Тема 1.2. Методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности



 

Наблюдение

Выше уже подчеркивалось, что все методы оценки личности делятся на формальные и неформальные. К последним относятся различные интуитивные приемы и способы оценки людей. Как правило, эти приемы и способы имеют субъективную основу и в большей степени зависят от личности наблюдателя. Здесь же мы дадим анализ формальных или, точнее, объективных методов оценки личности: наблюдения, беседы, изучения документов, биографий, тестов, экспериментов и др.

В системе приемов и способов оценки личности наблюдение занимает одно из первых мест. Следует отличать наблюдение как житейское созерцание от научного наблюдения. Наблюдение способно давать наблюдателю богатые конкретные данные.

Наблюдение — это систематическое, целеустремленное, планомерное изучение психических явлений путем личного восприятия исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе деятельности юриста. Психологическая наука выработала ряд правил использования метода наблюдения. Собирание материала путем наблюдения проводится по предварительно разработанной программе. Данный метод несовместим с внесением каких-либо изменений в естественное течение изучаемого процесса, что позволяет познать его во всей жизненной правдивости. Наблюдение должно проводиться неоднократно, и систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления. Как правило, наблюдение должно осуществляться незаметно для того лица, которое является его объектом.

Как правило, наблюдение должно проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большое значение для получения информации о возможной причастности подозреваемого лица в совершении преступления может быть наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

В отличие от целей наблюдения в общей психологии, где с помощью этого метода изучается какой-то конкретный, отдельно взятый вопрос (поведение, реакция человека в конкретной ситуации), наблюдение в деятельности юриста ставит целью выявление наиболее полной информации о наблюдаемой личности. В процессе такого наблюдения осуществляется чувственное восприятие внешнего облика человека, восприятие его речи (а отсюда и мыслительных процессов), поступков, действий. При изучении личности важно наблюдать не только действия, проявленные при этом знания, навыки, но и отношения личности к этим действиям. При этом надо иметь в виду, что в разных условиях, в разных системах человеческих отношений, в разных эмоциональных состояниях действие может означать совершенно разные поступки данного человека.

При помощи наблюдения мимики и пантомимики выявляются изменения в эмоциональных состояниях в зависимости от изменения внешних условий, воздействия на личность. При этом следует учитывать, что в изолированно взятом выражении лица нельзя раскрыть все содержание эмоции. В частности, для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями с окружающими.

Объектом наблюдения часто является и одежда человека, условия его жизни, работы, т. е. мест, где он постоянно находится и которые в силу этого в определенной степени отображают привычки, навыки, качества данной личности.

Оперативное наблюдение выполняется как незаметно для объекта, так и в процессе общения с ним. Здесь всегда надо учитывать, что интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы в общении проходят у человека иначе, чем вне общения. Известно, что человек наедине с самим собой держит себя иначе, чем при общении с людьми. Даже в процессе общения поведение человека может быть различным. В присутствии привычных ему людей его поведение будет одним, в присутствии лиц, которых он видит в первый раз, — другим. Поведение человека зависит от интереса в общении. Все это учитывается при оценке результатов наблюдения данного лица. Но для этого человек должен наблюдаться в разных сферах, в различных системах общения.

Юристу следует стремиться проводить все возможные виды наблюдения: наблюдение человека наедине с собой незаметно для него; наблюдение этого же человека в процессе общения с другими людьми также незаметно для него; наблюдение в процессе общения при проведении оперативных мероприятий. Сопоставление результатов этих наблюдений дает полноценный материал для действительного познания наблюдаемой личности. В процессе наблюдения устанавливаются и факты, касающиеся отношения наблюдаемого человека к лицам, с которыми он находится в общении, отношение к сообщаемым им фактам, действиям и т. д. В соответствии с этим метод наблюдения отличается не только многообразием объектов наблюдения, но и необходимостью синтезировать, обобщать данные об отдельных конкретных наблюдениях. Важно уметь наблюдать как за личностью в целом (синтетически воспринимать личность), так и за отдельными деталями. При наблюдении за личностью такими конкретными объектами могут быть ее действия, мимика, пантомимика, речь, сочетание мимики и пантомимики в зависимости от изменения речи (темпа, модуляции и т.д.), руки, одежда, отдельные ее части. Так, например, из наблюдений за тем, как человек берет в руки инструмент, можно судить о его профессии, об умении обращаться с теми или иными инструментами, о любви к профессии, уважении к результатам труда других лиц и т.д. Каждый из приведенных объектов наблюдения очень важен сам по себе, но еще большее значение имеет анализ и синтез всех этих наблюдений в одном общем выводе.

Следует различать два вида метода наблюдения: непосредственное и опосредствованное. В первом случае наблюдение производит то же самое лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляет юрист, при проведении оперативных действий. Опосредствованное наблюдение имеет место в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Такой вид наблюдения имеет характерную особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела, в частности в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (психологической, психиатрической экспертизах) и т.д.

Каждый из этих видов наблюдения имеет свои положительные и отрицательные качества. В первом случае результаты наблюдения не могут быть зафиксированы процессуально, они не могут быть использованы в качестве доказательственного материала. Во втором случае, как правило, результаты наблюдения неполны — они отражают какую-либо одну сторону наблюдаемой личности. Необходимо стремиться результаты непосредственного и опосредствованного наблюдений сочетать; это дает возможность получить более правильное и более полное суждение о личности.

На практике применяются также включенное и дистантное наблюдения. Включенное предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным ее членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях. Включенное наблюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возможность вскрывать многие сокровенные стороны жизни изучаемого человека, социального явления и т. д. Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно, поэтому наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, т. е. наблюдение со стороны.

При наблюдении со стороны главное, что требуется от наблюдателя, — это остаться незамеченным как изучаемым лицом, так и окружающими. Дистантное наблюдение в деятельности юриста получило такое же распространение, как и включенное наблюдение.

Наблюдение за интересующим лицом — это восприятие его состояния и действий. В процессе наблюдения наблюдатель воспринимает обширную информацию, однако фиксирует он лишь незначительную ее часть. Из всей поступившей информации наблюдатель неизменно производит отбор, который зависит от направленности и особенностей личности наблюдателя. Мы часто воспринимаем то, что хотим воспринять, то, что нам понятнее и ближе, и интерпретируем воспринятое так, как нам этого хочется. Это закономерность наблюдения, которую юрист обязан учитывать, чтобы избежать субъективности. Как правило, объективнее оценивает человек, обладающий более высоким уровнем эмпатии. Увеличение числа наблюдателей лишь до определенного предела повышает качество оценки. Для получения достаточно объективного представления о человеке нужно обработать данные трех-четырех наблюдателей.

Чтобы обеспечить объективность оценки наблюдения, воспринимающий поведение изучаемого лица должен мысленно преобразовать непрерывную активность поведения объекта в конкретные единицы. Поскольку наблюдение способно регистрировать лишь отдельные акты поведения, то в каждом конкретном случае юрист должен знать, за какими актами поведения, реакциями скрывается истинный смысл изучаемого свойства, явления и т.п. Так, для определения эмоционального состояния объекта достаточно сосредоточиться на его внешних реакциях, расчленив их на определенные составляющие или объединив в группы. По внешним реакциям мы судим о подлинных переживаниях.

Наблюдения показывают, что чем менее образован и чем более непосредственен человек, тем рельефнее у него будут внешние движения, и тем самым мы можем с большей достоверностью судить по ним о его истинных переживаниях. Это имеет большое значение для юриста, поскольку позволяет выявлять неискренность поведения наблюдаемых лиц. Делать это труднее по отношению к тренированным или утонченным натурам. Но и здесь при достаточно тщательном наблюдении можно заметить многое. Так, если улыбка естественная, то в улыбке участвуют мышцы глаз. Если улыбка искусственная, то человек улыбается только губами. К.С. Станиславский, наблюдая за работой актера-ремесленника, подробно описал целую серию притворных движений: любовь — прижимание рук к сердцу, закатывание глаз, коленопреклонение, кусание губ, слащавая сентиментальность; волнение — хождение взад и вперед, дрожание рук; спокойствие — скука, зевание, потягивание; радость — хлопки в ладоши, кружение, раскатистый смех, шумливость; горе — качание головой, сморкание, утирание глаз, болезнь — кашель, дрожь и т. п.

Юристу необходимо уяснить, что все притворные движения:

1) преувеличивают слабое волнение

2) подавляют сильное волнение.

В первом случае демонстрируется усиленное движение руками, корпусом, головой, во втором — ограничивается подвижность рук, ног, туловища головы.

Наиболее ярко притворные движения обнаруживаются при замешательстве. Появляются неловкость в движениях рук и ног туловища, обычно отсутствовавшие ранее гримасы, иногда подергивание лицевых мышц, заикание, покраснение.

Юрист вступая в контакт с объектом наблюдения, в большинстве случаев сам старается скрыть свои истинные намерения и переживания. Как правило, он маскирует их отвлекающими жестами и формирует соответствующую маску лица (радость, горе и т. д.). Но, как видно, это притворство трудно утаить от внимательного наблюдателя. Помочь в этом утаивании может специальная тренировка. Ее методику можно найти в работах К.С. Станиславского.

Наряду с простым наблюдением, в практической деятельности сотрудниками применяются и методы приборного наблюдения, используются различные научно-технические средства, позволяющие выявить и зарегистрировать те или иные психические явления у интересующих лиц. Результаты наблюдения подлежат точной и исчерпывающей регистрации в письменном виде и при помощи технических средств стенографии, звукозаписи, фото-, киносъемки. Зафиксированное таким образом явление может быть неоднократно воспроизведено, и его анализ будет основан как бы на многочисленных наблюдениях.

 

Беседа

Этот метод широко применяется при изучении личности, представляющей оперативный интерес, и является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью в естественных условиях жизни. С помощью метода беседы выявляются:

1) отношение человека к определенным фактам, явлениям, конкретным личностям;

2) уровень развития: общеобразовательный, культурный, профессиональные знания, интересы;

3) мировоззрение, понимание моральных и правовых норм, правил поведения, отношение к ним;

4) волевые качества личности, характер;

5) тип высшей нервной деятельности (темперамент), соотношения торможения и возбуждения, способы реагирования, степень их выражения на отдельные, специально даваемые в ходе беседы раздражители.

Значительное внимание уделяется анализу речи: лексико-семантическим особенностям, ее строю, способам передачи информации, эмоциональной окраске и т.д.

К методу беседы предъявляются следующие требования:

· плановость,

· целенаправленность,

· избирательность,

· индивидуальность,

· соблюдение этико-педагогического такта.

Мы уже отметили, что оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, социально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведения.

Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения.

Психологи выделяют:

- подготовку к беседе;

- начало беседы;

- этап получения данных;

- завершение беседы;

- оценку результатов беседы.

Подготовка к беседе предусматривает составление плана, базируемого, как отмечалось выше, на основе «Схемы изучения личности». Основным содержанием плана должны быть вопросы, которые не удалось выяснить путем наблюдения. Вопросы в плане располагаются так, чтобы обеспечить ведение естественного разговора с собеседником, причем желательно, чтобы вопросы одного раздела «Схемы» не шли друг за другом, а перемежались с вопросами других разделов.

При организации оценочной беседы необходимо учитывать следующее:

1) участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;

2) следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (громкая музыка, шум, возможность вмешательства в беседу других лиц и т.д.);

3) до беседы нужно четко продумать предлог и отработать легенду встречи;

4) у интересующего лица не должно быть подозрений в том, что его изучают, поэтому в процессе беседы не следует делать нелегендированных записей, фиксирующих получаемые данные;

5) необходимо оптимально настроиться на беседу, как бы отгородившись от переживаний, которые могли бы отрицательно повлиять на готовность к общению;

6) необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на правильность восприятия и оценки личности;

7) при подготовке к беседе следует воспользоваться всеми данными на объект, которые можно получить в свое распоряже­ние;

8) старайтесь заранее предвидеть возможные вопросы, которые может задать объект, и будьте готовы на них ответить.

Важнейшим условием начала беседы является создание атмосферы непринужденности и доверия. Началом беседы, как правило, является обсуждение какого-либо нейтрального вопроса, которое может быть легко поддержано собеседником. В качестве примерных вводных тем могут быть использованы вопросы о последних новостях в спорте, в науке, искусстве, в других областях жизни. Однако эти вопросы следует использовать не как самоцель, а как средство втягивания собеседника в дальнейшую беседу с целью получения о нем необходимой информации. Задавать, конечно, нужно только те вопросы, на которые он сможет легко и охотно ответить. Захваченная в самом начале беседы инициатива обычно обеспечивает успех дела.

В беседе могут быть использованы самые различные вопросы. Если с объектом налажен хороший личный контакт, то можно ставить и прямые вопросы, в случае, когда это делать нецелесообразно, прибегают к косвенному побуждению высказывания. Человека, например, просят охарактеризовать какое-нибудь явление или лицо, при этом он неизбежно раскроет собственные взгляды, моральные установки, ценностные ориентации. Для уточнения уже имеющихся данных могут быть использованы вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

Для проверки искренности высказываний собеседника иногда можно ставить уточняющие вопросы, используя специфические термины. Здесь оказывает большую помощь предварительная подготовка вопросов. Такая подготовка избавляет от неловкого молчания или неуверенности при формулировке вопросов на случай, если сразу не удастся получить требуемую информацию. Во всех случаях наиболее информационными оказываются вопросы: «Кто?», «Где?», «Что?», «Почему?», «Когда?» и т. д. Однако частое употребление этих вопросов порождает у собеседника нежелательные реакции.

Во-первых, падает активность объекта в непринужденной речи, и он вынуждается вами к конкретному высказыванию.

Во-вторых, конкретные вопросы всегда побуждают защитные механизмы человека, и собеседник подсознательно, если его часто спрашивают «Как?», «Почему?» может просто замкнуться.

В-третьих, появление в беседе большого числа подобного вида вопросов обостряет бдительность и подозрительность людей.

Чтобы вопросы звучали естественнее, их можно дополнять междометиями и паузами.

Пауза — это прием побуждения к высказыванию. Пауза помогает, однако пауза возбуждает и тревогу. Чтобы избежать последней, надо придерживаться следующих правил:

1) нужно применять паузу после постановки вопроса, не нужно торопить собеседника;

2) паузы не вызывают тревоги, когда они не превышают 5-6 секунд.

Завершение беседы должно осуществляться после паузы. Здесь необходимо соблюсти определенные формальности что-либо рассказать о себе, о других, вспомнить о чем-то якобы забытом. Во всех случаях при этом надо исходить из обстановки.

В наиболее полном виде метод беседы реализуется в ходе допроса. Необходимость создания естественной обстановки с целью получения наилучших результатов в ходе беседы приводит к выводу о том, что следует признать целесообразным производство отдельных допросов только с целью изучения личности, т. е. не касаясь конкретных фактов и обстоятельств расследуемого преступления. Иногда целесообразно осуществлять беседу в условиях наиболее привычных для человека, личность которого изучается. Поэтому, если допрос имеет целью только ознакомление с личностью можно провести его по месту работы, жительства, отдыха этого лица. Неофициальность обстановки позволяет полнее выявить такие стороны личности, которые в официальной обстановке могут вообще не проявляться.

Результаты беседы, как правило, могут закрепляться в виде записей лица, которое проводило беседу. Такое закрепление беседы может иметь место при осуществлении оперативных мероприятий.

Результаты беседы не следует переоценивать. В процессе непосредственного общения трудно получить всю необходимую информацию. Оценить личность можно лишь путем сопоставления результатов беседы с результатами других методов оценки личности. При анализе содержания беседы следует оценить отношение собеседника к тем событиям, людям, фактам, о которых он говорил, вспомнить выразительные средства (специфические слова, фразы, мимику), которыми он пользовался.

Беседа всегда сочетается с методом наблюдения, а также часто и с методом эксперимента.

 

Анализ документов

Достаточно важную информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (письма, дневники, деловые отчеты, записки, литературные произведения, конспекты, фонограммы произносимых перед аудиторией речей и т. п.). В дознании и следствии все документы, характеризующие личность человека, можно классифицировать по трем основаниям:

1) по способу фиксации информации (печатные и рукописные документы, магнитные ленты, кинопленки);

2) по статусу документа (личные документы: дневники, письма, записки; официальные документы: отчеты, справки; произведения творчества: книги, брошюры, статьи);

3) по характеру документа.

Здесь следует отметить, что в каждом конкретном случае тот или иной документ будет иметь различный информационный вес.

Все методы анализа документов делятся на традиционные и формализованные. К первым относятся анализ смысла (содержания) текста, ко вторым — анализ, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффективным здесь считается контент - анализ. Сущность этого метода состоит в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (суждений, понятий, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста. Техника контент-анализа сводится к ряду последовательных операций, главными из которых являются:

1) выделение единиц анализа;

2) отбор единиц анализа в тексте;

3) статистическая обработка.

1) Выделение единиц анализа. Это наиболее ответственная часть этого метода. Работа начинается с определения ключевых понятий, которые соответствуют задачам конкретной оценки. Например, если необходимо по имеющимся документам выявить ценностные ориентации изучаемого лица, то рабочими категориями здесь могут быть политические и экономические взгляды, мировоззрение, социальные нормы. Этим категориям необходимо найти адекватные выражения в языке исследуемого текста, они и будут единицами анализа.

2) Отбор в тексте единиц анализа. Процедура отбора заключается в отыскании в тексте всех выражений, отражающих смысл единицы анализа. В тексте это могут быть имена собственные, термины, устойчивые словосочетания. Поиск единицы анализа можно свести лишь к отысканию признаков этой единицы (т. е. близких по смыслу слов) и не ставить перед собой вопроса, достаточно или недостаточно этих признаков.

3) Статистическая обработка. В настоящее время достаточно широко используются многочисленные методики обработки данных контент-анализа, и, в частности, частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т.д. В деятельности юриста при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом. Весьма полезная информация может быть получена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установления пропорций, между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости.

Частота употребления единиц анализа свидетельствует о внимании личности к вполне определенной проблеме. Если выделенные единицы сгруппировать по признаку отношения к ним, то могут быть выяснены симпатии или антипатии изучаемого лица к тому, что стоит за этими единицами. Выводы могут быть уточнены данными о совместной встречаемости и зависимости этих группировок.

Процедура контент-анализа требует много времени и определенных условий, поэтому она оправдывает себя лишь при проведении научных исследований. В деятельности юриста процедура контент-анализа может быть сведена к упрощенным действиям по выделению и подбору единиц анализа с последующей интерпретацией подсчета, без особой детализации. Внимательный просмотр текстов непременно натолкнет нас на полезную информацию об изучаемой личности.

В оперативной практике, часто производится анализ письменных документов интересующего лица. При этом, как правило, исследуется стиль письма, выявляются профессиональные, смысловые и иные особенности и т.д. Для анализа письма в целях изучения личности широко используются достижения лингвистики в изучении письменной речи.

Биографический метод

Смысл его состоит в изучении жизненного пути объекта оперативного интереса. Жизненный путь — это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой, — социальная форма его индивидуального развития. Как правило, из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения (группы), который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности. Этот опыт в единстве с объективными условиями становится определяющим в поведении индивидов. Воздействие комплекса обстоятельств на личность и ее ответная реакция на это составляют социальную ситуацию развития. Изучая конкретного человека, юрист должен сосредоточить свое внимание на содержательной стороне этой ситуации.

События среды — это объективные экономические и политические процессы, происходящие в стране, городе, группе и т. д., в которые неизбежно вовлекается изучаемый человек. Эти события, совершающиеся помимо его воли, оказывают на него сильное влияние.

События поведения связаны с осознанностью действий и поступков, в которых реализуется система отношений личности к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Юристу необходимо стремиться прослеживать поведение изучаемого лица в системе трудовых, познавательных, игровых действий и поступков. В этой системе хорошо отражаются коммуникативные действия и операции изучаемого человека. В общении узнаются также и события жизненных планов личности (идеи, мечты), реализация или крушение которых отражаются на внутреннем и внешнем облике.

 

 

Метод эксперимента

При изучении личности в оперативной деятельности первостепенное значение имеет изучение ее действий, из которых можно делать выводы о ее свойствах. Изучение действий личности не может быть произведено при помощи только одного наблюдения. Нельзя ждать, пока жизнь поставит человека в такие условия, в которых он своими действиями проявит те или иные свойства своей личности. Это особенно сложно в условиях дефицита времени, отведенного для выполнения задания юристу. В этом отношении значительную помощь может оказать метод эксперимента. Определяя различие между наблюдением и экспериментом (опытом), И.П. Павлов писал, что опыт как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и, таким образом, в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет.

В процессе изучения личности применяются три вида экспериментов: естественный, психолого-педагогический и лабораторный.

Сущность метода естественного эксперимента заключается в том, что личность без ее ведома ставится в заранее изученные или созданные условия, ситуации, где она должна действовать и этими своими действиями проявлять определенные свойства, проверяемые, выявляемые в ходе естественного эксперимента. Методом естественного эксперимента проверяется умение владеть приборами, предметами, мыслительные способности, профессиональные навыки, волевые качества, отношение к определенным лицам и т. д.

В любом естественном эксперименте обязательно содержатся следующие элементы:

1) выбор вида деятельности;

2) предварительный анализ этой деятельности;

3) наблюдение за лицом, осуществляющим деятельность;

4) анализ результатов проведенной деятельности.

Наиболее широко метод естественного эксперимента применяется в тех случаях, когда человек, личность которого изучается, не находится в непосредственном общении с лицами, осуществляющими дознание и следствие, т.е. не знает, что за его действиями наблюдают. В таком наиболее полном виде метод естественного эксперимента может активно применяться в правоприменительной деятельности. В процессе общения с коллективом, в процессе труда, учебы, выполнения отдельных поручений личность ставится в заранее заданные условия, а результаты ее деятельности, ход действий тщательно анализируются. Именно в ходе естественного эксперимента может осуществляться «проверка доверием», что является одновременно и методом изучения личности, и методом воспитания.

Метод психолого-педагогического эксперимента характерен тем, что обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания. Он всегда реализуется в жизни, в деятельности коллектива.

Метод лабораторного эксперимента в общей психологии при изучении личности, прежде всего, применяется для выявления ее типологических особенностей, способностей. Однако с помощью этого эксперимента можно выявить особенности в направленности личности (потребности, интересы), свойства характера (настойчивость, уверенность, самооценку). При реализации мето­да лабораторного эксперимента человек, личность которого изучается, заранее знает, что он является участником опыта. Это, безусловно, накладывает отпечаток на ход и результаты эксперимента. Подобный эксперимент может применяться и в оперативно-розыскной деятельности, в частности с помощью его может осуществляться проверка профессиональных качеств, навыков. Здесь предупреждение лица о том, что он становится участником эксперимента, не может отрицательно отразиться на проверяемых результатах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.07 с.)