Создание советской прокуратуры и адвокатуры. Судебная реформа 1922 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание советской прокуратуры и адвокатуры. Судебная реформа 1922 г.



Прокуратура: проект закона «о прокуратуре» был рассмотрен 3 съездом. Закон принят почти единогласно. Однако, перед этим советская власть усела упразднить прокуратуру, по первому декрету «о суде». 4 мая 1918 года СНК принимает декрет «о революционных трибуналах», согласно которому при трибуналах создавались комиссии обвинителей, функции которых напоминали прокурорские. Впервые вопрос о создании прокуратуры поднял Крыленко НВ на 4 съезде деятелей советской юстиции. После этого проект закона обсуждался в том числе и во ВЦИК, где возникли многочисленные споры о принципах формирования прокуратуры. В частности, с одой стороны предлагалось подчинить прокуратуру губисполкомам на местах и прокурору республики – в центре. Сначала, эта позиция побеждала, также за эту идею выступили комиссия ЦК РКП(б). Однако, такому подходу решительно воспротивился Ленин (который исходил из того, что в стране должна существовать единая законность и прокуратура нужна именно для единообразия и единства, что терялось при двойном подчинении), он считал этот вопрос настолько важным, что предлагал вынести его на обсуждение в политбюро. Политбюро, естественно отвергло идею двойного подчинения, и поддержало идею Ленина. А 25 мая 1922 года ВЦИК принял положение «О прокурорском надзоре». ПО этому положению прокуратура должна была: *осуществлять надзор за законностью действий органов власти, хоз. учреждений, организаций и частных лиц, *вести наблюдение за деятельностью следствия и дознания, ГПУ, *поддерживать обвинение в суде, *наблюдать за правильностью содержания заключенных. Союзная прокуратура создавалась не сразу, только при Верховном суде СССР состояли прокуроры. Прокуратура учреждалась как орган по надзору за законностью. Система прокуратуры создавалась как отделение НКЮ, где был создан отдел прокуратуры. Прокуроры областей и губерний подчинялись прокурору республики, а таковой являлся народным комиссаром юстиции. Образование СССР не привело к формированию союзной прокуратуры, учреждался только прокурор Верховного суда и его заместитель, которые давали заключения по вопросам, подлежащим разрешению ВС СССР, поддерживали обвинение, в случае несогласия опротестовывали решение ВС СССР в президиуме ВЦИК. Причем, сначала прокуратура создавалась в РСФСР, а лишь потом в союзных республиках, которые по большому счету просто копировали начинания своих коллег. Судебная реформа: Непосредственно перед реформой ВЦИК объединил декретом от 21 июля 1921 года систему трибуналов, также создавался Верховный трибунал при ВЦИК. Подверглись изменениям и местные трибуналы (общие, военные и железнодорожные). По этому декрету упразднялись почти все ревжелдортрибуналы и военные трибуналы. Зато, при всех губернских трибуналах создавались военные отделения и отделения по крупным должностным преступлениям. Но как правило, военные отделения со своей работой не справлялись, поэтому их стали достаточно быстро и успешно восстанавливать Стабилизация положения в стране, разгром контрреволюции заставили власть провести судебную реформу 31 октября 1922 года, которая проводилась по принятому ВЦИК «Положению о судоустройстве РСФСР» и действовать начинало это положение 1 января 1923 года. Согласно этому акту, окончательно упразднялись общие трибуналы, сокращалось количество транспортно-военных трибуналов, и временно сохранялись военные, которые, однако, выдержали проверку временем и еще немало послужили СССР. Формировалась очень стройная система судов, которая включала 3 звена: народный, губернский суды и верховные суды. При ЦИК СССР был ВС СССР. Имущественные споры разбирались Высшей арбитражной комиссией при совете Труда и Обороны, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В ряде мест проведение реформы в жизнь затягивалось, что связано с недостаточной работой местных советских и партийных органов. После образования СССР создавался Верховный Суд СССР, который действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, также он обладал некоторыми функциями, которые сегодня возлагаются на Конституционный суд. 23 ноября 1923 года президиум ВЦИК утвердил «Положение о ВС СССР». 29 октября 1924 года утверждены «Основы судоустройства СССР и союзных республик», согласно которым суд должен был: ограждать завоевания революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защищать интересы трудящихся, укреплять дисциплину и солидарность трудящихся, т.е. прослеживается классовый принцип. Адвокатура: Впервые после октября создавалась профессиональная адвокатура по «положению об адвокатуре» от мая 1922 года. Адвокаты объединялись в коллегии (их утверждал губисполком), создаваемые при отделах юстиции. Для адвокатов были ограничения: они не могли занимать должности при гос. учреждениях. Коллегией руководил избираемый на общем собрании президиум. Согласно ст.8 «Положения о судоустройстве РСФСР» адвокатура создавалась в целях юридической помощи трудящимся при разрешении гражданских споров и защиты в уголовном процессе. Т.е. задачи адвокатуры – достаточно широки. При обсуждении вопроса о создании адвокатуры разгорелся горячий спор: а может ли партийный человек работать адвокатом? Решили что может.

 

Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и 1935 г.

Артель - добровольное производственное объединение (союз, товарищество) для совместной работы с участием в общих доходах, с общей ответственностью на основе круговой поруки.

Устав 1930 года: «Примерный устав сельскохозяйственной артели» был разработан Колхозцентром, одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден СНК и ЦИК СССР 1 марта 1930 г. его введение привело к тяжелейшим последствиям. Исправление их шло в рабочем порядке. Исходя из накопленного опыта, в 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников обсудил и принял новый «Примерный устав». На его основе колхозы должны были выработать, обсудить и утвердить на общем собрании в присутствии не менее 2/3 членов артели свой устав.

Провозглашался принцип добровольности вхождения в колхоз, определялся порядок объединения и объем обобществляемых средств производства. Решающим этапом в проведении коллективизации стали 1930-1932 гг. стали решающим этапом в проведении коллективизации: 62% крестьян вступило в колхозы, а кулачество как класс было ликвидировано. Было раскулачено: 1,1 млн. крестьянских хозяйств, 5,5 млн. чел., что составило около 4% всего населения. С 1933 по конец 30-х гг. начался третий этап коллективизации. Главная цель в этот период - привлечь оставшуюся треть деревни в колхозы. В годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) коллективизация сельского хозяйства была полностью завершена. Колхозный строй юридически оформился в основных чертах. Основная часть крестьян стала колхозниками. Появилось понятие единоличник. Это была группа хозяйств невысокого достатка, которая не вошла в колхозы, но сохранила себя как производственная единица. Устав разрешал колхознику иметь небольшое личное подсобное хозяйство (ЛПХ), однако не определял его размеры, не гарантировал от посягательств со стороны государства. В начале второй пятилетки распространилось мнение, что по мере завершения коллективизации ЛПХ колхозника теряет свое значение, его надо сокращать. На такой позиции стоял и Сталин

Устав 1935 года:

В феврале 1935 г. на Втором съезде колхозников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, в котором разрешалось колхозникам иметь личное подсобное хозяйство, в размерах от 0,25 до 0,5 га; были также обозначены контуры животноводческого хозяйства колхозников.

Устав определял порядок распределения доходов колхоза. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.

Устав закреплял использование земель, как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян.

Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована. Среди крестьян это называлось работать за "палочки".

Земли колхозов закреплялись за ними в бессрочное пользование, однако это право ограничивалось лишь правом пользования и владения.

Аграрное законодательство в целом служило созданию и закреплению принудительного изъятия с/х продуктов из деревни. Крестьянство в основном существовало за счет приусадебных хозяйств.

Раздел «О земле» отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Они колебались от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га.

Раздел «О средствах производства» определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора (включая скот).

Раздел «О членстве» устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав - за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели.

Устав определял порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов государства, колхоза и колхозников. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.

Раздел «Организация, оплата и дисциплина труда» устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями (агрономы, инженеры и т.д.). Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины.

Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной собственности, правовое положение колхозного двора. Эти нормы время от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания». Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. обмер всех приусадебных участков и изъять все излишки, присоединив их к землям колхозов. Постановление также установило, начиная с 1939 г., обязательный минимум трудодней в году (от 60 до 100, в зависимости от местных условий) для каждого трудоспособного колхозника.

Начиная с урожая 1940 г. обязательные поставки зерна исчислялись не с плана посевов, а с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами. А поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами.

Артель должна была также заключать с МТС договор, который имел силу закона и придавал взаимоотношениям колхозов и МТС обязательный характер. Объем тракторных работ определялся не запросами и потребностями колхозов, а возможностями машинно-тракторного парка МТС. Закон предписывал сельхозартели использовать «все тракторы, двигатели, молотилки, комбайны и другие машины, предоставляемые рабоче-крестьянским правительством через МТС», таким образом государство выстраивало жесткую систему.

С 1941 г. велись попытки преодолеть уравниловку в оплате труда колхозников введением дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности.

С принятием устава началось восстановление поголовья продуктивного скота, рост урожайности. В 1935 г. в стране были отменены хлебные карточки. К 1937 г. уровень коллективизации достиг 93%. Итоги коллективизации были впечатляющи. Если в 1928 г. в колхозах было 3,9 % крестьянских хозяйств, то к 1939 г. - 93%; в 1928 г. государство заготовило 10,8 млн. т зерна, а в 1939 г. - 36 млн. т; в 1929 г. экспорт зерна составил 0,3 млн. т, в 1935 г. - 0,9 млн. т. Вместе с тем, за годы коллективизации поголовье скота уменьшилось с 60,1 млн. голов в 1928 г. до 51,4 млн. голов в 1939 г. Кулачество как класс было ликвидировано. Была ликвидирована зависимость отечественной текстильной промышленности от импорта хлопка. Увеличение экспорта зерна за границу позволило на вырученные средства производить закупки машины, оборудование для промышленных строек пятилеток. В СССР было создано самое мощное коллективное хозяйство. Централизованная структура управления сельским хозяйством, которая позволяла в короткий срок сосредоточить в руках государства всю сельскохозяйственную продукцию, вскоре оправдала себя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.012 с.)