Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период.

Поиск

Окончание I мировой войны привело к краху Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Многолетняя национально-освободительная борьба покорённых ими народов ЦВЕ завершилась образованием на их руинах молодых независимых государств. Были факторы, ускорившие этот процесс: признание советским правительством права поляков на создание независимого государства; благоприятная позиция Антанты и особенно Франции, желавшей сориентировать страны ЦВЕ на себя; заявление США (пункт 13 в «14 пунктах Вильсона») о необходимости создания независимой Польши; исторические традиции государственности в Польше, Чехии, Венгрии, южнославянских землях.

В большинстве стран ЦВЕ к власти пришли буржуазно-демократические партии. Начался процесс демократизации общественно-политической сферы, хотя он во многом был непрочным и недостаточно глубоким. В 1919-21 гг. были приняты конституции, вводившие республиканский или конституционно-монархический строй, гарантировавшие основные права и свободы граждан. Этим закреплялись важные демократические приобретения в жизни народов ЦВЕ. Наиболее глубоко демократизация коснулась Чехословакии и Польши.

Процесс демократизации привёл к важным прогрессивным изменениям в жизни стран ЦВЕ. Однако в течение 1920-х – 30-х гг. в большинстве этих стран разразился кризис парламентской демократии, итогом которого стала замена демократических режимов авторитарными диктатурами военного или военно-монархического плана. Это не были фашистские диктатуры (мнение советской историографии), хотя в некоторых странах (Венгрия, Болгария) эти режимы были схожи с фашистскими по духу и социальной базе. Причины кризиса демократических систем в странах ЦВЕ:

· Закрепление в конституциях многопартийности, парламентаризма, комплекса гражданских прав и свобод не могло ликвидировать многовековую авторитарную политическую культуру в обществах ЦВЕ, отсутствие исторических и во многом – ментальных демократических традиций. Сказывалось собственное средневековое прошлое этих земель и долгое пребывание в составе абсолютистских монархий Габсбургов, Романовых и Гогенцоллернов;

· Буржуазно-демократические партии не смогли добиться широкой массовой поддержки своей политики. Отсутствовала прочная социальная база демократического режима (т.е. сложившийся и многочисленный средний класс). Реформы проводились узким слоем буржуазно-демократической элиты, которая ощущала сильное давление слева, со стороны коммунистических партий, и справа, со стороны консервативных сил, противодействовавших демократизации, – монархии, военных, финансовой олигархии, националистического движения;

· Прогрессивные политические нововведения опирались на слабую экономическую базу. В большинстве стран ЦВЕ все межвоенные годы сохранялась нестабильная экономическая ситуация, которая снижала эффективность реформ, усиливая социальную напряжённость в обществе;

· Существовали острые национальные и конфессиональные противоречия, которые не получили должного решения. Наоборот, для стран ЦВЕ были характерны жёсткие унитарные тенденции – в условиях многонациональности и поликонфессиональности (например, преобладание во всех сферах чехов в Чехословакии, православных сербов – в Королевстве СХС). Налицо были ущемление прав национальных меньшинств и рост национализма, причём как у господствовавшей национальности, так и в среде национальных меньшинств;

· парламенты часто превращались в говорильню и место ожесточённой межпартийной борьбы. Это по мере нарастания комплекса проблем пробуждало желание масс видеть «твёрдую руку» у власти, способную быстро и жёстко навести порядок и установить «прямые взаимоотношения» власти и народа – без посредничества партий и политиков. В то же время, недемократические методы правления зачастую использовала и правящая элита, стремясь подавить оппозиционные и революционные настроения.

Все эти причины привели к нарастанию авторитарных тенденций в странах ЦВЕ. Установление авторитарных диктатур привело к сворачиванию реформ и откату назад в области политического развития. Это проявилось в демонтаже или ослаблении многопартийных парламентских систем. Главными политическими идеями стали национализм, народность, социальный компромисс, патриархальные нравственные ценности. Социальная поддержка авторитарных режимов была достаточно широкой, хотя участие народа в реальной политической жизни сокращалось. Опорой авторитарных диктатур являлись военные и монархические круги, церковь, бюрократия, а не массовые партии, как в фашистских государствах. Весомую, хотя не всегда определяющую, роль играл личностный фактор (как в Польше, Венгрии, Югославии). В других странах складывались «диктатуры без диктаторов», где за власть боролись несколько враждовавших консервативных группировок. Единственной страной, которая, несмотря на некоторый рост авторитарных тенденций в политической жизни, сумела избежать установления диктаторского режима, стала Чехословакия.

Тема II. Польша в 1918 – 1939 гг.

1. Образование «Второй Речи Посполитой. Советско-польская война.

2. Польша в период парламентской демократии.

3. Польша в годы «санации».

4. Внешняя политика Польши.

 

Образование «Второй Речи Посполитой».

 

Польские земли, входившие в состав российской империи, в ходе I мировой войны были оккупированы германскими и австрийскими войсками. В польском национальном движении рассматривались различные варианты создания независимого Польского государства. Временное правительство России заявило о нежелании препятствовать польской независимости. Лидеры польской Национал-демократической партии (эндеки) обратились к державам Антанты за помощью в создании независимого государства. В августе 1917 г. в Париже был образован Польский национальный комитет, возглавленный лидером НДП Романом Дмовским. Антанта согласилась на образование самостоятельного Польского государства и признала ПНК единственным официальным представителем польского народа.

Левые партии – СДКПиЛ и ППС-левица – выдвинули лозунг создания рабоче-крестьянских советов и передачи им власти. Позднее, 16 декабря 1918 г., эти партии объединились в одну – Коммунистическую партию Польши. Более влиятельные в рабочей среде умеренные партии – СДП Галиции и Силезии и ППС-фракция [Польская социалистическая партия – «революционная фракция»] и Юзеф Пилсудский (популярный политик и военачальник, создатель польских легионов, воевавших против России) возлагали надежды на воссоединение польских земель при помощи оккупационных властей. Планировалось также заключить новую унию с Литвой и Беларусью для воссоздания РП. Однако у Пилсудского возник конфликт с германским командованием, что привело к его аресту летом 1917 г. Тем не менее, в конце 1917 г. на занятых польских землях германские оккупационные власти создали в Варшаве т.н. Регентский совет, который хотя и не обладал реальными полномочиями, но занялся организацией административного аппарата.

После революций в Германии и Австро-Венгрии осенью 1918 г. на оккупированных территориях Польши возник целый ряд самопровозглашённых комитетов и правительств, претендовавших на верховную власть. В Варшаве продолжал действовать Регентский совет. В Кракове была создана Польская Ликвидационная комиссия во главе с Винцентом Витосом. Она объявила целью воссоединение Галиции с остальными польскими землями. 28 октября 1918 г. Ликвидационная комиссия заявила о взятии власти в Галиции в свои руки. 7 ноября 1918 г. в Люблине было образовано Временное народное правительство во главе с лидером СДПГиС Игнацием Дашиньским. Оно объявило о создании Польской народной республики и роспуске Регентского совета в Варшаве, провозгласило основные демократические права и свободы. Во многих городах действовали и стихийно образованные советы рабочих депутатов.

Германские власти освободили Пилсудского (взамен на обещание, что современное поколение поляков не должно было претендовать на западные польские земли). 10 ноября 1918 г. он возвратился в Варшаву. 11 ноября 1918 г. Германия капитулировала (этот день с 1926 г. стал отмечаться как День независимости Польши). 14 ноября Пилсудский принял властные полномочия Регентского совета, который после этого был распущен. В тот же день Пилсудский своим декретом назначил себя на высший чрезвычайный пост – Временного начальника государства. Люблинское и Краковское правительства решили признать Пилсудского главой Польского государства. Из представителей левых партий 18 ноября было образовано общепольское Народное рабочее правительство, которое возглавил социалист Ежи Морачевский. Главной целью объявлялась подготовка к созыву Учредительного сейма. 22 ноября 1918 г. Пилсудский издал декрет об организации высшей власти: до созыва Сейма он как Временный начальник государства являлся носителем верховной власти, имел право назначать правительство, утверждать законы и издавать декреты.

Представители ПНК в Париже в первое польское правительство не вошли, и Антанта отказалась его признавать. В начале 1919 г. состоялись переговоры с ПНК, после которых 19 января было образовано новое правительство (без участия социалистов) во главе с деятелем ПНК Игнацием Падеревским (известный пианист и композитор). Это правительство получило признание Антанты и было приглашено на Парижскую мирную конференцию.

26 января 1919 г. состоялись выборы в первый Сейм Польской республики (на территории Галиции и бывшего Царства Польского). Большинство голосов досталось НДП (37%) и центристским партиям (15%), левые получили 34% голосов. Восстановленное Польское государство поляки назвали Второй Речью Посполитой. Столицей его стала Варшава. Юридическое признание и границы это государство получило на Парижской мирной конференции.

Становление польской государственности проходило в условиях войны с Советской Россией. Неопределённость восточной границы давала полякам возможность разрабатывать экспансионистские планы. Антанта в целом благожелательно относилась к Польше как к антисоветской силе в Восточной Европе. Всё это было использовано Пилсудским для развязывания военных действий на востоке. Было официально заявлено о необходимости «восстановить исторические границы» Речи Посполитой 1772 г. – «от моря и до моря» (на штандартах Пилсудского – надпись «Речь Посполитая от моря до моря»). Пилсудский также намеревался сплотить нацию крупной военной кампанией и получить материальную помощь со стороны Запада. Большие государственные средства вкладывались в создание армии. Весной 1919 г. из Франции в Польшу была переправлена добровольческая армия генерала Галлера (набрана из польских эмигрантов и военнопленных). Численность польской армии к осени 1919 г. достигла 600 тыс. чел.

Воспользовавшись крайне сложным положением Советской республики, уже в середине февраля 1919 г. польские войска начали от Буга наступление на востоке – сначала в Восточной Галиции, затем в Беларуси и Литве. Красная армия отступала без крупных боёв, т.к. основные её силы были задействованы на юге и востоке в борьбе с белым движением. В апреле 1919 г. поляки заняли Вильно, летом – Восточную Галицию, в августе – Минск, к осени вышли к Западной Двине и Березине. После этой кампании наступило временное затишье. Имели место переговоры Пилсудского и А. Деникина о совместных действиях против Советской республики. Однако они успеха не имели (Деникин отстаивал идею единой и неделимой России и не соглашался на отторжение в пользу Польши каких-либо территорий). Большевики использовали это для переброски сил на юго-восток и разгрома армии Деникина в конце 1919 г. В декабре 1919 г. Антанта утвердила в качестве восточной границы Польши «линию Керзона», показав, что официально пока ещё не признаёт польских захватов. Советское правительство в конце 1919 г. и в начале 1920 г. неоднократно предлагало Польше условия мира и выражало готовность согласиться на новую границу, которая прошла бы намного восточнее «линии Керзона». Однако поляки отвергли эти предложения.

25 апреля 1920 г. началось новое наступление поляков. В конце апреля было достигнуто соглашение с украинской Директорией (Семён Петлюра) о вхождении в состав РП Правобережной Украины, о координации боевых действий и снабжении польской армии. Верховная Рада БНР также дала согласие на вхождение Беларуси в состав РП в качестве автономной территории. Наступление польской армии было весьма успешным, что позволило быстро выйти на границы 1772 г., а 6 мая даже занять Киев. Наступление планировалось развивать и дальше, вглубь Украины, что привело к ухудшению отношений с Директорией.

Стабилизировав положение на востоке и юге, советское правительство перебросило значительные силы на запад. В середине мая 1920 г. началось контрнаступление Красной армии от Березины и Днепра. Летом она освободила захваченные Польшей территории до Буга, заняла Львов и продолжала двигаться на запад. Угроза военного поражения заставила Пилсудского создать Совет государственной обороны. Новый премьер Вл. Грабский был направлен просить поддержки у стран Антанты. В итоге Антанта потребовала от Красной армии остановиться на «линии Керзона», в противном случае она грозила оказать военную помощь Польше [англичане намеревались ввести флот в Балтийское море].

Однако в середине июля 1920 г. Красная армия вступила на территорию Польши и подошла к Варшаве. Большевики решили, что это начало распространения социалистической революции в Европе. В Белостоке коммунисты образовали Польский временный революционный комитет – «Польревком» (Юлиан Мархлевский, Феликс Дзержинский). Он занялся созданием органов советской власти. Однако надежды большевиков на поддержку польского населения не оправдались. Наоборот, произошёл патриотический подъём, резко усилились антирусские настроения. В ходе сражения 14-16 августа под Варшавой («чудо на Висле») красноармейские войска были разбиты, а территория Польши вскоре очищена от них. Поляки снова заняли часть Литвы, Беларуси и Украины.

12 октября 1920 г. в Риге был подписан прелиминарный договор, а 18 марта 1921 г. – окончательный Рижский мирный договор. Западная Украина и Западная Беларусь вошли в состав Польши, которая присоединила в 1922 г. ещё и Виленский край с г. Вильно (т.н. «Среднюю Литву»). Это создало напряжённые отношения Польши с Литвой (фактически состояние войны до марта 1938 г.). Польша также обязалась обеспечить культурную, языковую и религиозную автономию белорусов и украинцев. Дополнительные статьи договора ни одна из сторон не выполняла (Польша не обеспечила права национальных меньшинств, Россия не вернула Польше военные трофеи и вывезенные культурные ценности начиная с 1772 г., не выплатила установленную компенсацию в 30 млн. золотых рублей за использование экономики Польши в составе Российской империи).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.33 (0.014 с.)