ТОП 10:

Создание советской милиции и ВЧК.



Создание ВЧК:вскоре после Октября острота борьбы заставила поднять вопрос о создании органа госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана, прежде всего, как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений. Впоследствии слова "и саботажем" в названии комиссии были заменены на "и преступлениями по должности".

Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она не наделялась чрезвычайными полномочиями (она начинает их приобретать при возложении на нее борьбы с общеуголовным преступлением - спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены против нарушений трех видов: саботажа чиновников, "пьяных погромов" (они происходили при разграблении винных складов в Петрограде) и бандитизма "под флагом анархизма".

ВЦИК и СНК издали значительное количество нормативных актов, определявших задачи, структуру, компетенцию ВЧК, ее место в системе органов госаппарата. ВЧК действовала как коллегиальный орган (при председателе состояла коллегия). Вначале в ней было три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем, 11 декабря 1917 г. был создан четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией. Особую опасность представляла спекуляция в связи с заключением Брестского мира. Поскольку он предусматривал обязательство правительства России безоговорочно оплатить все ценные бумаги, предъявленные Германией, началась широкая спекуляция акциями промышленных предприятий (в том числе уже национализированных). Акции продавались немецким подданным, от них поступали в посольство Германии, а оно предъявляло их к оплате. На борьбу с этим были брошены большие силы ВЧК.

В марте 1918 г. были созданы тюремный и хозяйственный отделы, справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК. В конце июля был создан железнодорожный отдел ВЧК.

В момент создания в ВЧК входили лишь большевики. 8 января 1918 г. СНК назначил членами ВЧК четырех левых эсеров, один из них стал заместителем председателя ВЧК. После заключения Брестского мира левые эсеры ушли почти из всех наркоматов, но в ВЧК остались. 6 июля 1918 г. левые эсеры использовали аппарат ВЧК в организации убийства немецкого посла Мирбаха и вооруженного выступления против большевиков. После ликвидации этого выступления левые эсеры были отстранены от работы в органах ВЧК.

Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. Во главе ВЧК стоял президиум: в составе председателя, 2-х заместителей и 2-х секретарей. Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК (в январе 1919 г. в связи с определенной стабилизацией обстановки уездные ЧК были упразднены). Значительную роль в унификации форм и методов работы органов ЧК сыграла I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий (июнь 1918 г.). О масштабах деятельности ВЧК можно судить по числу ее сотрудников, который к 1921 г. достиг максимума - 31 тыс. человек (в конце февраля 1918 г. число сотрудников аппарата ВЧК не превышало 120 человек).

С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста. 31 января 1918 г. СНК установил, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для следствия в следственную комиссию трибунала, которая и передавала дела в суд. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами. Это положение было нарушено наступлением немецких войск, когда принятое в связи с этим постановление СНК 21 февраля 1918 г. наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится в полном смысле чрезвычайным органом. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговор, заменяя следственные и судебные органы. Это привело к неизбежным при отсутствии процессуального контроля ошибкам и злоупотреблениям с гибелью невиновных.

В ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана границ государства (до этого охрана границ в какой-то степени обеспечивалась "завесами" - системой подвижных военных отрядов). Значительную роль в унификации форм и методов работы органов ЧК сыграла 1 Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий (июнь 1918 г.). О масштабах деятельности ВЧК можно судить по числу ее сотрудников, который к 1921 г. достиг максимума - 31 тыс. человек (в конце февраля 1918 г. это число не превышало 120 человек). Потом в 22 году преобразовали в ГПУ. В 23поменялось и стало Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ).

Создание милиции: Юридическим закреплением процесса ликвидации старой милицейской системы стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации
корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции.
Была провозглашена замена полиции «народной милицией». 28 октября 1917 г. по телеграфу НКВД предписал всем Советам рабочих и солдатских депутатов учредить рабочую милицию. Она должна была находиться в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов, власти обязаны были содействовать ей в снабжении оружием. В акте ничего не говорилось о сельской милиции, но вскоре ее стали создавать крестьянские Советы.
Декрета об упразднении милиции Временного правительства не было, этот вопрос решался на местах Советами. Центральный аппарат старой милиции ликвидируется в начале декабря 1917 г. приказом НКВД. Временно старая милиция сохранялась при признании личным составом Советской власти (Советы направляли в милицию комиссаров, проводилась чистка ее аппарата). В некоторых районах этот процесс растянулся до весны 1918 г. В первые месяцы Советской власти имелось дублирование - деятельность милиции и Красной гвардии мало, чем различались, поэтому на местах иногда ликвидировали либо милицию, либо Красную гвардию. Рабочая милиция создавалась и действовала по принципу строгой децентрализации, подчиняясь местным Советам.
Рабочая милиция вначале не была штатной. Она строилась на основе привлечения, выборов и милицейской повинности. За несущими милицейскую службу сохранялась зарплата по месту работы. Милиция в первые месяцы выполняла задачи, как охраны общественного порядка, так и военные.
Новая милиция, в отличие от царской полиции и милиции Временного правительства, вначале мыслилась как орган, в котором службу должны были нести поочередно все граждане независимо от классовой принадлежности. Но классовое противостояние обострялось, и создавалась рабочая милиция. В упоминавшейся Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа было декретировано вооружение трудящихся, образование Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.
После создания в феврале 1918 г. регулярной Красной Армии милицию отделили от военных органов и освободили от военных функций, превратив ее в профессиональный, штатный орган по охране общественного порядка. Проект “Положения о народной рабоче-крестьянской охране” был опубликован 5 июня 1918 Г., и Советы сразу приступили к реорганизации милиции на новых основах. В октябре НКВД и НКЮ утвердили инструкцию “Об организации советской рабоче-крестьянской милиции”.
Был сделан шаг к централизации: милиция на местах являлась теперь исполнительным органом центральной власти. Она состояла в непосредственном ведении местных Советов, но подчинялась общему руководству НКВД (Главному управлению милиции). Таким образом, милиция находилась в двойном подчинении - Совету и вышестоящему органу милиции. Милиционеры вооружались холодным оружием и револьверами, при исполнении служебных обязанностей они должны были носить установленную форму или отличительный знак. На милицию возлагалось также проведение розыска и дознания по уголовным преступлениям.

Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого угрозыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Центр розыск разработал план реорганизации всего розыскного дела в России, хотя речь шла фактически о новом создании розыскной системы, поскольку старых кадров расстреляли, а новых не могло и быть.
Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40- 45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД. Все вопросы строительства аппарата уголовного розыска ГУ милиции РСФСР
решало совместно с местными Советами

39. Конституция РСФСР 1918 г. (история создания и общая характеристика).

Это первая советская конституция, она подводит итог начальному этапу развития СССР. На основе конституции в последующем развивается все законодательство. История создания: прежде чем К создавалась были приняты ряд положений, которые затем легли в ее основу. Это были: декреты «О мире», «О земле», «О рабочем контроле», Постановление «об образовании рабоче-крестьянского правительства», Декларация прав народов России. Кроме того, ВЦИК издает еще ряд декретов конституционного значения (о праве отзыва делегатов, о национализации банков, о роспуске учредительного собрания, о праве убежища, о флаге республики, об обязательном обучении военному искусству). Потребность в К остро ощущалась, т.к. некоторые субъекты писали собственную К. III всерос. Съезд поручил ВЦИК заняться разработкой вопроса К, и было это 15 января 1918 года. Если быть точным, то формулировалось такое поручение не как создание К, а как создание некоторых ее основ. Кроме того, этот съезд принял «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Гуревич вообще считает, что совокупность этих двух документов и есть первая небольшая К. В некоторой степени это мнение обосновано, потому что Декларация содержится в К, устанавливает ее многие ключевые положения. Хотя, «О федеральных …» является небольшим документом. Но ВЦИК не смог того сделать из-за сильного обострения международной обстановки. Но после заключения Брестского мира с Германией можно было и подумать и над К. Первоначально происходил сбор материалов, который проводил НКЮ по собственной инициативе. 1 апреля на заседании ВЦИК Свердлов предлагает создать комиссию по данному вопросу. ВЦИК конечно же создает, комиссия состоит из 5 человек. Работа комиссии была четко регламентирована – комиссия должна была каждую неделю докладывать о проделанной работе. 8 апреля состав четко пределен: Покровский, Сталин, Свердлов (большевики), Магировский, Шрейдер (левые эсеры), Бердников (максималисты), Аванесов, Рейснер, Боголепов, Бухарин (наркоматы). Есть мнение, что такая многопартийность осложнила работу комиссии, но с другой стороны, это позволило наиболее объективно сделать проект. По многим пунктам велись ожесточенные споры. В частности, возникал вопрос о форме территориального устройства и принципах деления (большевики считали, что надо устроить федерацию с национально-территориальным признаком деления, а эсеры считали, что надо сделать унитарное государство, отвергая национально-территориальный признак), об устройстве СНК (большевики за принцип разделения властей и сохранение СНК, как отдельного органа, а эсеры за то, чтобы воссоединить СНК и ВЦИК, т.е. против принципа разделения властей). Затем комиссия была расширена до 46 человек. Уже 10 апреля Рейснер делает доклад, а Магировский предлагает обсуждение проекта. Рентгатен представляет проект. Некоторая его часть была использована при написании К. Создали 3 подкомиссии. С 20 апреля комиссии собирались 8 раз. 17 июня утвердили Декларацию трудящегося и Положение об избирательных правах. Проект самой К. подготовлен к 5 съезду. Параллельно со ВЦИК над проектом работает НКЮ, который прорабатывает юридические аспекты будущей К. 5 съезд поручил ВЦИК окончательно отредактировать К и опубликовать ее. Проект единогласно принят 10 июля 1918, через 8 дней ВЦИК редактирует К и публикует ее в «Известиях». Общая характеристика: Интересно заметить, что применяется и другая формулировка – основной закон. К. состояла из 6 разделов. 1 раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В ст.7 демократия закрепляется только за трудящимися. ПО некоторым данным полноты всех прав были лишены 5 млн. человек. Но Ленин не считает это чем-то ненормальным, он открыто заявляет, что любая демократия не может существовать в чистой форме, а есть только в классовой форме. Для Ленина демократия и диктатура пролетариата – две стороны одной монеты, одинаково применимые. К. закрепляет своей целью «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление эксплуататоров, победа социализма». Также ст.9 ставит задачу – установление диктатуры сельского и городского пролетариата. К. закрепляет диктатуру пролетариата, но только в форме республики. По этой главе произошла национализация земли, банков, леса, недр, воды, поместья, сельскохозяйственные предприятия. 2 раздел – Общие положения. Здесь советский народ наделялся важными правами, как то: свобода совести, свобода печати, свобода собраний, митингов, шествий, свобода объединений, право защищать революцию с оружием в руках (это право считалось почетным). Кроме того, государство ставит целью дать каждому гражданину полное, всестороннее и бесплатно е образование. Но К. не забывает и об обязанности – каждый должен трудиться. Предоставляется право убежища. 3 раздел – конструкция советской власти. В этом разделе формируется вся система органов управления советского государства. Высшим органом является Всероссийский съезд советов, в перерывах между его съездами бразды правления передавались ВЦИКу, который наделялся законодательной, распорядительной и контролирующей властями. ВСС формировался из представителей городских советов. Система была очень хитрая, если от города 1 депутат выдвигался от 25 000 человек, то от губернии 1 депутат шел от 125 000 человек. Такой системой рабочие имели троекратной превосходство над крестьянами. ВЦИК формировал СНК, который обладал исполнительной властью. В ст.38 СНК наделяется достаточно широкими полномочиями, т.к. видим формулировку «принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни». В СНК создавалось 18 отделений (по иностранным, военным, морским, внутренним, национальным, финансовым делам, юстиция, комиссариат труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, ВСНХ, здравоохранения). Если говорить о власти на местах, то можно отметить, что власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным съездам советов. 4 раздел посвящен избирательному праву. Именно при создании именно этого раздела велось больше всего споров и дискуссий. Для того чтобы голосовать надо достичь18 лет, больше никаких требований К. не предъявляет, правда говорит, что не все могут голосовать. Нельзя голосовать и быть избранным:

-Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

-лица, живущие на нетрудовой доход;

-частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

-монахи и духовные служители церкви и религиозных культов;

-служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений;

-душевнобольные, умалишенные, лицо под опекой;

-осужденные.

Категория этих лиц достаточно подвижна, вообще Ленин не считал ограничение прав буржуазии чем-то плохим и запрещенным. 5 раздел – бюджетное право. Цель экономики на этом периоде – экспроприация буржуазии и подготовка условий для всеобщего равенства граждан. Ст.80 говорит, что все доходы/расходы государства оформляются в бюджет. Также определяется степень финансовой самостоятельности субъектов. 6 раздел – о гербе и флаге. Подытоживая, можно сказать, что Конституция 1918 года является переходной, от капитализма к социализму, она отмечает наличие класса эксплуататоров и ставит задачу их искоренения. К имеет международное значение. К можно охарактеризовать как прогрессивную, именно под ее влиянием в буржуазных актах того времени был снижен возрастной ценз и предоставлено избирательное право женщинам.

 

 

Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Образование СССР.

Причины образования СССР:необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления, разрушенного войнами, народного хозяйства и осуществления нэпа;

объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства. Предпосылки образования СССР: На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.). Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый "снизу".

С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку — необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения. Образование СССР.30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза СССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношения высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

В Договоре предусматривались широкие права СССР. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, и некоторые другие. В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.

Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.

Конституция СССР 1924 года:В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию обобразовании СССР и Договор об образовании СССР. Разработка конституции началась еще в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. Были сформированы 6 комиссий (комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий). В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.

Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать». 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие.

За союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (на деле это право - фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 избирателей. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распределительный орган - Совет народных комиссаров СССР. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права. Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Конституция состояла из двух разделов:

I. Декларация об образовании СССР.

II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).

Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Здесь находились те политические моменты, которые урегулировали нужные власти положения. Большого юридического значения эта часть не имела

Договор состоял из 11 глав:

1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве (Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР).

3. О съездах Советов СССР (порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.).

4. О ЦИК СССР (определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик).

5. О Президиуме ЦИК СССР (полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Он имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания).

6. О СНК СССР (состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться).

7. О Верховном Суде СССР (полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение, и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками).

8. О Народных комиссариатах СССР (состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.).

9. Об ОГПУ (посвящена работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда).

10. О союзных республиках (раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должны были, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР).

11. О гербе, флаге, столице СССР.

Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

Ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы:

* союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля;

* объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;

* установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения;

* руководство транспортом и связью;

* утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы;

* установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;

* установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования;

* между республиками и др.

Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать.

За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы.

Общесоюзных наркоматов было 5:

* иностранных дел;

* военных и морских дел;

* внешней торговли;

* путей сообщения;

* почт и телеграфов.

5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР):

* ВСНХ;

* продовольствия;

* труда;

* финансов;

* рабоче-крестьянской инспекции;

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы:

* внутренних дел;

* юстиции;

* земледелия;

* просвещения;

* здравоохранения;

* социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Сохранялось классовое понятие избирательного права. Данная конституция – типичная конституция власти, в ней не урегулированы вопросы из сферы прав и свобод граждан, не затрагивается сфера избирательного права, большое внимание уделяется механизму организации власти в СССР, реализации принципа федерализма, определению статуса субъектов государства.

 

Конституция СССР 1936 г.

Разработка и принятие Конституции осуществлялось под влиянием директив партийно-политического руководства страны. Еще в начале 30-х годов обсуждался вопрос о принятии новой конституции. Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях - от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.

25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуждение. Редкомиссия приняла 47 поправок и дополнений к, более чем, 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял вторую «сталинскую» постатейно и в целом текст Конституции. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам.

Конституция юридически закрепляла сложившуюся к середине 30-х гг. структуру общества, практику социальных отношений и не закрепляла программных положений.

Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму:

* государственной собственности;

* колхозно-кооперативной собственности.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924г. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых ранее не было:

* об общественном устройстве;

* о суде и прокуратуре;

* об основных правах и обязанностях граждан (в этой главе упоминается о следующих обязанностях: соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, защищать СССР – почетная обязанность);

* об избирательной системе.

Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и кресть







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.031 с.)