ТОП 10:

Чехословакия в 20-х – 30-х гг. XX в.



Несмотря на наличие большого промышленного потенциала, экономика Чехословакии в начале 20-х гг. столкнулась со значительными трудностями. Их причины: узость внутреннего рынка; разрыв прежних хозяйственных связей; зависимость от импорта многих видов сырья; большая зависимость от конъюнктуры внешнего рынка; неравномерное развитие регионов (промышленный потенциал был сосредоточен в основном на территории Чехии, тогда как Словакия и особенно Закарпатская Украина фактически являлись бедными и отсталыми аграрными придатками Чехии); диспропорции в развитии отдельных отраслей. (всё ещё недостаточно развита была тяжёлая промышленность); большая роль иностранного капитала. Чешская буржуазия владела 20-30% промышленных предприятий, словацкая – лишь 5%. В структуре иностранных вложений сначала ведущую роль играли австрийский, немецкий и венгерский капиталы. Затем произошло заметное усиление французского и английского капитала, особенно в металлургической, горнодобывающей, химической и военной промышленности. Чешская буржуазия стремилась избавить себя не только от иностранной, но и от внутренней конкуренции. Она активно подавляла развитие промышленности в Словакии (фактически уничтожила зарождавшуюся там металлургическую отрасль) и всячески препятствовала становлению национального капитала.

В 1918-20 гг. в Чехословакии проходили глубокие социально-экономические реформы. Уже в конце 1918 г. было введено рабочее и социальное законодательство (8-часовой рабочий день, система пособий). В начале 1919 г. была проведена денежная реформа. Акции предприятий и банков переводились в национальную валюту – чехословацкую крону. Также был издан закон, обязавший все иностранные компании, действовавшие на территории Чехословакии, перенести туда свои руководящие центры. Это позволило чешской буржуазии укрепить свои позиции и установить контроль над основными отраслями промышленности, вытеснив оттуда австрийский капитал.

В апреле 1919 г. была начата самая масштабная в странах ЦВЕ аграрная реформа. Устанавливался земельный максимум (150 га обрабатываемых или 250 га общей площади). Сверх этого максимума помещичьи земли отчуждались в пользу государства и продавались затем крестьянам. В феврале 1920 г. были введены рабочие советы на промышленных предприятиях горнодобывающей отрасли. Предполагалось участие работников в прибыли предприятий. Законы о социальном страховании и о пособиях по безработице были приняты лишь в 1924 и 1926 гг. Главную роль в созданной страховой системе играли взносы самих рабочих и фонды профсоюзов.

В 1919-20 гг. имело место оживление экономики. В 1922 г. Чехословакию позже, чем другие страны, постиг послевоенный экономический кризис. Он длился недолго и с 1924 г. сменился новым подъёмом. В период стабилизации чехословацкая экономика, в отличие от экономик других стран ЦВЕ, переживала весьма значительный рост. Уже к концу 1925 г. общий объём промышленной продукции практически достиг довоенного уровня. В 1926 г. рост экономики замедлился, но с 1927 г. возобновился. В 1929 г. индекс промышленного производства составил уже 130% довоенного. Этому способствовала активная внешнеторговая и таможенная политика правительства. Филиалы чешских фирм имелись более чем в 20 странах мира, в т.ч. в Америке и Африке. В 1928 г. Чехословакия заняла 1 место в мире по экспорту обуви, одно из первых – по экспорту сахара, х/б тканей. Однако промышленный подъём наблюдался в основном в Чехии, тогда как в Словакии под влиянием политики чешской буржуазии происходило свёртывание промышленного производства. К 1929 г. в основном завершилась аграрная реформа, создавшая крупные товарные хозяйства в деревне. Однако Чехословакия импортировала зерно и мясо.

В течение 1920-х гг. благодаря экономическому росту чешский национальный капитал значительно укрепил свои позиции и мог конкурировать с иностранным. Быстро шли процессы концентрации и централизации национального производства и капитала. К началу 1930-х гг. в Чехословакии действовали уже 25 крупных национальных концернов (например, обувной гигант Томаша Бати, выпускавший 22,5 млн. пар обуви в год) и 8 крупнейших национальных банков (самый крупный – Живностенский банк). Чехословакия была единственной страной в ЦВЕ, которая даже производила инвестиции за рубежом – в Австрии, Венгрии, Румынии, Югославии и Польше.

Мировой экономический кризис 1929-33 гг. достаточно сильно ударил по экономике Чехословакии. Пик кризиса пришёлся на март 1933 г., когда спад промышленного производства составил 44% по сравнению с 1929 г. Безработица в начале 1933 г. охватила свыше 1 млн. чел. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Возникли т.н. «ножницы цен», от которых очень сильно пострадали крестьяне. Разорились более 300 тыс. крестьянских хозяйств. Особенно силён аграрный кризис был в Словакии и Закарпатской Украине. В 1931-32 гг. там произошли значительные крестьянские волнения.

Правительство пыталось спасти экономику, внедряя элементы государственного регулирования. В 1931 г. был издан закон о государственной поддержке внешней торговле. Крупнейшим предприятиям и банкам выдавались правительственные субсидии, которые спасли их от разорения. В 1934 г. был введён запрет на закрытие предприятий и увольнение рабочих. В середине 30-х гг. началось оживление экономики, но уже в 1937 г. произошёл очередной спад производства в основных отраслях тяжёлой и лёгкой промышленности. В начале 1938 г. начитывалось 0,5 млн. безработных. Чехословакия испытывала большие трудности со сбытом своих товаров, т.к. возникла острая конкурентная борьба на внешних рынках. В целом Чехословакии так и не удалось восстановить докризисный уровень производства.

 

В Чехословакии весьма активно протекала внутриполитическая жизнь. Действо­вало большое количество партий (больше 50) самой разной политической ориентации. Имелись крупные буржуазно-демократические партии (НДП, Аграрная партия = Респуб­ликанская партия земледельцев и мелких крестьян и др.). Существовало и мощное рабочее движение. Действовала представительная рабочая партия – ЧСДП. Её левое крыло, недо­вольное умеренной программой партии, в сентябре 1920 г. отделилось и образовало Со­циал-демократическую левую партию (ЧСДП-левица). В мае 1921 г. на базе СДЛП воз­никла КПЧ. Это была одна из крупных партий (в 1924 г. насчитывала 138 тыс. членов). Она являлась заметным участником парламентского процесса. В 1929 г. к руководству КПЧ пришёл Клемент Готвальд. Существовала также и умеренная Национально-социали­стическая партия (до 1926 г. – Социалистическая партия; лидер – Эдуард Бенеш, первый и бессменный мид Чехословакии в 1918-35 гг.).

В национальных районах Чехословакии действовали свои национальные партии. В Словакии существовала Словацкая народная партия (людовцы; католический священник Андрей Глинка). Это была организация клерикального характера с яркой националистиче­ской идеологией. Она требовала широкой автономии для словаков. В немецкоязычных районах действовала Немецкая СДП. Эти национальные партии относились к числу круп­нейших в Чехословакии, но долго не допускались к власти. В Судетах возникла Немецкая национал-социалистическая партия, запрещённая после прихода Гитлера к власти в Гер­мании. Вместо неё был создан т.н. Судето-немецкий отечественный фронт (Судето-немецкий хайматфронт), в 1935 г. пере­именованный в Судето-немецкую партию. Её основателем был Конрад Генлейн. Её идеология отличалась немецким национализмом, перешедшим со временем в сепаратизм.

Пропорциональная система выборов предопределила правление коалиционных ка­бинетов. Их чертой была непрочность и недолговечность: за 20 лет в Чехословакии сме­нилось 19 правительств. Очень заметную роль в политической системе играл президент республики. Он обладал широкими конституционными полномочиями и большим факти­ческим влиянием. Вокруг президента Т. Масарика возникла политическая группа «Град» [по названию резиденции президента]. Она опиралась на высшую бюрократию, офицерский корпус, интеллигентские организации. На совещаниях этой группы принимались решения, влиявшие на политику правительства. Крупнейшие партии в свою очередь образовали осенью 1920 г. группу «пятёрка». В неё вошли руководители аграрной партии, ЧСДП, НДП, НСП и народной (католической) партий. Аналогичным образом из лидеров круп­нейших партий в 1926 г. возникла группа «восьмёрка». Участие социал-демократов в пра­вительственных коалициях вместе с буржуазными партиями свидетельствовало о значи­тельных реформистских настроениях в рабочем классе.

В 1918-26 гг. правили кабинеты т.н. «национальной коалиции» («красно-зелёной», т.е. буржуазно-социалистической). Её основу составляло блокирование партий, принад­лежавших впоследствии к группе «пятёрка». В 1919-20 гг. коалиции возглавляли социал-демократы (кабинеты В. Тусара). Затем было сформировано т.н. «внепартийное» прави­тельство Яна Черного (сентябрь 1920 – сентябрь 1921 гг.) и правительство «националь­ного единения» Эдуарда Бенеша (до октября 1922 г.). С октября 1922 по март 1926 гг. коа­лицию возглавляла аграрная партия. В эти годы премьер-министром был её лидер Анто­нин Швегла. [после выборов в ноябре 1925 г. правящая коалиция получила перевес лишь в 5 мандатов – 146 мест ротив 141 у оппозиции]. В 1923 г. был принят закон «Об охране республики», по ко­торому власти могли объявлять забастовки вне закона, запрещать радикальные политиче­ские организации, закрывать их газеты.

В марте 1926 г. правящая коалиция распалась (из неё вышли социал-демократы). Новым премьером стал Ян Черны, снова возглавивший «внепартийный» («чиновничий») кабинет. В октябре 1926 г. было сформировано правительство т.н. «панской», или «гос­подской», коалиции, правившей в 1926-29 гг. Премьер-министром вновь стал аграрий А. Швегла [умер в 1933 г.]. В кабинет «панской» коалиции впервые были включены министры от немецких и (с осени 1927 г.) словацких буржуазных партий. Зато в оппозицию перешли влиятельные НСП и ЧСДП. В 1927 г. был принят конституционный закон, расширявший власть президента. Тогда же новый избирательный закон лишил военнослужащих избирательных прав.

В 1929-39 гг. правили кабинеты «широкой коалиции», состоявшие из представите­лей широкого спектра чешских, словацких и немецких партий. По-прежнему коалицион­ные правительства возглавляла главным образом аграрная партия.

Несмотря на некоторый отход от демократии в 1930-х гг., Чехословакия была единственной из стран ЦВЕ, которая сумела избежать установления авторитарного ре­жима. Сложились 2 соперничавших политических лагеря. Первый – либерально-буржуаз­ный лагерь. Это была группа «Град», сплотившаяся вокруг президента Т. Масарика. Её поддерживали буржуазно-демо­кратические партии и социал-демократы. Они выступали за сохранение существующего буржуазно-демократического строя. Во внешней политике эти силы ориентировались на Францию. Второй лагерь – буржуазно-консервативный, «антиградисты». Это были на­ционалисты. Они ратовали за установление авторитарного режима. Во внешней политике они всё больше ориентировались на Германию. Пер­вые ультраправые организации возникли ещё в рядах НДП К. Крамаржа в начале 20-х гг. Потом они отмежевались от НДП и в апреле 1935 г. объединились в Национальную фа­шистскую общину (генерал Гайден). Её численность составляла около 55 тыс. чел. Идео­логию и организацию эта организация переняла у итальянских фашистов.

На парламентских выборах в мае 1935 г. первое место получила аграрная партия. Новое правительство возглавил её лидер Милан Годжа (по сентябрь 1938 г.). На второе место вышла Судето-немецкая партия (она собрала 1,2 млн. голосов, т.е. за неё фактически проголосовало всё взрослое немецкое население страны). В Словакии победили местные автономисты – Сло­вацкая народная партия. Таким образом, главной проблемой страны становился нарас­тающий сепаратизм.

Политическая обстановка стала ещё более напряжённой в декабре 1935 г. в связи с выходом в отставку по болезни престарелого президента Т. Масарика [сам он умер в 1937 г.]. Были назначены новые президентские выборы. Кандидатом от правых партий являлся профессор Антонин Немец. Уходящий Масарик предложил кандидатуру мид Эдуарда Бе­неша (1884 – 1948 гг.). После острых дискуссий вторым президентом Чехословакии был избран Э. Бенеш (1935 – 1938 гг.).

Т.о., в конце 20-х – середине 30-х гг. Чехословакии удалось сохранить основы демократического строя. Всё дальнейшее политическое развитие Чехословакии было напрямую связано с обострившейся международной обстановкой.

 

7. Чехословакия в системе международных отношений.

 

Чехословакия с самого начала своего независимого существования оказалась включённой в орбиту французского влияния. Она стала участницей ряда межгосударст­венных договоров и пактов, заключённых под эгидой Франции. В августе 1920 г. был подписан чехословацко-югославский договор (Белградская конвенция), а в апреле 1921 г. – чехословацко-румынский договор (Бухарестское соглашение). Они положили начало Малой Антанте, просуществовавшей до 1938 г. Первоначальной целью блока было оказа­ние друг другу помощи и совместное противодействие возможному росту реваншизма со стороны Венгрии и Болгарии. Ведущее место в МА заняла именно Чехословакия – благодаря сво­ему мощному промышленному потенциалу. В 1924 г. Франция и Чехословакия подписали договор о союзе и взаимопомощи.

Решения Локарнской конференции в октябре 1925 г. весьма обеспокоили Чехословакию. Германия подписала с ней лишь арбитражное соглашение, отказавшись гарантировать границу. Это заставило Чехословакию ещё крепче придерживаться профранцузской ориентации. Из всех малых стран ЦВЕ Чехословакия дольше всех сохраняла верность Франции и своим союзническим обязательствам. Она поддерживала все французские предложения в области заключения военных союзов и регулирования международных отношений. Так, чехословацкое правительство в конце 20-х – начале 30-х гг. одобрило многочисленные, но так и не реализованные французские проекты – создание т.н. «Среднеевропейского Локарно» [МА + Польша + Австрия + Венгрия], Балкано-Дунайской федерации [МА + Польша + Болгария + Греция + Италия], а также идею «Пан-Европы» (создания общеевропейского союза государств). Чехословакия была согласна стать участницей т.н. «Восточного пакта», подписание которого в 1934 г. сорвала Польша.

В феврале 1933 г. в Женеве был подписан «Организационный пакт» Малой Антанты. Согласно ему, Югославия, Румыния и Чехословакия обязались проводить единую внешнюю политику. Для более тесного сотрудничества создавались Постоянный и Экономический советы МА. В начале 1934 г. были установлены дипломатические отношения с СССР. В 1934 г. был подписан договор о взаимопомощи с Францией. Сразу после заключения советско-французского пакта о взаимопомощи идентичный по содержанию договор с СССР 16 мая 1935 г. подписала и Чехословакия. Единственным отличием была статья 2. По инициативе Праги в ней было записано, что СССР окажет Чехословакии помощь только после того, как это сделает Франция [в Чехословакии всё-таки боялись возможности получить с советской помощью установление советской власти].

Приход Гитлера к власти в Германии резко осложнил международное положение Чехословакии и создал прямую угрозу её независимости. Чехословакия боялась германских притязаний, а также опасалась сближения Германии с Венгрией, которая также имела территориальные претензии к Чехословакии. Кроме того, гитлеровское правительство активно поддерживало и поощряло сепаратистскую деятельность Судето-немецкой и Словацкой народной партий, цели которых фактически заключались в разделе Чехословацкого государства.

Ещё в ноябре 1933 г. Гитлер предложил Чехословакии вступить в переговоры по пересмотру границ. Чехословакия отказалась вступать в какие-либо переговоры с Германией без согласия и участия Франции. Тогда Гитлер нашёл предлог для давления на Чехословакию – вопрос о положении немецкого национального меньшинства в Чехословакии, у которого не было автономии.

В апреле 1937 г. (а потом повторно – в сентябре) Генлейн потребовал в парламенте полной автономии для Судетской области. Правительство это требование отклонило и предложило свою программу решения национального вопроса: немецкое население должно было получить полное равноправие в Чехословакии, пропорциональное представительство в органах государственной власти. Однако Генлейн от этого проекта отказался [требовал самой широкой автономии, а по сути – отделения Судетов].

В феврале 1938 г. Гитлер заявил, что Германия будет защищать права немецкого населения европейских стран. 12 марта 1938 г. Германия присоединила Австрию, однако Гитлер заверил Чехословакию, что в отношении неё у Германии нет никаких враждебных намерений. Однако уже 18 марта Гитлер обвинил Чехословакию в национальном угнетении судетских немцев. СССР в течение марта 1938 г. трижды заявлял, что готов выполнить свои обязательства в случае германской агрессии. Он даже предложил Чехословакии подписать военную конвенцию, которая позволила бы пакту о взаимопомощи действовать автоматически, без участия Франции. Однако Чехословакия отказалась.

В конце марта Генлейн был принят в Берлине Гитлером, где получил от него новые инструкции: постоянно увеличивать объём и характер требований, чтобы сделать соглашение с правительством невозможным и сорвать переговоры. [Гитлер заявил Генлейну: «с завтрашнего дня Вы – мой наместник!»]. В конце апреля 1938 г. состоялся съезд Судето-немецкой партии в Карловых Варах. На нём Генлейн огласил т.н. «Карлсбадскую программу»: предоставление всем немцам самой полной автономии, пересмотр чехословацкой внешней политики. Правительство Годжи этот проект отклонило, заявив, что целостность государства должна быть сохранена.

К концу мая германский ГШ уже разработал план войны с Чехословакией («Грюн» – «Зелёный»). В Германии развернулась пропаганда в защиту «угне­тённых чешских немцев». Немецкие войска 19 мая стали концентрироваться на чехословацкой границе. В ответ 20 мая Чехословакия объявила частичную мобилизацию. Возник т.н. «майский кризис» 1938 г. В Праге проходили патриотические демонстрации в защиту национальной независимости. Франция и Великобритания заявили, что в случае германо-чехословацкого конфликта они не останутся безучастными. Всё это заставило Германию отвести войска от границы.

Германия всё ещё не была готова воевать с Чехословакией. Чехословацкая армия являлась одной из лучших в Европе. Её обучали французские военные специалисты. Она была оснащена новейшей военной техникой. Чехословакия владела большим военно-промышленным потенциалом. Военные предприятия концерна «Шкода» снабжали собственную армию и армии соседних государств. Химические заводы считались лучшими после германских. Имелось 8 авиационных заводов. [Самолёты не уступали по качеству авиации ве­ликих держав]. На северо-западе Чехословакии находился сильный укрепрайон. В итоге Германия решила избрать в отношении Чехословакии другой путь давления.

Всё лето 1938 г. шли переговоры правительства и Генлейна. За это время Великобритания и Франция выработали общую позицию: вооружённого столкновения с Германией нужно избежать любой ценой. В августе 1938 г. в Прагу был отправлен британский уполномоченный лорд В. Ренсимен [председатель Тайного королевского совета в 1938-39 гг.]. Целью «миссии Ренсимена» было заставить Чехословакию пойти на уступки Германии. В сентябре Гитлер заявил, что единственное удовлетворительное решение – это передать Судеты Германии. Президент Бенеш согласился почти на все требования Генлейна относительно немецкой автономии. Однако Генлейн потребовал разрыва союза с Францией, и переговоры были сорваны. 18 сентября генлейновцы подняли в Судетах восстание, которое было подавлено. Судето-немецкая партия была запрещена, но Генлейн бежал в Германию.

19 сентября Бенеш получил англо-французскую рекомендацию: передать Германии все районы Чехословакии, где немцы составляли большинство населения. В это же время Польша потребовала у Чехословакии передачи ей Тешинкой области, а Венгрия – Словакии и Закарпатской Украины. Бенеш отказался выполнять все эти требования. Однако Великобритания и Франция 21 сентября заявили, что не окажут помощи Чехословакии. В итоге правительство Годжи согласилось принять германские требования. Это вызвало протест по всей стране. Было создано новое правительство, которое возглавил генинспектор чехословацких ВС генерал Я. Сыровы (22 сентября – 1 декабря 1938 г.). Он провёл всеобщую мобилизацию. СССР объявил, что окажет помощь Чехословакии, даже если этого не сделает Франция. Единственным условием получить советскую военную помощь должна была стать готовность Чехословакии обороняться и её официальная просьба к СССР о помощи. [к западной границе были подведены 30 советских дивизий].

В это время Гитлер заверил Великобританию и Францию, что Судеты – это его последняя территориальная претензия в Ев­ропе. 29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене прошла конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии. Её решение было предъявлено Бенешу в ультимативной форме, и он согласился (не хотел войны). С 1 по 10 октября Германии оккупировала Судетскую область и районы с преобладающим немецким населением (41 тыс. кв. км., около 5 млн. чел., из них более 1 млн. – чехи и словаки). В 3-хмесячный срок должны были быть удовлетворены территориальные претензии Польши и Венгрии. 2 октября поляки заняли Тешин. В ноябре 1938 г. Германия и Италия провели т.н. «I Венский арбитраж», на котором передали Венгрии южные районы Словакии и Закарпатской Украины. Всего осенью 1938 г. Чехословакия лишилась 29% территории, 34% населения, 40% промышленного потенциала. Новая граница с Германией прошла в 40 км от Праги. [Судетская область сначала составила отдельный рейхскомиссариат. Рейхскомиссаром Судет был назначен К. Генлейн. Позднее Судеты были превращены в «Имперскую область Судетенланд». Рейхсштатгальтером этой области вновь стал Генлейн].

После Мюнхена в Чехословакии начался период II республики. 5 октября 1938 г. ушёл в отставку и уехал из страны президент Э. Бенеш. Новым президентом в ноябре стал чех Эмиль Гаха, премьер-министром с 1 декабря – аграрий Рудольф Беран. В ноябре была запрещена КПЧ и самораспустились все политические партии. Буржуазные партии и НСП объединились в Партию национального единства, лидером которой стал Р. Беран. Усиливалась исполнительная власть. Президентские указы получали силу закона. Некоторые законодательные функции стали принадлежать правительству. Политические партии Словакии и Прикарпатской Руси стали активно требовать широкой автономии. Эти требования были удовлетворены. Специальный закон в ноябре 1938 г. вводил автономию Словакии и Закарпатской Украины в составе единой республики, которая стала называться Чехо-Словакия. Были сформированы национальные правительства – словацкое во главе с Й. Тисо и русинское во главе с А. Бродием. Были избраны национальные сеймы.

Тем временем Германия в феврале 1939 г. отказалась гарантировать чехословацкие границы и поощряла сепаратистские устремления Словацкой народной партии. В результате конфликта с центральным правительством автономное словацкое правительство было распущено, и в Словакии было введено военное положение. 13 марта Йозеф Тисо по требованию Гитлера объявил Словакию «независимым государством». В Берлин был вызван президент Э. Гаха. Там он подписал ультиматум о вручении судьбы Чехословакии в руки Рейха. 14 марта Венгрия оккупировала всю Закарпатскую Украину. 15 марта немецкие войска оккупировали Чехию. Она вошла в состав Германии в качестве «рейхспротектората Богемия и Моравия». Рейхспротектором БиМ был назначен бывший мид Германии (в 1932-38 гг.) Константин фон Нейрат – с 1939 по 1943 гг. Словакия объявлялась «независимой республикой» во главе с профашистским режимом Й. Тисо. Она была взята «под охрану» Германией. Чехословацкое государство перестало существовать. Великобритания и Франция выразили устный протест.

Э. Бенеш в эмиграции в Париже возглавил Чехословацкий Национальный комитет в 1939-40 гг., после капитуляции Франции он переехал в Лондон. Там было образовано чехословацкое национальное правительство в эмиграции. В июле 1940 г. Э. Бенеш был снова избран президентом ЧСР (до осени 1948 г.).

 

Тема IV. Югославия в 1918 – 1941 гг.

8. Образование Королевства СХС.

9. Королевство СХС в 20-х гг. XX в.

10. Югославия в 30-х гг. XX в.

11. Югославия в системе международных отношений.

 

Образование Королевства СХС.

 

После оккупации Сербии и Черногории войсками Австро-Венгрии правительство Сербии во главе с Николой Пашичем переехало на остров Корфу. В 1915 г. в Лондоне эмигрантами из Австро-Венгрии был создан Югославянский комитет во главе с хорватом Анте Трумбичем. 20 июня 1917 г. Пашич и Трумбич подписали Корфскую декларацию о создании в будущем единого королевства СХС. Его основой должна была стать Сербия.

Летом 1918 г. в южнославянских провинциях империи стали возникать временные местные правительства на межпартийной основе – народные веча. Их целью было объединение всех южнославянских земель Австро-Венгрии в одно государство. 6 октября 1918 г. члены ведущих партий Хорватии, Словении и др. областей образовали в Загребе Центральное Народное вече. Его председателем стал Антон Корошец, лидер Словенской народной партии. Вече объявило себя представителем всех южных славян в Австро-Венгрии. 29 октября 1918 г. Народное Вече объявило о выходе всех южнославянских провинций из состава Австро-Венгрии и образовании независимого Государства словенцев, хорватов и сербов. В его состав вошли Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Славония, Воеводина и Далмация. Его правительством стало Центральное Народное вече в Загребе.

Т.о. возникли 2 центра, претендовавших на объединение всех югославянских земель, – Загреб и Белград. Белград выдвинул лозунг объединения с Сербией всех южных славян. У Сербии был авторитет многолетнего оплота освободительного движения на Балканах. Скупщины Воеводины и Черногории (там свергли короля Николу I Негоша) изъявили желание объединиться с Сербией. Возникла также угроза интервенции Италии на Балканы. Сербию решила поддержать Франция, т.к. крупное южнославянское государство могло стать противовесом Италии на Балканах. В ходе переговоров между представителями сербского правительства, Югославянского комитета и Центрального народного веча в ноябре 1918 г. было принято решение об объединении с Сербией всех южнославянских земель. 24 ноября 1918 г. Народное Вече в Загребе приняло решение о вступлении Государства словенцев, хорватов и сербов в состав Сербского королевства. 1 декабря 1918 г. в Белград было подано соответствующее обращение. 4 декабря принц-регент Александр от имени сербского короля издал манифест, в котором объявлялось о создании Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Вопрос о политико-административном устройстве нового государства должно было решить Учредительное собрание.

Т.о. практически все югославянские земли (кроме части Каринтии, разделённой между Италией и Австрией) были объединены под скипетром сербской династии Карагеоргиевичей. Позитивным итогом этого события стало избавление от многовекового австро-венгерского владычества. Однако новое государство было не федеративным, а унитарным, где решающую роль играла Сербия, что вызывало напряжённость в национальных отношениях. Первое правительство СХС было создано 20 декабря 1918 г. и носило компромиссный характер: его возглавил один из лидеров Сербской радикальной партии Стоян Протич, вице-премьером стал Антон Корошец, а министром иностранных дел – Анте Трумбич.

Границы Королевства СХС были определены Сен-Жерменским, Нейиским и Трианонским договорами. Его территория составила 248 тыс. кв. км, население – около 12 млн. чел. Столицей стал г. Белград. Господствующей нацией были сербы (39% населения), что вызвало рост национализма у других народов, которые оказались в подчинённом положении. Ликвидировались представительные учреждения (скупщины, саборы) в национальных областях. Македонцам и албанцам запретили использовать родной язык в школах, печати и госучреждениях. Кроме того, появились религиозные противоречия между православными (48% населения – сербы, черногорцы, македонцы), католиками (37% населения – хорваты, словенцы) и мусульманами (11% населения – мусульмане-боснийцы и албанцы, последние составили третий по численности этнос в Югославии; сербы называли югославских албанцев арнауты. Албанцы компактно проживали в крае Косово: по переписям 1921 и 39 гг. они составляли 2/3 местного населения).

Территории СХС не были однородны в социально-экономическом отношении. Сербия была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной. Однако по общему уровню экономического развития выше стояли Словения и Хорватия. В Воеводине с/х было развито лучше, чем в Сербии, но слабой была промышленность. Черногория, Босния и Герцеговина были отсталыми областями с пережитками патриархального и полуфеодального укладов.

Складывание политической системы королевства СХС проходило в сложных условиях. Ведущее место в политической жизни заняли сербские партии. Среди них ключевыми были Сербская радикальная партия (Стоян Протич) и Демократическая партия Сербии (основана в 1919 г., Любомир Давидович). Национальные силы поставили вопрос об автономии народов в СХС. Уже в декабре 1918 г. произошли восстания в Черногории и Хорватии. ХРКП – Хорватская республиканская крестьянская партия (лидер – Степан Радич; название подчёркивает претензию на самостоятельную роль Хорватии) 8 декабря 1920 г. даже объявила в Хорватии «крестьянскую республику» (ХКР просуществовала 1 день). В 1919 г. была создана Югославская мусульманская организация (ЮМО), выступавшая за федеративное устройство государства и предоставление автономии мусульманскому населению страны. Ещё с начала XX в. на территории Косова действовал созданный в Албании Комитет национальной обороны Косова (КК), требовавший передачи территории Косова и Метохии в состав Албании. [Мид Италии Чиано: «Косово – это нож, нацеленный в хребет Югославии»]. В Македонии нелегально действовала Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО, В. Михайлов), созданная в Болгарии македонскими эмигрантами. Она требовала отторжения Македонии от Югославии и присоединения её к Болгарии. В 1920-х гг. между КК и ВМРО было заключено соглашение о поддержке друг друга.

В конце апреля 1919 г. социал-демократы СХС объединились в Социалистическую рабочую партию (коммунистов) – СРП (к). В июне 1920 г. СРП (к) была переименована в КПЮ. Она стала довольно значительной силой в обществе.

Осенью 1920 г. был издан закон о выборах, по которому вводилось всеобщее избирательное право для мужчин с 21 г., кроме военнослужащих. 28 ноября 1920 г. состоялись выборы в Учредительное Собрание. 1-ое и 2-ое места заняли проправительственные ДПС и СРП. 3-е место получила КПЮ. В Хорватии большинство голосов получила ХРКП. УС открылось 12 декабря 1920 г. Однако уже в конце декабря 1920 г. был издан декрет правительства («Обзнана») о запрете пропагандистской деятельности КПЮ и коммунистической агитации. Арестам подверглись 10 тыс. чел.

28 июня 1921 г., в день св. Вида (годовщина битвы с турками на Косовом поле в 1389 г.), была принята «Видовданская» конституция. При голосовании отсутствовали 40% депутатов (161) – члены оппозиционных партий (КПЮ, ХРКП и др.). Конституция была принята в основном благодаря депутатам-сербам и при оппозиции депутатов от национальных областей. По конституции вводился режим парламентарной монархии. Законодательным органом становилась однопалатная Народная Скупщина. Король получал весьма широкие полномочия – право законодательной инициативы, назначения и увольнения министров, издания декретов, главнокомандования ВС. Женщины не получили избирательных прав. СХС объявлялось унитарным государством. Хорватское население не получило даже тех прав, которыми оно обладало в Австро-Венгрии.

Новое правительство возглавил Никола Пашич (СРП). Леворадикальные силы организовали покушение на короля (29 июня) и убийство мвд (21 июля). 2 августа 1921 г. был издан закон «Об охране общественной безопасности и порядка». Запрещалась деятельность КПЮ, коммунистов увольняли из государственных органов. Принадлежность к КПЮ наказывалась каторгой до 20 лет. Все 58 депутатов-коммунистов были арестованы и осуждены. Руководство КПЮ бежало за границу.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.019 с.)