ТОП 10:

Предмет истории государства и права России(ИГПР). Периодизация курса.



ИГПР – историко-правовая дисциплина, в рамках которой исследуются основные закономерности возникновения и развития государственно – правовых явлений в России.

ИГПР тесно связана с другими дисциплинами, в том числе с ИГПЗС, ИППУ, ТГП, отраслевыми правовыми науками, культурологией, историей и т.п.

I Предмет

ИГПР в качестве научной дисциплины изучает: основные памятники русского и российского права, эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти; развитие системы в целом и отдельных отраслей права, механизмы оформления основных правовых институтов, и т.п.

История государственных и правовых феноменов в данном курсе изучается в определенных пределах, как временных, так и пространственных. Временными пределами являются: момент возникновения государственности и сегодняшнее состояние государственной и правовой систем; пространственными пределами - территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени. Хронологически этот период охватывает IX - XX вв.

ИГПР изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического развития. Ее прежде всего интересуют юридические факты и явления. Изучая закономерности развития, она стремится выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов. К ним относятся, главным образом, органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции. Организация и деятельность этих органов рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Формы их могут быть разнообразными: манифесты, указы, грамоты, постановления и т.п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного, процессуального и т.д.) и анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

В курсе ИГПР исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т.д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных норм, отраслей права и т.п.). Изучение этой проблемы доводится фактически до наших дней, где она смыкается с проблемами современного государства и права.

ИГПР изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших ее территорию. Государство возникает на основе племенных территориальных объединений. Право рождается из обычая. Эти факты являются исходными для изучения процесса государственно-правового развития. Специально изучением доюридических феноменов, из которых позже появляются государственные и правовые образования, занимаются прикладные дисциплины: юридическая археология и историческое правоведение. Многочисленные исторические факты, которые дает история разных народов, требуют сопоставления сравнительного изучения.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи.

Историческая преемственность в развитии государства и права - главная методологическая предпосылка курса. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. "Связь времен" позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Развитие может осуществляться плавно или скачками ("эволюция", "революция"); возможны возврат к утраченным институтам (полный или частичный), разрыв или прекращение дальнейшего развития. История государства и права, наряду с изучением фактов, должна выявлять также условия, причины и закономерности, приводящие к изменениям в государстве и праве.

Юридический быт складывается из различного рода обычаев (обрядов, ритуалов), действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Действия людей основываются на их представлениях о справедливом и несправедливом, законном и незаконном. Юридический быт может достигать разной степени развития, быть примитивным или сложным. Важным его элементом является судебная практика, которая становится одним из источников права.

Другим источником является обычай. Обычаи существуют как неправовые явления (традиция, "так принято") в данном обществе. Но когда их берет под свою защиту, государство, обычай превращается в правовой источник, норму обычного права.

На более высокой стадии развития юридического быта и юридической техники источником права становится "закон" в широком умысле слова. Это могут быть разнообразные по форме нормы права, но их общим признаком является то, что они принимаются компетентным органом, а не заимствуются из обычая или практики.

II Периодизация

Периодизация курса ИГПР обусловлена несколькими факторами. Главные из них - развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического, технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории интересуют прежде всего государственно-правовые формы, факты и явления.

Курс разделен на несколько периодов:

1. Древняя Русь (IX - XII вв.)

2. Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII - XIV вв.)

3. Русское (Московское) государство (XV - XVII вв.)

4. Российская империя периода абсолютизма (XVIII - середина XIX вв.)

5. Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX - нач.ХХ вв.)

6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)

7. Период социалистической революции и создание Советского государства (1918 - 1920 гг.)

8. Переходный период или период нэпа (1921 - 1930 гг.)

9. Период государственно-партийного социализма (1930 - начало 60-х гг.)

10. Период кризиса социализма (60 - 90-е годы).

Как и любая другая, данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее, в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и увеличением объема этого материала (фактов, событий, норм и т. п.).

 

Образование Древнерусского государства(ДГ). Норманнская теория.

В письменных источниках начала новой эры упоминаются племена, жившие в Восточной Европе под названием "венеды". Впервые такое наименование было употреблено греческим писателем и государственным деятелем Плинием Старшим. О "венедах" упоминал и римский историк Тацит. Между славянами-венедами начала века нашей эры и племенами праславян существует прямая связь.

В начале новой эры складывалось многочисленное этническое образование славян, заселявших восточную и центральную Европу между Днепром на востоке и Одером на западе. Предположительно, на севере территория их расселения достигала левобережья Припяти, а на юге - рубежа лесостепи и степи.

Письменные источники более позднего времени, II-V вв. (труды Прокопия Кесарийского - византийского историка, Иордана - готского историка) свидетельствуют о проживании антов (восточных венедов) между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра.

Во второй половине I тысячелетия н.э. славяне занимали значительную территорию, простиравшуюся между Эльбой на Западе, Волко-Оксим междуречьем на северо-востоке, оз. Ильмень - на севере и северным Причерноморьем на юге. Обширность территории обусловила дифференциацию славян. Можно выделить восточных, западных и южных славян.

Большую территорию, на которой сформировалась древнерусская народность заселяли восточнославянские племена. Достаточно подробно расселение восточных славян описал древнерусский летописец Нестор (XI-нач. XII в.). В " Повести временных лет " он описал события, совершившиеся за 300 лет до него. Источник, к сожалению, до нас не дошел, нам известен его список, составленный монахом Сильвестром (около 1116 г.). По различным источникам можно представить картину размещения славянских племен:

Поляне жили на правобережье Днепра с центром в Киеве;

Древляне - к северу от полян в междуречье Роси и Припяти с центром в Искоростене;

Дреговичи - севернее древлян и полян на левобережье Припяти;

Бужане и волыняне - западнее полян, по верхнему течению Южного Уличи и тиверцы - западнее бужан и волынян в бассейне Днестра;

Хорваты (белые хорваты) - в Закарпатье;

Северяне - на левом берегу Днепра, в бассейне реки Сулы, Сейма, Десны до Северного Донца;

Радимичи - на востоке, в бассейне среднего и верхнего течения Оки и Москвы реки (размещение племен показать на карте).

В VII-VIII вв. славянские племена ведут активную хозяйственную деятельность, что стимулировало усиление внешнеэкономических связей, в т. ч. внешнюю торговлю.

Предпосылки образования государственности обозначились в VII-VIII в. н.э. Наивысшей ступенью развития первобытнообщинного строя у восточных славян были союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия.

Союзы племен отличались более высоким уровнем управления, органы общественного самоуправления превращались в государственный аппарат князя. Формировался государственный строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной власти, со специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию.

По свидетельству арабских исторических источников славянские племена объединились вокруг трех центров: Куябы, Славии и Артавии или Арса (предположительно Киева, Новгорода и Рязани).

Это были "союзы союзов" племен - первые государственные образования на Руси.

Дореволюционные историки считали датой образования ДГ 862 год, когда Новгородские князья якобы пригласили Рюрика (862-879) на княжение в Новгород. (Существует версия, что Рюрик захватил Новгород или войной или подкупом князей).

Таким образом, в VIII-X веках на огромной территории от Ладожского и Онежского озер на севере до среднего течения Днепра на юге, на западе и юго-западе - до Карпат, Прута и нижнего течения Дуная сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве.

Следует отметить, что существуют различные трактовки истории образования русского государства.

В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером, приглашенными в Академию наук России, была создана т.н. "норманнская теория".

Существо теории состоит в том, что государство у восточных славян явилось не закономерным процессом их внутреннего развития, а было создано пришельцами из Скандинавии "норманнами" или "варягами". Байер написал труды "Происхождение Руси" и "Варяги". Опираясь на рассказ "Повести временных лет" о "призвании" новгородцами трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г. в Новгород, делает вывод о том, что они и основали Древнерусское государство и дали ему название "Русь".

"Повесть временных лет" Нестора составлена в конце XI - начале XII вв., в оригинале до нас не дошла. Известный нам список содержит много противоречий. Составлялась она в период распада Киевского государства. Летописец, выполняя социальный заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (Варяги в XI-XII вв. играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Сама же "норманнская теория" в период создания отвечала политическим интересам Голштинской феодальной династии, правившей Россией под именем Романовых. Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов, их неспособность создать собственное государство.

Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина. Она широко использовалась гитлеровской пропагандой в период подготовки и в годы второй мировой войны, для оправдания захватнических войн против славянских народов.

В настоящее время усиления антирусской пропаганды норманнская интерпретация древнерусской истории активизировалось. В современной западной литературе ряд авторов тенденциозно эксплуатируют норманнскую версию об отсталости русского народа, о создании первого русского государства выходцами из стран Запада. Делаются попытки связать норманнскую теорию с современностью, спекулируя трудностями экономического, политического и социального развития России.

Против норманизма выступил в середине XVIII в. М.В. Ломоносов, доказал научную несостоятельность теории.

Также, борьбу с этой "теорией" вели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.

Норманнскую теорию подвергали критике русские историки С.А. Геодонов, И.Е. Забелин, А.И. Костомаров и др.

Русский ученый А.А. Шахматов в работах "Разыскание о древнейших русских лепесных связях" (1908 г.) и "Повесть временных лет" (1916 г.) установил, что версия о призвании варяжских князей в Новгород и Киев носит искусственный характер. Сюжеты "Повести временных лет" носят творческий, а не исторический характер. На летописца оказали влияние русские князья, которые уже позже родственными или иными узами были связаны с Северной Европой. Одним из таких князей, например, был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха.

Советская историческая и историко-правовая наука в части разоблачения норманнской теории представлена работами Б.Д. Грекова, А.С. Лихачева, В.В. Мавродина, А.Н. Насонова, В.Т. Пашуто, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Л,В. Черепнина, И.П. Шескольского, С.В. Юшкова и др. Они доказали необъективность норманнской теории. Они выдвинули ключевые доводы в опровержение этой теории:

1) Основа теории – ненаучные данные, она основана на рассказе Нестора, данный же рассказ нельзя признать летописным, так как он был написан на несколько веков позднее, нежели произошло образование государства.

2) К 9 веку по свидетельству археологов, уровень развития восточных славян был значительно выше, нежели у варягов.

3) По свидетельству археологов у самих варягов к 9 веку не наблюдается государственности.

4) Процесс образования государства – объективный и закономерный процесс, который предполагает определенный, достаточно высокий уровень развития общества; государство появляется лишь на том этапе развития общества, когда общество экономически, политически, социально, культурно готово к восприятию государственно-правовых явлений и государственной жизни.

Таким образом, если предположить, что уровень развития у восточнославянских племен был настолько низок и примитивен, как это описывают авторы норманнской теории, то образование государства в Киеве было бы невозможным, несмотря на призвание князей

Несостоятельно и утверждение об изначальном норманнском происхождении слова "Русь". Российскими исследователями доказано, что племя "рось" существовало в Приднепровье за 5 столетий до появления варягов. Название впоследствии распространилось на территорию вокруг Киева. Затем на славянские племена, вошедшие в состав Киевского княжества.

Существуют и другие теории, касающиеся образования ДГ, например, теория завоевания славян варягами. Авторы этой теории считают, что государство у восточных славян появляется в рамках механизма теории насилия, однако и данная теория в полной мере исторически не подтверждена, так как, по свидетельству археологов, отсутствуют следы военных стоянок варягов на территории славян, не прослеживается существенного влияния культуры и быта на культуру и быт восточных славян, что обычно свойственно при завоевании.

Все вышеизложенные теории не являются единственными, но анализ разных теорий позволяет сделать предположить, что государство у восточных славян возникает в результате сложных, длительных закономерных процессов общественного развития, в результате разложения родоплеменного строя, разрушения родоплеменных связей, постепенной трансформацией родоплеменной власти во власть государственную. Киевская Русь появляется на том этапе развития общества, когда общество оказывается состоятельным для государственного развития. Также можно сказать, что ДГ было не первым государственным образованием у восточных славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма. В процессе объединения всех восточнославянских земель сформировалась древнерусская народность.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.007 с.)