Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.4. Психология допроса⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
СТВ № 31 ### - это следственное действие, состоящее в опросе лица по обстоятельствам дела СТВ № 32 ### - это незаинтересованное, постороннее лицо, приглашенное для участия в следственных действиях Тема 3.5. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста СТВ № 33 ### подход в управлении позволяет видеть в любой организации совокупность взаимозависимых в ней элементов, как люди, различные структуры, готовые успешно функционировать в условиях быстро меняющейся обстановки СТВ № 34 ### подход в управлении рассматривает управление как серию взаимосвязанных управленческих функций, позволяющих прогнозировать, организовывать, распоряжаться, оценивать
СТВ № 35 ### стиль управления когда руководитель на стадии выработки решения допускает коллективное обсуждение возможных альтернатив
Тема 4.1. Психологические особенности судебной деятельности СТВ № 36 Важнейшие условия судопроизводства: :Непосредственность : Устность : Принципиальность : Гласность : Последовательность : Открытость
СТВ № 37 Психологическая структура судебной деятельности складывается из познавательной, ### и воспитательной деятельности суда СТВ № 38 ### допрос – беседа, заключающаяся в том, что при допросе одного лица попутно предлагаются вопросы другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идет речь Тема 4.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве СТВ № 39 ### для назначения судебно-психологической экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда, на них должны обращать внимание лица, ходатайствующие ее проведении
СТВ № 40 ### поведения потерпевшей в момент нападения на нее служат поводами для назначения СПЭ по делам об изнасиловании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач. Изучение основных разделов курса лекций по юридической психологии, предполагает наличие у всех работников юридического труда системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения, развитие способностей в получении информации, психологического воздействие на личность, представляющей оперативный интерес.
В первом разделе курса лекций рассмотрены психические свойства личности, а также типы акцентуации характера и способности личности, а самое главное – методы изучение личности. Изучив психические познавательные процессы, юрист сможет учитывать их закономерности в профессиональной деятельности Знакомство с разделами «Правовая психология», «Психология судебной деятельности» поможет будущему юристу разобраться в психологических особенностях совершения преступления; в вопросах, касающихся особенностей судебной деятельности; в необходимости назначения судебно-психологической экспертизы (в уголовном или гражданском судопроизводстве).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверьянова Т.В., Белкин Р. С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов // Под. ред. Р.С. Белкина. — М., 1999. 2. Алиэскеров М.А., Егалычев В.Ф. Юридический психолог в гражданском судопроизводстве: возможности и функции // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. # 3. 3. Анатомия, физиология, психология человека: Словарь // Под ред. А.С. Батуева. — СПЗ. 2002. 4. Безляпкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. — М., 2003. 5. Белоусов В.И., Натура А.И. Проверка показаний на месте в ходе предварительного расследования. — М.: «Юрлитинформ», 2006. 6. Васильев ВЛ. Юридическая психология. — М.: «Питер», 2000. 7. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: "Питер", 2000г. - 624с. 8. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий.— Волгоград, 1983. 9. Гранат НЛ., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. — Волгоград, 1978. 10. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. - М., 1993 г. 11. Горьковая И.А. Основы судебно-психологической экспертизы. – СПб., 2003. – 128 с. 12. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М.: "Инновация", 1993г.- 100с. 13. Заман Ш., Лебедева Н. Место и роль психолога в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 2. 14. Козлов Ю.Г., Слинько М.И. Организованная преступность: структура и функции// Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. — М., 1997.
15. Короленко Ц.К., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). — Новосибирск: Наука, 1975. 16. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. — Харьков, 1978. 17. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 431 с. 18. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2002. 19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1963. 20. Основы борьбы с организованной преступностью.— М., 1996. 21. Платонов К.E. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984. 22. Психология: Словарь // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1999. 23. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М.: «Юрлитинформ», 2001. 24. Ратинов А.Р., Скотникова ТА. Самооговор. — М.,. 1973. 25. Романов В.В. Учебник "Юридическая психология: М.,2004 г.С. 339-358. 26. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 27. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог. — М., 1990. 28. Сорокотягин И.Н. Психология юриспруденции.— СПб., 2006. 29. Степанова М.А. Профессия: практический психолог. // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. 30. Горбин Ю.Г. Освидетельствование как способ собирания доказательств на стадии предварительного расследования. — М.: «Юрлитинформ», 2005. 31. Ухтомский А.А. Доминанта. — М — Л., 1966. 32. Хлынцов М.Н. Проверка показаний на месте. — Саратов, 1971. 33. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 34. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. — М., 1998. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. М.: "МЗ-ПРЕСС", 2001г. - 208с.
Терминологический словарь Адаптация социальная — приспособление индивида к условиям социальной среды. Типы социальной адаптации: 1) активное воздействие на среду, 2) пассивное, конформное принятие ценностных ориентации и целей социальной группы. Социальная адаптация связана с принятием индивидом различных социальных связей. Нарушением социальной адаптации является асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания. Ажитация — состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности — аномальное психическое состояние. Акцентуации характера — "слабые места" характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специализированными методиками. Амбивалентность чувств — противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту.
Амнезия — нарушение памяти. Существует: · ретроградная амнезия — нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию. · антероградная амнезия — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. · защитная амнезия — вытеснение из памяти, забывание травмирующих событий. Аморальность — неприятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности и социальных групп. Крайней формой аморальности является цинизм — презрительное отношение ко всей культуре общества, его духовным ценностям, глумление над идеалами, социальными устоями. Анрогиния — сочетание в одном индивиде мужских и женских качеств, способность в различных ситуациях проявлять либо маскулинные, либо фемининные особенности поведения. Антиципация — способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности. Апатия — ослабленность побуждений и интересов, безразличные к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность. Апперцепция — зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности. Астения — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и раздражительности. Атрибуция — приписывание индивиду или социальной группе непосредственно невоспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа. Атрибуция каузальная — предположение о причинах поведения. Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, уход индивида от контактов с окружающей действительностью, пониженная возможность саморегуляции, привязанность к узкому кругу идей и представлений, эгоцентризм, неадекватность эмоциональных реакций на поведение окружающих людей. Аффект — временная непатологическая дезориентация сознания, его "сужение", вызванное внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы: конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида. Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и связывает "аварийные" способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации. В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего.
Аффективное действие — действие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта отвагой, страстью, ненавистью, воодушевлением, мстительностью, любовью и др. Понятие эффективного действия введено Максом Бебером для отчленения его от понятия "социальное действие (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное действие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти или влечения. Аффективные действия пограничны между сознательным поведением и подсознательными реакциями. Они характеризуются минимальной осмысленностью: переход за эту минимальную границу вызывает дезорганизацию психической деятельности — состояние аффекта (см. "Аффект"). Барьер смысловой — непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла. Барьеры психологические — неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки. Барьеры в социальном общении возможны в результате неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии, других негативных личностных качеств. Бессознательное — психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты). Взаимодействие межличностное — личный контакт двух или многих людей, следствием которого являются изменения в иx деятельности, поведении, взглядах и установках, системах, система взаимообусловленных действий, в которой поведение каждого из участников выступает и как стимул, и как реакция на поведение других. Межличностное взаимодействие связано с разделением и кооперацией социальных функций, имеет предмет сопряженных усилий, регламентировано конкретными условиями, подчинено нормам и правилам интеракции (социального взаимодействия). Осуществляется в форме сотрудничества и конкуренции, столкновения противоположно направленных интересов. Влияние — процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, из позиций, оценок и установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение. Механизм ненаправленного влияния — подражание и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным.
Внимание — оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельно значимые объекты. Внимание обеспечивает согласованность различных звеньев поведения, сосредоточенность на его конечной цели, скорость и точность решения задачи. Внутренняя речь — использование языковых значений вне процесса реальной коммуникации (в уме) как средства мышления, оперирования понятиями, как диалог с мыслимым другим. От внешней речи внутренняя отличается свернутостью структуры. Внушаемость — субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения. Внушение — внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности. Воля — самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата, реализуется в форме простых и сложных волевых действий. Схема простого действия: цель — действие — оценка результата. Схема сложного волевого действия: потребность — возможные цели — борьба мотивов — принятие решения — система исполнительских действий — их оценка и корректировка — завершающие действия — итоговая оценка конечного результата. Воображение — психической процесс образного моделирования действительности, рекомбинированное, гипотетическое и вероятностное отражение действительности: реконструкция явлений по их описанию. Воспоминание — актуализация ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее сформированных образов, их локализация во времени и пространстве. Восприятие — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация). Восприятие межличностное — понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии (первое впечатление человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния от принимающего лица. Время реакции — временной интервал между предъявлением раздражителя и началом реакции на него. Время простейшей двигательной реакции на одиночный раздражитель составляет 0,2 секунды. При решении сложных сенсомоторных задач время реакции значительно возрастает. Вытеснение — вид психологической защиты, состоящий в переводе в сферу подсознания, или глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий. Группа социальная — общность людей, объединенных общими интересами, целями и ценностными ориентациями, функционирующих на основе социальных норм и в условиях социально-группового контроля. Виды социальных групп: большие,малые, формальные, неформальные, референтные (значимые),реальные, условные, сплоченные, диффузные. Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль — все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе. Групповая изоляция — длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях: общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления, возникает явление "психологического стриптиза" и аутизации (отчуждения личности). Групповая нормализация — социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией). Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор одной из ряда возможных альтернатив поведения. Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных решений, они имеют специфические особенности, в частности, при этом происходит сдвиг к риску — рискованность групповых решений может быть выше, чем решение каждого члена группы. Группообразование — превращение диффузной социальной общности в социальную группу определенного уровня развития. Уровень развития группы опосредствуется социальной значимостью ее деятельности. Высший уровень группового развития — коллектив — группа, в которой индивидуальные мотивы деятельности совпадают с базовыми социальными ценностями. Асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков) и асоциальные корпорации (например, банда или мафия) не могут быть причислены к социальным группам в силу их антисоциальной направленности. Дидактогения — негативное психическое состояние индивида, вызванное бестактностью воспитателя, учителя или родителя. Динамический стереотип — система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек. Дисфория — негативное эмоциональное состояние раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям. Долг — превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации. Доминанта — господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность. Достоинство — отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности. Идентификация — опознание чего-либо или кого-либо, процесс сличения объекта с ранее сформированным образом. В социальной психологии — самоотнесение субъекта к определенной социальной группе, социум (социальная идентификация). Ингибиция социальная — ухудшение деятельности при посторонних людях. Индивид — человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, течений, эмоциональных особенностей), психофизиологическое качество отдельного человека. Индивидуальность — своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных процессов, потребностей и способностей; задатки индивида, преобразованные в процессе его развития в социальной среде. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая индивидуально-специфическая система способов и приемов выполнения отдельных видов деятельности, избирательная интенсивность деятельностной мотивации. Инстинкт — совокупность врожденных поведенческих комплексов, активизирующихся при воздействии ключевых раздражителей. Интеллект — устойчивая структура умственных способностей. Интерес — эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей. Итериоризация — формирование внутренних, психических структур на основе усвоения структур внешней, социально обусловленной деятельности, формирование ориентировочной основы поведения. Интуиция — познавательное предчувствие, познавательное озарение, внезапное усмотрение истины без развернутой системы предварительных рассуждений, результат высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении. Инфантилизм — сохранение у взрослого индивида особенностей детского поведения, пониженная самокритичность, повышенная требовательность к заботе о себе со стороны других лиц, эгоцентризм. Катарсис — эмоциональное потрясение, связанное с раскаянием, глубинной личностной перестройкой. Каузальная схема — устойчивые представления о причинах поведенческих явлений (возможны схемы акцентирования, усиления одной из причин поведения или обесценивания детерминант поведения, упрощение сложных поведенческих явлений, стереотипизация оценочных суждений). Климат социально-психологический — качество межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития. Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативные действия — действия, ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми. Комплекс неполноценности — стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах: возникает в силу стойких жизненных неудач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности. Комплексный подход к человеку — рассмотрение психики человека как результата взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития. Контроль социальный — система средств воздействия общества и социальных групп на личность и малые группы с целью регуляции их поведения в соответствии с социальными нормами. Конфабуляции — ложные воспоминания. Конфликт — столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны. Различаются межгрупповые, социальные, этнические и межгосударственные конфликты; развитие конфликта характеризуется следующими стадиями: инцидент — постепенное усиление конфликта за счет накопления опыта борьбы — возрастание количества проблем — повышение конфликтной активности участников — ужесточение противоборства — вовлечение в конфликт новых участников — дезорганизация поведения участников конфликта в случае, если конфликт деструктивен. Но конфликт может быть и конструктивным, содействующим поиску продуктивного разрешения проблем. Конформность — внешняя податливость индивида групповому давлению при сохранении внутренней позиции. Корпорация — организационная замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, функционирующая на основе узкогрупповых интересов. Лабильность — скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Лживость — систематическое сознательное искажение истины, создание неправильных впечатлений с целью извлечения определенных выгод. Лидер — признание группой за одним из ее членов преимущественного права принимать решения в определенных ситуациях. Лидерство — доминирование в межличностных отношениях. Личность — индивид как субъект социальных отношений, система социально значимых качеств человека, продукт социализации. Личность характеризуется активностью (способностью к надситуативному поведению, действию по своим личностным принципам, реализации своих позиций), устойчивой системой поведенческих мотивов, личностных смыслов, степенью осознанности своих отношений к различным явлениям действительности, самосознанием (Я-концепция), определенным уровнем притязаний, стремлением к самореализации и персонализации (быть достойно представленной в сознании других людей). Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций, овладения базовыми социальными ценностями. Не менее существенно и обособление личности — творческое самоформирование, избежание микросоциальной замкнутости. Личность — субъект нравственной деятельности. Нравственные требования, ставшие категорическими императивами, образуют сверхсознание личности. Распад личности — ее нравственная Деструкция. Локус контроля — склонность индивида приписывать ответственность за негативные результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо своим личностным особенностям (интернальный локус контроля). Лица, обладающие интернальным локусом контроля, более социально ответственны и целенаправленны, более настойчивы в достижении цели. Лица с внешним локусом контроля менее ответственны, склонны к затягиванию реализации своих решений, в большинстве случаев конформны и агрессивны. Манипулирование — система средств идеологического и социально-психического воздействия с целью изменения позиций и поведения людей вопреки их интересам. С развитием средств массовой коммуникации возможности манипуляции резко возрастают. Так, реклама по радио и телевидению нередко формирует потребительский ажиотаж в интересах крупных фирм и в ущерб определенным интересам массового покупателя. Манипулирование массовым сознанием и поведением — характерная особенность административно-командной системы. Развитие демократии, гласности содействует самодеятельности масс, сблокирует возможность манипулирования общественным сознанием. Межгрупповая дискриминация — заниженная оценка членами группы деятельности других социальных групп, приводящих к враждебности в межгрупповых отношениях. Мотив — осознанная причина, смысл, необходимость совершения определенного действия, фактор самодетерминации поведения. Мотивация — потребность индивида добиваться успеха и избегать неудач, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения (осознанные и неосознанные), вызывающие активность организма в определенном направлении (пищевая, половая, защитная, агрессивная и другие разновидности мотивации). Мотивировка — рациональное объяснение субъектом причин своего поведения, обстоятельств, побудивших его к выбору данного действия. В большинстве случаев мотивировка поведения носит оправдательный характер. Мышление — обобщенное (понятийное) и опосредованное (путем сравнений и сопоставлений) отражение устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения познавательно-поисковых проблем (творческое мышление). Мышление абстрактно-теоретическое — вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей. Мышление наглядно-действенное — вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического (предметного) преобразования ситуации; первая ступень развития мышления в фило- и онтогенезе. Мышление наглядно-образное — вид мышления, связанный с образным представлением ситуации и производимых в ней изменений (осуществление мысленного эксперимента). Навык — полуавтоматизированное действие, сформированное в процессе многократных повторений (упражнений), характеризующееся снятием поэлементной сознательной регуляции. Навязчивые состояния — непроизвольно возникающие состояния навязчивых представлений, мыслей и побуждений, сопровождаемые отрицательным эмоциональным тоном, — фобии. У здоровых людей эти состояния возникают при крайнем переутомлении, психической ослабленности. Надсознательное — не поддающийся сознательному контролю высший уровень психической активности человека (вдохновение, интуитивное решение сложной задачи, высоконравственный порыв). Напряженность психическая — психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события. Невменяемость — неспособность лица нести ответственность за совершенные им антиобщественные деяния в силу болезненного состояния психики, неспособности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Для установления невменяемости достаточно одного из указанных признаков. Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства — неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Невротизм — состояние эмоциональной неустойчивости. Негативизм — немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям других людей. Олигофренопсихология — раздел специальной психологии, изучающий психические особенности лиц, страдающих умственной отсталостью, и возможности ее коррекции. Онтогенез — процесс развития индивидуального организма (филогенез — процесс эволюционного развития вида). Операция — способ выполнения действия, обусловленный условиями. Устойчивость операций определяется операциональной установкой индивида. Опознавательные признаки — совокупность отличительных свойств объекта, на основании которых происходит его опознание. Опознание — отнесение предъявляемого объекта к определенному классу или категории, сопоставление образа данного объекта с образом, хранящимся в памяти, — узнавание. Опросники личностные — методологические средства изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из этих методик состоит из стандартизированной анкеты, включающей в себя набор предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Отбор психологический — определение психической пригодности кандидатов к профессиональной или учебной деятельности с учетом результатов психологического тестирования. Ответственность — соответствие поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю. Различаются внешние и внутренние формы контроля. Ответственность — необходимость выполнения объективных требований общества к личности и личности к обществу. Требования общества, принятые индивидом, становятся мотивационной основой социально значимого поведения. В истории человечества сформировался мощный механизм соотнесения поведения индивида с социальными требованиями — человеческая совесть. Ответственность каждого человека определяется исторически достигнутым уровнем ответственного поведения в данном обществе и субъективными возможностями. Чем шире полномочия и реальные возможности индивида, тем выше его ответственность — социальная обязанность подчинять свое поведение определенным стандартам. Юридическая ответственность — вид социальной ответственности, связанный с возможностью применения принудительной силы государства, зафиксированной в санкциях правовых норм. Отчуждение — самопротивопоставление индивида окружающей его действительности, деперсонализация личности, отвержение индивидом базовых социальных ценностей — одна из основных предпосылок криминализации поведения. Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность). Память — процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию — информационный фонд психической деятельности. Паника массовая — безотчетный ужас, охватывающий толпу в экстремальных ситуациях, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающий по механизму цикличности психического заражения, блокирующий способность к рациональной оценке ситуации, осуществление необходимых волевых действий. Возникает в угрожающей и малоинформативной ситуации. Персерверация — навязчивое воспроизведение каких-либо мыслей, переживаний, намерений или представлений, симптом острого переутомления. Перцепция социальная — особенности восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, социальных групп и общностей). Плацебо-эффект — изменение в физиологическом или психическом состоянии субъекта после принятия плацебо — нейтрального вещества (таблетки), назначенного под видом сильно действующего средства. Поведение — присущее живым существам адаптивное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Поведение человека — основанная на природных предпосылках, но социально обусловленная, знаково (понятийно) опосредованная система действий, поступков, направленных на удовлетворение определенных потребностей. Поступок — социально значимое действие. Поведение полезависимое — преимущественная ориентация индивида на текущие, ситуативно значимые объекты, концептуально неорганизованное поведение. Позиция социальная — положение индивида или группы в системе социума, регламентирующее стиль их поведения (социальный статус). Понимание — постижение значения и смысла какого-либо явления. Порог ощущения — величина (сила) раздражителя, вызывающего или меняющего интенсивность ощущения (нижний и верхний абсолютные пороги, разностный порог). Поступок — сознательный поведенческий акт, связанный с нравственным самоопределением личности; реализация поступка обусловлена определенным внутренним планом действия, включающим в себя намерение, прогнозирование определенного ожидаемого результата, выбор необходимых средств исполнения. Потребность — источник человеческой активности, возникающий в результате рассогласования реального состояния индивида и оптимального для него состояния как биологического существа, представителя человеческого рода и индивидуальности. Представления — образцы предметов, явлений и событий, возникающие в результате их припоминания или воображения. В отличие от образов восприятия представления несут в себе признаки обобщенности и, как правило, фрагментарны. Предубеждение — установка, блокирующая адекватное отражение явлений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.094 с.) |