Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
РАЗДЕЛ 4. Психология судебной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте В данном разделе мы рассмотрим психологические особенности судебной деятельности; различные обстоятельства, послужившие поводом для назначения судебно-психологической экспертизы.
Тема 4.1. Психологические особенности судебной Деятельности
На этапе судебного следствия для формирования у председательствующего судьи, профессиональных судей и присяжных заседателей правильного личного внутреннего убеждения по решаемым ими вопросам с учетом позиции сторон, представленных ими и исследованных в суде доказательств способствует реализация следующих процессуальных норм: 1) судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по делам частного обвинения - с изложения заявления частным обвинителем (ч.1 ст. 273 УПК РФ); председательствующий опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным и желает ли он или его защитник выразить свое отношение к предъявленному обвинению (ч.2 ст. 273 УПК РФ). После этого подсудимый или его защитник вправе обратиться к суду с краткой вступительной речью с изложением позиции защиты, что способствует расположению суда к восприятию оправдательных доказательств, которые защита намерена представить; 2) очередность исследования доказательств определяется стороной, представившей доказательства суду (ч.1 ст. 274 УПК РФ); 3) судебное следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственною обвинителя и защитника (ч.1 ст. 335 УПК РФ); во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств (ч.2 ст. 335 УПК РФ); защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств (ч. 3 ст. 335 УПК РФ). В своем вступительном заявлении государственный обвинитель и защитник должны так изложить спою позицию и порядок исследования представленных ими доказательств, чтобы вызвать интерес к своей аргументации, психологически настроить председательствующего судью и присяжных заседателей на восприятие доказательств с соответствующей позиции, в этой связи представляют интерес результаты исследования американских социальных психологов о способах представления доказательств. Этим исследованием установлено, что в суде присяжных стороны представляют доказательства одним из двух способов. В первом случае, называемом порядком определяемым версией, они представляют доказательства в той последовательности, в которой происходили события, придерживаясь как можно ближе версии, которую они бы хотели внушить присяжным. Во втором случае, называемом порядком определяемым свидетелями, они представляют свидетелей в той последовательности, которая, как они полагают, произведет наибольшее впечатление на присяжных, даже если события при этом описываются беспорядочно (например, адвокат или прокурор приберегают своих лучших свидетелей напоследок, с тем чтобы процесс завершился на драматической, запоминающейся ноте, даже если свидетель описал события, происходившие на раннем этапе предполагаемого преступления). Результаты явным и решительным образом свидетельствуют в пользу стратегии, которая использует порядок, определяемый версией. По мнению американских социальных психологов, одна из причин высокого процента обвинительных приговоров по уголовным делам в США (около 80 %) состоит в том, что на реальных процессах прокуроры обычно представляют доказательства в порядке, определяемом версией, тогда как адвокаты обычно следуют порядку, определяемому свидетелями; 4) первой представляет доказательства сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты (ч.2 ст. 274 УПК РФ). В состязательном уголовном процессе основным способом представления и исследования сторонами доказательств в суде является допрос. Судебный допрос отличается от допроса на предварительном следствии прежде всего тем, что он более отдален во времени от события преступления. На момент допроса в суде допрашивающие и допрашиваемые знакомы с материалами дела, имеющейся доказательственной базой, в том числе с показаниями, данными ранее в ходе предварительного следствия. Это является одной из причин отказа подсудимого от показаний, данных на предварительном следствии. Психологическую подоплеку изменения подсудимым показаний на разных этапах уголовного процесса описал А. Ф. Кони: "Опыт, даваемый уголовной практикой, приводя к тому, что по большей части преступлений, в которых виновность преступника строится на косвенных доказательствах, на совокупности улик и лишь отчасти подкрепляется его собственным сознанием, это сознание несколько раз меняет свой объем и свою окраску. Подозреваемый сознается лишь в одном, в неизбежном, надеясь уйти от суда; обвиняемый сознается полнее, потому что надежда уйти от суда меркнет в его глазах; подсудимый, пройдя школу размышлений, а иногда и советов товарищей по несчастью, снова выбрасывает из своего признания все то, что можно выбросить, к чему не приросли твердые улики, ибо у него снова блестит надежда уйти уже не от суда, но от наказания''. Правовой же основой избрания подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми такой линии защиты является положение ч. 2.СТ. 77 УПК РФ о том, что "признание обвиняемым своей вины в совершения преступления может быть положено и основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств". Кроме того, обвиняемый (подозреваемый) вправе вообще отказаться отдачи показании (п. 2 ч. 4 ст. 46. п, 3 ч. А ст. 47 УПК РФ). Судебный допрос ведется не "в тиши кабинета", а в условиях публичности, гласно. Показания в судебном заседании, как правило, даются непосредственно "глаза в глаза". При этом потерпевшие, свидетели могут впервые допрашиваться в присутствии подсудимого. Судебный допрос осуществляет не одно лицо, а несколько лиц с противоборствующих позиций, преследуя конкретные цели, соответствующие их процессуальному положению. Особенностью судебного допроса также является одновременное с ним ведение протокола. При этом показания фиксирует другое лицо, которое не осуществляет допрос. По сравнению с допросом на предварительном следствии меняется и характер допроса, который становится в судебном заседания не столько поисковым, сколько проверочным, подтверждающим. Каждая из сторон для подтверждения правильности своей позиции, проверки и опровержения позиции другой стороны может участвовать в производстве различных видов допроса: прямом допросе, перекрестном допросе, шахматном допросе и передопросе. Прямой допрос (или, как его еще называют, "первоначальный", "основной" допрос) - это допрос участниками процесса следующего лица своей стороны с целью получения у него информации (доказательств, фактических данных), подтверждающей позицию данной стороны, отстаиваемые ею в суде фактическую и правовую версии рассматриваемого в суде события. Так, государственный обвинитель, частный обвинитель, потерпевшие, гражданский истец, представители частного обвинителя, потерпевшего и гражданского истца участвуют в прямом допросе "свидетелей обвинения" (вызванных в суд по инициативе обвинения свидетелей, потерпевших, экспертов, подтверждающих позицию обвинения), а подсудимый, его защитник, гражданский ответчик и его представитель участвуют в прямом допросе "свидетелей зашиты" (подсудимых и вызванных в суд по инициативе зашиты свидетелей и экспертов, подтверждающих позицию зашиты). По УПК РФ прямой допрос это основное процессуальное средство представления каждой стороной своих доказательств, подтверждающих отстаиваемые ею фактическую и юридическую версии. Новый УПК допускает возможность начать прямой допрос не со свободного рассказа, а с постановки вопросов с целью получить конкретные ответы относительно интересующих сторону фактов. Вопросы должны логично вытекать один из другого и ставиться в такой последовательности, чтобы ответы на них создавали картину происшествия, соответствующую фактической и юридической версии допрашивающей стороны. Выбор формы начала допроса зависит от стороны, представляющей доказательства. Однако при прямом допросе наиболее убедительным является свободный рассказ допрашиваемого об известных ему обстоятельствах дела. Для побуждения допрашиваемого к свободному рассказу сторона, ведущая прямой допрос, предлагает допрашиваемому сообщить все известное ему по делу. В случае неполноты или неточности свободного рассказа представляющая доказательства сторона направляет и контролирует дальнейший ход прямого допроса путем постановки в необходимых случаях дополняющих, уточняющих или напоминающих вопросов. Дополняющие вопросы задаются, когда допрашиваемый в своем свободном рассказе не сообщил о каких-то важных с позиции ведущей прямой допрос стороны обстоятельствах, фактах (например, о времени или месте совершения рассматриваемого в суде события). Уточняющие вопросы ставятся, когда показания допрашиваемого об этих обстоятельствах недостаточно конкретны и когда их необходимо легализировать. Напоминающие вопросы задаются, когда допрашиваемый испытывает затруднения в припоминании каких-либо существенных с позиции данной стороны фактов, обстоятельств. В ходе прямого допроса следует избегать контрольных вопросов, в частности, испытывающих память допрашиваемого, нельзя подталкивать его к лживым показаниям. В необходимых случаях можно прибегать к тактическим приемам, помогающим свидетелю более полно и объективно изложить обстоятельства дела, убедить судей и присяжных заседателей в правдоподобности сказанного свидетелем. К подобным приемам относится, например, применение различных средств наглядности, помогающих свидетелю полно изложить свои показания, а суду понять их доказательственную ценность. Важнейшей предпосылкой успешного ведения допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым. Видя перед собой большую аудиторию, допрашиваемый зачастую испытывает сильное волнение, психическое напряжение, которые могут выражаться как в повышенной раздражительности, излишней возбудимости, так и, напротив, в скованности, заторможенности. Все это мешает установлению с ним психологического контакта, что препятствует поведению полноценного прямого допроса. В связи с этим приобретает большое значение умение допрашивающего быстро и незаметно нейтрализовать подобные психические состояния допрашиваемого. Это можно достичь ровным, спокойным, доброжелательным тоном начинаемого с ним диалога, вежливым, уважительным обращением к допрашиваемому. Для установления и поддержания психологического контакта с ним всегда лучше называть его по имени и отчеству, чем употреблять такие "холодные", отчужденные понятия, как "свидетель", "потерпевший", "подсудимый", которые вряд ли будут сглаживать напряженность обстановки допроса. Одновременно с ведением прямого допроса каждая сторона может представлять доказательства, подтверждающие отстаиваемые ею фактическую и юридическую версии, путем проведения шахматного допроса. Его сущность заключается в том, что при прямом (основном) допросе допрашивающий попутно ставит вопросы и другим уже допрошенным липам (находящимся в зале судебного заседания ранее допрошенным потерпевшему, свидетелям, эксперту) по тем же фактам и обстоятельствам, о которых идет речь в данный момент в основном допросе. В этом случае шахматный допрос проводится для подтверждения показаний одного лица (полученных в ходе прямого допроса) другими лицами, ранее допрошенными в суде. Государственному обвинителю и защитнику, проводящему шахматный допрос, не следует забывать, что вопросы, задаваемые другим лицам, должны преследовать конкретную цель подтверждения или опровержения показаний допрашиваемого и не уволить в сторону от линии основного допроса. После представления доказательств одной стороной путем проведения прямого и шахматного допроса своих "свидетелей" противная сторона имеет право принять участие в исследовании этих доказательства путем проведения перекрестного допроса того же лица и связанного с ним шахматного допроса. Перекрестный допрос - это допрос участниками процесса "свидетеля" противоположной стороны, чьи показания представлены этой стороной в ходе прямого допроса, в целях критического исследования и проверки сведении, содержащихся в показаниях данного лица. В состязательном уголовном судопроизводстве искусное проведение перекрестного допроса позволяет эффективно решать следующие тактико-психологические задачи, связанные с процессом убеждением судей и присяжных заседателей: 1) выставить в наиболее выгодном для своего дела свете те данные, которые имеются в показаниях свидетелей противной стороны; 2) дополнить их, если можно, выяснением обстоятельств, которых не коснулся процессуальный противник, и таким образом получить доказательства, подтверждающие версию ведущей перекрестный допрос стороны; 3) дискредитировать результаты прямого допроса: подорвать доверие к неблагоприятным для другой стороны показаниям допрошенного лица, нейтрализовать произведенное ими впечатление, уменьшить их убедительность, зародить сомнение в их правдоподобии у судей и присяжных заседателей. Для дискредитирования результатов прямого допроса, подрыва неблагоприятных свидетельских показаний, нейтрализации их убеждающей силы в ходе перекрестного допроса используются следующие способы: - обращение внимание на противоречия в его показаниях; - побуждение его признать то, что он не вполне уверен в тех фактах, относительно которых ранее прямо утверждал; - доказывание, что свидетель не способен давать показания относительно тех фактов, которые от него требуется удостоверить; - демонстрация его пристрастности или предубежденности по делу в целом или в какой-то его части; - дискредитация личности давшего невыгодные показания. Перекрестный допрос, особенно в присутствии присяжных заседателей, следует проводить активно, наступательно и в то же время тактично, чтобы у суда не складывалось впечатление, что своими вопросами допрашивающий "придирается" к свидетелю, пытается сбить его с толку. Сторона, проводящая перекрестный допрос, для дискредитации результатов прямого допроса свидетеля противоположной стороны, выявления и демонстрации суду содержащихся в показаниях этого лица противоречий, одновременно может проводить шахматный допрос ранее допрошенных лиц. В подобных случаях шахматный допрос выступает в роли своеобразной очной ставки между допрашиваемым при перекрестном допросе лицом и ранее допрошенными лицами. В условиях открытого судебного разбирательства шахматный и перекрестный допрос оказывают повышенное психологическое воздействие на психику допрашиваемого и могут склонить его к показаниям, которые желательны для одной из сторон. Вот почему И. Сергеич, говоря о перекрестном допросе, с одной стороны, отмечал, что: "для людей честных и умелых это средство раскрыть то, что без того осталось бы недоступным для суда", с другой стороны, предупреждал, что, когда это острое оружие используют нечестные и неумелые люди, оно может превратиться "в то искусство, посредством которого можно заставить человека отречься от всего, что он знает, и назвать себя не своим именем". В таких случаях для устранения вредных последствий перекрестного допроса проводится передопрос - это повторный допрос участниками процесса "свидетеля своей стороны, проводимый после перекрестного допроса и связанного с ним шахматного допроса. Передопрос свидетеля своей стороны позволяет проводившему прямой допрос вновь вернулся к началу допроса, чтобы исправить "разрушения", причиненные перекрестным допросом и связанным с ним шахматным допросом. Повторный допрос подсудимого, потерпевшего, свидетеля или экспорта проводится и в тех случаях, когда в связи с исследованием других доказательств возникают сомнения в достоверности полученных ранее первоначальных показаний либо имеется необходимость в их уточнении. Например, при допросе одного свидетеля суд выяснил, как, по его словам, происходило событие (время, место, способ и иные обстоятельства, подлежащие доказыванию). Другие же свидетели об этих обстоятельствах дали иные показания. В подобных случаях стороны и суд вправе повторно допросить ранее допрошенного свидетеля. Повторный допрос определенного лица проводится но всем существенным обстоятельствам с целью получения от него правдивых показаний. Возможный повторный допрос подсудимого, не признающего свою вину, государственному обвинителю целесообразно проводить в конце судебного следствия, когда аргументы и совокупность фактических данных, подтверждающих вину подсудимого, настолько убедительны и бесспорны, что он, убедившись в несостоятельности своей позиции, может дать правдивые показания. Эффективность проведения любого вида судебного допроса зависит от умения государственного обвинителя, защитника и председательствующего ставить допрашиваемым лицам правильные вопросы. Психологическая и юридическая науки, а также судебная практика выработали следующие требования к постановке вопросов допрашиваемому лицу: 1. Перед постановкой вопроса надо прогнозировать возможные ответы допрашиваемых и влияние этих ответов на формирование внутреннего убеждения судей и присяжных заседателей о виновности подсудимого и по другим решаемым им вопросам. 2. Задавать вопрос следует только тогда, когда имеются основания получить определенный ответ. В состязательном уголовном процессе государственный обвинитель и защитник должны ставить допрашиваемому только такие вопросы, ответы на которые "работают" на отстаиваемую ими позицию (в правильности которой они, конечно, убеждены), способствуют формированию убеждения председательствующего судьи и присяжных заседателей в обоснованности обвинения. 3. Каждый задаваемый вопрос должен вытекать из материалов дела и помогать получению от допрашиваемого полной информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, прежде всего о фактических обстоятельствах дела и виновности подсудимого. 4. Обвинителю и защитнику не следует ставить рискованные и неосторожные вопросы, которые могут вызвать неблагоприятные (соответственно для обвинения и защиты) ответы, а также вопросы об обстоятельствах, уже достаточно выясненных или не имеющих значения для дела, - "вопросы ради вопросов". 5. Вопросы должны быть краткими, понятными, точными и конкретными. Чем конкретнее вопрос, тем больше оснований рассчитывать на такой же ответ, тем менее вероятно уклонение от него допрашиваемого. Если вопрос ставится в общей форме, то и ответ допрашиваемый может дать в общей форме. 6. Формулировка вопросов должна быть ориентирована на уровень умственного и культурного развития допрашиваемого и присяжных заседателей. 7. Допрашиваемых могут быть поставлены как открытые вопросы (требующие развернутого ответа), так и закрытые (на них можно ответить только "да" и "нет"). При прямом (основном, первоначальном) допросе целесообразно ставить открытые вопросы, в том числе и вопрос о том, что известно допрашиваемому об обстоятельствах рассматриваемого дела, который целесообразно ставить первым. 8. Неприемлемы неэтичные, двусмысленные и наводящие вопросы, содержащие в себе подсказку ответа. Государственный обвинитель и защитник должны сами избегать таких вопросов и незамедлительно заявлять возражения, когда подобные вопросы задает противоположная сторона. Например, прокурор должен заявить возражение, когда адвокат спрашивает подсудимого: " Не принуждали ли вас работники милиции в ходе предварительного расследования к признанию вины?", хотя сам обвиняемый о каком-либо незаконном воздействии на него не сказал ни слова. Во избежание недопустимых наводящих вопросов следует ориентироваться на постановку вопросов типа: "кто? что? где? почему? когда? как? поясните? опишите". 9. Следует также избегать вопросов, ориентирующих допрашиваемого на ответ, носящий характер предположения, поскольку подобные ответы могут вызвать у присяжных заседателей сомнения в обоснованности, четкости позиции обвинения по разрешаемым вопросам. 10. Между вопросами должна быть определенная связь, соответствующая задуманной допрашиваемым тактической схеме допроса, обеспечивающей получение информации об обстоятельствах рассматриваемого дела в оптимальной последовательности для мысленного воссоздания присяжными заседателями и судьями картины события преступления, образа причастного к его совершению лица, а также для правильного их вывода по основному вопросу о виновности. 11. Мри допросе своих свидетелей (соответственно "свидетелей обвинения'' и "свидетелей защиты") целесообразно наминать основной (первоначальный) допрос с наиболее важных, существенных моментов. При допросе же свидетелей противоположной стороны государственному обвинителю и защитнику из психологических и тактических соображений целесообразно придерживается следующей последовательности в постановке вопросов: вначале допрашиваемому ставят вопросы, наиболее для него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции; затем переходят к вопросам об обстоятельствах, прямо не затрагивающих интересы допрашиваемого (как первая, так и вторая группы вопросов помогают установлению психологического контакта с допрашиваемым); наконец, формулируются наиболее существенные и важные вопросы. 12. Для установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым, присяжными заседателями и судьями важное значение имеют также темп и тон задаваемых государственным обвинителем и защитником вопросов, а также поза, мимика и жестикуляция при этом. Вопросы нужно ставить энергично, но спокойно и нераздражительным тоном, не делая между ними больших пауз, которые характерны для неорганизованного и несобранного человека. При постановке вопросов поза должна быть естественной и скромной, соответствующей той, которая свойственна лицу, сидящему за столом в судебном учреждении во время разбирательства дела. Не следует задавать вопросы, покачиваясь, перекинув небрежно руку за спинку стула. Мимика и жесты должны быть естественными скупыми. Не следует гримасничать и сильно жестикулировать руками. В заключение следует отмстить, что необходимо уметь не только правильно ставить вопросы, но и выслушивать ответы на них допрашиваемого. Иногда государственный обвинитель или защитник ставит вопрос, а затем не слушает ответ, переговаривается с кем-то, читает бумаги, листает записи и т.п. Такое нетактичное поведение препятствует установлению и поддержанию психологического контакта с допрашиваемым, присяжными заседателями и судьями.
Контрольные вопросы:
1. Каковы психологические особенности судебного следствия? 2. Раскройте психологическое содержание видов судебного допроса. Использование каких приемов обеспечивает эффективное их проведение?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.81 (0.017 с.) |