Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекции по истории стран цюве в хх веке↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СТРАН ЦЮВЕ В ХХ ВЕКЕ Преподаватель Бирюков А. В. Учебный год
Тема I. Общие тенденции развития стран и народов Центральной И Восточной Европы в межвоенный период. 1. Политическое положение и социально-экономическое развитие стран и народов ЦВЕ после окончания I мировой войны. 2. Формирование территорий государств ЦВЕ после окончания I мировой войны. Проблема границ. 3. Общие тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период.
Политическое положение и социально-экономическое развитие стран и народов ЦВЕ после окончания I мировой войны. К 1914 г. на территории ЦВЕ уже существовало несколько самостоятельных малых государств – Албания, Греция, Сербия, Черногория, Болгария, Румыния. Они имели опыт относительно длительного или недавнего независимого развития. В их политической структуре присутствовали парламенты, имелись конституции. Как правило, эти конституции были составлены по образцу старых европейских государств – например, Франции или Бельгии. Все эти малые страны по своему политическому устройству являлись монархиями. В Болгарии (княжество с 1879 г, царство с 1908 г.) в 1918 – 1943 гг. правил царь Борис III из династии Саксен-Кобургов. В Румынии (княжество Молдова + Валахия с 1859 г., королевство с 1881 г.) в 1914 – 1927 гг. правил король Фердинанд I из династии Гогенцоллернов – Зигмарингенов. В Сербии (автономное княжество с 1808 г., окончательно с 1815 г., полная независимость с 1878 г., королевство с 1882 г.) в 1903 – 1921 гг. правил король Пётр I из династии Карагеоргиевичей. В Черногории (самостоятельное княжество с 1852 г., признано независимым в 1878 г., королевство с 1910 г.) в 1860 – 1918 гг. правил князь, а с 1910 г. – король Николай I из династии Петровичей-Негошей. Венгрия являлась королевством в рамках двуединой (дуалистической) монархии – Австро-Венгрии. Венгерским королём являлся австрийский император из династии Габсбургов (в 1916 – 1918 гг. это был Карл IV, как император – I). Венгрия обладала разветвлённой административной системой. Другие земли ЦВЕ находились в составе трёх империй – Романовых (Российской), Габсбургов (Австро-Венгрии) и Гогенцоллернов (Германской). В этих землях национальные политические структуры лишь начинали формироваться. Автономией обладали Хорватия и Славония в составе Венгрии и Галиция в составе Австрии. Они имели местные законосовещательные органы (сеймы и саборы), посылали своих депутатов в австрийский рейхсрат и венгерский парламент. С начала XX в. своих депутатов в Государственную Думу Российской империи посылало также Царство Польское. Однако нигде не было введено всеобщее избирательное право, существовали многочисленные цензовые ограничения и т.д. Важным компонентом государственно-политических структур становились национальные партийные системы. Они имели особенности: существовало много партий, среди них были крестьянские партии, рабочие и буржуазные партии образовались приблизительно в одно и то же время, а кое-где (в Польше) рабочие партии возникли раньше буржуазных (а не наоборот, как в странах Западной Европы). После окончания I мировой войны в 1918 г. на развалинах трёх империй возникли новые малые государства – Чехословацкая республика, Польская республика, Венгерская республика и Королевство СХС (сербов, хорватов, словенцев). Основу их политических систем составили уже существовавшие политические институты и национальные партии.
В социально-экономическом отношении страны ЦВЕ в начале новейшего времени представляли собой пёструю картину. Разные страны и территории отличались неравномерностью и разноуровневостью экономического развития. Тяжёлая промышленность практически повсеместно была развита очень слабо либо отсутствовала вообще. Промышленные зоны существовали лишь в Чехии, в некоторых областях Венгрии и Польши (в Царстве Польском и юго-западных польских землях). Там уже шёл процесс концентрации промышленного и банковского капитала, но, в отличие от западных стран, не на национальной основе, а за счёт иностранного капитала. В экономике ЦВЕ большую роль играла тесная связь с западноевропейскими рынками. В большинстве стран всё ещё существовало помещичье землевладение, обеспечивавшее производство товарной с/х продукции. Ликвидация помещичьего землевладения в предшествующий период произошла лишь в Сербии и Болгарии (с избавлением от османского ига и с изгнанием турецких землевладельцев, которым принадлежала большая часть земель). Специализация большинства стран ЦВЕ была в основном аграрной. Состояние экономики стран ЦВЕ предопределяло ситуацию в их социальной структуре. Преобладающим слоем по-прежнему оставалось крестьянство. Крестьяне составляли 70-80% населения. Новые социальные слои – буржуазия, рабочий класс и интеллигенция – ещё только формировались. Важное место в структуре общества они занимали лишь в Чехии и некоторых других землях.
Образование «Второй Речи Посполитой».
Польские земли, входившие в состав российской империи, в ходе I мировой войны были оккупированы германскими и австрийскими войсками. В польском национальном движении рассматривались различные варианты создания независимого Польского государства. Временное правительство России заявило о нежелании препятствовать польской независимости. Лидеры польской Национал-демократической партии (эндеки) обратились к державам Антанты за помощью в создании независимого государства. В августе 1917 г. в Париже был образован Польский национальный комитет, возглавленный лидером НДП Романом Дмовским. Антанта согласилась на образование самостоятельного Польского государства и признала ПНК единственным официальным представителем польского народа. Левые партии – СДКПиЛ и ППС-левица – выдвинули лозунг создания рабоче-крестьянских советов и передачи им власти. Позднее, 16 декабря 1918 г., эти партии объединились в одну – Коммунистическую партию Польши. Более влиятельные в рабочей среде умеренные партии – СДП Галиции и Силезии и ППС-фракция [Польская социалистическая партия – «революционная фракция»] и Юзеф Пилсудский (популярный политик и военачальник, создатель польских легионов, воевавших против России) возлагали надежды на воссоединение польских земель при помощи оккупационных властей. Планировалось также заключить новую унию с Литвой и Беларусью для воссоздания РП. Однако у Пилсудского возник конфликт с германским командованием, что привело к его аресту летом 1917 г. Тем не менее, в конце 1917 г. на занятых польских землях германские оккупационные власти создали в Варшаве т.н. Регентский совет, который хотя и не обладал реальными полномочиями, но занялся организацией административного аппарата. После революций в Германии и Австро-Венгрии осенью 1918 г. на оккупированных территориях Польши возник целый ряд самопровозглашённых комитетов и правительств, претендовавших на верховную власть. В Варшаве продолжал действовать Регентский совет. В Кракове была создана Польская Ликвидационная комиссия во главе с Винцентом Витосом. Она объявила целью воссоединение Галиции с остальными польскими землями. 28 октября 1918 г. Ликвидационная комиссия заявила о взятии власти в Галиции в свои руки. 7 ноября 1918 г. в Люблине было образовано Временное народное правительство во главе с лидером СДПГиС Игнацием Дашиньским. Оно объявило о создании Польской народной республики и роспуске Регентского совета в Варшаве, провозгласило основные демократические права и свободы. Во многих городах действовали и стихийно образованные советы рабочих депутатов. Германские власти освободили Пилсудского (взамен на обещание, что современное поколение поляков не должно было претендовать на западные польские земли). 10 ноября 1918 г. он возвратился в Варшаву. 11 ноября 1918 г. Германия капитулировала (этот день с 1926 г. стал отмечаться как День независимости Польши). 14 ноября Пилсудский принял властные полномочия Регентского совета, который после этого был распущен. В тот же день Пилсудский своим декретом назначил себя на высший чрезвычайный пост – Временного начальника государства. Люблинское и Краковское правительства решили признать Пилсудского главой Польского государства. Из представителей левых партий 18 ноября было образовано общепольское Народное рабочее правительство, которое возглавил социалист Ежи Морачевский. Главной целью объявлялась подготовка к созыву Учредительного сейма. 22 ноября 1918 г. Пилсудский издал декрет об организации высшей власти: до созыва Сейма он как Временный начальник государства являлся носителем верховной власти, имел право назначать правительство, утверждать законы и издавать декреты. Представители ПНК в Париже в первое польское правительство не вошли, и Антанта отказалась его признавать. В начале 1919 г. состоялись переговоры с ПНК, после которых 19 января было образовано новое правительство (без участия социалистов) во главе с деятелем ПНК Игнацием Падеревским (известный пианист и композитор). Это правительство получило признание Антанты и было приглашено на Парижскую мирную конференцию. 26 января 1919 г. состоялись выборы в первый Сейм Польской республики (на территории Галиции и бывшего Царства Польского). Большинство голосов досталось НДП (37%) и центристским партиям (15%), левые получили 34% голосов. Восстановленное Польское государство поляки назвали Второй Речью Посполитой. Столицей его стала Варшава. Юридическое признание и границы это государство получило на Парижской мирной конференции. Становление польской государственности проходило в условиях войны с Советской Россией. Неопределённость восточной границы давала полякам возможность разрабатывать экспансионистские планы. Антанта в целом благожелательно относилась к Польше как к антисоветской силе в Восточной Европе. Всё это было использовано Пилсудским для развязывания военных действий на востоке. Было официально заявлено о необходимости «восстановить исторические границы» Речи Посполитой 1772 г. – «от моря и до моря» (на штандартах Пилсудского – надпись «Речь Посполитая от моря до моря»). Пилсудский также намеревался сплотить нацию крупной военной кампанией и получить материальную помощь со стороны Запада. Большие государственные средства вкладывались в создание армии. Весной 1919 г. из Франции в Польшу была переправлена добровольческая армия генерала Галлера (набрана из польских эмигрантов и военнопленных). Численность польской армии к осени 1919 г. достигла 600 тыс. чел. Воспользовавшись крайне сложным положением Советской республики, уже в середине февраля 1919 г. польские войска начали от Буга наступление на востоке – сначала в Восточной Галиции, затем в Беларуси и Литве. Красная армия отступала без крупных боёв, т.к. основные её силы были задействованы на юге и востоке в борьбе с белым движением. В апреле 1919 г. поляки заняли Вильно, летом – Восточную Галицию, в августе – Минск, к осени вышли к Западной Двине и Березине. После этой кампании наступило временное затишье. Имели место переговоры Пилсудского и А. Деникина о совместных действиях против Советской республики. Однако они успеха не имели (Деникин отстаивал идею единой и неделимой России и не соглашался на отторжение в пользу Польши каких-либо территорий). Большевики использовали это для переброски сил на юго-восток и разгрома армии Деникина в конце 1919 г. В декабре 1919 г. Антанта утвердила в качестве восточной границы Польши «линию Керзона», показав, что официально пока ещё не признаёт польских захватов. Советское правительство в конце 1919 г. и в начале 1920 г. неоднократно предлагало Польше условия мира и выражало готовность согласиться на новую границу, которая прошла бы намного восточнее «линии Керзона». Однако поляки отвергли эти предложения. 25 апреля 1920 г. началось новое наступление поляков. В конце апреля было достигнуто соглашение с украинской Директорией (Семён Петлюра) о вхождении в состав РП Правобережной Украины, о координации боевых действий и снабжении польской армии. Верховная Рада БНР также дала согласие на вхождение Беларуси в состав РП в качестве автономной территории. Наступление польской армии было весьма успешным, что позволило быстро выйти на границы 1772 г., а 6 мая даже занять Киев. Наступление планировалось развивать и дальше, вглубь Украины, что привело к ухудшению отношений с Директорией. Стабилизировав положение на востоке и юге, советское правительство перебросило значительные силы на запад. В середине мая 1920 г. началось контрнаступление Красной армии от Березины и Днепра. Летом она освободила захваченные Польшей территории до Буга, заняла Львов и продолжала двигаться на запад. Угроза военного поражения заставила Пилсудского создать Совет государственной обороны. Новый премьер Вл. Грабский был направлен просить поддержки у стран Антанты. В итоге Антанта потребовала от Красной армии остановиться на «линии Керзона», в противном случае она грозила оказать военную помощь Польше [англичане намеревались ввести флот в Балтийское море]. Однако в середине июля 1920 г. Красная армия вступила на территорию Польши и подошла к Варшаве. Большевики решили, что это начало распространения социалистической революции в Европе. В Белостоке коммунисты образовали Польский временный революционный комитет – «Польревком» (Юлиан Мархлевский, Феликс Дзержинский). Он занялся созданием органов советской власти. Однако надежды большевиков на поддержку польского населения не оправдались. Наоборот, произошёл патриотический подъём, резко усилились антирусские настроения. В ходе сражения 14-16 августа под Варшавой («чудо на Висле») красноармейские войска были разбиты, а территория Польши вскоре очищена от них. Поляки снова заняли часть Литвы, Беларуси и Украины. 12 октября 1920 г. в Риге был подписан прелиминарный договор, а 18 марта 1921 г. – окончательный Рижский мирный договор. Западная Украина и Западная Беларусь вошли в состав Польши, которая присоединила в 1922 г. ещё и Виленский край с г. Вильно (т.н. «Среднюю Литву»). Это создало напряжённые отношения Польши с Литвой (фактически состояние войны до марта 1938 г.). Польша также обязалась обеспечить культурную, языковую и религиозную автономию белорусов и украинцев. Дополнительные статьи договора ни одна из сторон не выполняла (Польша не обеспечила права национальных меньшинств, Россия не вернула Польше военные трофеи и вывезенные культурные ценности начиная с 1772 г., не выплатила установленную компенсацию в 30 млн. золотых рублей за использование экономики Польши в составе Российской империи).
Польша в годы «санации».
В условиях экономического и политического кризиса 1925-26 гг. к власти решил вернуться маршал Юзеф Пилсудский. Он всегда открыто претендовал на роль национального лидера, стоящего над всеми партиями и парламентом. У Пилсудского имелся огромный авторитет – военачальника и создателя независимой Польши. Пилсудский и его сторонники – в армии и в руководстве ППС – критиковали правительство, нападали на эндеков, много лет стоявших у власти, критиковали всю политическую систему. В апреле 1926 г. министры от ППС вышли в отставку, спровоцировав правительственный кризис. 12 мая 1926 г. верные Пилсудскому воинские части двинулись на Варшаву, чтобы свергнуть законное, но непопулярное в народе правительство. Население Варшавы поддержало Пилсудского. Против него не выступили даже коммунисты. 14 мая президент Войцеховский и правительство Витоса ушли в отставку. Верховная власть в стране оказалась фактически в руках Пилсудского, однако он не стал формально объявлять себя диктатором. 31 мая 1926 г. НС избрало его президентом, тем самым узаконив государственный переворот. Но Пилсудский отказался от поста президента, не дававшего широких полномочий. По его рекомендации новым президентом был избран Игнаций Мосьцицкий [профессор химии Львовского политехнического института; правил вплоть до 1.09.1939.]. Сам Пилсудский занял посты военного министра, специально созданный пост генерального инспектора вооружённых сил, а 2 октября 1926 г. стал и премьер-министром. На любые должности назначались только преданные Пилсудскому люди. Как генеральный инспектор ВС Пилсудский не нёс ответственности ни перед сеймом, ни перед президентом. Т.о. ключевые рычаги власти Пилсудский сосредоточил в своих руках и удерживая власть вплоть до своей смерти в 1935 г. С лета 1926 г. в Польше утвердился авторитарный режим «санации», или «всеобщего оздоровления» государства. Целями санации объявлялись удешевление госаппарата, улучшение положения народных масс и национальных меньшинств, создание надпартийной и надклассовой власти. Провозглашалось «наведение порядка», была объявлена борьба с коррупцией и злоупотреблениями властью. Были ограничены многопартийность и парламентаризм, расширены полномочия исполнительной власти. 2 августа 1926 г. были приняты поправки к конституции, т.н. «августовская новелла». За счёт урезания прав сейма расширялись полномочия президента. Он мог распускать обе палаты парламента, издавать декреты, имевшие силу закона, влиять на принятие бюджета. Период санации совпал со стабилизацией экономической жизни Польши, что обеспечило режиму поддержку общества. В 1926 г. был собран хороший урожай. Улучшилась экспортная конъюнктура. Из-за забастовки английских шахтёров резко вырос (в 3 раза) экспорт польского угля. Польша получила позитивное сальдо внешней торговли. Стабилизировались финансы. Главными торговыми партнёрами Польши стали США и Германия. Но экономический подъём был ограниченным. Объём промышленного производства к 1929 г. так и не достиг довоенного уровня (81%). Однако стабилизация экономики обеспечила некоторый рост доходов населения, что привело к спаду социальной напряжённости. В марте 1928 г. должны были состояться новые парламентские выборы. Для получения опоры в парламенте власти создали Беспартийный блок сотрудничества с правительством, заявивший о поддержке режима (его кампания финансировалась из бюджетных средств). Беспартийный блок получил в народе прозвание «ББ». На выборах ББ не получил большинства голосов, одержав лишь относительную победу (25% голосов). Пилсудский, разочаровавшись в итогах выборов, демонстративно ушёл в отставку с поста премьера. Правительство в 1929 г. начало работу над проектом новой конституции, которая законодательно закрепила бы режим санации. Большинство партий – центристские и левые – составили оппозицию правительству. Они объединились в блок «Центролев». В это блок входили многие известные политики, например неоднократный премьер В. Витос. Летом 1930 г. «Центролев» провёл свой конгресс, где были выдвинуты лозунги «защиты прав и свобод народа» и возвращения к режиму парламентской демократии. Чтобы разгромить оппозицию, были арестованы самые влиятельные политики – члены «Центролева» и помещены в тюрьму в Брестской крепости. В августе 1930 г. были распущены обе палаты парламента, в которых правительство не имело поддержки. В ноябре 1930 г. состоялись внеочередные выборы в НС, получившие название «брестских выборов». Они проходили в условиях разгрома оппозиции и давления на избирателей. 47% голосов получил ББ. Ему досталось большинство мест в обеих палатах парламента (56% в сейме). Осенью 1929 г. Польша первой из стран ЦВЕ оказалась втянутой в мировой экономический кризис. Пик кризиса пришёлся на 1932 г. Промышленное производство сократилось почти на 40%. Цены на с/х продукцию упали на 2/3. Безработица составила 50% всех рабочих. Причинами остроты экономического кризиса были: узость внутреннего рынка; зависимость от экспортной конъюнктуры (в угольной и прочих отраслях); техническая отсталость промышленности; огромные военные расходы (70% бюджета); большой размер внешнего долга (около 400 млн. $); зависимость от иностранного капитала (44% акционерного капитала приходилось на долю американских, французских и германских фирм, которые проводили политику вывоза прибылей, а не реинвестирования их в экономику Польши). Экономический кризис привёл к резкому росту социальной напряжённости. Число бастовавших рабочих с 1930 по 1933 гг. выросло в 7 раз (достигнув 345 тыс. чел.). Во всех промышленных районах 16 марта 1932 г. прошла всеобщая забастовка рабочих. Выросло крестьянское движение. Распространение получили крестьянские «бойкоты города» (крестьяне перестали привозить в города продовольствие и покупать промышленные товары). На территории «кресов» крестьянское движение сочеталось с национально-освободительной борьбой белорусов и украинцев. В годы кризиса произошло ужесточение режима. Государство осуществило наступление на права и свободы граждан. Ликвидировалась свобода собраний. Все общественные организации и профсоюзы попали под жёсткий контроль властей. Они могли быть в любой момент запрещены. Государственная администрация подчинила себе систему местного самоуправления. Насаждалась идеология «государственного воспитания». Утверждалось, что выход из любого кризиса достигается не социальной и политической борьбой, а совместными усилиями общества и государства. Поэтому ограничивались возможности для проведения демонстраций, вводился принудительный арбитраж при трудовых конфликтах, запрещались стачки и забастовки на предприятиях военного значения. Судебная реформа 1932 г. упразднила несменяемость судей, подчинила адвокатуру административному аппарату. Был принят более жёсткий уголовный кодекс. В 1934 г. был создан первый изолятор (по сути – концлагерь) для политических заключённых в Берёзе Картузской (Западная Беларусь). Была пересмотрена школьная программа для усиления патриотического воспитания и пропаганды государственных идей. С 1933 г. началась стабилизация экономической жизни. Но рост производства был очень медленным. В 1938 г. индекс промышленного производства превысил докризисный на 17%, но составил 94% от уровня 1913 г. Таким образом, независимая Польша так и не смогла выйти на довоенный уровень производства. Не сократилось и количество безработных (по-прежнему около 500 тыс. чел., т.е. до 50% рабочих). Не стала Польша и индустриальным государством: 70% населения составляли сельские жители. В 1930-х гг. постепенно сложилась система централизованного, корпоративного управления экономикой. Рос этатизм, государственное регулирование экономики. Ещё в 1927 г. были образованы промышленная, торговая и ремесленные палаты, в 1933 г. – с/х палата. Они включали трёхстороннее представительство – профсоюзных организаций, собственников предприятий и правительства. Эти палаты должны были совместно решать экономические проблемы, руководствуясь только государственным подходом к ним. В 1935 г. был образован Центральный промышленный округ, где были размещены новые предприятия военного ведомства. В 1936 г. правительство утвердило 4-хлетний инвестиционный план. 23 апреля 1935 г. была принята новая конституция. Сохранялся республиканский строй, но сейм потерял реальное политическое значение. Расширил свои полномочия сенат. Всю полноту власти фактически приобретал президент. Устанавливалась его ответственность только «перед Богом и историей», т.е. он выводился из-под контроля любой из ветвей власти. Президент получал право назначать и увольнять всех членов правительства, созывать и распускать сейм, издавать декреты, имевшие силу закона, командовать ВС, руководить всей внутренней и внешней политикой государства. Выборы президента лишались демократичности. Его избирали не народ и не НС, а специальное собрание выборщиков (80 человек: 50 депутатов, 25 сенаторов, маршалки сейма и сената, премьер, председатель Верховного Суда и Генинспектор ВС). Президента выбирали из 2 кандидатур, одну из которых называл бывший президент, другую – собрание выборщиков. Принятый вскоре новый избирательный закон лишил политические партии права выдвигать кандидатов в депутаты; это право переходило к назначаемым властями избирательным комиссиям. 12 мая 1935 г. умер Пилсудский. Это событие рассматривалось как национальная трагедия. Был объявлен 6-недельный траур. Официально закреплялся авторитет Пилсудского как национального героя и создателя государства. Режим санации продолжал сохраняться. Место Пилсудского занял генерал Эдвард Рыдз-Смиглы. Несколько активизировалась деятельность оппозиции. Однако большого влияния на политическую жизнь она не оказывала. Осенью 1935 г. состоялись выборы в 5-ый сейм Польской республики. В выборах участвовала лишь третья часть избирателей. Бойкот выборам объявили многие не только левые, но даже правые партии. В итоге сейм состоял из одних сторонников правительства, в нём не было парламентских фракций. Коммунисты по предложению Коминтерна стали проводить политику Народного фронта и организовывать совместные действия с левыми партиями. Однако летом 1938 г. по ложным обвинениям исполком Коминтерна принял решение о роспуске ПКП (а вместе с ней – КПЗБ и КПЗУ). Это сильно ослабило левое крыло оппозиции. В конце 1930-х гг., с ухудшением внешнеполитической ситуации, в польском обществе наметилась тенденция к национальной консолидации. Правительство предпринимало меры к созданию общественного мнения в поддержку режима и формированию массовой социальной базы. Общество было призвано сплотиться вокруг идей санации для защиты польских интересов и спасения польской независимости. В целях национальной обороны правительство призвало народ отложить в сторону все классовые и политические разногласия. Был распущен ББ, вместо него создавался Лагерь национального объединения. Проводились массовые патриотические манифестации и празднества в честь памятных дат польской истории [например, 28 июня 1936 г. состоялось празднование 300-й годовщины легендарной защиты д. Новосельцы от нашествия крымских татар], против реваншистских планов Германии на востоке и за расширение польских границ. Так, все основные политические силы поддержали участие Польши в дележе территории Чехословакии и аннексию Тешинской области. В выборах в сейм в ноябре 1938 г. участвовало 2/3 избирателей. Таким образом, бойкот 1935 г. не повторился. Это говорило об определённом уровне поддержки режима польским обществом. Сам режим санации в советской историографии оценивался как фашистский. Некоторые черты общественно-государственного устройства фашистского (итальянского) типа были в самом деле заметны: насаждение корпоративных начал в обществе, централизованное управление экономикой, подчинение государственным интересам всех сфер общественной жизни, довольно активная идеологическая обработка граждан, ограничение их прав и свобод. Однако реальной фашизации режима не произошло. Не сложилась единая массовая политическая партия санации. Не был изменён государственный строй. Сохранялись атрибуты республиканизма и парламентаризма – разделение (хоть и неравноправное) властей, наличие парламента, проведение выборов, существование многопартийности и наличие политической оппозиции. Большое значение имел личный фактор – авторитет Пилсудского. После смерти Пилсудского режим стал заметно ослабевать. Таким образом, все эти черты свидетельствуют об авторитарном, а не фашистском характере режима санации.
Внешняя политика Польши.
Все межвоенные годы международное положение Польши было довольно сложным. У правительства постоянно были опасения насчёт безопасности польских границ. Западная граница с Германией имела гарантии в Версальском договоре. Однако немцы не были довольны отрывом Восточной Пруссии от основной территории Германии и не считали границу с Польшей соответствовавшей этнической и исторической карте. Польша, со своей стороны, также рассматривала эту границу как временную и надеялась на расширение своей территории за счёт немецких земель к западу и северо-востоку. Отношения с СССР были ещё более сложными. Рижские границы 1921 г. оба государства считали спорными. Польша постоянно опасалась угрозы с востока и поддерживала вдоль своих границ антисоветские формирования (Булак-Булаховича, Петлюры и др.), которые совершали рейды по советской территории. Это создавало напряжённость в советско-польских отношениях, которая никогда не ослабевала, и давало руководству СССР повод обвинять Польшу во враждебной и антисоветской политике. В 1927-28 гг. дипломатические отношения между двумя странами едва не оказались разорванными. В июне 1927 г. в Варшаве (на вокзале) был убит советский посол Пётр Войков. Весной 1928 г. было осуществлено покушение на советского торгового представителя. С трудом удалось избежать новой советско-польской войны. Таким образом, в межвоенные годы Польша видела существование двух своих главных врагов – Германии и СССР. Считалось, что они могли угрожать независимости и территориальной целостности Польши с запада и востока. Также опасались, что СССР и Германия, как когда-то Российская империя и Пруссия, могут договориться друг с другом о совместных действиях по разделу Польши [заглянули в перспективу!]. Эти опасения особенно усилились после подписания Рапалльского договора между Германией и Советской Россией в апреле 1922 г. В Варшаве предполагали наличие секретного германо-советского соглашения относительно Польши. Ещё большую тревогу принесло начало «таможенной войны» Польши с Германией в 1925 г. Исходя из всего этого, польская внешнеполитическая доктрина в 1920-х гг. определялась формулой «балансирования между двух врагов». Она предполагала: никогда не доверять Германии и СССР; не вступать с ними в союзы; играть на их возможных противоречиях и найти себе могущественного союзника, который мог бы дать Польше гарантии безопасности, а в случае войны – защитить. Эта позиция во многом согласовывалась с позицией Франции. Она стремилась сориентировать малые страны ЦВЕ, и особенно Польшу, на себя для приобретения союзников против Германии и для закрепления своей гегемонии на континенте. Поэтому Польша сразу же оказалась в орбите французского влияния и переориентировала на Францию свою внешнюю политику. Так, в 1920-21 гг. возник военно-политический союз малых стран ЦВЕ, созданный под эгидой Франции, – т.н. «Малая Антанта» в составе Чехословакии, Румынии и королевства СХС. Предусматривалось экономическое и финансовое сотрудничество этих стран, дополненное также военными соглашениями. Польша официально в этот блок не вошла, но фактически примыкала к нему, подписав в 1921 г. аналогичный по содержанию договор с Румынией [отношения с Чехословакией у Польши были весьма прохладными]. Вдобавок в том же 1921 г. было подписано двухстороннее соглашение Польши с Францией о союзе и взаимопомощи в случае агрессии против одной из сторон третьего государства. Ударом по польской концепции безопасности были решения Локарнской конференции в октябре 1925 г. Заключённый там Рейнский гарантийный пакт между Францией, Бельгией, Германией, Италией и Великобританией содержал гарантии только западных границ Германии, которые она добровольно соглашалась признать. Свои восточные границы Германия признавать отказалась, и никаких гарантий с чьей-либо стороны они не получали. Это означало усиление позиций Германии и ослабление Франции, союзницы Польши. Также это означало нависание над Польшей в перспективе угрозы с запада. Частичной компенсацией, выданной Польше, было подписанное в Локарно германо-польское арбитражное соглашение по территориальным вопросам. Франция также подписала с Польшей новый договор, повторивший условия соглашения 1921 г. Эта неблагоприятная международная обстановка заставила польское правительство решиться на проведение двухсторонних переговоров со своими «потенциальными врагами». В 1929 г. был подписан польско-германский договор об отказе от взаимных претензий. В 1930 г. было подписано торговое соглашение с Германией, которое устанавливало режим наибольшего благоприятствования в двухсторонней торговле. 25 июля 1932 г. между Польшей и СССР был подписан договор о ненападении сроком на 3 года. Предусматривалось автоматическое продление договора при согласии сторон. 3 июля 1933 г. Польша в числе 7 соседних с СССР государств подписала с СССР конвенцию об определении агрессора. В 1934 г. СССР предложил Польше подписать договор о взаимопомощи, но она отказалась. Тем не менее, договор 1932 г. был продлён на срок вплоть до конца 1945 г. Резко ухудшилось международное положение Польши после прихода нацистов к власти в Германии. Уже было известно, что за счёт малых стран ЦВЕ Германия планировала расширить своё «жизненное пространство». В связи с этим в марте 1933 г. Пилсудский направил предложение Франции начать против Германии превентивную войну, чтобы покончить с германской милитаризацией и реваншизмом. Однако Франция отказалась, т.к. уже тогда начала проводить политику «умиротворения агрессора». 14 октября 1933 г., стремясь ликвидировать преграды для ремилитаризации, Германия объявила о своём выходе из ЛН. После этого Пилсудский предложил Гитлеру предоставить Польше гарантии безопасности. В противном случае поляки оставляли за собой право сооружения на германской границе оборонительной линии. Гитлер согласился, и 26 января 1934 г. Польша подписала договор с Германией о дружбе и ненападении сроком на 10 лет. Все эти двухсторонние договоры были новыми проявлениями политики балансирования, а фактически – метания Польши между Германией и СССР. Польша стремилась обеспечить свою безопасность, получая от каждого из них заверения о мире и ненападении, но ни с кем не вступая в соглашение о взаимной помощи. Сам Пилсудский не доверял ни Германии, ни СССР и считал, что это равновесие вряд ли продлится больше 4 лет. В середине 1930-х гг. провалились и попытки создания с участием Польши системы коллективной безопасности в Европе. Польша предпочитала не многосторонние соглашения о взаимных обязательствах, а двухсторонние договоры. Так, Польша отнеслась с недоверием и фактически сорвала подписание в 1934 г. т.н. «Восточного пакта». Его предложил французский мид Луи Барту [убит 9 октября 1934 г.] и поддержало советское правительство. Это должен был быть многосторонний договор о взаимопомощи в случае войны. Пакт должны были подписать СССР, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства, а Франция становилась его гарантом. Польша стала единственной страной, которая отказалась подписать пакт, мотивируя тем, что к нему не присоединилась Германия. К этому времени Польша перестала рассматривать Францию как своего единственного союзника и часто делала ставку на Великобританию и даже на Германию, особенно в территориальном вопросе. После 1934 г. дрейф внешней политики Польши в сторону Германии стал особенно заметен. Вновь была воскрешена идея «Великой Польши – от моря и до моря». Разрабатывались планы аннексии при помощи Германии спорных пограничных территорий у соседей (Германия намекала на такую возможность). Сторонником сближения с Германией фактически стал польский мид полковник Юзеф Бек. [В 1924 г. его – военного атташе польской дипмиссии – выдворили из Франции по обвинению в разглашении данных о французской армии; в 1932 г. Франция отказалась принимать его кандидатуру в качестве польского посла; после этого он был назначен мид. Таким образом, у Бека были основания проводить антифранцузскую внешнюю политику. Прогерманская позиция Польши проявлялась и далее. Так, в январе 1937 г. Геринг по приглашению польской стороны приезжал охотиться в Беловежской пуще]. Так, Польша отказалась от предоставления вместе с другими восточноевропейскими странами гарантийных обязательств Литве и Чехословакии и заняла по отношению к ним открыто недружественную позицию. Она весьма негативно восприняла договоры о взаимной помощи, подписанные Чехословакией в 1934 г. с Францией и в 1935 г. – с СССР. Фактически это означало выход Польши из-под французского влияния и относительное сближение с Германией. 1938 г. стал временем агрессивной внешней политики Польши. В начале марта в Польше прошла серия антилитовских демонстраций. К литовской границе были направлены войска. 17 марта Польша предъявила Литве ультиматум: Литва в течение 24 часов должна была установить с Польш<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.183 (0.021 с.) |