Тема 3.3. Общение в профессиональной деятельности юриста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.3. Общение в профессиональной деятельности юриста.



 

Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности юриста заключается в работе с людьми. Достаточно четко представляется то, что эта работа резко отличается от других профессий, где также имеет место межличностное взаимодействие и общение. В юридической деятельности специфику построения межличностных отношений специалиста-правоведа определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации. Прежде всего, это общение с новыми и необычными людьми не по выбору и часто не по желанию, дела и действия которых не всегда вызывают сочувствие и симпатию.

От правильности общения юриста с другим человеком и реализации индивидуального подхода зависит эффективность всей работы в целом. Поэтому в условиях юридической деятельности жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки специалистов к организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), этапов и наличия конкретных психологических умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конструированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач.

Следовательно, профессиональное общение юриста – это разновидность специально организованного взаимодействия, содержанием которого является познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.

Анализ структуры профессионального общения юриста и его динамики позволяет выделить три стадии (этапа):

· психическое чтение особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся психологической информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица;

· поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

· взаимодействие и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц.

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом человека (собеседника).

Психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, рассказах сослуживцев, знакомых, близких и т.д.

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика партнера по общению. Все особенности, в которых человек внешне проявляет себя как личность и как индивидуальность подразделяются на три категории: 1) анатомические (признаки внешнего строения тела, головы, лица и т.д.), 2) функциональные (особенности голоса и речи, жестикуляции, мимики, пантомимики, позы и др.) и 3) сопутствующие (признаки одежды, обуви, мелких носильных вещей, украшений и пр.).

Анатомические признаки. Психологические исследования показали, что в процессе общения люди прежде всего обращают внимание на черты лица, выделяя его цвет, а также цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз, меньше всего — на форму лица и контуры тела.

Каждый элемент функциональной структуры человека отличается от других прежде всего по своим информативным функциям. Так, мимика в большей степени передает состояния человека, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, направленность взгляда говорит о характере контакта, поза с большей очевидностью, чем другие элементы, передает отношение к другому человеку. Речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По характерной терминологии человека можно судить о профессии, жизненном опыте.

Сопутствующие признаки человека (прическа, одежда, украшения и др.), могут отражать образ жизни, некоторые мотивы поведения, отношение к себе, эстетические представления. На выборе одежды отражаются то или иное настроение, а также бессознательные устремления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки, кресты) указывают нередко на склонность рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположенного пола. Некоторые признаки оформления внешности говорят о солидаризации с традициями, вкусами определенных социальных групп.

Не полагаясь полностью на внешние невербальные признаки, тем не менее можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления хуже поддаются волевому контролю, чем содержание высказываний. Однако точность познания человека как объекта восприятия может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается психологический комплекс внешних проявлений объекта восприятия.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.), внешний вид (особенности одежды прически, наличие татуировок и т.п.), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек и т.п.).

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом лица целесообразно, по мнению А. И. Папкина, ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

1) направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);

2) психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

3) характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.д.): отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность и т.д.); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.);

4) психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);

5) социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);

6) биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья патопсихологические свойства).

Основными способами построения психологического портрета собеседника в процессе профессионального общения правоведа могут выступать эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.

Рефлексия основывается на познании и оценке правоведом своей позиции и размышлениях, о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планах поведения.

Стереотипизация основывается на переносе выявленных в практике юриста типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.

Индивидуализация — способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.

Второй этап профессионального общения характеризуется действиями правоведа, направленными на создание соответствующих условий и психологических предпосылок для эффективного взаимодействия, планирование содержания и условий предстоящего контакта.

Такой план должен включать следующие параметры: 1) цель общения; предполагаемые результаты; 2) место непосредственного контакта; 3) приемы и способы воздействия на партнера; 4) приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий; 5) нормативные требования к организации общения; 6) способы фиксации полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.); 7) время общения и продолжительность контакта и др.

Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт, имеющий целью получение опреде­ленной информация и воздействие на партнера.

Можно выделять две разновидности профессионального общения: 1) внутриорганизационное общение (общение с коллегами, руководителями) и 2) внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

С психологической точки зрения воздействия в процессе общения направлены на согласование позиций участников коммуникации. Воздействия могут приводить к принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам. Например, по уровню активности сторон в общении можно выделить отношения сотрудничества, уклонения от сотрудничества (бездействие) и конфликтные отношения.

Этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы.

Приемы воздействия в процессе внутриорганизационного общения правоведа специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности. К ним следует отнести: должностное обязывание к совершению необходимых профессиональных действий; организационную и профессиональную помощь; совместное планирование, направленное на согласование действий во времени, пространстве и по процедурам.

Специфика внеорганизационного общения правоведа (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями, представителями органов власти и т.д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках нормативно-правового регулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т.д. Все указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке.

Оптимизации перечисленных этапов профессиональной коммуникации способствует специальная психотехника, включающая наиболее рациональные, последовательные действия правоведа. Умение пользоваться психотехникой общения реализуется через владение приемами наблюдения, анализа, эффективного слушания, воздействия, конкретизируемых в специальных методических правилах.

Психотехника общения юриста

А. Прием подготовки юриста к общению с собеседником:

1) определение цели, формулировка задачи общения;

2) получение наиболее полного представления о собеседнике до начала общения с ним;

3) разработка схемы наблюдения за собеседником (предварительное определение признаков, подлежащих изучению, критериев их фиксации).

Б. Прием эффективного слушания в общении юриста, способствующий расположению и самораскрытию собеседника:

1) демонстрация заинтересованности в собеседнике (наклон в сторону говорящего, установление зрительного контакта и пр.);

2) отражение эмоциональных состояний говорящего: «Я вас понимаю», «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Вероятно, вы несколько расстроены...»;

3) эмпатийные ответы: «Представляю, что вы чувствовали», «Будь я на вашем месте, я бы не меньше был расстроен...», «Я так же, как и вы, негодую....»;

4) обращение к собеседнику за уточнением: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это», «Повторите, пожалуйста...»;

5) перефразирование — формулировка мысли партнера своими словами: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Можете поправить меня, если я вас неправильно понял…»;

6) резюмирование (подытоживание) основных идей и чувств собеседника: «Если подытожить сказанное вами, то...», «Вашей основной мыслью является...».

В. Прием саморегуляции наблюдения юриста в процессе общения с собеседником:

1) отключение от внешних неблагоприятных (отвлекающих) факторов, эмоциональная сдержанность;

2) рациональное распределение внимания между формальной или процессуальной стороной общения и наблюдением за поведением собеседника;

3) концентрация особого внимания на незаметных, маловыразительных проявлениях собеседника;

4) осуществление наблюдения невыраженно, маскируя свой интерес, не вызывая настороженности собеседника.

Г. Прием анализа данных психологического изучения собеседника юристом:

1) оценка собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков: мимики, жестов, интонации, темпа движений и др.;

2) недоверие однократному наблюдению, стремление изучить собеседника с разных точек зрения, в разные моменты, в разных ситуациях, изменение условия наблюдения, перепроверка признаков поведения собеседника, которые могут быть проявлением маскировки, симуляции;

3) учет влияния национальных традиций, воспитания, среды во избежание ошибок в трактовании некоторых жестов или актов поведения собеседника;

4) стремление понять собеседника, мысленно поставив себя на его место, взглянув на ситуацию его глазами (рефлексия);

5) «моторное проигрывание (имитация)» — воспроизведение некоторых компонентов поведения собеседника (принятие той же позы, выражения лица, присоединение к динамике движения, лексике для понимания его состояния);

6) использование различных типов, классификаций, категорий собеседников;

7) обобщение отдельных впечатлений и наблюдений в целостный образ (психологический портрет) собеседника.

Д. Прием психологического воздействия юриста на собеседника

1) формулировка прямых вопросов, направленных на активизацию реакций собеседника;

2) использование пристального взгляда («глаза в глаза») с выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника;

3) создание условий хорошей освещенности лица собеседника:

4) нарушение интимной зоны собеседника (менее 45—50 см. приближение к нему сзади, сбоку, спереди;

5) использование вопросов-ярлыков («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающих критичность восприятия собственных слов;

6) использование рекомендации «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее...сейчас или позже?», «Вы сами сделаете это или с помощью?», «Как я должен, на ваш взгляд, поступить: так или?».

Обучение общению в системе подготовки работников юридической профессии должно носить ярко выраженную прагматическую направленность. Качество обучения необходимо оценивать не по объему абстрактных знаний, а по степени подготовленности специалиста к решению актуальных проблем профессиональной деятельности. Данный принцип может быть реализован в результате применения активных форм обучения: проведением деловых игр и тематических дискуссий, решением задач, правовым и психолого-педагогическим тренингом с применением технических средств обучения.

 

 

 


Деловой этикет

Этикет — это совокупность правил общения, взаимодействия и поведения людей. Деловой этикет обозначает правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе совместной профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеру и принятую форму деловой одежды.

В настоящее время в России начинает складываться система деловых взаимодействий и формулируются правила этикета, регулирующие профессиональное поведение и манеру держать себя в учреждении, организации.

Работник юридической профессии зачастую оказывается первым представителем государственной власти, с которым сталкивается правонарушитель Юрист первым дает оценку антиобщественным, безнравственным действиям и от имени государства применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования закона и только в случае безошибочности этой оценки, вынесения ее в строгом соответствии с нормами права и морали деятельность сотрудника правоохранительных органов отвечает своему высокому призванию

Образованность, мастерство, профессиональный опыт сотрудника лишь тогда приобретают подлинную ценность, когда они сочетаются с нравственной зрелостью и об­разцовой культурой поведения

Что же такое этикет и такт юриста, какое место они занимают среди общих показателей нравственной культуры работника?

Под этикетом понимается общепринятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешних проявлений отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, вхождения в контакт, приветствий, поведения в общественных местах). В профессиональном этикете крайне важным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, одежды характеру той социальной роли, в которой выступает тот или иной человек Этикет служебных отношений охватывает и те требования, которые приобретают характер строго регламентированный.

Собственно говоря, нормы этикета — это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренебрежении ими. Следовательно, одной из важнейших функций этикета является превращение «высшей роскоши человеческой жизни» (так определял А. де Сент-Экзюпери общение людей) в подлинную радость, которая бы обогащала их нравственно и эстетически, способствовала их духовному и интеллектуальному росту, отвечала потребности уважения достоинства личности.

Таким образом, в этикете получает свое выражение:

• уровень духовной культуры личности, тонкости ее душевной организации, ее интеллигентности, ее доброго отношения к людям и соответственно ее право на самоуважение (ибо, как справедливо заметил в свое время Ж. Лабрюйер, нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума);

• уровень духовной культуры общества (ибо в нем сохраняются традиционные формы общения и обращения людей друг к другу, включающие в себя культуру общественных отношений);

• уровень материальной культуры общества (что особенно ярко находит свое проявление в сфере быта и досуга, поскольку здесь в достаточно экономически развитом обществе появляется большое разнообразие предметов и средств для удовлетворения потребностей в пище, одежде, отдыхе и т.д., владение которыми вызывает появление новых и более совершенных этикетных норм). Для руководителей специфической и наиболее важной является такая совокупность правил и форм обхождения с людьми (а также персоналом нижестоящих и вышестоящих инстанций), которая называется управленческим этикетом. Сущность его состоит в корректном использовании всех форм управленческого (делового) общения.

Основополагающими принципами управленческой этики являются: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, забота о подчиненных, единство слова и дела, профессионализм и компетентность, способность предвидеть моральные и иные последствия принимаемых решений и совершаемых действий, личная порядочность, нравственная чистоплотность, моральная ответственность, честная и объективная оценка (самооценка) результатов своей работы.

В структуре профессиональной морали гармонически сочетаются и дополняют друг друга нормы этики, правила служебного этикета и требования к соблюдению такта работниками в различных сферах отношений с людьми.

Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. В юридической деятельности специалиста правоведа, в ряде ситуаций (например, связанных с реальным риском для жизни) очень сложно оставаться постоянно тактичным, но служебное положение независимо от должности или звания обязывает его быть таковым.

Поскольку нормы этикета демократичны и всеобщи, то в их соблюдении проявляются именно те человеческие качества, которые каждый человек хотел бы видеть и чувствовать в других людях по отношению к себе. Иными словами, в этикете воплощается нравственное требование справедливости. Именно в этикете человек постоянно, каждодневно, в самых различных ситуациях усваивает на практике «золотое правило нравственности»: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. Этикетные правила — это поведенческий язык культурного общения, его внешняя форма (в которую порой облекаются безнравственное по своей сущности поведение и безнравственные отношения).

Чем выше по служебному положению специалист, тем меньше у него возможностей для непосредственных контактов с подчиненными нижестоящих подразделений, отделов и служб. Иногда мнение о таком начальнике складывается в результате кратковременных встреч с ним, например на совещаниях, собраниях. Поэтому первое впечатление о нем может надолго предопределить характер последующего к нему отношения. Если при первой встрече начальник оказал положительное влияние на подчиненных, оно непременно создаст у них благоприятную психологическую установку на общение. Если же встреча вызвала у сотрудников, коллег по работе незаслуженную обиду и другие отрицательные эмоции, то такому начальнику в дальнейшем, как правило, бывает трудно разрушить сложившееся о нем негативное мнение.

Психологические исследования показывают, что очень немногие люди при первом знакомстве способны достаточно глубоко и адекватно воспринять личные качества человека. Влияют на точность восприятия жизненный опыт и профессия, эстетические вкусы и эмоциональное состояние. В момент контакта эмоциональное состояние нередко играет решающую роль: если настроение мрачное, подавленное, начальник воспринимается не столь положительно, как при душевном подъеме и просто бодром расположении духа. Начальнику нельзя забывать, что его собственное настроение легко передается подчиненным. Он должен идти к людям с радостью, если, конечно, хочет, чтобы и они были рады встрече с ним. А если что-то всерьез омрачило ваше настроение, вспомните, как наставляли в старину: «На людях не будь приметлив, а будь приветлив».

Этикет рекомендует контролировать выражение лица: оно должно быть вежливым и приятным для собеседника, причем независимо от того, кто он — начальник или подчиненный. Бывают и ситуации, когда всем своим видом требуется подчеркнуть строгость и непреклонность.

Культура труда в деятельности юриста проявляется в разных формах: в умении рационально организовать свой рабочий день и настойчиво выполнять все намеченные мероприятия, грамотно составлять служебные документы, правильно излагать свои мысли. Приветливо здороваться, благодарить, внимательно выслушивать гражданина, почтительно относиться к женщинам и старшим по возрасту, извиниться при какой-либо неловкости — все это не требует особых усилий и напряжения, но является обязательным во взаимоотношениях с людьми.

Нравственная воспитанность, широкая культура позволяют ему преодолеть субъективизм, ограниченность личного опыта, понять интересы и устремления других людей. В силу специфики служебной деятельности специалист-юрист не имеет права быть необъективным, грубым, черствым. Иными словами, юрист, помимо административных прав, должен обладать еще и моральным правом на вмешательство в судьбы людей.

Важно всегда помнить, что в обращении с гражданами недопустимы:

• высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний;

• угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство;

• нравоучения или несправедливые упреки, предъявление незаслуженных обвинений;

• угрожающие жесты и знаки, а также иные действия, оскорбляющие личность и достоинство граждан.

Когда гражданин обращается к юристу, его необходимо внимательно выслушать, ответить на поставленный вопрос или разъяснить, куда нужно обращаться для его решения. Если необходимо, то спокойно, без раздражения повторить ответ и разъяснить его смысл. Ни в коем случае не следует указывать гражданину на несущественность его просьбы. Юрист должен действовать четко, оперативно, профессионально грамотно, неизменно проявляя при этом сочувствие, доброжелательность и уважение к собеседнику. Ведь к юристам как к специалистам обращаются, как правило, в сложных ситуациях, и первейший долг сотрудника — помочь людям в их беде.

Особый такт и внимание следует уделять тем, кто проявляет нервозность, испуг или замешательство. Обычно такая реакция наблюдается у повышено возбудимых, впечатлительных и нервозных людей. Никогда не следует отвечать резкостью на резкость, грубостью на грубость. Спокойная, твердая и доброжелательная манера обращения — лучшее средство устранения негативной реакции и создания нормальной атмосферы для беседы.

Главная обязанность специалиста — служить людям («Служа закону — служу людям»), охранять их жизнь и собственность, защищать невиновного от несправедливости, слабого — от угнетения или запугивания, миролюбивого — от насилия или надругательства, соблюдать гарантированные Конституцией права и свободы граждан, их равенство перед законом.

Высокий профессионализм, нравственная чистота и верность долгу, постоянная бдительность и отзывчивость, чуткость, вера в людей, общая культура и развитое чувство гражданской ответственности — такие качества хотят видеть граждане у каждого юриста. Овладение ими требует постоянной работы над собой, усвоения нравственных и этических норм поведения в обществе, правил милицейского этикета.

Строгое соблюдение правил этикета — важное условие высокой культуры поведения, всей эстетики поведения. Это та «одежка», по которой составляют первое впечатление о человеке.

Профессия юриста требует от специалиста не только мужества, стойкости, выдержки, смекалки, высокого профессионального мастерства, глубоких разносторонних знаний, но и подлинной культуры поведения.Без этих качеств немыслимо успешное выполнение задач, возложенных на органы внутренних дел страны.

Правило I. В деловой сфере больше всего ценятся такие этические нормы деловых отношений, как честность и надежность. Эти моральные требования предъявляются к коллегам и партнерам не просто из-за стремления «иметь со всеми хорошие отношения». По существу, стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах — это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных, а не сиюминутных отношений.

При демонстрации честности и надежности партнеру дают понять, что он получает определенные гарантии, организуя взаимодействия именно с данными учреждением или организацией.

Правило II. Важным правилом организации эффективных деловых отношений выступает такое правило, как обязательность. В первую очередь ценятся деловые отношения, проверенные годами и в которых партнеры доказали свою обязательность. Действительно, деловая репутация создается годами, а утратить ее можно в считанные минуты без права на «реабилитацию».

Правило III. Важной этической проблемой деловых отношений является проблема поиска «золотой середины» между необходимостью конкуренции и пониманием значения сотрудничества.

Правило IV. В деловой сфере важно придерживаться норм служебной субординации, основанной на обязательном подчинении младших старшим, правилах трудовой дисциплины и разграничении профессиональных полномочий.

Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников организации того же уровня, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей.

Необходимость поддержания отлаженной субординации имеет, правда, и негативные последствия. Многие работники отмечают, что отношения в учреждении становятся излишне формальными и сухими. Люди работают годами, общаясь только на деловой основе и практически, не зная друг друга лично. На работе в процессе выполнения рабочих заданий нет возможности проявить свою индивидуальность.

На наш взгляд, издержки формализации деловых отношений могут быть нейтрализованы. Снятию отрицательных последствий при реализации требований к поддержанию деловой иерархии могут способствовать психологические тренинги, проводимые с персоналом организации во внерабочее время.

Правило V. Преданность сотрудников своему учреждению, организации, а также наличие системы деловых ценностей — важное условие эффективных деловых отношений.

Умение прочитывать символы делового этикета, отражающиеся в поведении и деловых взаимодействиях служащих и управленческих работников, значительно упрощает понимание сложных, многозначных и часто противоречивых человеческих отношений. Зная те или иные правила делового этикета, можно быстрее, с меньшей затратой сил и времени адаптироваться к системе отношений, принятых в конкретном учреждении. Деловой этикет позволяет сохранять приличия и не нарушать «границ разумного» даже при наличии делового конфликта или противостояния. Наконец, деловой этикет — это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что это действительно выгодно, и потому что так работает и живет весь цивилизованный деловой мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.055 с.)