Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Польша в период парламентской демократии.Содержание книги Поиск на нашем сайте
20 февраля 1919 г. сейм (получивший наименование Законодательного) принял закон о временной организации власти – т.н. «малую конституцию». Пилсудскому разрешалось и дальше выполнять функции Начальника государства – до принятия и вступления в силу конституции [Пилсудский являлся Начальником государства до 9 декабря 1922 г. – до вступления в должность избранного президента]. Верховным законодательным органом объявлялся сейм. Устанавливалась ответственность перед сеймом исполнительной власти – правительства и начальника государства. Это означало формирование основ парламентской системы – «сеймовластия». 17 марта 1921 г. была принята «мартовская» конституция Польской республики. Она носила буржуазно-демократический характер и открыла период парламентской демократии в Польше (1921 – 1926 гг.). Высшим государственным и законодательным органом власти объявлялось Национальное собрание, состоявшее из двух палат (Сейм и Сенат) и избиравшееся на 5 лет. Полномочия сената были ограниченными. Ключевым органом власти становился сейм. Исполнительная власть принадлежала президенту и кабинету министров. Правительство отвечало перед парламентом. Главой государства и главнокомандующим ВС становился президент республики. Он избирался НС на 7 лет, но его полномочия также были ограниченными. Конституция вводила всеобщее избирательное право (с 21 года, кроме военных), систему местного самоуправления, провозгласила широкие гражданские права и свободы. Католическая религия выводилась на первое место среди других религий. Национальные меньшинства должны были получить культурно-национальную автономию. В выборах в Сейм в ноябре 1922 г. участвовали самые разные политические силы, в т.ч. коммунисты и блок национальных меньшинств. Победу получили правоцентристские партии (блок Христианский союз национального единства, или «Хьена» – ироническое название, означающее «гиена»). Было создано правительство во главе с В. Витосом. Правительства довольно часто менялись, но носили правоцентристский характер и формировались на основе блокирования «Хьены» с партией «Пяст». Первым президентом Польши 9 декабря 1922 г. в 5-ом туре голосования при поддержке левых и блока национальных меньшинств был избран Габриэль Нарутович (Пилсудский отказался выдвигаться, т.к. президент имел слишком узкие полномочия). Вскоре (16 декабря) он был убит (террористом-националистом), и вторым президентом 20 декабря стал Станислав Войцеховский. После избрания президента был ликвидирован пост Временного начальника государства, и Пилсудский вынужде был уйти в отставку. Польша представляла собой крупную аграрно-индустриальную страну со средним уровнем развития. В 1921 г. её территория составляла 388 тыс. кв. км, из них 180 тыс. кв. км. приходилось на восточные «кресы». Население составляло 27 млн. чел., из них почти треть – национальные меньшинства. Две трети населения были заняты в с/х. Помещикам принадлежало 45% земель. Относительно развита была горнодобывающая и металлургическая промышленность (Домбровский и Верхнесилезский промышленные районы), текстильная отрасль (Лодзинский промышленный район), машиностроение (Варшавский промышленный район). Основными статьями экспорта были уголь, продукция металлургии, лес, сахар. Динамика развития экономики в первой половине 1920-х гг. была низкой. С 1921 по 1926 гг., за исключением 1924 г., длилась экономическая депрессия, переходившая в кризис. Сказывался разрыв прежних хозяйственных связей с Россией, Австрией, Чехией. Экономика восстанавливалась медленно и в целом не достигла довоенного уровня, за исключением с/х. Внутренний рынок оставался довольно узким. Индустриализация происходила медленно. Национальный капитал был слаб. Отсутствовала национальная валюта. Положение промышленности облегчала возможность, согласно Версальскому договору, в течение 5 лет вывозить в Германию польские товары беспошлинно, но это был временный фактор. Экономический кризис в Германии вызвал сокращение польской внешней торговли, половина которой приходилась именно на Германию. Резко выросла инфляция, что привело к финансовому кризису 1923 г. [в конце 1919 г. 1$ = 119 польских марок, в июне 1923 г. = 100 тыс. марок, в декабре 1923 г. = почти 6 млн. марок] Высоким оставался уровень безработицы (свыше 20%). Это провоцировало эмиграцию (лишь за 1921 г. из Польши уехали 100 тыс. чел.). Всё это время сохранялась высокая социальная напряжённость. В стачках и забастовках участвовало до 500 тыс. чел. 5 ноября 1923 г. прошла всеобщая забастовка, особого накала достигшая в Кракове («краковское восстание 5-6 ноября» – захват рабочими нескольких районов города). Острый экономический и социальный кризис привёл к отставке правительства. В декабре 1923 г. президент назначил т.н. «внепарламентский кабинет». Его главой стал экономист Владислав Грабский (до ноября 1925 г.). Он добился бюджетного баланса за счёт получения иностранных займов. В апреле 1924 г. прошла финансовая реформа. Вместо оккупационной польской марки (введённой ещё немцами) вводилась национальная валюта – злотый [1 злотый стал равен 1,8 млн. прежних марок и был приравнен к швейцарскому франку; курс 5,18 зл. за 1$]. Был создан Польский банк. Валютная реформа оздоровила финансовую систему. Стали расти доходы населения. В 1925 г. началась аграрная реформа (некоторые меры были приняты ещё в 1919-20 гг.). Она, во-первых, поощряла насаждение польского землевладения – осадничества – на востоке («кресах»). Во-вторых, устанавливался земельный максимум (в зависимости от региона – от 60 до 180 га, на востоке – до 400 га) и сокращалось помещичье землевладение. В-третьих, ежегодно проводилась парцелляция (разбивка на мелкие участки) 200 тыс. га помещичьей земли, которая продавалась государством крестьянам. Вводилась и система земельного кредита. Однако стабилизация хозяйственной жизни была недолгой. В 1925 г. Германия прекратила беспошлинно принимать польскую продукцию, что вызвало кризис в угольной отрасли Польши. Началась таможенная война с Германией (обе страны увеличили пошлины на ввозимые товары), повлекшая общий экономический спад. Резко сократилось промышленное производство и внешняя торговля, вновь выросла инфляции, огромных масштабов достигла безработица (до 50% рабочих). Кризис достиг пика в конце 1925 – начале 1926 гг. Нарастали социальные и национальные проблемы. На территории «кресов» Польша проводила политику ущемления прав национальных меньшинств (полонизация, насаждение католичества, закрытие национальных школ и газет). Это вызывало ответный национальный подъём. Он проявился в росте стихийных выступлений местного населения (вплоть до партизанской борьбы). Со временем национальное движение стало приобретать организованные формы. В Западных Беларуси и Украине действовали революционные организации «Громада» (1925 г.) и «Сельроб» (1926 г.). Как составные части польской компартии были образованы КПЗБ и КПЗУ. Экономическая и социальная нестабильность, национальные конфликты ослабляли демократический строй. Всё более популярной была идея установления «твёрдой власти». Таким образом, в середине 1920-х гг. в Польше разразился кризис парламентской системы.
Польша в годы «санации».
В условиях экономического и политического кризиса 1925-26 гг. к власти решил вернуться маршал Юзеф Пилсудский. Он всегда открыто претендовал на роль национального лидера, стоящего над всеми партиями и парламентом. У Пилсудского имелся огромный авторитет – военачальника и создателя независимой Польши. Пилсудский и его сторонники – в армии и в руководстве ППС – критиковали правительство, нападали на эндеков, много лет стоявших у власти, критиковали всю политическую систему. В апреле 1926 г. министры от ППС вышли в отставку, спровоцировав правительственный кризис. 12 мая 1926 г. верные Пилсудскому воинские части двинулись на Варшаву, чтобы свергнуть законное, но непопулярное в народе правительство. Население Варшавы поддержало Пилсудского. Против него не выступили даже коммунисты. 14 мая президент Войцеховский и правительство Витоса ушли в отставку. Верховная власть в стране оказалась фактически в руках Пилсудского, однако он не стал формально объявлять себя диктатором. 31 мая 1926 г. НС избрало его президентом, тем самым узаконив государственный переворот. Но Пилсудский отказался от поста президента, не дававшего широких полномочий. По его рекомендации новым президентом был избран Игнаций Мосьцицкий [профессор химии Львовского политехнического института; правил вплоть до 1.09.1939.]. Сам Пилсудский занял посты военного министра, специально созданный пост генерального инспектора вооружённых сил, а 2 октября 1926 г. стал и премьер-министром. На любые должности назначались только преданные Пилсудскому люди. Как генеральный инспектор ВС Пилсудский не нёс ответственности ни перед сеймом, ни перед президентом. Т.о. ключевые рычаги власти Пилсудский сосредоточил в своих руках и удерживая власть вплоть до своей смерти в 1935 г. С лета 1926 г. в Польше утвердился авторитарный режим «санации», или «всеобщего оздоровления» государства. Целями санации объявлялись удешевление госаппарата, улучшение положения народных масс и национальных меньшинств, создание надпартийной и надклассовой власти. Провозглашалось «наведение порядка», была объявлена борьба с коррупцией и злоупотреблениями властью. Были ограничены многопартийность и парламентаризм, расширены полномочия исполнительной власти. 2 августа 1926 г. были приняты поправки к конституции, т.н. «августовская новелла». За счёт урезания прав сейма расширялись полномочия президента. Он мог распускать обе палаты парламента, издавать декреты, имевшие силу закона, влиять на принятие бюджета. Период санации совпал со стабилизацией экономической жизни Польши, что обеспечило режиму поддержку общества. В 1926 г. был собран хороший урожай. Улучшилась экспортная конъюнктура. Из-за забастовки английских шахтёров резко вырос (в 3 раза) экспорт польского угля. Польша получила позитивное сальдо внешней торговли. Стабилизировались финансы. Главными торговыми партнёрами Польши стали США и Германия. Но экономический подъём был ограниченным. Объём промышленного производства к 1929 г. так и не достиг довоенного уровня (81%). Однако стабилизация экономики обеспечила некоторый рост доходов населения, что привело к спаду социальной напряжённости. В марте 1928 г. должны были состояться новые парламентские выборы. Для получения опоры в парламенте власти создали Беспартийный блок сотрудничества с правительством, заявивший о поддержке режима (его кампания финансировалась из бюджетных средств). Беспартийный блок получил в народе прозвание «ББ». На выборах ББ не получил большинства голосов, одержав лишь относительную победу (25% голосов). Пилсудский, разочаровавшись в итогах выборов, демонстративно ушёл в отставку с поста премьера. Правительство в 1929 г. начало работу над проектом новой конституции, которая законодательно закрепила бы режим санации. Большинство партий – центристские и левые – составили оппозицию правительству. Они объединились в блок «Центролев». В это блок входили многие известные политики, например неоднократный премьер В. Витос. Летом 1930 г. «Центролев» провёл свой конгресс, где были выдвинуты лозунги «защиты прав и свобод народа» и возвращения к режиму парламентской демократии. Чтобы разгромить оппозицию, были арестованы самые влиятельные политики – члены «Центролева» и помещены в тюрьму в Брестской крепости. В августе 1930 г. были распущены обе палаты парламента, в которых правительство не имело поддержки. В ноябре 1930 г. состоялись внеочередные выборы в НС, получившие название «брестских выборов». Они проходили в условиях разгрома оппозиции и давления на избирателей. 47% голосов получил ББ. Ему досталось большинство мест в обеих палатах парламента (56% в сейме). Осенью 1929 г. Польша первой из стран ЦВЕ оказалась втянутой в мировой экономический кризис. Пик кризиса пришёлся на 1932 г. Промышленное производство сократилось почти на 40%. Цены на с/х продукцию упали на 2/3. Безработица составила 50% всех рабочих. Причинами остроты экономического кризиса были: узость внутреннего рынка; зависимость от экспортной конъюнктуры (в угольной и прочих отраслях); техническая отсталость промышленности; огромные военные расходы (70% бюджета); большой размер внешнего долга (около 400 млн. $); зависимость от иностранного капитала (44% акционерного капитала приходилось на долю американских, французских и германских фирм, которые проводили политику вывоза прибылей, а не реинвестирования их в экономику Польши). Экономический кризис привёл к резкому росту социальной напряжённости. Число бастовавших рабочих с 1930 по 1933 гг. выросло в 7 раз (достигнув 345 тыс. чел.). Во всех промышленных районах 16 марта 1932 г. прошла всеобщая забастовка рабочих. Выросло крестьянское движение. Распространение получили крестьянские «бойкоты города» (крестьяне перестали привозить в города продовольствие и покупать промышленные товары). На территории «кресов» крестьянское движение сочеталось с национально-освободительной борьбой белорусов и украинцев. В годы кризиса произошло ужесточение режима. Государство осуществило наступление на права и свободы граждан. Ликвидировалась свобода собраний. Все общественные организации и профсоюзы попали под жёсткий контроль властей. Они могли быть в любой момент запрещены. Государственная администрация подчинила себе систему местного самоуправления. Насаждалась идеология «государственного воспитания». Утверждалось, что выход из любого кризиса достигается не социальной и политической борьбой, а совместными усилиями общества и государства. Поэтому ограничивались возможности для проведения демонстраций, вводился принудительный арбитраж при трудовых конфликтах, запрещались стачки и забастовки на предприятиях военного значения. Судебная реформа 1932 г. упразднила несменяемость судей, подчинила адвокатуру административному аппарату. Был принят более жёсткий уголовный кодекс. В 1934 г. был создан первый изолятор (по сути – концлагерь) для политических заключённых в Берёзе Картузской (Западная Беларусь). Была пересмотрена школьная программа для усиления патриотического воспитания и пропаганды государственных идей. С 1933 г. началась стабилизация экономической жизни. Но рост производства был очень медленным. В 1938 г. индекс промышленного производства превысил докризисный на 17%, но составил 94% от уровня 1913 г. Таким образом, независимая Польша так и не смогла выйти на довоенный уровень производства. Не сократилось и количество безработных (по-прежнему около 500 тыс. чел., т.е. до 50% рабочих). Не стала Польша и индустриальным государством: 70% населения составляли сельские жители. В 1930-х гг. постепенно сложилась система централизованного, корпоративного управления экономикой. Рос этатизм, государственное регулирование экономики. Ещё в 1927 г. были образованы промышленная, торговая и ремесленные палаты, в 1933 г. – с/х палата. Они включали трёхстороннее представительство – профсоюзных организаций, собственников предприятий и правительства. Эти палаты должны были совместно решать экономические проблемы, руководствуясь только государственным подходом к ним. В 1935 г. был образован Центральный промышленный округ, где были размещены новые предприятия военного ведомства. В 1936 г. правительство утвердило 4-хлетний инвестиционный план. 23 апреля 1935 г. была принята новая конституция. Сохранялся республиканский строй, но сейм потерял реальное политическое значение. Расширил свои полномочия сенат. Всю полноту власти фактически приобретал президент. Устанавливалась его ответственность только «перед Богом и историей», т.е. он выводился из-под контроля любой из ветвей власти. Президент получал право назначать и увольнять всех членов правительства, созывать и распускать сейм, издавать декреты, имевшие силу закона, командовать ВС, руководить всей внутренней и внешней политикой государства. Выборы президента лишались демократичности. Его избирали не народ и не НС, а специальное собрание выборщиков (80 человек: 50 депутатов, 25 сенаторов, маршалки сейма и сената, премьер, председатель Верховного Суда и Генинспектор ВС). Президента выбирали из 2 кандидатур, одну из которых называл бывший президент, другую – собрание выборщиков. Принятый вскоре новый избирательный закон лишил политические партии права выдвигать кандидатов в депутаты; это право переходило к назначаемым властями избирательным комиссиям. 12 мая 1935 г. умер Пилсудский. Это событие рассматривалось как национальная трагедия. Был объявлен 6-недельный траур. Официально закреплялся авторитет Пилсудского как национального героя и создателя государства. Режим санации продолжал сохраняться. Место Пилсудского занял генерал Эдвард Рыдз-Смиглы. Несколько активизировалась деятельность оппозиции. Однако большого влияния на политическую жизнь она не оказывала. Осенью 1935 г. состоялись выборы в 5-ый сейм Польской республики. В выборах участвовала лишь третья часть избирателей. Бойкот выборам объявили многие не только левые, но даже правые партии. В итоге сейм состоял из одних сторонников правительства, в нём не было парламентских фракций. Коммунисты по предложению Коминтерна стали проводить политику Народного фронта и организовывать совместные действия с левыми партиями. Однако летом 1938 г. по ложным обвинениям исполком Коминтерна принял решение о роспуске ПКП (а вместе с ней – КПЗБ и КПЗУ). Это сильно ослабило левое крыло оппозиции. В конце 1930-х гг., с ухудшением внешнеполитической ситуации, в польском обществе наметилась тенденция к национальной консолидации. Правительство предпринимало меры к созданию общественного мнения в поддержку режима и формированию массовой социальной базы. Общество было призвано сплотиться вокруг идей санации для защиты польских интересов и спасения польской независимости. В целях национальной обороны правительство призвало народ отложить в сторону все классовые и политические разногласия. Был распущен ББ, вместо него создавался Лагерь национального объединения. Проводились массовые патриотические манифестации и празднества в честь памятных дат польской истории [например, 28 июня 1936 г. состоялось празднование 300-й годовщины легендарной защиты д. Новосельцы от нашествия крымских татар], против реваншистских планов Германии на востоке и за расширение польских границ. Так, все основные политические силы поддержали участие Польши в дележе территории Чехословакии и аннексию Тешинской области. В выборах в сейм в ноябре 1938 г. участвовало 2/3 избирателей. Таким образом, бойкот 1935 г. не повторился. Это говорило об определённом уровне поддержки режима польским обществом. Сам режим санации в советской историографии оценивался как фашистский. Некоторые черты общественно-государственного устройства фашистского (итальянского) типа были в самом деле заметны: насаждение корпоративных начал в обществе, централизованное управление экономикой, подчинение государственным интересам всех сфер общественной жизни, довольно активная идеологическая обработка граждан, ограничение их прав и свобод. Однако реальной фашизации режима не произошло. Не сложилась единая массовая политическая партия санации. Не был изменён государственный строй. Сохранялись атрибуты республиканизма и парламентаризма – разделение (хоть и неравноправное) властей, наличие парламента, проведение выборов, существование многопартийности и наличие политической оппозиции. Большое значение имел личный фактор – авторитет Пилсудского. После смерти Пилсудского режим стал заметно ослабевать. Таким образом, все эти черты свидетельствуют об авторитарном, а не фашистском характере режима санации.
Внешняя политика Польши.
Все межвоенные годы международное положение Польши было довольно сложным. У правительства постоянно были опасения насчёт безопасности польских границ. Западная граница с Германией имела гарантии в Версальском договоре. Однако немцы не были довольны отрывом Восточной Пруссии от основной территории Германии и не считали границу с Польшей соответствовавшей этнической и исторической карте. Польша, со своей стороны, также рассматривала эту границу как временную и надеялась на расширение своей территории за счёт немецких земель к западу и северо-востоку. Отношения с СССР были ещё более сложными. Рижские границы 1921 г. оба государства считали спорными. Польша постоянно опасалась угрозы с востока и поддерживала вдоль своих границ антисоветские формирования (Булак-Булаховича, Петлюры и др.), которые совершали рейды по советской территории. Это создавало напряжённость в советско-польских отношениях, которая никогда не ослабевала, и давало руководству СССР повод обвинять Польшу во враждебной и антисоветской политике. В 1927-28 гг. дипломатические отношения между двумя странами едва не оказались разорванными. В июне 1927 г. в Варшаве (на вокзале) был убит советский посол Пётр Войков. Весной 1928 г. было осуществлено покушение на советского торгового представителя. С трудом удалось избежать новой советско-польской войны. Таким образом, в межвоенные годы Польша видела существование двух своих главных врагов – Германии и СССР. Считалось, что они могли угрожать независимости и территориальной целостности Польши с запада и востока. Также опасались, что СССР и Германия, как когда-то Российская империя и Пруссия, могут договориться друг с другом о совместных действиях по разделу Польши [заглянули в перспективу!]. Эти опасения особенно усилились после подписания Рапалльского договора между Германией и Советской Россией в апреле 1922 г. В Варшаве предполагали наличие секретного германо-советского соглашения относительно Польши. Ещё большую тревогу принесло начало «таможенной войны» Польши с Германией в 1925 г. Исходя из всего этого, польская внешнеполитическая доктрина в 1920-х гг. определялась формулой «балансирования между двух врагов». Она предполагала: никогда не доверять Германии и СССР; не вступать с ними в союзы; играть на их возможных противоречиях и найти себе могущественного союзника, который мог бы дать Польше гарантии безопасности, а в случае войны – защитить. Эта позиция во многом согласовывалась с позицией Франции. Она стремилась сориентировать малые страны ЦВЕ, и особенно Польшу, на себя для приобретения союзников против Германии и для закрепления своей гегемонии на континенте. Поэтому Польша сразу же оказалась в орбите французского влияния и переориентировала на Францию свою внешнюю политику. Так, в 1920-21 гг. возник военно-политический союз малых стран ЦВЕ, созданный под эгидой Франции, – т.н. «Малая Антанта» в составе Чехословакии, Румынии и королевства СХС. Предусматривалось экономическое и финансовое сотрудничество этих стран, дополненное также военными соглашениями. Польша официально в этот блок не вошла, но фактически примыкала к нему, подписав в 1921 г. аналогичный по содержанию договор с Румынией [отношения с Чехословакией у Польши были весьма прохладными]. Вдобавок в том же 1921 г. было подписано двухстороннее соглашение Польши с Францией о союзе и взаимопомощи в случае агрессии против одной из сторон третьего государства. Ударом по польской концепции безопасности были решения Локарнской конференции в октябре 1925 г. Заключённый там Рейнский гарантийный пакт между Францией, Бельгией, Германией, Италией и Великобританией содержал гарантии только западных границ Германии, которые она добровольно соглашалась признать. Свои восточные границы Германия признавать отказалась, и никаких гарантий с чьей-либо стороны они не получали. Это означало усиление позиций Германии и ослабление Франции, союзницы Польши. Также это означало нависание над Польшей в перспективе угрозы с запада. Частичной компенсацией, выданной Польше, было подписанное в Локарно германо-польское арбитражное соглашение по территориальным вопросам. Франция также подписала с Польшей новый договор, повторивший условия соглашения 1921 г. Эта неблагоприятная международная обстановка заставила польское правительство решиться на проведение двухсторонних переговоров со своими «потенциальными врагами». В 1929 г. был подписан польско-германский договор об отказе от взаимных претензий. В 1930 г. было подписано торговое соглашение с Германией, которое устанавливало режим наибольшего благоприятствования в двухсторонней торговле. 25 июля 1932 г. между Польшей и СССР был подписан договор о ненападении сроком на 3 года. Предусматривалось автоматическое продление договора при согласии сторон. 3 июля 1933 г. Польша в числе 7 соседних с СССР государств подписала с СССР конвенцию об определении агрессора. В 1934 г. СССР предложил Польше подписать договор о взаимопомощи, но она отказалась. Тем не менее, договор 1932 г. был продлён на срок вплоть до конца 1945 г. Резко ухудшилось международное положение Польши после прихода нацистов к власти в Германии. Уже было известно, что за счёт малых стран ЦВЕ Германия планировала расширить своё «жизненное пространство». В связи с этим в марте 1933 г. Пилсудский направил предложение Франции начать против Германии превентивную войну, чтобы покончить с германской милитаризацией и реваншизмом. Однако Франция отказалась, т.к. уже тогда начала проводить политику «умиротворения агрессора». 14 октября 1933 г., стремясь ликвидировать преграды для ремилитаризации, Германия объявила о своём выходе из ЛН. После этого Пилсудский предложил Гитлеру предоставить Польше гарантии безопасности. В противном случае поляки оставляли за собой право сооружения на германской границе оборонительной линии. Гитлер согласился, и 26 января 1934 г. Польша подписала договор с Германией о дружбе и ненападении сроком на 10 лет. Все эти двухсторонние договоры были новыми проявлениями политики балансирования, а фактически – метания Польши между Германией и СССР. Польша стремилась обеспечить свою безопасность, получая от каждого из них заверения о мире и ненападении, но ни с кем не вступая в соглашение о взаимной помощи. Сам Пилсудский не доверял ни Германии, ни СССР и считал, что это равновесие вряд ли продлится больше 4 лет. В середине 1930-х гг. провалились и попытки создания с участием Польши системы коллективной безопасности в Европе. Польша предпочитала не многосторонние соглашения о взаимных обязательствах, а двухсторонние договоры. Так, Польша отнеслась с недоверием и фактически сорвала подписание в 1934 г. т.н. «Восточного пакта». Его предложил французский мид Луи Барту [убит 9 октября 1934 г.] и поддержало советское правительство. Это должен был быть многосторонний договор о взаимопомощи в случае войны. Пакт должны были подписать СССР, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства, а Франция становилась его гарантом. Польша стала единственной страной, которая отказалась подписать пакт, мотивируя тем, что к нему не присоединилась Германия. К этому времени Польша перестала рассматривать Францию как своего единственного союзника и часто делала ставку на Великобританию и даже на Германию, особенно в территориальном вопросе. После 1934 г. дрейф внешней политики Польши в сторону Германии стал особенно заметен. Вновь была воскрешена идея «Великой Польши – от моря и до моря». Разрабатывались планы аннексии при помощи Германии спорных пограничных территорий у соседей (Германия намекала на такую возможность). Сторонником сближения с Германией фактически стал польский мид полковник Юзеф Бек. [В 1924 г. его – военного атташе польской дипмиссии – выдворили из Франции по обвинению в разглашении данных о французской армии; в 1932 г. Франция отказалась принимать его кандидатуру в качестве польского посла; после этого он был назначен мид. Таким образом, у Бека были основания проводить антифранцузскую внешнюю политику. Прогерманская позиция Польши проявлялась и далее. Так, в январе 1937 г. Геринг по приглашению польской стороны приезжал охотиться в Беловежской пуще]. Так, Польша отказалась от предоставления вместе с другими восточноевропейскими странами гарантийных обязательств Литве и Чехословакии и заняла по отношению к ним открыто недружественную позицию. Она весьма негативно восприняла договоры о взаимной помощи, подписанные Чехословакией в 1934 г. с Францией и в 1935 г. – с СССР. Фактически это означало выход Польши из-под французского влияния и относительное сближение с Германией. 1938 г. стал временем агрессивной внешней политики Польши. В начале марта в Польше прошла серия антилитовских демонстраций. К литовской границе были направлены войска. 17 марта Польша предъявила Литве ультиматум: Литва в течение 24 часов должна была установить с Польшей дипломатические отношения, признать вхождение в состав Польши Виленского края [отменить статью конституции, которая провозглашала Вильно столицей Литовской республики], подписать конвенцию о соблюдении всех прав польского населения в Литве. В случае отказа Польша угрожала осуществить «марш на Каунас». Однако Литва получила поддержку СССР. Он заявил, что в случае агрессии Польши против Литвы он будет вынужден денонсировать договор о ненападении с Польшей от 1932 г. В итоге Польша ограничила свои требования лишь восстановлением дипотношений и отказалась от планов войны с Литвой. В условиях судетского кризиса Польша, заручившись поддержкой Германии, 21 сентября 1938 г. выдвинула Чехословакии ультиматум: немедленно решить проблему польского населения в Тешинской Силезии (прекратить «притеснения» заользинских поляков). Польша отказалась предоставить коридор для прохода советских войск на помощь Чехословакии. После подписания 30 сентября мюнхенского соглашения по судетскому вопросу Польша потребовала от Чехословакии передать ей всю Тешинскую область. Поляки также заявили о желании иметь с Венгрией общую границу [т.е. Венгрия должна была получить Закарпатскую Украину]. 1 октября в Судеты вошла немецкая армия. 2 октября польские части с согласия Гитлера оккупировали Тешинскую Силезию. Таким образом, Польша оказалась соучастницей Германии в разделе Чехословакии. После Мюнхена отношения Польши и Германии стали резко ухудшаться. Германия стала оказывать сильнейшее давление на польское правительство. Уже 24 октября 1938 г. Гитлер предложил окончательно урегулировать германо-польские отношения: Польша должна была согласиться на вхождение в состав Германии г. Гданьска (Данцига) и выделить в «польском коридоре» полосу для постройки путей сообщения с Восточной Пруссией (экстерриториальной ж/д и шоссе). Польша медлила с ответом, но в итоге в марте 1939 г. отказалась принять эти условия. Это было использовано Гитлером для начала громкой антипольской пропаганды. В марте 1939 г. был готов план «Белый» – план нападения на Польшу. После оккупации Германией и Венгрией Чехословакии в марте 1939 г. возникла прямая угроза независимости Польши. В этих условиях Польша в очередной раз изменила свою внешнеполитическую доктрину. Под давлением оппозиции правительство повернуло в сторону старых союзников – Великобритании и Франции. К этому времени они стали проводить политику «сдерживания агрессора», раздавая гарантии безопасности малым странам. Польша считала, что Германия не осмелится напасть на неё, если её союзницами станут сразу обе великих державы. С Францией сохраняло силу старое соглашение 1921 г. Великобритания 31 марта 1939 г. заявила о предоставлении Польше в случае агрессии против неё посильной помощи. В начале апреля (6) 1939 г. был подписан англо-польский договор о взаимопомощи. Этим воспользовалась Германия. Она заявила, что этот договор противоречит польско-германскому договору 1934 г., и 28 апреля 1939 г. Германия расторгла договор о ненападении с Польшей. 19 мая новый договор о взаимной помощи с Польшей подписала Франция. Летом 1939 г. велись франко-англо-советские переговоры о создании системы коллективного отпора агрессору, которые оказались неудачными. Польша заявила о том, что не нуждается в военной помощи СССР и не предоставит коридор для переброски советских войск на запад для помощи Франции. 23 августа 1939 г. был подписан пакт Молотова-Риббентропа. Приложенный к нему секретный протокол устанавливал разделение Польши на сферы влияния между Германией и СССР по линиям рек Висла, Нарев и Сан, т.е. приблизительно в соответствии с «линией Керзона». Вопрос о сохранении независимости Польши ставился в зависимость от интересов Германии и СССР. В это время антипольская пропаганда в Германии развернулась с новой силой. Напуганная Польша в конце августа начала мобилизацию. 1 сентября 1939 г. [в 4.00] Германия напала на Польшу. Великобритания и Франция вручили Германии ультиматум – немедленно вывести свои войска. В ответ Гитлер заявил, что Польша отвергла все миролюбивые предложения немецкого правительства, сама напала на Германию и Германия должна, как и в 1914 г., снова защищать свои права. 3 сентября войну Польше объявила Словакия. 3 же сентября Великобритания [в 11.00] и Франция [в 12.40] объявили Германии войну, но не оказали Польше никакой серьёзной помощи. «Странная война», которую они вели на западе, позволила Германии в течение первой половины сентября захватить все польские земли. Правительство Польши бежало сначала в Румынию, а затем – в Лондон. Однако Варшава оборонялась 3 недели. 17 сентября советские войска вступили в Западную Беларусь и Западную Украину (взяли под защиту белорусов и украинцев) [совместные парады в Пинске и Бресте]. Польша во второй раз перестала существовать как независимое государство. Главной причиной падения Польши была агрессия гитлеровской Германии. Однако в трагедии Польши также виновата и недальновидная политика польского правительства: концепция «двух врагов», незащищённость западной границы, постоянные метания и паническая боязнь СССР [даже в условиях нападения Германии большие силы поляки держали на востоке, опасаясь удара со стороны СССР. Но он ведь занял не польские земли].
Тема III. Чехословакия в 1918 – 1939 гг. 5. Образование Чехословацкого государства. 6. Чехословакия в 20-х – 30-х гг. XX в. 7. Чехословакия в системе международных отношений.
Образование Чехословацкого государства.
Чешские земли принадлежали Австрийской части Австро-Венгрии и являлись одной из наиболее развитых, в т.ч в индустриальном плане, частей империи. Словакия принадлежала Венгерской короне и была в основном аграрной территорией. После начала I мировой войны ключевые чешские и словацкие национальные партии объявили о своей лояльности династии Габсбургов. Однако в связи с кризисом Австро-Венгрии и перспективой её распада появилась идея решения чешского и словацкого национального вопросов вне границ Габсбургской монархии. Всё более популярной становилась концепции образования независимого Чехословацкого государства. В годы I мировой войны произошла консолидация национально-патриотических сил в Чехии и Словакии, а также в эмиграции. В Париже в 1915 г. был создан Чехословацкий национальный совет (профессор Томаш Гарриг Масарик). В России оформился Союз чехословацких обществ, поставивший целью создание чешских легионов их эмигрантов и военнопленных для помощи Антанте. В Праге осенью 1916 г. был создан Пражский национальный комитет из депутатов австрийского парламента от чешских политических партий. Его возглавил Карел Крамарж (руководитель НДП). 6 января 1918 г. он огласил декларацию о необходимости создания суверенного Чехословацкого государства в соответствии с правом всех наций на самоопределение. 30 мая 1918 г. в г. Питтсбурге (США) представители чешских и словацких эмигрантских организаций, в т.ч. Чехословацкого национального совета в Париже, заключили соглашение (Питтсбургское) о необходимости добиваться объединении чехов и словаков в одном государстве. Словакии были обещаны собственная администрация и парламент, словацкий язык получал в ней статус государственного. В сентябре 1918 г. в Словакии был создан Словацкий национальный совет. Летом 1918 г. Антанта признала эмигрантскую организацию Масарика в качестве будущего правительства Чехословакии. Это означало, что Антанта впервые официально признавала право че<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.67 (0.021 с.) |