Югославянские страны в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Югославянские страны в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)



ПЛАН:

· Союзная Республика Югославия (СКЮ.)

· Республика Хорватия.

· Босния и Герцеговина.

· Республика Македония.

В 1991–1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым. Союз коммунистов Югославии создал на своей основе Социалистическую партию Сербии (СПС). Председателем СПС стал С. Милошевич. С 1990 г. по 2000 г. он являлся президентом СРЮ.

В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии объединились, образовав блок «Вместе».

Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. В 1994 г. была разработана программа «Реконструкция монетарной системы и стратегия экономического оздоровления Югославии». В конце 1999 г. союзное правительство утвердило закон о введении налога на добавленную стоимость. Одновременно шло восстановление и строительство гражданских объектов. С 2000 г. наблюдалось оживление активности в строительстве, торговле, на транспорте и в других отраслях. Все это позволило обеспечить народу рост зарплаты, пенсий и других личных доходов.

Земельная реформа 90-х гг. дала право покупать землю и владеть ею. Благодаря продуманной аграрной политике Югославия не теряла своей сельскохозяйственной независимости.

Выборы президента Югославии состоялись 24 сентября 2000 г. Президентом СРЮ стал В. Коштуница. 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. Проживающие в крае сербы бойкотировали их.

В конце октября 2000 г. в г. Скопье прошли двусторонние встречи президента Югославии с лидерами Албании, Болгарии, Боснии, Греции, Македонии, Румынии, Турции и Хорватии. На саммите был выработан «новый взгляд на будущее с целью преодолеть старые споры».

Отношения между Сербией и Черногорией остались сложными. С января 2003 г. – Государственный Союз Сербии и Черногории. Черногория и Сербия стали независимыми государствами с 5 июня 2006г.

КОСОВО. Частично признанное государство. Фактически Косово, населенное в своем большинстве (после многочисленных выселений сербов, военных действий, погромов и т.д.) албанцами, вышло из подчинения Сербии. После военных действий на территории Югославии Косово перешло под управление войск ООН в 1999г. Ситуацию контролировали миротворческие ООН. Периодически вспыхивали конфликты. 17 февраля 2008 г. парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости этого края. 9 апреля была принята самостоятельная конституция, которая вступила в силу 15 июня 2008г. 15 ноября состоялись первые муниципальные выборы. Президент частично признанного Косова Ф.Сейду с 2006 –н.в.

Хорватия. В декабре 1990 г. Сабор принял новую Конституцию страны. В мае 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого 94% его участников высказались за государственную независимость Хорватии. Референдум бойкотировали хорватские сербы. Сабор Республики Хорватии 25 июня 1991 г., опираясь на результаты референдума, принял Декларацию о полной независимости и суверенитете республики. 15 января 1992 г. самостоятельность Хорватии официально признали страны Европейского Союза.

Однако с момента проведения многопартийных выборов развернулась борьба между «хорватскими» сербами и хорватами. Сербы, численность которых по переписи 1991 г. составляла свыше 12% населения Хорватии, опасаясь преследований, были против выхода республики из состава СФРЮ. Противостояние завершилось вооруженными столкновениями и провозглашением 19 декабря 1991 г. независимой Республики Сербская Краина (РСК).

Гражданскую войну в Хорватии остановили миротворческие силы ООН, размещенные в 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН вдоль границ самопровозглашенной Сербской республики, которая не была признана ни одним государством. В ходе проведения в 1995 г. хорватскими войсками операций «Молния» и «Буря» были изгнаны из страны более 200 тыс. хорватских сербов. За эти действия Хорватия подверглась санкциям со стороны Запада.

Режим Ф. Туджмана (скончался 10 декабря 1999 г.) удерживал в своих руках все рычаги управления и в целом обеспечивал в стране относительную и политическую, и экономическую стабильность. В 1999 г. активизировалась борьба за власть. Оппозиция создала коалицию из шести ведущих партий. Победа оппозиции была подкреплена и успехом Степана Месича на президентских выборах 2 февраля 2000 г.

Новая власть своим главным приоритетом во внешней политике объявила выход страны из международной политической и экономической изоляции. Если в области внешней политики видны несомненные достижения, то однозначной оценки деятельности правительства в экономической сфере страны нет. С одной стороны, видны несомненные достижения. В то же время реализуемый правительством курс экономических мер не облегчил положение хорватского народа. Президент ХорватииИво Йосипович с 18 фев.2010г. – по наст. вр. Прем.- министр Хорватии Ядранка Косор с июля 2009.

Босния и Герцеговина. Босния и Герцеговина считалась самой толерантной республикой Югославии. 18 ноября 1990 г. на первых многопартийных выборах в БиГ большинство мест в парламенте получила мусульманская Партия демократического действия (ПДД). Следом за ней Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС).

Результаты выборов в основном совпадали с национальной структурой населения. Было сформировано коалиционное правительство под председательством А. Изетбеговича. Сербы в БиГ ориентировались на сохранение единства Боснии и Герцеговины в составе Югославии. Мусульмане во главе с А. Изетбеговичем выступали за самостоятельную и суверенную Боснию и Герцеговину. Хорваты во главе со Степаном Клюичем, объединившись в Хорватское демократическое содружество в БиГ, строили планы по объединению с Хорватией.

К осени 1991 г. в БиГ обстановка накалилась. 9 января 1992 г. была провозглашена Республика Сербская БиГ, как федеративная единица СФРЮ. 1 марта Босния и Герцеговина фактически провозгласила свою независимость.

В апреле 1992 г. Боснию признали США, Европейское сообщество. В тот же день Президиум БиГ провозгласил в республике чрезвычайное положение. В 1992 г. военными средствами началось разграничение, фактический раздел территории между тремя народами. Решительный перелом в соотношении сил в БиГ наступил после того, как США заставили мусульман и хорватов пойти на перемирие, а затем на создание федерации.

18 марта 1994 г. был подписан договор о создании мусульманско-хорватской федерации на территории БиГ. Официальное название нового государственного образования – Федерация Боснии и Герцеговины (ФБиГ).

Миротворческие силы и НАТО фактически встали на сторону мусульман и хорватов, начали оказывать давление на сербскую сторону. Республика Сербская стояла перед лицом полной международной изоляции. В августе-сентябре 1995 г. войска НАТО провели операцию по уничтожению сербских военных объектов. Бомбардировка самолетов НАТО сопровождалась успешным наступлением мусульманско-хорватских сил в западной части страны. В результате боев к концу 1995 г. территория Боснии и Герцеговины была разделена на три этнических района. Окончательный итог войне в Боснии и Герцеговине был подведен в Дейтоне в декабре 1995 г. Для реализации Дейтонских соглашений по БиГ были созданы международные Силы по выполнению соглашений (СВС). Развертывание сил НАТО завершилось уже в феврале 1996 г.

На муниципальных выборах осенью 1997 г. в большинстве округов победили национальные партии. 12-13 сентября 1998 г. состоялись общие парламентские и президентские выборы как в Федерации, так и в РС. День Независимости – 5 апреля 1992г. 18 марта 1994г. – провозглашение Федерации Боснии и Герцеговины. 9 января 1992г. боснийские сербы провозгласили собственное государственное образование – Республику Сербскую, поэтому сложилось своеобразное руководство и управление страной.

Президент – председатель Президиума. Член Президиума, набравший наибольшее число голосов в Боснии и Герцеговине через каждые восемь месяцев передает пост следующему члену Президиума, что обеспечивает равенство представленных национальностей. Президиум состоит из 3-х членов, избирающихся одновременно на 4 года (1 – босниец, 1 – хорват от ФБиГ, 1 – серб от РС). Президенты по выборам 1 октября 2006 г.: Желько Комшич – хорват. Небойша Радшанович – серб. Харпе Силайджич – босниец.

Македония. В 1990 г. были проведены многопартийные парламентские выборы. 8 сентября 1991 г. был организован референдум о независимости. Более 90% участников референдума дали утвердительный ответ. Югославская армия была выведена с ее территории весной 1992 г. без вооруженных столкновений.

Вопрос же международного признания нового государства сильно осложнился. Значительную роль в осложнении обстановки сыграла особая позиция Греции.

В конце 1991 г. Народное собрание Республики Македония приняло новую Конституцию. В августе 1992 г. Россия признала Македонию и еще восемь стран. Хотя Македония отказалась от претензий к другим странам, Греция убедила ЕС отложить ее признание. Поэтому отделившаяся Македония называется «Бывшая Югославская Республика Македония». В 1993 г. Македония стала членом ООН, а в 1995 г. был урегулирован спор с Грецией.

В 1999 г. президентом страны стал Б. Трайковски, которого поддержали этнические албанцы (25-30% населения Македонии). В апреле-августе 2001 г. произошло вторжение отрядов албанских националистов на территорию Македонии, вызвавшее государственный кризис. Вынужденное вмешательство НАТО. Подписан договор «Охридское соглашение», предоставившее ограниченную юридическую и культурную автономию.

После принятия в 1993 г. Закона о трансформации предприятий начался процесс приватизации предприятий во всех отраслях экономики. С 1996 г. стали заметны успехи в преодолении инфляции. Процесс приватизации ускорился в 1998–1999 г.

С 1998 г. в Македонии была избрана модель сочетания платной приватизации с бесплатным распределением привилегированных акций среди трудящихся. Доходы, получаемые бюджетом от приватизации, оказались гораздо ниже ожидавшихся. Резкий рост безработицы. С большим трудом проходила реорганизация банковской системы. Положение усугубляется экономической отсталостью и внутриполитической напряженностью вследствие постоянных межэтнических трений и межконфессиональных противоречий.

Президент Македонии Георге Иванов с мая 2009. Премьер–мин.Никола Груевский с авг.2006г. – по наст. вр.

 

 

 

Задания для студентов.

Зпадание № 1

К 23 февраля подготовить в письменном виде и сдать на лекции в 10 часов Царюк Н.А. два кросворда:

· по истории Болгарии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов,

· по истории Югославии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов.

 

Задание 2:

Письменно подготовить и сдать к 24 марта в 39 аудиторию для Царюк Н.А. реферат на одну из тем:

ТЕМА I. ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ГОСУДАРСТВА.

ПЛАН

Развитие национально-освободительного движения в годы I Мировой войны.

3. Деятельность чешских и словацких политиков в эмиграции.

4. Революция в Чехии осенью 1918 г.

6. Конституция. Чехословацкой Республики 1920 г.

7. Определение государственных границ.

 

Источники и литература:

Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т.3. Минск., 1991

Хрестоматия по новейшей истории. 1917–1945. /Сост. М. Е. Сучков. М., 1987.

Австро-Венгрия: опыт многонационального государства. М., 1995.

Беляева В. И. Разработка Масариком в годы первой мировой войны планов создания независимого чехословацкого государства. // Первая мировая война и проблемы политического переустройства общества в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1991.

Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981.

Версаль и новая Восточная Европа. М.,1996.

Виноградов В. Н. На руинах многонациональных империй. // Первая мировая война. Пролог XX в. М., 1998.

Голотик Л. Октябрьская революция и национально-освободительное движение в Словакии в 1917–1918 гг. М., 1960.

Исламов Т. М. Распад Австро-Венгерской монархии и его последствия в политической эволюции Среднеевропейского региона. / Первая мировая война. Пролог XX в. М., 1998.

История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX века. Учебное пособие для ВУЗов. (Е. Л. Валеева и др.). М., 1997.

История Чехословакии. В 3 т. Т. 3. М., 1961.

История южных и западных славян. В 2 т. Т. 2. М., 1998.

Карел Чапек Беседы с Т. Масариком. // ВИ. 1997. № 10-12.

Краткая история Чехословакии. С древнейших времен до наших дней. М., 1988.

Лукьянов П. Г. Новейшая история стран Центральной и Восточной Европы (1944–2000 гг.). Учебное пособие. Могилев, 2000.

Мир на рубеже XIX–XX вв.: тенденции развития, противоречия, революции. М., 1991.

Нация и национальный вопрос в странах ЦЮВЕ во второй половине XIX – начале XX в. М.1991.

Ненашева З. С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале XX в. М., 1984.

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: В 2 ч. Ч. 1. 1900–1945: Учебник для вузов. / Под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева. М., 2001.

Первая мировая война и проблемы политического переустройства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1991.

Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.

Центральная и Юго-Восточная Европа в Новое время. М., 1974.

 

Методические рекомендации. В XX столетие чешский народ вступил, не имея собственной государственности. Необходимо учитывать, что территория Чехии экономически была наиболее развитой частью Австро-Венгрии. Необходимо также понимать, что экономическое усиление чешской нации создавало условия для активизации политической деятельности чешской буржуазии, для борьбы за право «равных возможностей» с австрийскими немцами и венграми внутри монархии. Именно буржуазия здесь оказалась во главе национально-освободительного движения, в отличие, например, от Польши, где буржуазия была слабо развита и политически малоактивна. Сравните экономическое и политическое положение чехов и словаков.

I Мировая война явилась своеобразным толчком для распада Австро-Венгерской империи, создав дополнительные предпосылки для развития национально-освободительного движения чехов и словаков. В чешском национально-освободительном движении существовало два направления. Охарактеризуйте их. С какой целью чешские политические деятели в эмиграции в 1915 г. создали за границей Чешский комитет действия? Осенью 1915 г. в Кливленде был заключен договор о будущем объединении чехов и словаков в федеративный союз государств. В мае 1916 г. комитет был преобразован в Чехословацкий национальный совет, включив в свой состав словаков.

Неудачи на фронтах, экономический и политический кризис привели Австро-венгерскую империю к краху. Из чешских земель начался срочный вывоз продовольственных запасов и промышленного оборудования. Студенты должны знать, как изменились взгляды чешских политиков на будущее государственное устройство к концу войны.

Национальный комитет провозгласил 28 октября образование самостоятельного Чехословацкого государства. Словацкий Национальный совет издал 30 октября 1918 г. в Мартине декларацию с требованием образования единого государства чехов и словаков и вскоре объявил отторжение Словакии от Венгерского королевства. Постарайтесь определить, на каких условиях было создано новое единое государство чехов и словаков? Выполнили ли чехи обещания словакам? Какие события говорят о сложности внутриполитической обстановки в Словакии после провозглашения Чехословацкой республики? Расскажите, почему было создано Министерство по делам Словакии и о его деятельности.

Границы Чехословакии были определены Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами. В состав государства вошли чешские земли, Словакия и Подкарпатская Русь. Конфликт с Польшей из-за богатой углем Тешинской Силезии разрешился в 1920 г. разделом области между двумя государствами.

Студенты должны знать материал о создании Словацкой республики Советов в июне 1919 г., о реакции Чехословацких властей на эти события. Необходимо дать характеристику социально-экономических и политических реформ 1919 – 1920 гг., сравнивая их с реформами первых лет существования Польского государства. Проанализировав документальный материал, попытайтесь ответить на вопрос, чем отличается Конституция Чехословацкого государства 1920 г. от Конституции Польши 1921 г.?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.04 с.)