Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексная судебная психологическая экспертиза
Судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной (ст. 201 УПК РФ). В настоящее время проводятся судебные комплексные психологические экспертизы: психолого-психиатрическая; психолого-вокалографическая (фонетическая); психолого-лингвистическая; психолого-искусствоведческая; психолого-сексологическая; психолого-почерковедческая; психологo-автотехническая; психолого-педагогическая и др. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза ( КСППЭ ) проводится по следующим основным направлениям: 1) констатация или отрицание факта психопатии; 2) установление аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями); 3) определение общего недоразвития психики несовершеннолетних, когда наблюдаются нарушения их познавательной деятельности; 4) установление признаков, указывающих на функциональные нарушения высшей нервной деятельности, неврозы и т.д.; 5) выявление признаков психофизической или психической инфантильности; 6) определение психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживающих признаки олигофрении в степени дебильности, психопатии, психофизического инфантилизма и иных пограничных состояний. Наиболее распространенными вопросами при назначении КСППЭ являются: • какова способность несовершеннолетнего подэкспертного, у которого есть отклонения в психическом развитии, верно, воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; • имеется ли у подэкспертного склонность кфантазированию, конформизму, повышенной внушаемости, таких личностных черт, как агрессивность, жестокость, пассивная подчиненность, лидерство и др.; • какова способность взрослого подэкспертного правильно ориентироваться в преступной ситуации в силу недостаточности умственного развития; • какое психическое состояние было улица, совершившего самоубийство в период, предшествовавший его смерти. Комплексная судебная психолого-вокалографическая (фонетическая) экспертиза исследует магнитные записи, на которых фиксируются следственные действия. Экспертиза определяет способность допрашиваемого осуществлять свое право на защиту, когда после явки с повинной или чистосердечного признания, зафиксированных на магнитную или видеомагнитную ленту, он вдруг заявляет, что дал показания под психологическим давлением следователя.
Объектом исследования в этом случае будут магнитные записи, на которых фиксировались следственные действия. В производстве комплексной судебно-вокалографической экспертизы участвуют криминалист (специалист по техническому исследованию магнитных записей — фонограмм и видеозаписей) и психолог. Эксперт-криминалист может ответить на вопросы: • подвергалась ли представленная фонограмма (видеограмма) обработке: склейке, электроакустическому монтажу и др.; • использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорящего и др. Эксперт-психолог может установить: • имеются ли в тесте допроса, зафиксированного на аудио - или видеоноситель, признаки психологического внушения на испытуемого со стороны допрашивающего, либо третьих лиц; • имеются ли в тексте аудио - или видеоносителя признаки интонационного воздействия: повышение тембра голоса, приказные интонации; • имеются ли на допросе, зафиксированном на видео- носителе, невербальные компоненты общения; • каково эмоциональное состояние лица в момент записи его речи; • является ли речь, записанная на фонограмме или ее фрагментах, заученной, прочитанной или свободной; • каковы некоторые социальные характеристики лица (уровень и направленность образования, интеллект, уровень культуры и т.п.); • давал ли испытуемый показания путем естественного припоминания и др. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза проводится с целью решения вопросов о защите чести, достоинства и деловой репутации, авторских и других смежных прав. При расследовании и судебном рассмотрении дел об оскорблении и клевете, возбуждений национальной, расовой и религиозной вражды, призывах ксвержению конституционного строя активно используются лингвистические и психологические знания. Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
Перед лингвистом: • содержит ли данное предложение (цитата) сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, порочащие деловую репутацию физического или юридического лица; • имеются ли в статье (радиопередаче, видеосюжете) признаки умаления деловой и общественной репутации физического или юридического лица; • содержится ли в данной статье негативная оценка определенного лица, его деятельности, деловых и моральных качеств; • если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли считать их порочащими деловую репутаций, честь и достоинство человека и др. Перед психологом: • какое влияние на личность могли оказать отдельные слова, словосочетания, выражения, фразы, использованные в статье; • в каком психологическом состоянии находилось лицо в момент и после прочтения публикации в газете, журнале и т.д.; • имеется ли причинная связь между психическим состоянием лица и наступившими последствиями (потеря деловой репутации, чести, достоинства); • причинен ли моральный вред физическому лицу. Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза проводится с целью исследования данных, связанных с демонстрацией видеофильмов, печатных изданий эротического и порнографического содержания. Порнографическая продукция — это натуралистические, циничные изображения сексуальных действий, в которых смакуются сцены разврата, непристойности на тему педофилии, зоофилии, садомазохизма, некрофилии. Целью экспертного исследования могут быть сцены насилия, грубости, садизма, пагубно влияющие на молодых людей, воспитывающие в них враждебность, жестокость и бесчувствие. Производство экспертизы поручается искусствоведам, специализирующимся на киноведении, и психологам (общим, медицинским, педагогическим, юристам-психологам и др.). Сложность экспертной оценки материалов уголовного дела в том, что психологам и искусствоведам необходимо не только констатировать наличие в фильме, печатной продукции таких сцен, но и обоснованно доказать, что способ показа полового акта, жестокости, насилия, истязаний возбуждает в человеке низменные чувства, инстинкты, а также способствует психическому перевозбуждению, половому садизму, беспощадности, издевательству, глумлению и измыванию над личностью и др. Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы: является ли демонстрация полового акта и мужского полового члена в видеофильме и печатном издании порнографической; • являются ли сцены половой жизни в кинофильмах или печатной продукции эротическими; • имеются ли в фильме или печатной продукции сцены или изображения, пропагандирующие культ насилия, жестокости и садизма. Комплексная судебная психолого-сексологическая экспертиза проводится при расследовании или рассмотрении в судах дел об изнасиловании (ч. 1 ст. 131 УК РФ), половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ), когда возникают вопросы, касающиеся личностей потерпевших. Перед экспертом-психологом могут быть поставлены вопросы: • могла ли потерпевшая понимать характер и значение совершаемых с ней действий с учетом ее психического состояния и психологических особенностей;
• в каком психическом состоянии находилась потерпевшая во время совершения преступления; • не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости с учетом ее психического развития. Эксперт-сексолог является специалистом в области половой жизни в ее социальном, психофизиологическом аспектах. Сексолог отвечает на вопросы: каков уровень знаний в области интимных отношений; • имеются ли у обследуемого поведенческие средства сдерживания сексуальных притязаний, избежания нежелательных контактов; • имеется ли у потерпевшей (потерпевшего) способности к пониманию значения сексуальной направленности действий посягателя; • могли пострадавшие предвидеть возможные биологические и социальные последствия сексуальных действий; • имеются ли у пострадавших признаки преждевременного полового созревания. Следственная и судебная практика идет по пути назначения комплексной судебной психологической, психиатрической и сексологической экспертизы. Комплексная судебная психолого-почерковедческая экспертиза проводится с целью изучения интеллектуальной деятельности лица, в том числе его письменной и умственной речи. Основное внимание эксперт-почерковед (криминалист) уделяет исследованию почерка. Эксперт отвечает на вопросы, кто является исполнителем и автором данного документа. Эксперт-психолог отвечает на вопрос: в каком психическом состоянии находилось лицо, исполнявшее исследуемый документ (в состоянии страха, гнева, злости, болезни, обиды и т.д.). Комплексная судебная психолого-автотехническая экспертиза является совмещением решения чисто инженерных, технических задач с изучением психологических аспектов восприятия водителем дорожной обстановки. Поэтому данную экспертизу целесообразно поручать специалисту в области общей и специальной (например, инженерной) психологии. Психолого-автотехническая экспертиза устанавливает способность водителя кприему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуальные психологические свойства и психофизиологическое состояние в момент ДДП (дорожно-транспортное происшествие). Перед экспертами могут быть поставлены такие вопросы: • каковы профессиональные качества и психофизиологические способности водителя; • соответствовала ли дорожная обстановка психофизиологическим возможностям водителя;
• каким образом оборудование кабины, приборы управления и другие средства отражения информации повлияли на психофизиологические особенности водителя. Перед экспертом-автотехником ставятся различные вопросы, касающиеся исправности автомобиля, его управления и т.д. Главная задача экспертов (автотехника, психолога и др.) — установить причинную связь между исправностью автомобиля, действиями и психическим состоянием водителя. Комплексная судебная психолого-педагогическая экспертиза проводится педагогами и психологами с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, установления у него психической депривации, педагогической запущенности, психофизического инфантилизма, интеллектуального развития, возможностей и путей улучшения психического развития, способностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза проводится медиками и психологами с целью установления психологических последствий наличного или ранее перенесенного лицом соматического заболевания, признаков умственной отсталости или иных психических особенностей, вызванных перенесенными заболеваниями. Важнейшим этапом в производстве судебной экспертизы является составление заключения и его оценка правоохранительными органами. Уголовно-процессуальный закон (ст. 204 УПК) устанавливает требования ксодержанию письменного заключения эксперта, но не определяет его структуру. Судебно-следственная экспертная практика восполняет этот пробел законодателя путем разработки и внедрения в деятельность правоохранительных органов и экспертных учреждений различных ведомственных актов (инструкций, положений и т.д.). В заключении эксперта-психолога должны быть зафиксированы 1) сведения о том, кто назначил экспертизу, кто и на каком основании будет проводить экспертное исследование: факт разъяснения прав и обязанностей экспертов, предупреждение их об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФза дачу заведомо ложного заключения; 2) относящиеся к предмету экспертизы обстоятельства дела, установленные следствием; 3) методы психологического обследования; 4) самообследование подэкспертного (анамнез, отношение к обследованию, интеллект, личные особенности); 5) выводы. Резолютивная часть заключения представляет собой точные и сжатые по форме ответы на поставленные вопросы. Если эксперты не могут высказаться определенно, то должны быть указаны причины возникших затруднений (недостаточность материалов, неверная постановка вопросов и др.). Заключение подписывается всеми экспертами с указанием должности, а также дополнительных сведений (наличие ученой степени, звания, квалификационной категории и др.). Если мнения экспертов полностью или частично расходятся, каждый имеет право изложить свое заключение в форме особого мнения. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований (ст. 201 УПК РФ).
Эксперты независимы в своих умозаключениях, каждый из них несет персональную ответственность перед законом за истинность выводов, что и скрепляет собственной подписью. Важнейшим этапом в производстве судебной экспертизы является оценка результатов экспертного исследования по правилам проверки доказательств (ст. 88 УПК РФ). Оценка предполагает выяснение: наличия действительной потребности в специальных (психологических) знаниях; полноты и достоверности материалов, представленных на экспертизу; квалификации эксперта; согласованности выводов эксперта и материалов уголовного дела; мотивировки в случае несогласия следователя с выводами эксперта; отсутствия в материалах дела данных, свидетельствующих о заинтересованности эксперта и иных обстоятельствах, дающих основания к его отводу. В юридической, психологической, медицинской и другой специальной литературе не раз поднимался вопрос о способности следователя критически оценить заключение эксперта. Чтобы дать оценку полноты и обоснованности тех или иных научных положений, лежащих в основе методов экспертной деятельности, следователю необходимо иметь представление о современных возможностях психологической экспертизы. Представляется, что следователь в процессе оценки заключения, особенно исследовательской части, может использовать знания сведущих лиц (психологов, психиатров, психопатологов и др.). Заключение судебно-психологической экспертизы оценивается не только следователем, но и другими участниками процесса: прокурором, защитником, обвиняемым, потерпевшим, специалистом, участвующим в деле и т.д. При несогласии с выводами экспертизы эти лица вправе ходатайствоватьперед компетентными органами о назначении дополнительной или повторной экспертизы или допросе эксперта.
Контрольные вопросы: 1. В каких случаях назначается судебно-психологическая экспертиза? 2. Что является предметом судебно-психологической экспертизы? 3.Кто может быть экспертом при производстве судебно-психологической экспертизы? 4.Что может явиться поводом для назначения судебно-психологической экспертизы? 5. Какие вопросы разрешает судебно-психологическая экспертиза? 6. Понятие и виды аффекта. 7. Какими признаками характеризуется аффективное состояние? 8. Стадии развития аффекта. 9. Понятие и классификация комплексных судебно-психологических экспертиз. 1О. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. 11.Комплексная судебная психолого-вокалографическая (фонетическая) экспертиза. 12. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза. 13. Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза. 14. Оценка юристом заключения судебно-психологической и психологических комплексных экспертиз.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.03 с.) |