Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и последствия советско-югославского конфликта 1948 года

Поиск

В апреле 1947 г. Народная скупщина утвердила первый пятилетний план развития народного хозяйства. Основными его задачами стали: ликвидация экономической отсталости страны, укрепление оборонного потенциала, расширение социалистического сектора экономики, подъем жизненного уровня трудящихся. Задания первой пятилетки первоначально выполнялись успешно. В промышленности к 1948 г. объем производства превысил довоенный уровень. Успешно развивались экономические отношения с СССР и другими странами советского блока. На их долю приходилось в этот период более половины внешнеторгового оборота ФНРЮ.

Югославия явно лидировала среди других государств Центральной и Юго-Восточной Европы по темпам и глубине социально-экономических и политических преобразований по советскому эталону. Но разгоревшийся в 1948 г. конфликт между советским и югославским руководством, последующий разрыв отношений между двумя странами не только помешали успешному выполнению пятилетнего плана, но и внесли существенные коррективы в сам процесс социалистического строительства в Югославии.

Конфликт приобрел открытый, острый характер летом 1948 г., в ходе работы V съезда КПЮ, когда советское руководство попыталось открыто, в грубой форме навязать свою волю югославским коммунистам и склонить их к устранению И.Тито и его сторонников из руководства партии. Отказ делегатов съезда подчиниться диктату Москвы повлек за собой полное прекращение политического, экономического и военного сотрудничества с ФНРЮ Советского Союза и других стран народной демократии. В первое время югославские руководители еще не теряли надежды на нормализацию отношений, на выяснение недоразумений путем обмена мнениями. Поэтому они, как и руководители других стран советского блока, перешли к еще более форсированному строительству социализма по советскому образцу. Была проведена национализация остатков частной собственности в экономике, осуществлено почти полное кооперирование сельского хозяйства, усиливались репрессии против всех несогласных с социалистическим выбором. Но позиция Сталина оставалась непреклонной.

Оказавшись изолированными от прежних союзников и идейных единомышленников, руководители партии и государства столкнулись с непростой задачей: продолжить марш к социализму, не имея политической и материальной поддержки СССР и стран народной демократии и сталкиваясь с сильным сопротивлением части общества, особенно крестьянства. Альтернативой советской помощи могли стать лишь максимальная мобилизация внутренних ресурсов страны и расширение сотрудничества с западными государствами без каких-либо политических уступок со стороны Югославии.

В новых условиях советская модель социалистического строительства оказывалась малопригодной. К тому же следование ей не могло сделать Югославию привлекательной для западных партнеров, находившихся в состоянии “холодной войны” с СССР и его союзниками. Поэтому в Югославии в конце 40 - начале 50-х гг. развернулся активный поиск более соответствующих югославским условиям и менее отталкивающих для Запада форм организации общества и государства, а также борьба со сторонниками прежнего курса ориентации на СССР.

Совершенно естественно, что перемены начались в сфере управления экономикой. Без экономического подъема коммунистам трудно было удержаться у власти, несмотря на все их прошлые заслуги перед страной. В 1950 г. Народной скупщиной был принят закон о введении на государственных предприятиях непосредственного управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. На практике же контроль КПЮ за их деятельность сохранялся, он осуществлялся через заводские парторганизации.

Трудовые коллективы должны были управлять предприятиями через рабочие советы и комитеты управления. Рабочий совет избирался на 2 года. Для решения производственных задач и ведения текущих дел членами рабочего совета избирались комитет управления и директор. Директор за свою деятельность отвечал перед рабочим советом и комитетом управления, а также перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной. Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы.

Практика показала, что, несмотря на выборность и подотчетность директора и комитета управления, контроль за ними был формальным. Коллектив предприятия не мог знать все тонкостей производства и сбыта продукции. Исполнение управленческих обязанностей требовало специальных знаний и опыта.

В конце 40- начале 50-х гг. произошли изменения в системе государственного управления экономикой в направлении ее децентрализации. Ряд функций федерального правительства по руководству народным хозяйством был передан республикам, а те в свою очередь передали некоторые свои полномочия скупщинам общин. Отменялись пятилетнее планирование и вместо него вводились годовые планы социально-экономического развития. Эти реформы привели к ликвидации большинства федеральных министерств, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге, заметно возросла роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся.

В начале 50-х гг. югославское руководство отказалось от курса на принудительную коллективизацию сельского хозяйства, большинство созданных в предшествующие годы производственных кооперативов распались, крестьяне вернулись к семейным формам хозяйствования.

После компромиссного решения вопроса о компенсации за собственность, конфискованную у граждан западных государств (кроме немцев) в ходе национализации, стали развиваться экономические отношения с ведущими капиталистическими странами. Начало было положено оказанием США в 1950 г. безвозмездной помощи зерном.

Внешнеполитический курс Югославии существенно изменил советско-югославский конфликт 1948 г. Хронологически его возникновение совпало с началом “холодной войны”, резким обострением противоборства между СССР и США на международной арене. Состоявшееся в сентябре 1947 г. совещание 9 коммунистических партий в Польше, на котором было создано Информационное бюро (Коминформ), констатировало распад антигитлеровской коалиции и раскол мира на два противостоящих военно-политических лагеря. Так и не решенной осталась проблема Германии, разделенной на оккупационные зоны. США не собирались уходить из Европы.

В этих условиях, по мнению Кремля, нужна была полная мобилизация и единогласие всех государств, входивших в сферу влияния СССР. Но эти установки не находили полной поддержки у югославского руководства, проводившего в определенной степени автономную политику на Балканах, ответственность за которую Запад возлагал на Советский Союз. Это были, в частности, ввод югославских военных частей в Албанию, помощь греческим партизанам в гражданской войне, озвученная Г.Димитровым в начале 1948 г. идея создания федерации или конфедерации государств Центральной, Юго-Восточной и Южной Европы от Польши на севере до Греции на юге, что таило для СССР угрозу потери влияния в только что созданной им зоне собственной безопасности в Европе.

В феврале 1948 г. состоялся жесткий разговор И.Сталина и В.Молотова с болгарской и югославской делегациями, в ходе которого советская сторона настаивала на полной координации всех внешнеполитических действий своих балканских союзников с Москвой и их полном послушании. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта 1948 г. И.Тито высказал мнение, что отношения между ФНРЮ и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства нужно ориентироваться на собственные силы.

Информация об этом очень скоро достигла Кремля. 18 марта из Югославии были отозваны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Началось долгое выяснение отношений путем переписки, завершившееся принятием совещанием Коминформа в Бухаресте летом 1948 г. резолюции, обвинявшей руководство КПЮ в переходе на позиции буржуазного национализма, в предательстве интересов рабочего класса и социализма. После неудачного обращения к V съезду КПЮ конфликт принял необратимый характер.

Оказавшись в изоляции от СССР и стран народной демократии, югославское руководство сконцентрировало свои внешнеполитические усилия на налаживании добрососедских отношений с государствами Запада и несоциалистическими балканскими странами - Грецией и Турцией.

41) Югославия в условиях самоуправленческого социализма (1950-е – конец 1980-х). VI съезд КПЮ в 1952 году – курс на перестройку экономики страны на принципах общ. самоуправ. Переименования КПЮ в Союз Коммунистов Югославии (СКЮ). Янв. 1953 года – конституц. закон (можно приравнивать к конституции). Глава гос. – президент, вместо Веча национальностей – Вече производителей. Президент ФНРЮ – И.Тито, вице-президент – А.Ранковия. Июнь 1955 года – закон об устройстве общин и районов à развитие и совершенствование систему самоуправления…общины это первичные организации местного самоуправления. Апрель 1963 года – ФНРЮ приняла новую конституцию – теперь страна называется Соц. Федеративная Респ. Югославия. (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42 часовой рабочий день, отпуск, образование, минимальный доход. Конституция провозгласила принцип сменяемости должностных лиц и депутатов каждые 2 года (ротации). В конституцию в 1967, 68, 71 годах были внесены поправки => был создан Президиум федерации. Трудовые коллективы стали называться Организации Объединенного Труда (ООТ). Июль 1965 года Союзная Скупщина принимает ряд законов à соц.-эк. реформа. Ее цели – переход к интенсивному хоз., ликвидация диспропорций между отраслями эконом. и ее стабилизация, повышение производ. труда, включение страны в международ. разделение труда. Вводились также элементы рыночной экономики: отмена монополии на внеш. торговлю, льготы для предприятий. Плюсы реформы: увелич. темпы роста производства. Минусы: рост внешнего долга страны, обострилась проблема безработицы…свыше 1 млн. безработных в нач. 70-х.

Обострение межнац. противоречий: 1968 год – демонстрация студентов в Косово разогнан милицией. Осенние волнения 1971 года в Хорватии в связи с попыткой принятия Хорватией новой конституции, которая давала бы ей много автономии…по приказу Тито волнения были подавлены силами армии и милиции. Руковод. республики арестованы, среди них и Ф.Туджман, будущий президент Хорватии.

Общ. – политич. и эконом. развитие СФРЮ в 70-80 е годы: 1971-73 года – фактическая чистка руководящих кадров партийных, гос., хозяйственных работников. Они обвинялись в анархо - либерализме и антисоц. догматике. 1974 год – принятие конституции => все средства производства находятся в общ. собственности, трудящиеся образуют основные организации объединенного труда (ОООТ) à основа соц. - полит. структуры СФРЮ. Конституция расширяла права союзных республик и автономных краев – Воеводины и Косово. Союзное Вече и Вече республик избирали Президиум СФРЮ – высший орган страны, там 8 членов. Тито избран пожизненным представителем Президиума. Май 1980 года – смерть И. Броз Тито. В 80-е года СФРЮ вступила в состоянии кризиса экономики и нац. кризиса -- > в апреле 1981 года массовые митинги в Косово…хотят статуса союзной республики…=> введено чрезвычайное положение. Кризис в экономике в частности из-за того, что конституция 1974 года дала много независимости союзным республикам => образовалось 8 автономных эконом. регионов. Ситуация в Косово постоянно ухудшается… албанцы требуют независимости. Дек. 1989 года – бойкот Словенских товаров из-за ссоры центра с союзной республикой. Март 1989 года – Скупщина СФРЮ утвердила состав нового Союзного Исполнительного Веча – главой стал экономист А.Маркович => реформы и улучшение экономики…но ненадолго. Январь 1990 года – XIV съезд СКЮ – его демонстративно покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии.

Февраль 1990 года – участники собрания Югославской самостоят. демократ. партии в г. Войниче (Хорватия) объявили о создании Сербского автономного края (республика Сербска Крайна). Апрель 1990 года – парламентские и президентские выборы в Словении – президент М.Кучан. Тоже самое в Хорватии – там президент Ф.Туджман. 2 июля 1990 года скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете республики Словения. Аналогичные решения приняли Македония (25 янв. 1991 г.) и Хорватия (25 июня 1991 года)… => распад Югославии.

Внешняя политика: 1954 год – урегулированы отношения с Италией. 1955 год – подписание Белградской и Московской деклараций à торгово – эк. сотрудничество. Югославия была на стороне арабских стран во время арабо – израильского конфликта, осудила США во Вьетнаме… СФРЮ налаживала отношения со странами 3 мира. Сент. 1961 года в Белграде проведена конференция глав государств “неприсоединения”… В общем СФРЮ лавировала среди Запада и СССР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.01 с.)