Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста



Следственный осмотр — понятие обобщающее (собирательное), включающее в себя различные виды осмотра — места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, наружный осмотр трупа (ст. 176, 178 УПК РФ). Поэтому, когда говорят о следственном осмотре, имеют в виду один из перечисленных видов. Следственный осмотр представляет собой процессуальное действие, при производстве которого следователь (орган дознания) непосредственно воспринимает, исследует и оценивает состояние, свойства, признаки материальных объектов, связанных с расследуемым событием, с целью выявления и закрепления фактических данных (доказательств), выяснения обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу.

Местом происшествия в уголовно-процессуальном смысле называется такое место, на котором имеются следы преступления. Осмотр места происшествия служит незаменимым следственным действием, поскольку в большинстве случаев информацию, получаемую при его проведении, добыть при помощи других процессуальных действий практически невозможно. Особенностью осмотра места происшествия является также его неотложный характер. Это следственное действие должно проводиться немедленно, ибо всякая отсрочка может привести к изменению обстановки, утрате следов, забыванию очевидцами и свидетелями важных для дела обстоятельств.

Осмотр места происшествия — вид сложной комплексной деятельности следователя (органа дознания), специалистов, экспертов, понятых, кинолога и др.

Поэтому при изучении психологических особенностей его проведения нужно учитывать: а) психологическую структуру осмотра места происшествия как деятельности; б) особенности психологических отношений между участниками данного следственного действия; в) психологические качества следователя (работника дознания), необходимые для осуществления осмотра; г) психологические факторы, влияющие на эффективность проведения осмотра.

С психологической точки зрения осмотр — процесс непосредственного восприятия, сочетающийся с элементами образного мышления. Психологи осмотр места происшествия обычно рассматривают как систему взаимозависящих и взаимообусловленных комплексов психологических процессов преступника при совершении преступлений, потерпевших, следователя при исследовании места происшествия, а также участников осмотра.

Психологическая структура деятельности следователя при осмотре места происшествия складывается из познавательной, конструктивной, организаторской, коммуникативной и удостоверительной деятельности.

Познавательная деятельность включает в себя восприятие (точнее, его разновидность — наблюдение) обстановки, фактов, явлений; установление между ними причинной связи; выдвижение предложений (версий). Она невозможна без внимания, мышления и воображения.

Наблюдение обстановки места происшествия, осуществляемое следователем, базируется на общих психологических закономерностях восприятия, однако оно имеет специфику, обусловленную мысленной моделью события. Восприятие зависит от профессионального и жизненного опыта следователя.

Профессиональный опыт (особенно глубокие криминалистические познания) позволяет следователю воспринимать обстановку места происшествия не вообще, а целенаправленно и продуманно. Например, зная основные закономерности образования следов на месте происшествия, следователь может с наибольшей вероятностью определить, где нужно искать следы пальцев рук, на каких поверхностях они сохраняются в виде, пригодном для идентификации. Кроме того, профессиональные знания помогают следователю воспринимать те предметы, которые имеют отношение к преступлению и могут способствовать его расследованию (например, палка со следами крови).

Большое значение здесь имеет та мысленная модель, которая возникла у следователя до осмотра места происшествия во время сообщения ему о событии преступления. Фактически это мысленная программа действий следователя и других участников на месте предстоящего осмотра. Типичная мысленная модель действует до начала осмотра, после чего она либо продолжает «работать», либо ликвидируется, если не совпала с реальной обстановкой. Реализуются мысленные модели путем объективного подхода к восприятию и оценке всех данных, запечатленных в обстановке места происшествия.

Успех осмотра места происшествия во многом зависит от наблюдательности следователя. Криминалистическая наблюдательность формируется на базе общей, житейской наблюдательности человека. Наблюдательный следователь осуществляет осмотр места происшествия планомерно, целенаправленно, с учетом всех изменений, которые произошли на месте преступления. Наблюдение будет успешнее, если следователь в своей работе станет придерживаться следующих правил:

до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом предмете или явлении;

определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;

искать в наблюдаемом не только то, что предполагается найти, но и обратное тому;

расчленить предмет наблюдения и в каждом элементе наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении за целым;

следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;

не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в различных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;

ставить вопросы «почему?» и «что это значит?» относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

сравнивать объекты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;

ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме (это помогает их пониманию и запоминанию);

привлекать кнаблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами[10].

При осмотре места происшествия необходимо внимание и, в частности, такие его свойства, как объем, переключение, концентрация и распределение.

Благодаря способностям психики следователь может держать в поле своего внимания одновременно рад объектов, оперативно переключаться с одного объекта на другой; выполнять сразу несколько операций, сосредоточить внимание на отдельных объектах и меньше «загружать» внимание другими.

Осмотр места происшествия требует от следователя длительной и сосредоточенной работы, в связи, с чем важно долгое время сохранять устойчивое внимание. Исследования показывают, что произвольное интенсивное внимание может сохраняться без заметного ослабления в течение 40 минут. Поэтому целесообразно устраивать 3 — 5 минутные перерывы после каждых 35 — 40 минут работы. Если следователь почувствовал, что работоспособность снижается, он должен устроить кратковременный отдых, не дожидаясь истечения очередных 35 — 40 минут.

Познавательная деятельность следователя предполагает активный мыслительный анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств. В процессе осмотра он решает множество разнообразных мыслительных задач, позволяющих относить воспринятое к объектам, содержащим доказательственную информацию. Здесь большое значение придается умению следователя решать сложные задачи в условиях дефицита информации, времени, неблагоприятных обстоятельств. Немаловажное значение имеют также его интуиция и фантазия. «Следственная интуиция, — отмечали Н.Л.Гранат и А.Р.Ратинов, — это основанная на опыте и знаниях интеллектуальная способность быстро, непосредственно находить решение творческой задачи при ограниченном исходном материале. Она играет положительную роль в отыскании истины, собирании доказательств, выборе наиболее эффективных приемов расследования»[11].

Благодаря интуиции отраженные в сознании следователя признаки воспринимаемых на месте происшествия объектов как бы влияют на процесс решения мыслительной задачи, направляя его по верному пути. Однако умозаключения, которые базируются на интуиции, носят вероятностный характер и требуют обязательной проверки.

Большое значение придается при осмотре психическому процессу воображения. Воображение позволяет следователю дополнить часть недостающей информации образами различных предметов и явлений, помогает ему построить мысленную модель преступного события, выдвинуть версии, прогнозировать действия, связанные с осмотром. Полнота воображения зависит от жизненного и профессионального опыта, богатства прошлых восприятий. «Когда возникшие потребности человека чрезвычайно сильны, а возможности их удовлетворить ничтожны — воображение развивается с необычной силой»[12].

Весь процесс познавательной деятельности можно представить в такой последовательности: а) выделение основных узлов (участков): труп, взломанный сейф и др.; б) вычленение из окружающей обстановки «опорных точек»: следы насилия на трупе, орудие преступление и их следы и т.д.; в) соотнесение обнаруженных следов, предметов с версиями (предположениями), объясняющими данное происшествие.

В осмотре места происшествия могут участвовать различные специалисты. Так, специалист-криминалист помогает выбрать методику поиска следов и других вещественных доказательств, отыскать и изъять невидимые и слабовидимые следы рук, обуви, микрочастиц, использовать научно- технические средства, провести предварительное изучение объектов и точно описать обстановку места происшествия. Он может помочь следователю распознать инсценировку и объяснить характер негативных обстоятельств.

Результативность осмотра места происшествия и трупа зависит от участия в анализируемом следственном действии специалиста в области судебной медицины. Он обращает внимание следователя на признаки, говорящие о давности наступления смерти, о механизме и последовательности нанесения ударов и т.д. По делам о хищении государственного и общественного имущества специалист-бухгалтер при осмотре способен дать разъяснения следователю о том, какие официальные и черновые («рабочие») документы могут содержать важные для дела сведения.

Специалист-гидролог, участвуя в осмотре места происшествия по делам об авариях на водном транспорте, помогает установить те изменения, которые произошли до падения горизонта воды. Специалист-ихтиолог при осмотре места происшествия, связанного с загрязнением водоема, указывает на санитарные условия удаления, последующей обработки и использования осадков. С его помощью осуществляется отбор проб очищенных стоков для установления их общей микробной загрязненности. Значительную помощь в осмотре места происшествия (места затонувшего судна, места гибели туристов и т.д.) могут оказать альпинисты, водолазы и другие сведущие лица.

Мыслительный анализ восприятия обстановки места происшествия самым тесным образом связан с избирательностью. Познавательная деятельность следователя направлена на те объекты, которые могут содержать информацию, о преступном событии.

При этом следователь должен помнить, что нужно искать признаки не только наиболее отчетливо проявляющегося в данной ситуации преступления, но и сходного или противоположного ему.

Важнейшей задачей познавательной деятельности следователя при осмотре места происшествия является определение наличия (или отсутствия) причинной связи между 4 обнаруженными доказательствами и расследуемым преступным событием. Причинная связь должна устанавливаться по следующим направлениям:

а) по месту происшествия, так как территориальная близость того или иного предмета к месту происшествия может с наибольшей вероятностью указывать на его связь с расследуемым событием;

б) по времени происшествия, когда определяется последовательность (очередность) наступления каких-то событий применительно к временным промежуткам. Например, одни события наступают задолго до происшествия, другие следуют за ним, третьи характеризуются одновременностью, четвертые возникают после совершения преступления;

в) по структуре предметов и следов, когда изучается их групповая принадлежность;

г) по механизму образования следов.

Осмотр места происшествия дает следователю возможность получить информацию о личности преступника. Данные, полученные при осмотре места происшествия, позволяют следователю выдвинуть предположение относительно пола преступника. Такие преступления, как, например, грабеж, разбойное нападение, чаще совершаются мужчинами, а детоубийство, мошенничество и т. п. — женщинами. На пол преступника указывает способ совершения преступления (взлом сейфа, пролом в стене и т.д.). Значительную информацию о личности преступника следователь получает при изучении следов рук, ног, губной помады на окурках, одежде и т.д.

Место происшествия содержит иногда и сведения о возрасте преступника. Подобную информацию следователь получает путем изучения следов ног (обувь большого размepa), взлома (сильные, обширные повреждения запирающих устройств); зубов (откус, надкус сыра, масла и других продуктов питания); рук (ширина пальцевых отпечатков, ладонной поверхности; дорожки следов ног (ширина и глубина шага, угол разворота стопы).

Анализируя способ совершения преступления, можно сделать предположения о профессии, профессиональных навыках, знаниях и умениях преступника. Обстановка места происшествия, обнаруженные следы позволяют судить и о некоторых его потребностях и привычках, мотивах совершенного деяния, чертах характера, волевых качествах, эмоциональных состояниях и других важных для расследования преступления обстоятельствах (следы укусов на теле жертвы сексуального преступления; похищение спиртного из магазина; кража наркотических препаратов из аптеки и др.).

На месте происшествия запечатлеваются также некоторые черты характера преступника: жестокость, дерзок смелость, решительность, жадность, нахальство, хладнокровие, осторожность, осмотрительность и др. Исследование обстановки места происшествия позволяет получить сведения о психологической атмосфере преступного события, степени напряженности психики преступника.

Существенным элементом общей структуры деятельности при осмотре места происшествия является организаторская деятельность, под которой понимаются действия человека осуществляющего организацию других людей для выполнения общих задач. Организаторская работа следователя направлена на реализацию плана осмотра, оказание помощи пострадавшему, устранение вредных последствий преступных посягательств, снижение психологической нагрузки на участников осмотра, нейтрализацию отрицательных воздействия со стороны заинтересованных или любопытных граждан.

Особое значение придается способности следователя правильно оценить и использовать в интересах качественного осмотра места происшествия психологический фон преступления. В подавляющем большинстве случаев следователь не остается равнодушным к тому, что он воспринимает при осмотре. Вид обезображенного или расчлененного трупа, обширные разрушения, страдания потерпевших оказывают сильное психологическое воздействие на следователя. Он испытывает чувство сострадания, жалости по ношению к потерпевшему, его родственникам, его возмущают действия преступника. Эмоциональное состояние следователя по-разному влияет на его поведение и работоспособность. При положительном (благоприятном) состоянии в действиях следователя наблюдаются активность сосредоточенность, целеустремленность, решительное настойчивость. Неблагоприятное психофизиологическое состояние способствует появлению утомляемости, усталости, плохо контролируемого волнения, брезгливости, неуверенности в себе и т.д. Отрицательное состояние следователя служит причиной поверхностного, формального, поспешного осмотра места происшествия. Поэтому он должен своевременно преодолевать отрицательное воздействие «фона преступления» — оперативно настраиваться на активную плодотворную работу, тренировать умение контролировать свое поведение в экстремальных, психологически неблагоприятных условиях осмотра.

В психологической структуре действий следователя на месте происшествия большое значение имеет конструктивная деятельность. Основными направлениями конструктивной деятельности являются прогнозирование, планирование, принятие решения.

С конструктивной тесно связана коммуникативная деятельность, под которой понимается получение информации посредством общения с гражданами. При осмотре места происшествия общение выражается в форме сотрудничества участников процессуального действия и конфликта с лицами, которые пытаются противодействовать нормальной работе следователя.

В процессе коммуникативной деятельности следователя на месте происшествия реализуются как положительные (общительность, чуткость, вежливость, доброжелательность и др.), так и отрицательные (невыдержанность, неприветливость, неумение слушать, излагать свои мысли и т.д.) качества личности.

Информация, полученная в результате осмотра места происшествия, должна быть зафиксирована (закреплена) с помощью протокола, фото- и киноаппаратуры, магнитной и видеозаписи, т.е. качественно удостоверена. Удостоверительная деятельность следователя и других лиц, фиксирующих ход и результаты осмотра места происшествия, требует пунктуальности, грамотности, наличии навыков использования научно-технических средств.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под психологией осмотра места происшествия?

2. Каковы виды следственной деятельности при осмотре места происшествия?

3. Каковы психологические особенности познавательной деятельности следователя при осмотре?

4. Какие мыслительные задачи решает следователь в процессе осмотра места происшествия?

5. Что такое следственная интуиция, какова роль в собирании доказательств?

6. Какую информацию о личности преступника следователь получает при осмотре места происшествия?

7. Что понимается под организаторской деятельностью следователя?

8. Какое влияние на следователя может оказать психологический фон преступления?

9. Что понимается под конструктивной и коммуникативной деятельностью следователя при осмотре места происшествия?

10. Какова роль удостоверительной деятельности следователя в осмотре?

Психология обыска

Обыск (ст.182 УПК РФ) — это сложное следственное действие, в основе которого лежит принудительное обследование помещений и иных мест, граждан или их одежды в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов либо документов, которые могут иметь значение для дела.

Цель обыска — отыскание скрытых (чаще всего сознательно) объектов. Обыск является действием принудительным по отношению к обыскиваемому, чаще всего он проводится в конфликтной ситуации, носит проблемный и поисковый характер. В ходе обыска реализуются познавательный, конструктивный, организаторский компоненты деятельности следователя.

Организаторская деятельность следователя при производстве обыска включает в себя подготовительные действия и организацию проведения обыска. Подготовка обыска предполагает изучение личности обыскиваемого, получение информации об объекте обыска, подготовку следственно-оперативной группы, научно-технических средств поиска.

Для того чтобы обнаружить искомую вещь, необходимо проникнуть в психологию прячущего, поэтому большое значение здесь имеет изучение личности обыскиваемого. Данные о личности обыскиваемого следователь получает процессуальным (допрос свидетелей, подозреваемых, потерпевших, осмотр вещественных доказательств и др.) и внепроцессуальным (проведение оперативных мероприятий, опросов и т.д.) путями.

На выбор места и способа укрытия большое влияние оказывает профессия обыскиваемого (например, столяр может соорудить тайники в мебели, подоконниках, плинтусах пола и т.д.). Необходимо учитывать также, какая профессия была у обыскиваемого в прошлом, каковы его увлечения, хобби, склонности, побочные знания. Приобретенные навыки используются преступниками для устройства тайников, при избрании места и способа укрытия орудии преступления, похищенных ценностей и т.д. Например, электросварщик соорудил тайник, используя сварочный аппарат; фотолюбитель спрятал похищенное в ящике для фото принадлежностей.

Конечно, указанная зависимость проявляется не всегда, но знать о ней следователь обязан и должен по возможности использовать это обстоятельство в своей работе.

При решении вопроса о наиболее вероятных местах и способах укрытия необходимо учитывать возраст обыскиваемого.

Взрослые преступники стараются спрятать предметы, ценности, деньги и т.д. с учетом своего жизненного опыта, предпринимают меры к уничтожению следов, указывающих на место сокрытия (например, свежевыкрашенным доскам тайника придают «старый» вид). Несовершеннолетние, не имея достаточного опыта, оставляют похищенные вещи на виду, не принимают мер к их тщательному укрытию. Вместе с тем практике известны случаи, когда несовершеннолетние сооружают тайники, прячут похищенные вещи в труднодоступных местах и местах, не приспособленных для хранения. Определенную роль в этом играют начитанность (подражание героям криминальной литературы), воображение, фантазия, гибкость ума подростка.

Изучение личности обыскиваемого предполагает установление его привычек и наклонностей. Например, следователь узнал, что обвиняемый все делает аккуратно, отличается пунктуальностью, однако жаден, стремится к обогащению, наживе. При проведении обыска данные сведения обязательно должны быть использованы. Место укрытия таким обвиняемым будет выбрано со всей аккуратностью и пунктуальностью и чаще всего рядом с местом работы или отдыха обыскиваемого.

Выбор места и способов укрытия зависит от пола преступника.

Мужчины часто оборудуют тайники в стенах, земле, корпусах телевизоров, радиоаппаратуры и в электроприборах.

Женщины прячут похищенное в предметах быта, например, в коробках из-под стирального порошка, продуктах питания, цветочных горшках, постельном белье и других местах.

Большое значение имеют сведения о психологических свойствах (темпераменте, характере и др.), волевых качествах (смелости, дерзости, решительности и т.д.), психических состояний (эмоциях, склонности к аффектам). Они помогают следователю предвидеть возможное поведение обвиняемого во время обыска, искать объекты обыска в маловероятных местах (например, не каждый обвиняемый может спрятать ценности в кастрюлю с кипящим супом).

При решении задачи о наиболее возможных местах и способах укрытия необходимо учитывать культурный уровень, образование, интеллектуальные способности обыскиваемого. Преступники, имеющие познания в области физических или химических свойств отдельных предметов, осведомленные о способностях некоторых вещей сохранить свои качества в неблагоприятных условиях хранения, создают тайники или оборудуют места для сокрытия ценностей, нажитых преступным путем, с учетом указанных свойств (например, золото прячется в землю, оружие — в сыпучие продукты).

В оборудовании мест преступной деятельности определенную роль играет воображение, фантазия, гибкость ума, логическое мышление, смелость и др.

В период подготовки к обыску желательно получить информацию о помещении, в котором будет произведен обыск (обстановка в квартире, расположение мебели в кабинете, характерные особенности складского помещения и т.д.), использование этих данных позволит целенаправленно вести поиск, быстро оценить обстановку, немедленно принять решение при обнаружении факта отсутствия каких-то предметов. Подготовка к обыску предполагает выполнение следователем действий по комплектованию следственно- оперативной группы. Она должна быть мобильной, психологически совместимой, готовой длительное время осуществлять поиск. Следователь, специалист, другие участника обыска направляют совместные усилия на отыскание скрытых предметов, на преодоление маскировочных действий обыскиваемого и других заинтересованных лиц. Члены следственно-оперативной группы должны хорошо представлять себе цель обыска, быть заинтересованными в достижении этой цели, активно выполнять свои профессиональные и процессуальные функции. Обязанностью следователя является организация деятельности понятых, специалистов, технических помощников (столяра, сантехника и др.). Эффективность обыски зависит от полноты и качества планирования предстоящего следственного действия. Основу планирования составляют версии. На выдвижение предположений следователя влияют физические характеристики разыскиваемых предметов (например, размеры, материал, из которых они изготовлены), особенности места нахождения вещей (комната, склад, сарай, кабинет и т.д.); личность обыскиваемого (преступный опыт, профессия, черты характера, темперамент и т.д.).

Эффективность обыска во многом определяется совокупностью профессионально необходимых качеств следователя. Он должен на протяжении всего обыска сохранить устойчивое внимание и целеустремленность. Очень важно во время обыска 'сосредоточить внимание на одних предметах и одновременно держать в поле зрения другие, своевременно переключать внимание, но придерживаться намеченного плана. В работе целесообразно практиковать взаимозаменяемость членов следственно-оперативной группы. Например, следователь осматривал книжные полки, после чего перешел к осмотру кровати, шкафа и т.д., а оперативный работник после осмотра письменного стола совместно с криминалистом начал осмотр телевизора или приемника. Кроме того, желательно чередовать осмотр крупных и мелких предметов, документов и различных вещей и т.д. Это может благоприятно сказаться на сохранении устойчивого внимания. Полезно также во время длительного обыска делать перерыв на отдых.

Важными психологическими качествами следователя являются выдержка и самообладание. Обыск часто проходит в остроконфликтной ситуации, когда его участники испытывают на себе активное противодействие обвиняемого, его родных, знакомых и т.д. Заинтересованные лица не желают, чтобы обыск для следствия закончился успешно, так как это влечет за собой крушение их замыслов, планов, лишение материального благополучия и т.д. Чтобы избежать таких результатов, они пытаются спровоцировать скандал, столкновение, обвинить следователя в незаконных действиях, в превышении служебных полномочий, в нарушении этических норм и т.д. Следователь должен своевременно пресекать подобные действия заинтересованных лиц, соблюдать спокойствие, самоконтроль, следить за поведением других участников обыска.

Большое значение в проведении обыска имеет настойчивость следователя. Преодолевая трудности, многочисленные препятствия (большой объем работы, осмотр труднодоступных мест и т.д.), следователь стремится к достижению цели — качественному завершению обыска. Чувство служебного долга позволяет ему выполнить поставленную задачу. В процессе обыска следователь должен внимательно следить за действиями обыскиваемого, предупреждать возможное нападение, применение различного рода хитростей, уловок, провокаций.

Следователь обязан строго соблюдать нравственно-этические нормы поведения. Основные принципы этических правил отражены в ст.182 УПК РФ, в которой говорится: «При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества». Следователь принимает меры к тому, чтобы «не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц».

Во время обыска следователь должен соблюдать вежливость, быть корректным, не допускать грубости, оскорблений, угроз. Необходимо проводить обыск так, чтобы не унижать чести и достоинства граждан, соблюдать чувство такта при ознакомлении с письмами, фотографиями, дневниками обыскиваемых. Особенно внимательно следователь должен относиться клюдям пожилого возраста, больным, своевременно оказывать им необходимую медицинскую помощь.

Во время обыска следователь сам испытывает значительные психологические перегрузки (эмоциональные переживания). Взволнованному, раздраженному человеку трудно выполнять поисковую деятельность. Не следует проявлять радость или огорчение, комментировать результаты обыска, высказывать свое мнение об обстановке, укладе жизни обыскиваемого и т.д.

Производство обыска требует от следователя максимального проявления волевых качеств: «не опускать руки» при первых неудачах, не пугаться большого объема работы (например, перекопать участок земли, переложить несколько кубометров дров, разворошить копну сена) и т.д.

На следователя психологически воздействуют обстановка, «стереотип ожидания». Например, при расследовании хищений в особо крупных размерах он предполагает, что во время обыска обнаружит ценности, дорогие вещи (мебель, картины, хрусталь и др.), а когда приходит на обыск, то видит скромную квартиру, бедную обстановку. Несовпадению действительной обстановка с мысленной моделью может вызвать у следователя чувство неуверенности, нецелесообразности проведения обыска. Однако он должен настроить себя на важность выполнения обыска и в такой «бесперспективной» обстановке. Иное состояние испытывает следователь, когда происходит совпадение ожидаемого в действительной обстановки. В подобных случаях он действует уверенно, испытывает положительные эмоции, у него появляется повышенная активность и т.д.

Во время проведения обыска следователь должен проявлять большое терпение, особенно в тех случаях, когда процесс долго длится. Он не должен пугаться «грязной работы» так как преступники часто рассчитывают на его брезгливость и прячут ценности, документы в грязном белье, мусоре. Преступники могут использовать в своих целях гуманность следователя (например, прячут предметы, вещи в постели больного человека).

При проведении обыска важно, чтобы (и, прежде всего сам следователь) наблюдали за особенностями поведения обыскиваемого и членов его семьи. Наблюдательность предполагает широкую фиксацию в мышлении всех обстоятельств и обстановки производства обыска.

Объектами наблюдения выступают окружающая обстановка, предметы, поведение людей и животных.

Благодаря наблюдению можно определить места сокрытия следов и орудий преступления, разыскиваемых предметов, ценностей, место нахождения трупа или его частей. Наблюдение осуществляют: следователь, оперативный работник, понятые, все остальные участники следственного действия.

Особое значение при обыске уделяется наблюдению за психофизиологическими проявлениями, за реакциями обыскиваемого на действия участников обыска.

Реакции организма человека на раздражители носят двоякий характер:

1) регулируемые волей субъекта — потирание рук, покашливание, почесывание лица, вздох облегчения, остановка взгляда на определенном месте или предмете, комканье платка и т.д.;

2) нерегулируемые психофизиологические проявления — покраснение или побледнение кожи лица, дрожание рук, заикание, модуляция голоса, учащенное дыхание, подергивание тела, выступление пота, частые глотательные движения и др.

Наличие у обыскиваемых указанных признаков может в известной мере ориентировать следователя при поиске места сокрытия тайника.

Следователь должен осуществлять наблюдение и за поведением обыскиваемого, который может активными действиями отвлекать его внимание, симулировать обморочное состояние или приступы какой-либо болезни, истерику и т.д.

Зачастую обыскиваемый ведет себя пассивно: односложно отвечает на вопросы, молчит, безразличен к действиям участников обыска, постоянно находится в одном месте и др. Пассивное поведение обыскиваемого отрицательно влияет на результаты обыска. Следователь должен «расшевелить» его; заставить реагировать на происходящее, потому что психофизиологические реакции больше проявляются при активном поведении. В следственной практике положительные результаты дает метод «словесной разведки». Суть его заключается в том, что следователь (работник дознания) расспрашивает обыскиваемого о расположении помещений, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.п. и при этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. Словесный раздражитель может вызвать у обыскиваемого определенное эмоциональное возбуждение. Характер его ответов, интонации, модуляции голоса часто являются источниками информации для следователя. Следователь ничего не теряет и в случаях неудачи такой «словесной разведки»[13].

Психологического подхода требует и оценка поведенческих актов обыскиваемого. Необходимо пресекать все его попытки уничтожить, спрятать, выбросить, передать родственникам какие-то предметы, документы, записки, письма и т.д., причем предметы эти должны изыматься для дальнейшего изучения.

Немаловажен также психологический анализ информации, характеризующийся необычным сочетанием предметов, изъятых при обыске (например, большое количество новой обуви разных размеров, обнаруженной на чердаке дома обыскиваемого).

Кроме того, следователя должны интересовать несоответствие найденных предметов образу жизни, личности обыскиваемого; подозрительный способ хранения предметов; обстоятельства, свидетельствующие о том, что предметы не принадлежат обыскиваемому, не соответствуют его материальному положению, образу жизни, интересам.

Таким образом, психологические особенности обыска складываются из опыта следователя, его общежитейских и научно-психологических представлений о поведении человека в экстремальных ситуациях; характерологических качеств лиц, производящих обыск, и др.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие виды деятельности осуществляет следователь при производстве обыска?

2. Каковы особенности психологической подготовки обыска?

3. Какова роль наблюдения следователя во время обыска?

4. Что понимается под психофизиологическими реакциями обыскиваемого?

5. Назовите характерологические качества следователь при обыске.

6. Что такое «стереотип ожидания» при обыске?

7. В чем заключается психологическая оценка предметов, обнаруженных при обыске?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.066 с.)