Общие принципы управления государственной собственностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы управления государственной собственностью



1. Необходимость оценивать его результативность на основе критериев социальной и экономической эффективности. При первой затраты на управление соотносятся с благами, получаемыми обществом, при второй - с интегральным народнохозяйственным эффектом.

2. Целеполагание - разработка дерева целей с выделением основной и приоритетных. Общая экономическая цель - обеспечение устойчивого развития государственного сектора экономики.

3. Прогрессивная мотивация. В этом плане важно разработать механизм материальной заинтересованности в зависимости от полученных результатов. Здесь должна использоваться научно обоснованная политика дивидендов, прогрессивная система оплаты труда, продвижение по служебной лестнице, система социального обеспечения, защиты и страхования и т.д.

4. Социальная и экономическая ответственность субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования её объектов. Концепция социальной и экономической ответственности должна быть реализована в системе законодательных актов прямого действия с включением в них детально разработанного механизма ответственности.

5. Комплексность и системность управления. Этот принцип находит свое выражение во взаимосвязи функций управления собственностью, общей цели управления, обеспечивающей направленность системы элементов управления; единстве действия органов представительной и исполнительной власти; в использовании единых критериев оценки эффективности управления и т.д.

 

Рассмотрим отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне.

Объект, находящийся в федеральной собственности, федеральной или собственности субъектов РФ - представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

Объекты права собственности Российской Федерации:

1. недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки и др.);

2. движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги и др.);

3. денежные средства (валюта, и др.);

4. долги иностранных государств;

5. информация;

6. интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

 

Объекты собственности Российской Федерации могут принадлежать на праве:

- собственности - РФ, юридическим и физическим лицам;

- хозяйственного ведения - юридическим лицам, в т. ч. религиозным и другим организациям;

- оперативного управления - федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

 

Объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за границей, дополнительно могут принадлежать на праве:

- собственности - Союзу ССР (требуется доказательство и переоформление прав собственника на Российскую Федерацию);

- собственности - бывшей Российской Империи (требуется доказательство и переоформление прав собственности на РФ).

Эти объекты могут:

- находиться в розыске или быть оформленными в розыск;

-требовать доказательства из-за неправомерного отчуждения (оформленного или неоформленного) государствами, юридическими и физическими лицами.

Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.

 

Субъектами управления собственностью РФ является:

- Российская Федерация,

- субъекты РФ,

- федеральные органы исполнительной власти,

- иностранные государства,

-российские и иностранные юридические и физические лица.

Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и российские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.

 

Роль государства в решении проблем управления находящимися в его собственности объектами связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищённость, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за её пределами.

В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры и т. д.

В-четвёртых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

 

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

1. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

2. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Федерально Агентства по управлению государственным имуществом РФ.

3. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) - уровень взаимодействия структурных подразделений Федерального Агентства по управлению государственным имуществом РФ с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Агентства между собой.

 

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом РФ. В мае 2004 года в рамках реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти Мингосимущество Российской Федера­ции было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Росимущество является:

1. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

2. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».

3. осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития РФ).

Основные функции Росимущества:

1. управление долями акций акционерных обществ, которые находятся в собственности РФ;

2. осуществление права собственника в отношении: - подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к преобразованию в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых подлежит сохранению в федеральной собственности; - подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности.

3. приватизация (разрабатывает, готовит проекты распорядительных актов и т.д.).

Статья 217 ГК РФ предусматривает возможность приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация федеральной собственности - возмездное отчуждение находящихся в собственности Российской Федерации и её субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц.

Существует и обратная приватизации процедура (как национализация или отчуждение/выкуп частной собственности в соответствии с возникающими общественными потребностями). Деприватизация - обращение федерального имущества, например, за счёт дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику.

Таблица 1.3 – Размер доли РФ в уставном капитале

Размер принадлежащей Российской Федерации доли в уставном капитале общества Доля акционерных обществ в общем количестве обществ на 1 января 2008г. соответствующего года
         
100% уставного капитала 4 % 10 % 30 % 45 % 54 %
От 50% до 100%-1 акции 15 % 13 % 12 % 10 % 7 %
Менее 50% уставного капитала 81 % 77 % 58 % 45 % 39 %

 

4. исполняет полномочия Государственного финансового контрольного органа (ГФКО);

5. осуществляет функцию по ведению реестра федерального имущества - автоматизированное объединение государственных баз данных федерального имущества в единый банк данных, формирование реестра федерального имущества и его ежеквартальная актуализация;

6. осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества составляющего государственную казну РФ. Незакреплённая часть федеральной собственности составляет казну РФ (ГК РФ).

7. управление и распоряжение земельными участками.

 

Основные полномочия Росимущества:

1. осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности и в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

2. организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего РФ, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже;

3. заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;

4. осуществляет в установленном порядке учёт федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

5. осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

6. проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план приватизации федерального имущества;

7. организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов РФ, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества;

8. подготавливает и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития РФ: проект прогнозного плана приватизации федерального имущества на соответствующий год; предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ; отчёт о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год; отчёт об обороте имущества, обращённого в собственность государства и др.

9. назначает на должность руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Агентству, заключает, изменяет и прекращает в установленном порядке трудовой договор с ними, утверждает уставы указанных предприятий и учреждений (за исключением федеральных казённых предприятий) и программы их деятельности;

10. принимает решения о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, а также об их ликвидации;

11. выступает от имени РФ учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых посредством приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, а также в соответствии с законодательством РФ выступает учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц;

12. обеспечивает поступления в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ, доходов от использования иного федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти), а также денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ;

13. осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

14. осуществляет анализ эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.019 с.)