Чехия и Словакия в конце 1980-х- начале 2000-х годов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чехия и Словакия в конце 1980-х- начале 2000-х годов.



Чехословакия в конце 80-х гг. “Бархатная революция”. С наступлением в СССР периода гласности и перестройки атмосфера застоя в общественной и политической жизни ЧССР стала постепенно меняться. Большое внимание привлекали успешная экономическая реформа в соседней Венгрии. Чехословацкая общественность возлагала большие надежды на демократизацию политической жизни в связи с визитом М.С.Горбачева и последовавшим в конце 1987 г. избранием первым секретарем ЦК КПЧ М.Якеша. Однако он не оправдал связывавшихся с ним надежд. Зато активным сторонником реформирования экономики зарекомендовал вновь назначенный премьер-министром правительства ЧССР Л.Адамец, он предринял попытку сформировать реформаторское крыло из членов президиума ЦК КПЧ. Была начата политика перемен, однако весьма половинчатых из-за сопротивления группировки Я.Фойтика и Якеша (последний в 1969-1970 гг. руководил чисткой КПЧ). Консерваторы с недоверием отнеслись к советской “перестройке”, поскольку опасались, и не без оснований, своего политического банкротства.

Общество постепенно освобождалось от чувства страха: прошли несанкционированные демонстрации в центре Праги в связи с 20-летием интервенции 1968 г., а также демонстрация в честь дня национальной независимости 28 октября 1988 г.. Все более заметным становилось влияние на общественную жизнь правозащитной организации “Хартия-77”, возникшей в 1977 г. Это неформальное объединение следило за выполнением обязательств, принятых на себя властями ЧССР в Хельсинки, по соблюдению прав человека в стране и информировало собственную и мировую общественность о нарушениях в этой сфере. Возглавляли организацию по очереди известный философ Я. Паточка, бывший в 1968 г. министром иностранных дел Й.Гаек, и драматург Вацлав Гавел. К концу 1977 г. хартию подписали, несмотря на преследования, 800 человек.

По инициативе членов “Хартии-77” в 1978 г. был создан комитет в защиту несправедливо преследуемых. Он информировал общественность о случаях незаконного преследования граждан и распределял материальную помощь семьям пострадавших. В 1979 г. аресту подверглись 10 активистов, шестеро из них, в том числе В.Гавел, были осуждены на различные сроки заключения. Однако деятельность Комитета продолжалась.

К концу 80-х гг. возросло число различных неформальных организаций, группировавшихся вокруг Хартии-77. В начале 1989 г. их насчитывалось более 35. Была проведена кампания протеста против церковной политики государства, поддержанная кардиналом Томашеком. Под петицией, которая содержала требование уважения конституционных прав верующих, было собрано более 600 тыс. подписей. Имели место и другие выступления верующих как в чешских землях, так и в Словакии. Поддержкой этому движению явилась канонизация папой Яном Павлом II 12 ноября 1989 г. чешской святой Анежки. Был также развернут сбор подписей за освобождение В.Гавела.

Особенно массовый характер приобрела кампания по сбору подписей в поддержку воззвания “Несколько слов”, адресованного властям. В нем содержался призыв к органам власти начать диалог с оппозицией о демократических преобразованиях.

Процессу роста политической активности общества не могли помешать ни разгон ряда несанкционированных демонстраций, ни усиление гонений, прежде всего на сторонников “Хартии-77”. В конце 1988 г. власти вынуждены были разрешить демонстрацию в Праге в связи с международным днем прав человека, приуроченную к венской конференции ОБСЕ. Акция получила большой резонанс в обществе. В отставку был вынужден уйти один из самых одиозных деятелей курса ”нормализации” В.Биляк, выступивший против принятия ЧССР достигнутых в Вене договоренностей в области прав человека.

Однако разгон силами безопасности демонстрации в память Я. Палаха в январе 1989 г. и последовавшие затем аресты ее организаторов показали, что власти не намерены вести диалог с оппозицией. Вновь был арестован В.Гавел. В развернувшейся акции сбора подписей за его освобождение, приняли участие не только диссиденты, но также известные деятели культуры и науки. В июне 1989 г. состоялся съезд организаций клуба “Возрождение”, выдвинувший требования освобождения политзаключенных, предоставления свободы деятельности независимых организаций, а также открытой дискуссии по ключевым вопросам национальной истории. Возросло число подписавших воззвание “Несколько слов”, к осени оно составляло уже более 40 тыс. Оппозиция смогла организовать также демонстрацию в память о вторжении советских войск 21 августа и в день независимости республики 28 октября.1989 г.

Переломным моментом в развитии ситуации стал разгон студенческой манифестации 17 ноября 1989 г., показавший, что власти перешли к конфронтации. Известие о насилии над молодежью вызвало бурю возмущения в обществе. Все пражские театры прекратили спектакли и объявили в знак солидарности со студентами забастовку, массовые демонстрации протеста состоялись в центре Праги.

19 ноября 1989 г. на базе ряда неформальных организаций было создано движение “Гражданский форум” (ГФ),во главе которого стал В.Гавел. На ГФ было возложено руководство стихийными акциями протеста. В Словакии подобное гражданское движение возглавила возникшая тогда же организация “Общественность против насилия” (ОПН). В стране прошли сотни демонстраций. На 27 ноября была назначена двухчасовая всеобщая забастовка с требованиями отставки неспособного к диалогу руководства страны, гарантий гражданских прав и свобод и наказания виновников расправы с демонстрантами. Манифестации шли беспрерывно каждый день, привлекая сотни тысяч участников. Театры превратились в политические дискуссионные клубы. На сторону демократического движения перешел ряд газет. Объективную информацию о событиях 17 ноября передавали радио и телевидение.

События принимали лавинообразный характер. 21 ноября 1989 г. начались переговоры председателя Федерального правительства Л.Адамеца с представителем “Гражданского форума” В.Гавелом, в ходе которых была достигнута договоренность о разрешении конфликта демократическим путем, с помощью диалога с общественностью. 24 ноября подали в отставку первый секретарь ЦК КПЧ М. Якеш и другие члены партийного руководства. Решительную поддержку “Гражданскому форуму” выразили участники массовой демонстация в Праге, а также всеобщей политической стачки. 3 декабря 1989 г. подал в отставку президент Г.Гусак, предварительно объявив об отставке правительства. Был сформирован новый кабинет, в котором 16 мест из 21 заняли коммунисты. Но новая волна демонстраций вынудила его подать в отставку 7 декабря.

10 декабря было сформировано правительство “национального согласия” во главе с С.М.Чалфой от КПЧ. Его состав определился в ходе длительных переговоров ряда политических партий и всех общественных движений. В кабинет вошли 10 министров от КПЧ, 2 - от социалистической партии, 2 - от народной партии и семеро представителей “Гражданского форума” и “Общественности против насилия”. В тот же день на митинге на Вацлавской площади в Праге на пост президента республики была выдвинута кандидатура В. Гавела.

19 декабря Федеральное правительство Чалфы обнародовало заявление, в котором было выражено согласие на проведение свободных демократических выборов и постепенный переход к рыночной экономике и парламентской демократии. Спустя несколько дней состав Федерального собрания был дополнен новыми членами вместо ряда отозванных депутатов. Председателем парламента в конце декабря был избран герой “пражской весны” А. Дубчек. 29 декабря Федеральное собрание единогласно избрало президентом республики В. Гавела. Полным ходом шла подготовка к парламентским выборам 1990 г. В новогоднем приветствии президента В.Гавела особо подчеркивалось, что эпоха деформированного развития общества закончилась и наступили времена строить жизнь без какого-либо вмешательства извне. Формирование демократических институтов происходило с учетом результатов сходных процессов в других европейских странах и специфики национального развития, богатых исторических традиций чехов и словаков.

Чехи и словаки в 1990-е гг.

Вступление Чехословакии в новый этап развития сопровождалось коренными преобразованиями практически во всех сферах жизни. В области экономики ставка была сделана на приоритетное развитие частной собственности, предпринимательства и конкуренции при существенном сокращении доли государственных затрат.

Начало трансформации отношений собственности было положено в 1990 г. в связи с реализацией программы чековой приватизации, предложенной министром финансов Вацлавом Клаусом. За сравнительно небольшую сумму граждане страны получали возможность приобрести чековую книжку, посредством которой могли стать совладельцами акций того или иного приватизируемого предприятия. Уже первый этап чековой приватизации продемонстрировал поддержку нового курса широкими слоями населения, около 70 % жителей стали акционерами. Быстрыми темпами формировался рынок ценных бумаг. Преобразованию централизованной экономики в рыночную способствовала также развернувшаяся после революции так называемая “малая” приватизация, в ходе которой из государственной собственности были вычленены и проданы на аукционах небольшие магазины, предприятия сферы бытовых услуг и т.д. Началась реституция, то есть возврат бывшим владельцам некогда национализированного имущества.

Успех коренных экономических преобразований с адресной, а не анонимной ориентацией (в частности, купонные чековые книжки оформлялись на конкретное имя) бесспорно способствовал популярности реформаторов и их победе на первых после “бархатной” революции выборах в законодательные органы, состоявшихся в июле 1990 г. Движения “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” завоевали подавляющее большинство голосов избирателей. Помимо них влиятельной частью политического спектра стали также Христианско-демократическая уния, Моравско-силезское движение, Христианско-демократическое движение в Словакии, партия зеленых и т.д. Именно эти организации составили основу правительственной коалиции. С ними солидаризовался и президент Гавел. Своеобразным закреплением итогов парламентских выборов стало повторное избрание В. Гавела президентом Чешской и Словацкой Федеративной Республики (таким стало официальное название Чехословакии с весны 1990 г.).

В послевыборный период движениям “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” в сложных условиях коренных преобразований не удалось справиться с обстановкой и ростом национальных противоречий чехов и словаков. Эти движения представляли собой скорее свободный конгломерат антикоммунистических организаций и групп, имевших различные подходы к решению практических проблем государственного строительства. Вскоре после выборов в парламент “Гражданский форум” распался на ряд политических партий.В их числе наиболее влиятельным было либеральное по ориентации “Гражданское движение”, а также самая крупная по численности Гражданская демократическая партия (ГДП), исповедывавшая идеологию современного реализма. Ее лидер В.Клаус, прагматик-технократ, отстоял собственную концепцию радикальной экономической реформы, состоявшей в ускоренной приватизации и ослаблении экономической роли государства. Третьей силой, выделившейся из “Гражданского форума”, стал “Гражданский демократический альянс” (ГДА), исповедовавший ценности западного консерватизма.

Последствия реформ в экономике неблагоприятно сказались в большей мере на положении Словакии. Целые словацкие регионы оказались в состоянии экономической депрессии. В этих условиях после распада словацкой ОПН массовой поддержки добился известный политик Владимир Мечиар, председатель партии Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Правые силы в Словакии не получили поддержки. Мечиар возглавил движение словаков за национальный суверенитет в противовес сторонникам чехо-словацкой федерации. За независимость Словакии выступили и словацкие эмигранты из рядов Словацкой Лиги в Канаде и США, а также Всемирный словацкий конгресс. Требование полной независимости Словакии поддерживала вначале незначительная часть словацкого общества. Лишь после выборов 1990 г. это требование стало программным в деятельности Словацкой национальной партии и ряда других партий и группировок.

В начале 90-х гг. словацкая сторона усиливала давление на Прагу, добиваясь от нее гарантии равных возможностей в федерации. Обострение межнациональных отношений стало заметным уже весной 1990 г., когда в федеральном собрании обсуждался вопрос о смене названия государства. Словацкая сторона упорно настаивала на изменении написания названия страны на Чехо-Словакия. Тогда же в Братиславе состоялись первые демонстрации с требованием полного суверенитета Словакии. После принятия компромиссного названия Чешская и Словацкая Федеративная Республика началась новая тяжба о повторном разделении компетенций между чешским правительством П.Питгарта и словацким правительством В.Мечиара. Временным компромиссом явилось принятие в декабре 1990 г. закона о компетенциях, существенно ограничивавшего полномочия федеральных органов власти.

Весной 1991 г. правительство Мечиара вынуждено было подать в отставку, его заменил кабинет во главе с Я. Чарногурским. Он выступил с инициативой заключения особого чешско-словацкого договора, пока не будет принята конституция. Это требование было принято чехами. Но тем временем в Словакии все шире укреплялся лозунг создания суверенной республики. Словацкая сторона долгое время рассчитывала на то, что чехи пойдут на образование конфедерации, однако большинство чешских политических партий уже накануне выборов 1992 г. в парламент отвергли этот вариант как неприемлемый. Таким образом вопрос о будущем федеративного государства был предрешен, хотя это вовсе не означало фатальной неизбежности распада Чехословакии в 1992 г. Камнем преткновения для чешской стороны стало настоятельное требование Словакии предоставления ей самостоятельности в вопросах внешней политики.

Затянувшаяся конфронтация достигла своего апогея на выборах 1992 г. В Чешской Республике успеха добилась Гражданская демократическая партия (около 30 % голосов), в Словакии перевес оказался за Движением за демократическую Словакию во главе с В.Мечиаром. Было очевидно, что эти силы преследуют различные политические и экономические цели, и создание полноценного в функциональном отношении федерального правительства было проблематичным. В такой обстановке победившие на выборах лидеры в результате серии переговоров пришли к решению о разделе федерации. 25 ноября 1992 г. федеральное собрание приняло решение о прекращении федерации двух народов. Спустя три недели Чешский национальный совет узаконил конституцию Чешской Республики.

С 1 января 1993 г. на карте Европы вместо бывшей чехословацкой федерации появились два новых государства: Чешская Республика и Словацкая Республика. Их территория и географическое положение остались прежними, однако геополитическая ситуация и условия государственного развития претерпели существенные изменения.

Современное положение Чешской Республики. Территория Чешской республики составила 78 864 кв. км. (19 место в Европе, в то время как Чехословакия занимала 14 место) с населением 10,3 млн., причем практически однородным в национальном отношении (95 % чехов).

Внешнеполитическая активность Чехии развивается по нескольким направлениям. Она является членом ОБСЕ, институциональный процесс оформления которого начался с принятия в ноябре 1990 г. Парижской хартии о новой Европе. Первым местом пребывания постоянного секретариата ОБСЕ стала Прага. Чешская Республика, исходя из унаследованного ею экономического потенциала, имеет больший шанс в числе первых государств войти в Европейское экономическое сообщество. В Праге господствует убеждение, что с геополитической точки зрения Чехия уже отдалилась от той части придунайского региона, которая непосредственно граничит с поясом нестабильности в Восточной и Юго-Восточной Европе и что ее место в ряду стабильных центральноевропейских государств. Чешская дипломатия настойчиво стремилась “достучаться в двери” НАТО. Существующие неясности в отношениях и противоречия Чешской и Словацкой республик теперь предстоит решать уже на международном уровне.

На Мадридском саммите Северо-атлантического альянса, состоявшемся в июле 1997 г., Чешской республике последовало, наконец, от лица Х. Соланы приглашение вступить в НАТО. Чешская сторона переживает ныне ратификационный период интеграции в НАТО. Этот процесс должен завершиться в 1999 г., когда Чешская Республика будет принята в члены альянса по случаю 50-й годовщины его создания.

По данным на 1996 г., во внешнеэкономических связях ЧР доминируют страны с развитой рыночной экономикой как в сфере чешского экспорта (63,6 %), так и импорта (70,4%). ФРГ является ее крупнейшим торговым партнером, доля которого в чешском экспорте составляет 36,5 %, а в импорте — 30%. Путь Чешской республики в общеевропейские структуры мыслится прежде всего при германской поддержке.

Часть общества даже высказывает опасения относительно превращения ее в сателлита этого экономически самого мощного европейского государства. Европейские страны с переходной экономикой (включая страны СНГ) занимают второе место по внешнеторговым показателям (30,3 % чешского экспорта и 23,4 5 импорта). В общем внешнеторговом балансе Чешской республики со странами СНГ Россия занимает первое место, а Украина — второе. Традиционнымими партнерами Чешской республики являются также страны Вышеградской группы (Словакия, Польша, Венгрия и Словения).

На парламентских выборах в конце мая — начале июня 1996 г. Гражданская демократическая партия (ГДП) получила 29,6 % голосов, социал-демократы — 26,5 %, Компартия Чехии и Моравии — 10,5 %, Республиканское объединение в союзе с Республиканской партией — 8,4 %, Христианско-демократическая уния вместе сЧехословацкой народной партией — 7,9 %, Гражданский демократический альянс (ГДА) — 6 %.

Вопреки результатам выборов (в целом — в пользу оппозиционных партий во главе с социал-демократами) была сформирована правящая коалиция из трех правоцентристских партий — ГДП, христианских демократов и ГДА. Лидер ГДП В. Клаус вновь стал премьер-министром коалиционного правительства. Это было правительство практически парламентского меньшинства, заручившееся поддержкой социал-демократов, и удержалось у власти оно недолго. В конце ноября 1997 г. по настоянию президента В. Гавела ему пришлось уйти в отставку из-за допущенных нарушений в финансировании ГДП и в ходе приватизации. Было сформировано полупарламентское (наполовину назначенное президентом) правительство Й. Тошовского, ранее управляющего Чешским национальным банком. В январе 1998 г. его состав был, наконец, одобрен парламентом при поддержке ГДА, христианских демократов, вышедшей из ГДП Унии свободы и социал-демократов. Ранее ведущая партия Клауса — ГДП, переживающая ныне раскол, коммунисты и республиканцы отказали правительству в поддержке.

Тогда же последовало решение о назначении на июнь 1998 г. досрочных выборов в парламент.

В январе 1998 г. В. Гавел вновь был избран (во втором туре) президентом Чешской республики, получив в парламенте незначительный перевес голосов.

2 февраля 2003 г. истекали полномочия В. Гавела как главы государства. В связи с этим парламент в январе 2003 г. приступил к избранию его преемника. Для этого понадобилось три тура, и только 28 февраля 2003 г. 142 голосами (при необходимых 141) президентом был избран В. Клаус.

Другим важным событием в политической жизни ЧР стала подготовка к ее вступлению в Европейский союз 1 мая 2004 г. Большинство участников прошедшего в июне 2003 г. общенационального референдума по этому вопросу высказались за присоединение к ЕС, к чему их особенно активно призывало большинство партий, за исключением коммунистов и маловлиятельной националистической Республиканской партии. Но, учитывая низкую явку избирателей (около 55%), за вхождение в ЕС проголосовало менее половины полноправных граждан страны. Это можно расценивать или как свидетельство дово­льно скептического отношения к этому чрезвычайно важному событию в чешской истории или как показатель нарастания политической апатии населения.

Среди главных итогов внутриполитического развития Чешской Республики в годы ее независимого существования следует назвать следующие. Стабилизировалась партийно-политическая система, определились три ведущие политические партии – ЧСДП, ГДП и КПЧМ, обладающие устойчивым электоратом, накоплен некоторый опыт неформального сотрудничества социал-демократов и гражданских демократов, обеспечивший стране столь необходимую ей стабильность во время проведения глубокой трансформации политической и хозяйственных сфер жизни, а также вступления в европейские и трансатлантические интеграционные структуры.

«Чешское экономическое чудо» было прервано экономическим кризисом, давшем о себе знать уже в 1997 г. В 1998 г. ВВП сократился на 2,5%. Причины кризиса следует искать не только в ошибках правительства В. Клауса, но и в негативных тенденциях развития мировой экономики, спровоцированных, в частности, азиатским финансовым кризисом. Падение показателей чешской экономики свидетельствовало о ее далеко зашедшей интеграции в мировое хозяйство.

Сложная задача выведения чешской экономики из кризиса выпала на долю социал-демократического правительства М. Земана. Отсутствие большинства в палате депутатов, зависимость от позиции Гражданской демократической партии были причинами определенной непоследовательности и недостаточной решительности его действий в борьбе с негативными явлениями в экономике. Кроме того, у чешского политического класса и экономистов не было собственного опыта борьбы с кризисом в условиях рыночной экономики, а чужой опыт не совсем подходил к чешским условиям.

Антикризисная программа правительства была представлена только в марте 1999 г. Она предусматривала ускоренную приватизацию банков, отказ от политики жесткого монетаризма, привлечение иностранных капиталов в экономику, сокращение минимальных резервов Чешским национальным банком, «ревитализацию» (оздоровление) и реприватизацию отдельных предприятий и их частей с последующей продажей крупных акционерных долей. Тем самым, правительство пошло на серьезное углубление процессов трансформации экономики, чего не делало правительство Клауса, действовавшее в более благоприятных условиях.

Вступление Чешской Республики в Европейский союз в мае 2004 г. позволило ей шире использовать все те выгоды, которые приносит национальным экономикам доступ на общеевропейский рынок товаров, капиталов и услуг. Но при этом она должна была пересмотреть ряд внешнеторговых договоров со странами, не входящими в ЕС, в том числе и с Россией, по-прежнему остающейся важным торговым партнером Чехии. Полной интеграции в мировую экономическую систему способствовало также вступление Чехии во Всемирную торговую организацию.

Существенным изменениям подверглась иерархия внешнеторговых партнеров Чехии. Теперь первое место среди них с огромным отрывом от других государств занимает Германия, за ней следуют соседние Словакия и Австрия, а также другие партнеры по ЕС. Россия давно утратила свое лидирующее положение в этой области, и только в начале XXI в. начала проявлять в этом отношении определенную активность. Это показали, в частности, визиты премьера М.М. Касьянова в 2001 г. и президента В.В. Путина в 2006 г. в Прагу. Нормализации отношений, вне всякого сомнения, способствовало решение вопроса о порядке погашении российского долга Чехии, первоначально оцениваемого в 3,6 млрд долларов. В 2001 г. была достигнута удовлетворившая обе стороны договоренность, в соответствии с которой были осуществлены перерасчет долга в сторону уменьшения (на 1,6 млрд) и реструктуризация оставшихся 2 млрд долларов до 2020 г.

Современное положение Словацкой Республики. Словацкая республика занимает территорию 49 036 кв. км. с населением 5,3 млн. (на 1 января 1993 г.) В отличие от Чехии Словакия - многонациональное государство (85,7 % - словаки, 10,8 % - венгры, 1,1 % - чехи и т.д.).

Первой заметной пробой партийно-политических сил в Словацкой республике стали досрочные парламентские выборы, состоявшиеся осенью 1994 г. На них вновь победило Движение за демократическую Словакию В. Мечиара. Вместе с Крестьянской партией Словакии ДЗДС получило 35 % голосов. В Национальный совет (парламент) вошли также: “Общий выбор” (коалиция партий демократической левой, социал-демократической партии Словакии, партии зеленых, движение крестьян) - 10,4 % голосов; Коалиция партий венгерского меньшинства - 10,2 % голосов; Христианско-демократическое движение - 10 % голосов; Демократическая уния Словакии - 9 %, Союз рабочих Словакии - 7,3 % и др. Председатель ДЗДС В.Мечиар вновь сформировал правительство, сумев привлечь в коалицию Словацкую национальную партию и Союз рабочих Словакии.

В июне 1994 г. на заседании Совета Европы в Каннах премьер Словакии В. Мечиар подал официальное заявление о приеме Словацкой республики в Европейский союз, в ноябре того же года им же был сделан доклад об экономическом положении Словацкой республики в Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Париж). Согласно данным статуправления, в Словакии к этому времени было зарегистрировано 289000 предпринимателей.

К концу 1994 года Словацкая республика получила дипломатическое признание 122 государств. Словакия унаследовала весь сложный комплекс отношений с венгерской стороной, в том числе проблемы, связанные с завершением строительства крупнейшей на Дунае гидроэлектростанции Габчиково-Надьмарош. Последняя стала яблоком раздора в отношениях двух соседних государств. Переговоры о заключении договора о дружбе и сотрудничестве между ними завершились лишь в марте 1995 г., когда в Париже был подписан договор о добрососедстве.

В связи с истечением срока конституционных полномочий в начале марта 1998 г. последовала отставка президента М. Ковача. Его функции согласно конституции временно перешли к премьеру В. Мечиару. В отличие от Чешской республики общественность в Словакии более решительно высказывается против интеграции страны в НАТО. А в политическом отношении она все более отдаляется от Чешской республики. Очередные парламентские выборы в Словакии состоялись осенью 1998 года.

Приход к власти в 1998 г. при активной пропагандистской и финансовой поддержке Запада правительства широкой коалиции усилил прозападную ориентацию внешней политики Словакии и ускорил процесс ее сближения с ЕС и НАТО. Активные действия в этом направлении получили положительную оценку и привели в 1999 г. к включению Словакии в число стран-участниц первой волны для вступления в ЕС.

Итогом переговорного процесса с Еврокомиссией стало принятие Словакии в 2000 г. в члены ОЭСР, что способствовало оживлению ее отношений с международными валютными учреждениями, усилению притока иностранных капиталов, направлявшихся на реструктуризацию банковской и предпринимательской сфер, приспособление промышленности и сельского хозяйства к требованиям ЕС, на помощь малообеспеченным слоям населения. В том же году Словакия была признана Еврокомиссией страной с рыночной экономикой. Окончательно процесс вхождения в Евросоюз завершился в мае 2004 г.

Не менее успешно реализовалась линия на вступление в НАТО, получившая поддержку блока на Пражском саммите этой трансатлантической организации в ноябре 2002 г.

в феврале 2005 г. В.В. Путин и президент Словакии И. Гашпарович подписали договор об экономическом и культурном сотрудничестве между двумя странами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.04 с.)