Тема 3.4. Психология допроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.4. Психология допроса



СТВ № 31

### - это следственное действие, состоящее в опросе лица по обстоятельствам дела

СТВ № 32

### - это незаинтересованное, постороннее лицо, приглашенное для участия в следственных действиях

Тема 3.5. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста

СТВ № 33

### подход в управлении позволяет видеть в любой организации совокупность взаимозависимых в ней элементов, как люди, различные структуры, готовые успешно функционировать в условиях быстро меняющейся обстановки

СТВ № 34

### подход в управлении рассматривает управление как серию взаимосвязанных управленческих функций, позволяющих прогнозировать, организовывать, распоряжаться, оценивать

 

СТВ № 35

### стиль управления когда руководитель на стадии выработки решения допускает коллективное обсуждение возможных альтернатив

 

Тема 4.1. Психологические особенности судебной деятельности

СТВ № 36

Важнейшие условия судопроизводства:

:Непосредственность

: Устность

: Принципиальность

: Гласность

: Последовательность

: Открытость

 

СТВ № 37

Психологическая структура судебной деятельности складывается из познавательной, ### и воспитательной деятельности суда

СТВ № 38

### допрос – беседа, заключающаяся в том, что при допросе одного лица попутно предлагаются вопросы другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идет речь

Тема 4.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве

СТВ № 39

### для назначения судебно-психологической экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда, на них должны обращать внимание лица, ходатайствующие ее проведении

 

СТВ № 40

### поведения потерпевшей в момент нападения на нее служат поводами для назначения СПЭ по делам об изнасиловании

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач.

Изучение основных разделов курса лекций по юридической психологии, предполагает наличие у всех работников юридического труда системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения, развитие способностей в получении информации, психологического воздействие на личность, представляющей оперативный интерес.

В первом разделе курса лекций рассмотрены психические свойства личности, а также типы акцентуации характера и способности личности, а самое главное – методы изучение личности. Изучив психические познавательные процессы, юрист сможет учитывать их закономерности в профессиональной деятельности

Знакомство с разделами «Правовая психология», «Психология судебной деятельности» поможет будущему юристу разобраться в психологических особенностях совершения преступления; в вопросах, касающихся особенностей судебной деятельности; в необходимости назначения судебно-психологической экспертизы (в уголовном или гражданском судопроизводстве).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р. С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов // Под. ред. Р.С. Белкина. — М., 1999.

2. Алиэскеров М.А., Егалычев В.Ф. Юридический психолог в гражданском судопроизводстве: возможности и функции // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. # 3.

3. Анатомия, физиология, психология человека: Словарь // Под ред. А.С. Батуева. — СПЗ. 2002.

4. Безляпкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. — М., 2003.

5. Белоусов В.И., Натура А.И. Проверка показаний на месте в ходе предварительного расследования. — М.: «Юрлитинформ», 2006.

6. Васильев ВЛ. Юридическая психология. — М.: «Питер», 2000.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: "Питер", 2000г. - 624с.

8. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий.— Волгоград, 1983.

9. Гранат НЛ., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. — Волгоград, 1978.

10. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. - М., 1993 г.

11. Горьковая И.А. Основы судебно-психологической экспертизы. – СПб., 2003. – 128 с.

12. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М.: "Инновация", 1993г.- 100с.

13. Заман Ш., Лебедева Н. Место и роль психолога в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 2.

14. Козлов Ю.Г., Слинько М.И. Организованная преступность: структура и функции// Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. — М., 1997.

15. Короленко Ц.К., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). — Новосибирск: Наука, 1975.

16. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. — Харьков, 1978.

17. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 431 с.

18. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2002.

19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1963.

20. Основы борьбы с организованной преступностью.— М., 1996.

21. Платонов К.E. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984.

22. Психология: Словарь // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1999.

23. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М.: «Юрлитинформ», 2001.

24. Ратинов А.Р., Скотникова ТА. Самооговор. — М.,. 1973.

25. Романов В.В. Учебник "Юридическая психология: М.,2004 г.С. 339-358.

26. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

27. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог. — М., 1990.

28. Сорокотягин И.Н. Психология юриспруденции.— СПб., 2006.

29. Степанова М.А. Профессия: практический психолог. // Вопросы психологии. — 2001. — № 5.

30. Горбин Ю.Г. Освидетельствование как способ собирания доказательств на стадии предварительного расследования. — М.: «Юрлитинформ», 2005.

31. Ухтомский А.А. Доминанта. — М — Л., 1966.

32. Хлынцов М.Н. Проверка показаний на месте. — Саратов, 1971.

33. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

34. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. — М., 1998.

Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. М.: "МЗ-ПРЕСС", 2001г. - 208с.

 

 

Терминологический словарь

Адаптация социальная — приспособление индивида к условиям социальной среды.

Типы социальной адаптации:

1) активное воздействие на среду,

2) пассивное, конформное принятие ценностных ориентации и целей социальной группы.

Социальная адаптация связана с принятием индивидом различных социальных связей. Нарушением социальной адаптации является асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания.

Ажитация — состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности — аномальное психическое состояние.

Акцентуации характера — "слабые места" характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специализированными методиками.

Амбивалентность чувств — противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту.

Амнезия — нарушение памяти. Существует:

· ретроградная амнезия — нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию.

· антероградная амнезия — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания.

· защитная амнезия — вытеснение из памяти, забывание травмирующих событий.

Аморальность — неприятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности и социальных групп. Крайней формой аморальности является цинизм — презрительное отношение ко всей культуре общества, его духовным ценностям, глумление над идеалами, социальными устоями.

Анрогиния — сочетание в одном индивиде мужских и женских качеств, способность в различных ситуациях проявлять либо маскулинные, либо фемининные особенности поведения.

Антиципация — способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности.

Апатия — ослабленность побуждений и интересов, безразличные к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность.

Апперцепция — зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности.

Астения — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и раздражительности.

Атрибуция — приписывание индивиду или социальной группе непосредственно невоспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа. Атрибуция каузальная — предположение о причинах поведения.

Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, уход индивида от контактов с окружающей действительностью, пониженная возможность саморегуляции, привязанность к узкому кругу идей и представлений, эгоцентризм, неадекватность эмоциональных реакций на поведение окружающих людей.

Аффект — временная непатологическая дезориентация сознания, его "сужение", вызванное внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы: конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида. Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и связывает "аварийные" способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации. В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего.

Аффективное действие — действие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта отвагой, страстью, ненавистью, воодушевлением, мстительностью, любовью и др. Понятие эффективного действия введено Максом Бебером для отчленения его от понятия "социальное действие (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное действие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти или влечения.

Аффективные действия пограничны между сознательным поведением и подсознательными реакциями. Они характеризуются минимальной осмысленностью: переход за эту минимальную границу вызывает дезорганизацию психической деятельности — состояние аффекта (см. "Аффект").

Барьер смысловой — непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла.

Барьеры психологические — неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки. Барьеры в социальном общении возможны в результате неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии, других негативных личностных качеств.

Бессознательное — психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).

Взаимодействие межличностное — личный контакт двух или многих людей, следствием которого являются изменения в иx деятельности, поведении, взглядах и установках, системах, система взаимообусловленных действий, в которой поведение каждого из участников выступает и как стимул, и как реакция на поведение других. Межличностное взаимодействие связано с разделением и кооперацией социальных функций, имеет предмет сопряженных усилий, регламентировано конкретными условиями, подчинено нормам и правилам интеракции (социального взаимодействия). Осуществляется в форме сотрудничества и конкуренции, столкновения противоположно направленных интересов.

Влияние — процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, из позиций, оценок и установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение. Механизм ненаправленного влияния — подражание и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным.

Внимание — оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельно значимые объекты. Внимание обеспечивает согласованность различных звеньев поведения, сосредоточенность на его конечной цели, скорость и точность решения задачи.

Внутренняя речь — использование языковых значений вне процесса реальной коммуникации (в уме) как средства мышления, оперирования понятиями, как диалог с мыслимым другим. От внешней речи внутренняя отличается свернутостью структуры.

Внушаемость — субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.

Внушение — внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности.

Воля — самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата, реализуется в форме простых и сложных волевых действий. Схема простого действия: цель — действие — оценка результата. Схема сложного волевого действия: потребность — возможные цели — борьба мотивов — принятие решения — система исполнительских действий — их оценка и корректировка — завершающие действия — итоговая оценка конечного результата.

Воображение — психической процесс образного моделирования действительности, рекомбинированное, гипотетическое и вероятностное отражение действительности: реконструкция явлений по их описанию.

Воспоминание — актуализация ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее сформированных образов, их локализация во времени и пространстве.

Восприятие — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация).

Восприятие межличностное — понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии (первое впечатление человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния от принимающего лица.

Время реакции — временной интервал между предъявлением раздражителя и началом реакции на него. Время простейшей двигательной реакции на одиночный раздражитель составляет 0,2 секунды. При решении сложных сенсомоторных задач время реакции значительно возрастает.

Вытеснение — вид психологической защиты, состоящий в переводе в сферу подсознания, или глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий.

Группа социальная — общность людей, объединенных общими интересами, целями и ценностными ориентациями, функционирующих на основе социальных норм и в условиях социально-группового контроля.

Виды социальных групп: большие,малые, формальные, неформальные, референтные (значимые),реальные, условные, сплоченные, диффузные.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль — все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе.

Групповая изоляция — длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях: общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления, возникает явление "психологического стриптиза" и аутизации (отчуждения личности).

Групповая нормализация — социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией).

Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор одной из ряда возможных альтернатив поведения. Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных решений, они имеют специфические особенности, в частности, при этом происходит сдвиг к риску — рискованность групповых решений может быть выше, чем решение каждого члена группы.

Группообразование — превращение диффузной социальной общности в социальную группу определенного уровня развития. Уровень развития группы опосредствуется социальной значимостью ее деятельности. Высший уровень группового развития — коллектив — группа, в которой индивидуальные мотивы деятельности совпадают с базовыми социальными ценностями. Асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков) и асоциальные корпорации (например, банда или мафия) не могут быть причислены к социальным группам в силу их антисоциальной направленности.

Дидактогения — негативное психическое состояние индивида, вызванное бестактностью воспитателя, учителя или родителя.

Динамический стереотип — система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек.

Дисфория — негативное эмоциональное состояние раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям.

Долг — превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации.

Доминанта — господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность.

Достоинство — отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности.

Идентификация — опознание чего-либо или кого-либо, процесс сличения объекта с ранее сформированным образом. В социальной психологии — самоотнесение субъекта к определенной социальной группе, социум (социальная идентификация).

Ингибиция социальная — ухудшение деятельности при посторонних людях.

Индивид — человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, течений, эмоциональных особенностей), психофизиологическое качество отдельного человека.

Индивидуальность — своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных процессов, потребностей и способностей; задатки индивида, преобразованные в процессе его развития в социальной среде.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая индивидуально-специфическая система способов и приемов выполнения отдельных видов деятельности, избирательная интенсивность деятельностной мотивации.

Инстинкт — совокупность врожденных поведенческих комплексов, активизирующихся при воздействии ключевых раздражителей.

Интеллект — устойчивая структура умственных способностей.

Интерес — эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей.

Итериоризация — формирование внутренних, психических структур на основе усвоения структур внешней, социально обусловленной деятельности, формирование ориентировочной основы поведения.

Интуиция — познавательное предчувствие, познавательное озарение, внезапное усмотрение истины без развернутой системы предварительных рассуждений, результат высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.

Инфантилизм — сохранение у взрослого индивида особенностей детского поведения, пониженная самокритичность, повышенная требовательность к заботе о себе со стороны других лиц, эгоцентризм.

Катарсис — эмоциональное потрясение, связанное с раскаянием, глубинной личностной перестройкой.

Каузальная схема — устойчивые представления о причинах поведенческих явлений (возможны схемы акцентирования, усиления одной из причин поведения или обесценивания детерминант поведения, упрощение сложных поведенческих явлений, стереотипизация оценочных суждений).

Климат социально-психологический — качество межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативные действия — действия, ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.

Комплекс неполноценности — стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах: возникает в силу стойких жизненных неудач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности.

Комплексный подход к человеку — рассмотрение психики человека как результата взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.

Контроль социальный — система средств воздействия общества и социальных групп на личность и малые группы с целью регуляции их поведения в соответствии с социальными нормами.

Конфабуляции — ложные воспоминания.

Конфликт — столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны. Различаются межгрупповые, социальные, этнические и межгосударственные конфликты; развитие конфликта характеризуется следующими стадиями: инцидент — постепенное усиление конфликта за счет накопления опыта борьбы — возрастание количества проблем — повышение конфликтной активности участников — ужесточение противоборства — вовлечение в конфликт новых участников — дезорганизация поведения участников конфликта в случае, если конфликт деструктивен. Но конфликт может быть и конструктивным, содействующим поиску продуктивного разрешения проблем.

Конформность — внешняя податливость индивида групповому давлению при сохранении внутренней позиции.

Корпорация — организационная замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, функционирующая на основе узкогрупповых интересов.

Лабильность — скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Лживость — систематическое сознательное искажение истины, создание неправильных впечатлений с целью извлечения определенных выгод.

Лидер — признание группой за одним из ее членов преимущественного права принимать решения в определенных ситуациях.

Лидерство — доминирование в межличностных отношениях.

Личность — индивид как субъект социальных отношений, система социально значимых качеств человека, продукт социализации. Личность характеризуется активностью (способностью к надситуативному поведению, действию по своим личностным принципам, реализации своих позиций), устойчивой системой поведенческих мотивов, личностных смыслов, степенью осознанности своих отношений к различным явлениям действительности, самосознанием (Я-концепция), определенным уровнем притязаний, стремлением к самореализации и персонализации (быть достойно представленной в сознании других людей). Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций, овладения базовыми социальными ценностями. Не менее существенно и обособление личности — творческое самоформирование, избежание микросоциальной замкнутости. Личность — субъект нравственной деятельности. Нравственные требования, ставшие категорическими императивами, образуют сверхсознание личности. Распад личности — ее нравственная Деструкция.

Локус контроля — склонность индивида приписывать ответственность за негативные результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо своим личностным особенностям (интернальный локус контроля). Лица, обладающие интернальным локусом контроля, более социально ответственны и целенаправленны, более настойчивы в достижении цели. Лица с внешним локусом контроля менее ответственны, склонны к затягиванию реализации своих решений, в большинстве случаев конформны и агрессивны.

Манипулирование — система средств идеологического и социально-психического воздействия с целью изменения позиций и поведения людей вопреки их интересам. С развитием средств массовой коммуникации возможности манипуляции резко возрастают. Так, реклама по радио и телевидению нередко формирует потребительский ажиотаж в интересах крупных фирм и в ущерб определенным интересам массового покупателя. Манипулирование массовым сознанием и поведением — характерная особенность административно-командной системы. Развитие демократии, гласности содействует самодеятельности масс, сблокирует возможность манипулирования общественным сознанием.

Межгрупповая дискриминация — заниженная оценка членами группы деятельности других социальных групп, приводящих к враждебности в межгрупповых отношениях.

Мотив — осознанная причина, смысл, необходимость совершения определенного действия, фактор самодетерминации поведения.

Мотивация — потребность индивида добиваться успеха и избегать неудач, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения (осознанные и неосознанные), вызывающие активность организма в определенном направлении (пищевая, половая, защитная, агрессивная и другие разновидности мотивации).

Мотивировка — рациональное объяснение субъектом причин своего поведения, обстоятельств, побудивших его к выбору данного действия. В большинстве случаев мотивировка поведения носит оправдательный характер.

Мышление — обобщенное (понятийное) и опосредованное (путем сравнений и сопоставлений) отражение устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения познавательно-поисковых проблем (творческое мышление).

Мышление абстрактно-теоретическое — вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.

Мышление наглядно-действенное — вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического (предметного) преобразования ситуации; первая ступень развития мышления в фило- и онтогенезе.

Мышление наглядно-образное — вид мышления, связанный с образным представлением ситуации и производимых в ней изменений (осуществление мысленного эксперимента).

Навык — полуавтоматизированное действие, сформированное в процессе многократных повторений (упражнений), характеризующееся снятием поэлементной сознательной регуляции.

Навязчивые состояния — непроизвольно возникающие состояния навязчивых представлений, мыслей и побуждений, сопровождаемые отрицательным эмоциональным тоном, — фобии. У здоровых людей эти состояния возникают при крайнем переутомлении, психической ослабленности.

Надсознательное — не поддающийся сознательному контролю высший уровень психической активности человека (вдохновение, интуитивное решение сложной задачи, высоконравственный порыв).

Напряженность психическая — психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события.

Невменяемость — неспособность лица нести ответственность за совершенные им антиобщественные деяния в силу болезненного состояния психики, неспособности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Для установления невменяемости достаточно одного из указанных признаков.

Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства — неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Невротизм — состояние эмоциональной неустойчивости.

Негативизм — немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям других людей.

Олигофренопсихология — раздел специальной психологии, изучающий психические особенности лиц, страдающих умственной отсталостью, и возможности ее коррекции.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма (филогенез — процесс эволюционного развития вида).

Операция — способ выполнения действия, обусловленный условиями. Устойчивость операций определяется операциональной установкой индивида.

Опознавательные признаки — совокупность отличительных свойств объекта, на основании которых происходит его опознание.

Опознание — отнесение предъявляемого объекта к определенному классу или категории, сопоставление образа данного объекта с образом, хранящимся в памяти, — узнавание.

Опросники личностные — методологические средства изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из этих методик состоит из стандартизированной анкеты, включающей в себя набор предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться.

Отбор психологический — определение психической пригодности кандидатов к профессиональной или учебной деятельности с учетом результатов психологического тестирования.

Ответственность — соответствие поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю. Различаются внешние и внутренние формы контроля. Ответственность — необходимость выполнения объективных требований общества к личности и личности к обществу. Требования общества, принятые индивидом, становятся мотивационной основой социально значимого поведения. В истории человечества сформировался мощный механизм соотнесения поведения индивида с социальными требованиями — человеческая совесть. Ответственность каждого человека определяется исторически достигнутым уровнем ответственного поведения в данном обществе и субъективными возможностями. Чем шире полномочия и реальные возможности индивида, тем выше его ответственность — социальная обязанность подчинять свое поведение определенным стандартам. Юридическая ответственность — вид социальной ответственности, связанный с возможностью применения принудительной силы государства, зафиксированной в санкциях правовых норм.

Отчуждение — самопротивопоставление индивида окружающей его действительности, деперсонализация личности, отвержение индивидом базовых социальных ценностей — одна из основных предпосылок криминализации поведения.

Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность).

Память — процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию — информационный фонд психической деятельности.

Паника массовая — безотчетный ужас, охватывающий толпу в экстремальных ситуациях, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающий по механизму цикличности психического заражения, блокирующий способность к рациональной оценке ситуации, осуществление необходимых волевых действий. Возникает в угрожающей и малоинформативной ситуации.

Персерверация — навязчивое воспроизведение каких-либо мыслей, переживаний, намерений или представлений, симптом острого переутомления.

Перцепция социальная — особенности восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, социальных групп и общностей).

Плацебо-эффект — изменение в физиологическом или психическом состоянии субъекта после принятия плацебо — нейтрального вещества (таблетки), назначенного под видом сильно действующего средства.

Поведение — присущее живым существам адаптивное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Поведение человека — основанная на природных предпосылках, но социально обусловленная, знаково (понятийно) опосредованная система действий, поступков, направленных на удовлетворение определенных потребностей. Поступок — социально значимое действие.

Поведение полезависимое — преимущественная ориентация индивида на текущие, ситуативно значимые объекты, концептуально неорганизованное поведение.

Позиция социальная — положение индивида или группы в системе социума, регламентирующее стиль их поведения (социальный статус).

Понимание — постижение значения и смысла какого-либо явления.

Порог ощущения — величина (сила) раздражителя, вызывающего или меняющего интенсивность ощущения (нижний и верхний абсолютные пороги, разностный порог).

Поступок — сознательный поведенческий акт, связанный с нравственным самоопределением личности; реализация поступка обусловлена определенным внутренним планом действия, включающим в себя намерение, прогнозирование определенного ожидаемого результата, выбор необходимых средств исполнения.

Потребность — источник человеческой активности, возникающий в результате рассогласования реального состояния индивида и оптимального для него состояния как биологического существа, представителя человеческого рода и индивидуальности.

Представления — образцы предметов, явлений и событий, возникающие в результате их припоминания или воображения. В отличие от образов восприятия представления несут в себе признаки обобщенности и, как правило, фрагментарны.

Предубеждение — установка, блокирующая адекватное отражение явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.094 с.)