Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Польша в конце 1940-х –1980-х. гг.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оформление командно-распределительной системы. На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Центральное звено Польская объединенная рабочая партия, цель ПОРП форсированное строительство социализма: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированной марксистско-ленинской идеологии в господствующую. Разгромив в конце 40-х гг. оппозиционные либеральные силы и подполье, ПОРП не решилась на ликвидацию т. Н. “союзнических партий”.. В 1948 г. было унифицировано молодежное движение. В 1949 г. прекратило свое существование ПСЛ (Миколайчик и другие либерально настроенные политики покинули страну в конце 1947 г.), часть его членов вошла в Объединенную крестьянскую партию (ОКП). В 1950 г. самораспустилась партия труда, часть ее членов вступила в Демократическую партию (ДП). Утвердилась новая политическая система, в которой не было места для оппозиционных партий.Роль ОКП, ДП, Союза польской молодежи, профсоюзов и других общественных организаций была сведена к выполнению функции “трансмиссии” влияния ПОРП на широкие слои населения. При сейме и правительстве, реальная власть была сосредоточена в политбюро и ЦК ПОРП. Тоталитарная по существу политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР). Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., создали условия для перехода к политике индустриализации. Ее предопределяли потребность ликвидировать огромное аграрное перенаселение, порождавшее серьезные социальные проблемы, напряженная обстановка “холодной войны” и гонки вооружений. В шестилетнем плане социально-экономического развития страны на 1950-1955 гг. упор на развитие тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения. Изначально закладывались диспропорции. Нехватка товаров повседневного спроса. В с/х курс на производственную кооперацию. Высокие темпы кооперирования путем применения административного принуждения, жестким налоговым прессом на единоличников и т.д. Были введены обязательные государственные поставки зерна, мяса, молока, картофеля. Рост недовольства национальной политикой, репрессиями, гнета сверху. Первые попытки скорректировать курс после смерти Сталина в 1953 г., но они робкие и непоследовательные. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личности нанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше. Почти сразу же после съезда умер Б.Берут. Политический кризис - открытый и всеобщий характер. В июне 1956 г. начались стачки рабочих в Познани, выдвигавших экономические требования. Игнорирование властей привело к тому, что забастовщики вышли на улицы города. Руководством страны было принято решение о разгоне демонстраций силой, в том числе и с применением огнестрельного оружия. Кризис продолжал углубляться. Руководство переставало контролировать ситуацию в стране. Политический кризис грозил перерасти в гражданскую войну. Нужны решительные действия. Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г. Попытки модернизации режима в конце 50-х - 60-е годы. В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д. В 1956-1957 г. первые шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующей формой хоз. в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же - единоличные крестьянские хозяйства.. Был освобожден глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных пунктах. По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, => в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросы польской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР, определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше. Первые симптомы отхода от послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- и капиталоемких производств с большой долей ручного труда. В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Особенно активную роль сыграли выходцы из кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник, К.Модзелевский и др., Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятий Гданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Забастовки кончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен. Реакцией на трагические события на Побережье явились кадровые изменения в руководстве: смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, вместо Э.Герек,. Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявший правительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель Госсовета М.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателем Госсовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский. Строительство в Польше общества “развитого социализма”. В качестве первоочередной задачи была названа экономическая реформа. Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. Была существенно повышена заработная плата. Быстрыми темпами шло перевооружение промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства “развитого социалистического общества”. В середине 70-х гг. вновь экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта. Для покрытия долгов стали использовать краткосрочные займы. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг. около 20 млрд. долларов. Стремясь 1976 г. резко повысили цены на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. решительное сопротивление рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плоцке и на тракторном заводе “Урсус” под Варшавой рабочие вышли на улицы. Разгон, аресты. Появление организованной оппозиции. Июньские события 1976 г. дали новый толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. В сентябре 1976 г. создан Комитет защиты рабочих, в составе активные участники студенческих выступлений 1968 г., Особое внимание было на рабочую среду. Читали лекции о “белых пятнах” в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями в области защиты прав трудящихся. В конце 70-х гг. началось создание свободных профсоюзов. Другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека и гражданина, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К.Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы римского в Польшу в 1979 г Кризис 1980 г. и рождение “Солидарности”. Партийно-государственное руководство бессильно перед надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства П.Ярошевича Э.Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Апогей в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей. Подписание с забастовочными комитетами соглашений, удовлетворение экономических требований рабочих, и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций. В ноябре 1980 г. зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. “Солидарность” представляла объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им.Ленина Л.Валенсой. Большую помощь оказывали известные деятели оппозиции Б.Геремек, Я.Куронь, Т.Мазовецкий, А.Михник, Я.Ольшевский и др. “Солидарность” была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”: Польша, оставаясь участником советского военнополитического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В,Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны. Резкое обострение политического противостояния в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти в руках Военного совета национального спасения во главе с В.Ярузельским. От военного положения к “круглому столу”. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке. “Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”,. Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел взрыв забастовок. требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Власти вынуждены были пойти на переговоры с “Солидарностью”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В.Ярузельский и премьер-министр М.Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме - путь к легализации “Солидарности”. “Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.
52. Польша в конце 1980-х = начале 2000-х гг. перемены в политической жизни Польши. В ноябре 1989 г. зарегистрированы 154 политические партии. В течение ноября 1989 – мая 1990 г. программно-организационную перестройку прошло крестьянское политическое движение, место Объединенной крестьянской партии как его стержня заняла Польская крестьянская партия (ПСЛ). В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Одной из самых сильных партий, возникших на ее основе, стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП), возглавленная Александром Квасьневским (р. 1954 г.) и Лешеком Миллером. Летом 1990 г. из правительства были выведены министры, в свое время представлявшие ПОРП. В декабре 1989 г. в сейме и сенате началась работа над новой конституцией. С принятием 29 декабря 1989 г. измененного текста конституции Польская Народная Республика формально перестала существовать. Новое государство стало называться Республика Польша (или III Речь Посполитая), орлу на государственном гербе была возвращена корона. Начались гонения на людей с левыми взглядами в средствах массовой информации, органах государственной администрации, вузах, армии и т.д. Приход к власти постоппозиционных сил из лагеря «Солидарности» Валенса рвался к самостоятельной политической деятельности. критиковал правительство Мазовецкого. Под давлением Валенсы Ярузельский подал в отставку. В назначенных на конец ноября всеобщих президентских выборах участвовало 5 кандидатов, в том числе Л. Валенса и решивший добиться общественного мандата доверия премьер-министр Т. Мазовецкий. кризис в лагере «Солидарности». Процесс его распада приобрел необратимые формы. И вновь, как и в 1989 г., результаты выборов поразили всех. Л. Валенса смог выиграть только во втором туре, причем его главным соперником стал не Т. Мазовецкий, а никому не известный реэмигрант из Перу Станислав Тыминьский в мае 1991 г. было принято решение о пропорциональном распределении депутатских мандатов в будущем законодательном органе. В октябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент. Абсолютное преобладание правые и центристские партии и движения, вышедшие из лагеря «Солидарности». Левые во главе с СДРП, добились второго результата. Повторилась ситуация начала 1920-х гг., в сейме оформилось 29 фракций, что превращало создание правительства в сложнейшую задачу.Сформированное правое правительство Я. Ольшевского просуществовало немногим более полугода. Причиной его падения стал скандал, связанный с принятием сеймом решения о люстрации высших государственных деятелей и разглашением подготовленного в связи с этим МВД секретного списка высших лиц государства, сотрудничавших с органами государственной безопасности ПНР. В их числе и президент Л. Валенса. Правоцентристская коалиция. главным достижением сейма стало принятие в августе 1992 г. т.н. «малой» конституции, по которой парламентская система правления трансформировалась в парламентско-президентскую, обеспечивавшую большее равновесие между сеймом, президентом и правительством. В соответствии с ней избиравшийся на 5 лет президент получил право назначать правительство, сформированное сеймом, принимать его отставку, высказывать мнение по поводу кандидатов в министры силовых ведомств и иностранных дел. Он также мог распустить парламент, если тот после отставки кабинета министров не предложит новый. Такой повод представился Валенсе уже в мае следующего года, когда сейм большинством в 1 голос выразил вотум недоверия правительству Ханны Сухоцкой. Выборы 1993 г. выиграл Союз демократических левых сил. Придя к власти, левые не ставили вопрос о правильности избранной после 1989 г. социально-экономической модели. Это означало, что курс на создание общества западного образца был признан единственно возможным всеми влиятельными политическими силами Польши. Сосуществование левого правительства (премьерами последовательно были Вальдемар Павляк (ПСЛ) и социал-демократ Юзеф Олексы) и ориентировавшегося на правые и правоцентристские партии президента Л. Валенсы продолжалось на протяжении двух лет В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышли Л. Валенса и лидер СДРП А. Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республики Польша, одобренную в ходе общенационального референдума. Конституция определяла Польшу как «демократическое правовое государство, осуществляющее социальную справедливость».. Конституция опиралась на принципы суверенитета народа и разделения властей. Парламент избирался на 4 года, а президент на 5 лет. Право законодательной инициативы получили не только сейм, сенат, правительство и президент, но и группы граждан численностью не менее 100 тыс. человек. Парламент формировал и отзывал правительство, главу которого выдвигала победившая партия или коалиция, а формально утверждал президент. Президент лишался прежних полномочий при назначении министров силовых ведомств и иностранных дел, но получил право вето в отношении принимаемых парламентом законов, преодолеть которое сейм мог только квалифицированным большинством в 3/5 голосов, или мог направлять их в Конституционный трибунал. Постановления последнего имели окончательный характер. За главой государства сохранялось право роспуска сейма в случае, если сейм не мог сформировать кабинет министров. Был принят закон о люстрации, в соответствии с которым лица, занимающие высокие государственные и общественные должности, должны были подавать декларации о том, что не сотрудничали со спецслужбами ПНР. Все архивы секретных служб ПНР передавались Институту национальной памяти (ИНП. Вторым направлением деятельности правительства Бузека стала подготовка обещанных во время предвыборной кампании глубоких реформ в системе управления, здравоохранении, образовании, армии и социальном обеспечении. Падение авторитета правительства в обществе стало одной из причин выхода в мае 2000 г. из коалиции Унии свободы. н Осенью 2000 г. прошли очередные, уже третьи президентские выборы в новой Польше. Их уже в первом туре выиграл А. Квасьневский 2001 г. стал временем дальнейшей перестройки польской политической сцены, причем кризис и раскол пережили как Уния свободы, так и ИАС. Часть правых и центристов, вышедших из этих организаций, создали Гражданскую платформу (ГП). Другим новым политическим образованием правого толка стало Право и справедливость (ПиС) во главе с братьями-близнецами Лехом и Ярославом Качиньскими, в свое время горячими сторонниками Валенсы, а затем не менее решительными его противниками. Все большей поддержкой пользовалась партия «Самооборона» во главе с популистом Анджеем Леппером,. Парламентские выборы 2001 г. завершились победой коалиции СДЛС и Унии труда, получивших более 40% голосов избирателей. Всего в сейм провели своих депутатов 6 партий, в их числе не было Избирательной акции «Солидарность» и Унии свободы. Премьер-министром стал Л. Миллер (СДЛС). Первоочередными задачами кабинета стало оздоровление финансов, предотвращение грозящего стране экономического кризиса и ускорение вступления в Европейский союз. Экономическое положение Польши было весьма тяжелым. Бюджетный дефицит составил около 88 млрд злотых, в промышленности наблюдался застой, безработица достигла 2,8 млн человек. Коалиция с ПСЛ оказалась непрочной. Как в свое время правительство Бузека, кабинет Миллера не подал в отставку. Начался более чем двухлетний период правления сеймового меньшинства, сопровождавшийся непрерывным падением популярности как кабинета, так и СДЛС. В марте 2004 г. в СДЛС произошел первый в его истории раскол, а в мае того же года, на следующий день после вступления Польши в ЕС, Л. Миллер оставил пост премьер-министра. Его преемником стал Марек Белька, сумевший сохранить свое правительство до парламентских выборов в сентябре 2005 г. Из 52 вступивших в предвыборную борьбу партий избирательный порог в 5% преодолели только 6. Победителем стала правая партия Право и справедливость, на втором месте оказалась правоцентристская Гражданская платформа, а третье место к всеобщему удивлению заняла «Самооборона». В октябре 2005 г. состоялись президентские выборы. Во втором туре победил кандидат от ПиС президент Варшавы Лех Качиньский (р. 1949 г.), опередивший лидера Гражданской платформы Дональда Туска, имевшего лучший результат после первого тура. Проигрыш Д. Туска Л. Качиньскому стал главной причиной отказа его партии вступить в коалицию с ПиС. В Польше в ноябре 2005 г. было создано очередное правительство меньшинства, которое возглавил представитель ПиС Казимеж Марцинкевич. Оно просуществовало до начала мая 2006 г., когда наконец удалось сформировать коалиционное большинство в сейме, в состав которого вошли ПиС, «Самооборона» и клерикальная Лига польских семей. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ III РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В первом полугодии 1989 г. резко возросла инфляция. Предпринятая в июле последним правительством ПНР во главе с М. Раковским попытка заморозить цены и зарплаты не дала результата, т.к. предприятия, ожидая реализации решений «круглого стола» о введении свободных цен, не поставляли свою продукцию на рынок. Полки магазинов были пустыми. Введение рыночных цен в конце июля 1989 г. привело к резкому росту стоимости жизни и гиперинфляции, составившей на рубеже 1989 – 1990 гг. 558%. На черном рынке 1 американский доллар стоил 13 тыс. злотых. . правительством Мазовецкого был принят план стабилизации (план Лешека Бальцеровича), опиравшийся на либеральные экономические принцип: удорожание кредитов, введение жесткого контроля над финансовой сферой, последовательное уменьшение государственного дотирования предприятий и товаров массового спроса, обеспечение внутренней конвертируемости злотого и допускал сокращение занятости и появление безработицы («шоковая терапия»). Его внедрение, начиная с 1 января 1990 Одновременно правительство приступило к акционированию и приватизации предприятий. В 1992 г. наконец был преодолен спад промышленного производства и начался подъем, продолжавшийся до 2000 г. Обуздание инфляции позволило в 1995 г. провести деноминацию национальной валюты – злотого в пропорции 10000:1. Самой тяжелой социальной проблемой Польши остается высокая зарегистрированная безработица
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.016 с.) |