональное воздействие, — «беседа», «настройка», «внезапность», «последовательность», «выжидание», «создание напряженности, и др.;

4) приемы создания определенного представления — «пресечение лжи», «отвлечение внимания», «создание определенного представления об осведомленности следователя»;

5) приемы установления истинности или ложности показаний — «форсированный темп», «замедленный темп» «повторность».

Приведенная классификация не является исчерпывающей. Некоторые приемы могут использоваться и при других ситуациях, применяться последовательно или одновременно. Все зависит от конкретной следственной ситуации личности допрашиваемого.

При допросе свидетелей, потерпевших часто возникает необходимость дать оценку их показаниям о времени наступления какого-либо события. Известны три способа восприятия времени: хронометрический, хроногнозический и хронологический. В первом случае время устанавливается по приборам (часы, световое табло и др.); хроногнозия — это непосредственное переживание человеком времени какого- либо события. При хронологическом способе время, интересующего следователя события устанавливается путем сравнения его со временем других, известных событий.

Психологической оценке подлежат показания, основанные на зрительных, слуховых восприятиях. Следователь должен учитывать расстояние, место, условия, при которых наблюдалось событие преступления, наличие помех, постороннего шума и маскировки. Большое значение имеют возраст допрашиваемого, состояние его органов зрения, слуха и других анализаторов, Например, дети только от 5 лет способны оценивать расстояние до предметов; в 6 — 7 лет они могут сравнивать объекты по форме, ширине, высоте, глубине; до 7-летнего возраста дети затрудняются при оценке понятий времени (год, месяц, день, час). При оценке зрительных ощущений необходимо выяснить условия восприятия, расстояние до объекта, освещенность, особенности адаптации глаза к темноте или свету. Для определения цвета имеют значение возраст, жизненный и профессиональный опыт человека.

Должны психологически оцениваться показания свидетелей и потерпевших, касающиеся болевых и температурных ощущений. На данные ощущения влияют алкогольное опьянение, усталость, страх, болезнь и т.д. Поэтому при допросе необходимо выяснять обстоятельства, характеризующие подобные психические состояния, и вести дальнейшее расследование с учетом полученной информации.

На допросе потерпевших, свидетелей приходится давать оценку слуховым восприятиям. Следователь выясняет, какова слуховая чувствительность допрашиваемого, на каком расстоянии он слышал крики, речь, шум, каковы характер и сила звука. Он устанавливает объективные обстоятельства, воздействовавшие на слышимость, психофизиологическое состояние допрашиваемого в момент восприятия (волнение, испуг, глубокая сосредоточенность, алкогольное опьянение и др.).

Подлежат обязательной оценке показания свидетелей и потерших, основанные на обонятельных, вкусовых, кожных, тактильных и других ощущениях.

Оценка результатов восприятия и воспроизведения в показаниях свидетелей и потерпевших обычно осуществляется следователем. Однако он может использовать для этой

цели специальные знания сведущих лиц (педагогов, психологов, врачей, судебных медиков и др.).

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные структурные элементы психологии допроса свидетелей, потерпевших.

2. Какие факторы влияют на полноту и качество восприятия?

3. Что влияет на процесс запоминания потерпевшего и свидетеля?

4. Расскажите о психологических особенностях подготовки к допросу.

5. Назовите психологические приемы допроса свидетелей, потерпевших.

6. Что понимается под психологической оценкой пространственно- временных ощущений?

7. Каковы особенности оценки болевых, температурных, зрительных и других ощущений в показаниях свидетелей и потерпевших?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.021 с.)