Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чехи и словаки в в середине 40-х гг. – начале XXI В.

Поиск

ПЛАН:

· Чехословакия в 1945–1948 гг.

· Экономическое и политическое развитие Чехословакии в 50-60-х гг.

· Чехословакия в 70-х – 1992 гг.

· Чешская республика в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.).

· Словацкая республика в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.).

После окончания Второй мировой войны Чехословакия стала в основном двухнациональным государством, где чехи и словаки составляли 95% населения. Во главе Национального фронта встал К. Готвальд. Широкими полномочиями пользовался вновь избранный президент Э. Бенеш. К концу 1945 г. Кошицкая программа была в основном выполнена.

В феврале 1948 г. в стране разгорелся политический кризис. Республика находилась на грани гражданской войны. Президент Э. Бенеш был вынужден дать согласие на сохранение правительства в обновленном составе. Сторонники К. Готвальда одержали победу. В мае 1948 г. Национальное собрание одобрило новую конституцию ЧСР. Президентом Чехословакии стал Готвальд. Состоявшийся в мае 1949 г. IX съезд КПЧ принял генеральную линию на построение основ социализма по образцу СССР.

Перестройка структуры экономики с особым вниманием на развитие тяжелой промышленности к середине 50-х годов привела к обострению структурных диспропорций в чехословацкой экономике. Искусственно завышенные темпы коллективизации сельского хозяйства привели к тому, что многие кооперативы стали распадаться. Но к началу 60-х годов в Чехословакии на долю кооперативов и госхозов приходилось уже 90% обрабатываемых площадей.

Со второй половины 50-х годов Чехословакия стала одной из первых стран Центральной и Восточной Европы, ощутившей необходимость перехода к усилению интенсификации в производстве. Принципиальные решения были приняты в июне 1956 г., а затем в 1960 г. о них отказались.

В июле 1960 г. была принята новая конституция, в которой были сделаны выводы о завершение переходного периода от капитализма к социализму и о переходе к построению коммунизма. Хотя Чехословакия провозглашалась государством двух равноправных народов – чехов и словаков, в конституции вновь закреплялись ограничения полномочий словацких органов власти и управления.

В 60-е годы, несмотря на увеличение капиталовложений в экономику, объем национального дохода снизился. Производство валовой сельскохозяйственной продукции заметно сократилось. Все это побудило ужесточить централизованную систему хозяйственного руководства. Усиливалась напряженность в обществе. В самой УПЧ появилось реформаторское крыло.

СССР и другие страны – участники Варшавского Договора предприняли 21 августа 1968 г. вооруженное вторжение на территорию Чехословакии. Многие политики, деятели культуры и науки были вынуждены покинуть страну. Экономический кризис был временно преодолен за счет очередной помощи СССР. 27 октября 1968 г. Национальное собрание приняло конституционный закон о федерации. Отныне Чехословакияпревращалась в федерацию двух республик – Чехии и Словакии.

В последующие десять лет, наряду с определенными успехами в экономике, обозначились и негативные явления, связанные с откладыванием радикальной реконструкции и модернизации производственной базы, с низкой трудовой дисциплиной и невысокой производительностью труда.

Принятые в начале 70-х гг. экономические и социальные реформы в Словакии положительно сказались на развитии региона. До конца 80-х гг. чешско-словацкое противостояние не было определяющим в общественном развитии страны.

В конце 70-х годов в стране стали возникать оппозиционные организации, диссидентские группы, такие как «Хартия–77», «Комитет защиты незаконно осужденных». Получили широкое распространение подпольная литература и искусство.

Особенно высокого напряжения обстановка в обществе достигла в августе 1988 г. Начиная с этого времени и вплоть до осени 1989 г. в стране наблюдалось нарастание общественно-политического кризиса.

События «бархатной революции» привели к политическим изменениям в стране. 10 декабря 1989 г. было сформировано новое коалиционное правительство ЧССР во главе с М. Чалфой. Президентом страны был избран В. Гавел.

Новое правительство разработало программу экономических реформ. Вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Осенью 1990 г. началась «малая приватизация». Закон о ценах вступил в силу в январе 1991 г. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии, стала растущая безработица.

На фоне экономических проблем обострился национальный вопрос. Принятый в декабре 1990 г. закон о Чехословацкой федерации дал большую самостоятельность национальным органам, однако это не сняло остроту проблемы. К исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ. На парламентских выборах 1992 г. победу в Чехии одержала выделившаяся из ГФ Гражданская демократическая партия в союзе с христианскими демократами, а в Словакии — Движение за демократическую Словакию, которое выступало за независимость Словакии.

Стороны договорились о разделе Чехо-Словакии, что было законодательно закреплено Федеральным собранием, подписавшим 25 ноября 1992 г. закон о прекращении существования ЧСФР с 1 января 1993 г.

В 1993 г. была принята новая конституция Чешской Республики (ЧР). Коалиционное правительство возглавил В. Клауса (с 1992 по 1997г.). Закон 1996 г. способствовал более рациональному и эффективному функционированию центральных органов управления.

Господство правых партий пошатнулось в результате досрочных парламентских выборов 1998 г., когда к власти пришла Чешская социал-демократическая партия, а главой правительства стал М. Земан. С 2002 г. новый правительственный кабинет сформировал также социал-демократ В. Шпидла. В 2002 г. президентом страны стал В. Клаус.

Первоначально реформы привели к спаду производства, однако уже с 1994 г. стал наблюдаться его постепенный прирост. Вместе с тем в стране развивалась инфляция и росла безработица.

Финансовый кризис 1997 г. вызвал необходимость определения новой стратегии денежно-кредитной политики. В апреле 1997 г. была принята программа «Коррекция экономической политики и другие трансформационные шаги». Вместе с тем, в Чехии постоянно усиливалось расслоение общества.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, тяжело отразился на экономике Чехии. За период с января по август 2009 года объем чешского экспорта сократился в среднем за год на 18%, а импорта – на 20,5%. С ноября 2009 года начали расти потребительские цены.

Внешнеполитический курс республики направлен на «возвращение в Европу». Чехия стала членом ООН и Совета Европы. Чехия в 1999 г. была принята в НАТО. В мае 2004 г. Чехия стала членом ЕС. Страна активно участвует в региональных блоках (Центральноевропейская инициатива, Вышеградская группа и др.).

С января 1993 г. Словакия стала парламентской республикой. В феврале 1993 г. президентом страны был избран М. Ковач, а премьер-министром - В. Мечиар. Страна в течение десятилетия прошла три периодаполитической истории: доминирование одной партии (1993—1998 гг.); широкая партийная коалиция — "коалиция коалиций" (1998 — 2002 гг.); неустойчивая праволевоцентристская коалиция (с 2002 г.). На состоявшихся в 1999 г. президентских выборах победу одержал Р. Шустер, с июня 2004 г. – по наст. время (переизбран в апреле 2009г.) президент И. Гашпарович. Премьер-министр с июля 2006 г. по наст. время – Р. Физо.

Достаточно болезненными стали для словацкой экономики результаты раздела государства. Остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы. Сокращалась государственная поддержка здравоохранения, науки, культуры и образования.

С 1995 г. правительство В. Мечиара обратило внимание на разработку государственных инвестиционных программ, а также социальное реформирование («Концепция трансформации социальной сферы СР»).

К 2000 г. наметилось оживление хозяйственной деятельности. Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств вызывали в начале XXI в. внутреннюю нестабильность, носили более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии. Достаточно острой стала проблема этнических и религиозных разногласий.

В связи с мировым кризисом в промышленном производстве снижение в конце 2007 г. наблюдалось практически во всех секторах.

В ноябре 2008 г. уровень цен в Словакии увеличился на 4,9%. В 2010 году экономика Словакии постепенно стабилизируется.

Внешняя политика в основном направлена на взаимовыгодное региональное сотрудничество, в первую очередь с Чехией, Венгрией и Россией. В 2002 г. она была принята в НАТО. В 2004 г. вступила в ЕС. В ноябре 2006 г. было подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве в области образования с Россией. В апреле 2010 года состоялся визит в Словакию президента РФ Дмитрия Медведева.

Дипломатические отношения между Беларусью и Словакией были установлены в январе 1993 года. 7 сентября 2009 г. – встреча в Минске министра иностранных дел Беларуси С. Мартынова и министра иностранных дел Словакии М. Лайчака. Отношения Беларуси и Словакии развиваются на достаточно стабильной основе, уверенными темпами, по всем актуальным направлениям сотрудничества.

 

ЛЕКЦИЯ VII.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.241 (0.007 с.)