Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое развитие Польши в 1944-1947 гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реализация манифеста ПКНО. Конец двоевластия. Важнейшей задачей в области внутренней политики Польского комитета национального освобождения было расширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприации подлежали земли немцев и предателей, а также хозяйства общей площадью свыше 100 га. В центральных, восточных и южных областях изымалась земля в хозяйствах, имевших более 50 га пашни. Крестьяне получали наделы за символический выкуп. Площадь вновь создаваемых хозяйств в зависимости от района колебалась от 5 до 14 га. Бывшим помещикам за конфискованную собственность полагалась определенная компенсация, они также могли получить надел на одинаковых с другими основаниях. Промышленные предприятия, экспроприированные немцами, подлежали в будущем возврату их бывшим владельцам, а до этого момента временно переходили под государственное управление. Вновь формируемый государственный аппарат состоял в основном из членов политических партий, входивших в состав КРН. Органы государственной безопасности имели характер автономной структуры. Хотя они и состояли практически только из членов ППР, но контролировались не ЦК партии или главой правительства, а советскими советниками. В конце 1944 г. Польский комитет национального освобождения по согласованию с СССР был преобразован во Временное правительство Республики Польша, что должно было продемонстрировать миру стабилизацию нового режима. Сложность положения заключалась в том, что США и Великобритания по-прежнему признавали польское правительство в эмиграции, сохранявшее сильное влияние в стране. Потребность в скорейшем победоносном завершении войны заставляла великие державы искать компромисс в польском вопросе. На Ялтинской конференции 1945 г. было решено покончить с двоевластием в Польше путем расширения Временного правительства за счет демократически настроенных политиков из лондонского лагеря и преобразования его во Временное правительство национального единства. Одновременно И.В. Сталиным был поставлен вопрос о западной границе Польши по линии рек Одра (Одер) и Ныса (Нейсе). К Польше должна была также отойти часть Восточной Пруссии. В качестве восточной границы участники конференции высказались за линию Керзона с некоторыми отступлениями в пользу Польши. Ялтинские договоренности означали, что Польша становилась одним из ключевых звеньев советской системы безопасности в Европе, к формированию которой Москва приступила на заключительном этапе войны. Эта ее роль была закреплена польско-советским договором о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключенным 21 апреля 1945 г. Принятые в Ялте решения в полной мере отвечали интересам ППР и ее союзников. Им удалось добиться международного признания новой власти в Польше, вывести из игры лондонский лагерь, укрепить свои позиции в стране. Тем самым были достигнуты основные политические цели, сформулированные в манифесте ПКНО. Борьба за выбор политического облика страны. Гг. В июне 1945 г. было создано Временное правительство национального единства. Его премьером стал левый социалист Эдвард Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО и Временное правительство, заместителями — Владислав Гомулка (ППР) и С. Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший в конце 1944 г. из его состава и согласившийся вернуться в Польшу. Сторонники экс-премьера получили несколько министерских постов. За счет бывших политиков лондонского лагеря был расширен состав КРН. После этого последовала полоса признания правительства странами антигитлеровской коалиции. С. Миколайчиком была создана собственная партия – Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превратившееся в одну из крупнейших политических организаций. Оно стало притягательным центром для всех сил, несогласных с политикой ППР и ее союзников. ППР считала, что объединенные левые партии (ППР, социалистическая, крестьянская и демократическая) в состоянии построить новое общество, которое отличалось бы по своему социально-экономическому устройству и от СССР, и от буржуазных государств. Его экономической базой стала бы многоукладная экономика. В политической области основой строя был бы блок близких по целям партий при ведущей роли ППР, причем оппозиционные ППР партии также участвовали в правительстве. Организованное таким образом общество постепенно, по мере созревания объективных предпосылок, продвигалось бы по пути социалистических преобразований. Во внешней политике новая Польша должна была ориентироваться на СССР, одновременно развивая добрососедские отношения с западными державами. Следует сказать, что эта концепция, наиболее последовательным сторонником которой был В. Гомулка (1905-1982), генеральный секретарь ЦК ППР, разделялась далеко не всеми руководящими и рядовыми членами партии. С. Миколайчик и блокировавшиеся вокруг него силы были сторонниками либерально-демократического общественного устройства, основанного на частной собственности на средства производства и свободной игре политических сил. Во внешней политике они придерживались прозападной ориентации. Кроме легальной оппозиции в Польше продолжало действовать политическое и вооруженное подполье. Противостояние режима и подполья приобрело характер гражданской войны. Совокупные потери сторон конфликта составили около 30 тыс. человек. В январе 1946 г. была проведена национализация промышленных предприятий с числом занятых более 50 человек в одну смену. Их владельцы по закону имели право на компенсацию. 30 июня 1946 г. состоялся общенациональный референдум, участники которого должны были выразить свое отношение к таким вопросам, как ликвидация сената в будущем парламенте, земельная реформа и национализация основных отраслей промышленности, а также новая западная граница. Фактически речь шла о выяснении отношения общества к основным политическим и социально-экономическим преобразованиям, проведенным по инициативе левых сил в предшествующие два года. Оценить подлинные результаты референдума в связи с фальсификацией властями его итогов сейчас невозможно, но по официальной версии большинство принявших в нем участие поляков ответили утвердительно на все вопросы, особенно на второй и третий. В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Их официальные итоги оказались неблагоприятными для ПСЛ, которое внесло протесты в связи с их фальсификацией во всех избирательных округах. Но они не были удовлетворены. Не прореагировали на них и западные посольства, поскольку по ялтинским соглашениям 1945 г. Польша входила в сферу исключительных интересов СССР. ППР и ее союзники получили 80% депутатских мандатов. Президентом страны сейм избрал члена ППР Болеслава Берута (1892-1956), до этого возглавлявшего КРН, премьер-министром стал социалист Юзеф Циранкевич. Победа ППР и ее союзников на выборах открывала путь для реализации их концепции политического устройства. Но ей не суждено было осуществиться. Уже в 1946 г. появились явные симптомы раскола антигитлеровской коалиции на противостоящие военно-политические блоки. Надежды советского руководства на возможность утверждения и в Западной Европе народно-демократических режимов не оправдались, коммунисты были удалены из состава правительств в Италии, Франции и Бельгии. Западные политики ставили под сомнение окончательный характер территориальных изменений в Центральной Европе, особенно польско-германской границы. Все более расходились взгляды бывших союзников по антигитлеровской коалиции на будущее Германии. CША не собирались выводить войска из Европы. В международном коммунистическом движении появилась тенденция к отказу от поиска так называемых национальных путей продвижения к социализму, к взятию на вооружение советской модели социалистического строительства. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание представителей коммунистических партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии, на котором было создано Информационное бюро (Коминформ). Очень скоро оно из органа для обмена опытом превратилось в центр руководства деятельностью правящих коммунистических партий стран Центральной и Юго-Восточной Европы, связанных с Москвой союзными военно-политическими договорами. Конфликт между ВКП(б) и Компартией Югославии в 1948 г. и свертывание отношений между СССР и ФНРЮ свидетельствовали о стремлении советского руководства диктовать свою волю странам народной демократии, что весьма болезненно воспринималось их общественностью. В компартиях оживились догматические, ортодоксальные силы, не разделявшие концепции национальных путей к социализму. При поддержке СССР они перешли в наступление. В 1948 г. с поста генерального секретаря ЦК ППР был смещен В. Гомулка, обвиненный в «правонационалистическом уклоне». Этот пост занял Б. Берут. Он же возглавил ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), образованной в декабре 1948 г. в результате объединения ППР и Польской социалистической партии на платформе коммунистов. Принятые объединительным съездом ПОРП документы программного характера свидетельствовали об ее отказе от концепции народной демократии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.93.232 (0.009 с.) |