Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Югославянские страны в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЛАН: · Союзная Республика Югославия (СКЮ.) · Республика Хорватия. · Босния и Герцеговина. · Республика Македония. В 1991–1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым. Союз коммунистов Югославии создал на своей основе Социалистическую партию Сербии (СПС). Председателем СПС стал С. Милошевич. С 1990 г. по 2000 г. он являлся президентом СРЮ. В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии объединились, образовав блок «Вместе». Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. В 1994 г. была разработана программа «Реконструкция монетарной системы и стратегия экономического оздоровления Югославии». В конце 1999 г. союзное правительство утвердило закон о введении налога на добавленную стоимость. Одновременно шло восстановление и строительство гражданских объектов. С 2000 г. наблюдалось оживление активности в строительстве, торговле, на транспорте и в других отраслях. Все это позволило обеспечить народу рост зарплаты, пенсий и других личных доходов. Земельная реформа 90-х гг. дала право покупать землю и владеть ею. Благодаря продуманной аграрной политике Югославия не теряла своей сельскохозяйственной независимости. Выборы президента Югославии состоялись 24 сентября 2000 г. Президентом СРЮ стал В. Коштуница. 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. Проживающие в крае сербы бойкотировали их. В конце октября 2000 г. в г. Скопье прошли двусторонние встречи президента Югославии с лидерами Албании, Болгарии, Боснии, Греции, Македонии, Румынии, Турции и Хорватии. На саммите был выработан «новый взгляд на будущее с целью преодолеть старые споры». Отношения между Сербией и Черногорией остались сложными. С января 2003 г. – Государственный Союз Сербии и Черногории. Черногория и Сербия стали независимыми государствами с 5 июня 2006г. КОСОВО. Частично признанное государство. Фактически Косово, населенное в своем большинстве (после многочисленных выселений сербов, военных действий, погромов и т.д.) албанцами, вышло из подчинения Сербии. После военных действий на территории Югославии Косово перешло под управление войск ООН в 1999г. Ситуацию контролировали миротворческие ООН. Периодически вспыхивали конфликты. 17 февраля 2008 г. парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости этого края. 9 апреля была принята самостоятельная конституция, которая вступила в силу 15 июня 2008г. 15 ноября состоялись первые муниципальные выборы. Президент частично признанного Косова Ф.Сейду с 2006 –н.в. Хорватия. В декабре 1990 г. Сабор принял новую Конституцию страны. В мае 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого 94% его участников высказались за государственную независимость Хорватии. Референдум бойкотировали хорватские сербы. Сабор Республики Хорватии 25 июня 1991 г., опираясь на результаты референдума, принял Декларацию о полной независимости и суверенитете республики. 15 января 1992 г. самостоятельность Хорватии официально признали страны Европейского Союза. Однако с момента проведения многопартийных выборов развернулась борьба между «хорватскими» сербами и хорватами. Сербы, численность которых по переписи 1991 г. составляла свыше 12% населения Хорватии, опасаясь преследований, были против выхода республики из состава СФРЮ. Противостояние завершилось вооруженными столкновениями и провозглашением 19 декабря 1991 г. независимой Республики Сербская Краина (РСК). Гражданскую войну в Хорватии остановили миротворческие силы ООН, размещенные в 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН вдоль границ самопровозглашенной Сербской республики, которая не была признана ни одним государством. В ходе проведения в 1995 г. хорватскими войсками операций «Молния» и «Буря» были изгнаны из страны более 200 тыс. хорватских сербов. За эти действия Хорватия подверглась санкциям со стороны Запада. Режим Ф. Туджмана (скончался 10 декабря 1999 г.) удерживал в своих руках все рычаги управления и в целом обеспечивал в стране относительную и политическую, и экономическую стабильность. В 1999 г. активизировалась борьба за власть. Оппозиция создала коалицию из шести ведущих партий. Победа оппозиции была подкреплена и успехом Степана Месича на президентских выборах 2 февраля 2000 г. Новая власть своим главным приоритетом во внешней политике объявила выход страны из международной политической и экономической изоляции. Если в области внешней политики видны несомненные достижения, то однозначной оценки деятельности правительства в экономической сфере страны нет. С одной стороны, видны несомненные достижения. В то же время реализуемый правительством курс экономических мер не облегчил положение хорватского народа. Президент ХорватииИво Йосипович с 18 фев.2010г. – по наст. вр. Прем.- министр Хорватии Ядранка Косор с июля 2009. Босния и Герцеговина. Босния и Герцеговина считалась самой толерантной республикой Югославии. 18 ноября 1990 г. на первых многопартийных выборах в БиГ большинство мест в парламенте получила мусульманская Партия демократического действия (ПДД). Следом за ней Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС). Результаты выборов в основном совпадали с национальной структурой населения. Было сформировано коалиционное правительство под председательством А. Изетбеговича. Сербы в БиГ ориентировались на сохранение единства Боснии и Герцеговины в составе Югославии. Мусульмане во главе с А. Изетбеговичем выступали за самостоятельную и суверенную Боснию и Герцеговину. Хорваты во главе со Степаном Клюичем, объединившись в Хорватское демократическое содружество в БиГ, строили планы по объединению с Хорватией. К осени 1991 г. в БиГ обстановка накалилась. 9 января 1992 г. была провозглашена Республика Сербская БиГ, как федеративная единица СФРЮ. 1 марта Босния и Герцеговина фактически провозгласила свою независимость. В апреле 1992 г. Боснию признали США, Европейское сообщество. В тот же день Президиум БиГ провозгласил в республике чрезвычайное положение. В 1992 г. военными средствами началось разграничение, фактический раздел территории между тремя народами. Решительный перелом в соотношении сил в БиГ наступил после того, как США заставили мусульман и хорватов пойти на перемирие, а затем на создание федерации. 18 марта 1994 г. был подписан договор о создании мусульманско-хорватской федерации на территории БиГ. Официальное название нового государственного образования – Федерация Боснии и Герцеговины (ФБиГ). Миротворческие силы и НАТО фактически встали на сторону мусульман и хорватов, начали оказывать давление на сербскую сторону. Республика Сербская стояла перед лицом полной международной изоляции. В августе-сентябре 1995 г. войска НАТО провели операцию по уничтожению сербских военных объектов. Бомбардировка самолетов НАТО сопровождалась успешным наступлением мусульманско-хорватских сил в западной части страны. В результате боев к концу 1995 г. территория Боснии и Герцеговины была разделена на три этнических района. Окончательный итог войне в Боснии и Герцеговине был подведен в Дейтоне в декабре 1995 г. Для реализации Дейтонских соглашений по БиГ были созданы международные Силы по выполнению соглашений (СВС). Развертывание сил НАТО завершилось уже в феврале 1996 г. На муниципальных выборах осенью 1997 г. в большинстве округов победили национальные партии. 12-13 сентября 1998 г. состоялись общие парламентские и президентские выборы как в Федерации, так и в РС. День Независимости – 5 апреля 1992г. 18 марта 1994г. – провозглашение Федерации Боснии и Герцеговины. 9 января 1992г. боснийские сербы провозгласили собственное государственное образование – Республику Сербскую, поэтому сложилось своеобразное руководство и управление страной. Президент – председатель Президиума. Член Президиума, набравший наибольшее число голосов в Боснии и Герцеговине через каждые восемь месяцев передает пост следующему члену Президиума, что обеспечивает равенство представленных национальностей. Президиум состоит из 3-х членов, избирающихся одновременно на 4 года (1 – босниец, 1 – хорват от ФБиГ, 1 – серб от РС). Президенты по выборам 1 октября 2006 г.: Желько Комшич – хорват. Небойша Радшанович – серб. Харпе Силайджич – босниец. Македония. В 1990 г. были проведены многопартийные парламентские выборы. 8 сентября 1991 г. был организован референдум о независимости. Более 90% участников референдума дали утвердительный ответ. Югославская армия была выведена с ее территории весной 1992 г. без вооруженных столкновений. Вопрос же международного признания нового государства сильно осложнился. Значительную роль в осложнении обстановки сыграла особая позиция Греции. В конце 1991 г. Народное собрание Республики Македония приняло новую Конституцию. В августе 1992 г. Россия признала Македонию и еще восемь стран. Хотя Македония отказалась от претензий к другим странам, Греция убедила ЕС отложить ее признание. Поэтому отделившаяся Македония называется «Бывшая Югославская Республика Македония». В 1993 г. Македония стала членом ООН, а в 1995 г. был урегулирован спор с Грецией. В 1999 г. президентом страны стал Б. Трайковски, которого поддержали этнические албанцы (25-30% населения Македонии). В апреле-августе 2001 г. произошло вторжение отрядов албанских националистов на территорию Македонии, вызвавшее государственный кризис. Вынужденное вмешательство НАТО. Подписан договор «Охридское соглашение», предоставившее ограниченную юридическую и культурную автономию. После принятия в 1993 г. Закона о трансформации предприятий начался процесс приватизации предприятий во всех отраслях экономики. С 1996 г. стали заметны успехи в преодолении инфляции. Процесс приватизации ускорился в 1998–1999 г. С 1998 г. в Македонии была избрана модель сочетания платной приватизации с бесплатным распределением привилегированных акций среди трудящихся. Доходы, получаемые бюджетом от приватизации, оказались гораздо ниже ожидавшихся. Резкий рост безработицы. С большим трудом проходила реорганизация банковской системы. Положение усугубляется экономической отсталостью и внутриполитической напряженностью вследствие постоянных межэтнических трений и межконфессиональных противоречий. Президент Македонии Георге Иванов с мая 2009. Премьер–мин.Никола Груевский с авг.2006г. – по наст. вр.
Задания для студентов. Зпадание № 1 К 23 февраля подготовить в письменном виде и сдать на лекции в 10 часов Царюк Н.А. два кросворда: · по истории Болгарии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов, · по истории Югославии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов.
Задание 2: Письменно подготовить и сдать к 24 марта в 39 аудиторию для Царюк Н.А. реферат на одну из тем: ТЕМА I. ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ГОСУДАРСТВА. ПЛАН Развитие национально-освободительного движения в годы I Мировой войны. 3. Деятельность чешских и словацких политиков в эмиграции. 4. Революция в Чехии осенью 1918 г. 6. Конституция. Чехословацкой Республики 1920 г. 7. Определение государственных границ.
Источники и литература: Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т.3. Минск., 1991 Хрестоматия по новейшей истории. 1917–1945. /Сост. М. Е. Сучков. М., 1987. Австро-Венгрия: опыт многонационального государства. М., 1995. Беляева В. И. Разработка Масариком в годы первой мировой войны планов создания независимого чехословацкого государства. // Первая мировая война и проблемы политического переустройства общества в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1991. Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981. Версаль и новая Восточная Европа. М.,1996. Виноградов В. Н. На руинах многонациональных империй. // Первая мировая война. Пролог XX в. М., 1998. Голотик Л. Октябрьская революция и национально-освободительное движение в Словакии в 1917–1918 гг. М., 1960. Исламов Т. М. Распад Австро-Венгерской монархии и его последствия в политической эволюции Среднеевропейского региона. / Первая мировая война. Пролог XX в. М., 1998. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX века. Учебное пособие для ВУЗов. (Е. Л. Валеева и др.). М., 1997. История Чехословакии. В 3 т. Т. 3. М., 1961. История южных и западных славян. В 2 т. Т. 2. М., 1998. Карел Чапек Беседы с Т. Масариком. // ВИ. 1997. № 10-12. Краткая история Чехословакии. С древнейших времен до наших дней. М., 1988. Лукьянов П. Г. Новейшая история стран Центральной и Восточной Европы (1944–2000 гг.). Учебное пособие. Могилев, 2000. Мир на рубеже XIX–XX вв.: тенденции развития, противоречия, революции. М., 1991. Нация и национальный вопрос в странах ЦЮВЕ во второй половине XIX – начале XX в. М.1991. Ненашева З. С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале XX в. М., 1984. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: В 2 ч. Ч. 1. 1900–1945: Учебник для вузов. / Под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева. М., 2001. Первая мировая война и проблемы политического переустройства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1991. Центральная Европа как исторический регион. М., 1996. Центральная и Юго-Восточная Европа в Новое время. М., 1974.
Методические рекомендации. В XX столетие чешский народ вступил, не имея собственной государственности. Необходимо учитывать, что территория Чехии экономически была наиболее развитой частью Австро-Венгрии. Необходимо также понимать, что экономическое усиление чешской нации создавало условия для активизации политической деятельности чешской буржуазии, для борьбы за право «равных возможностей» с австрийскими немцами и венграми внутри монархии. Именно буржуазия здесь оказалась во главе национально-освободительного движения, в отличие, например, от Польши, где буржуазия была слабо развита и политически малоактивна. Сравните экономическое и политическое положение чехов и словаков. I Мировая война явилась своеобразным толчком для распада Австро-Венгерской империи, создав дополнительные предпосылки для развития национально-освободительного движения чехов и словаков. В чешском национально-освободительном движении существовало два направления. Охарактеризуйте их. С какой целью чешские политические деятели в эмиграции в 1915 г. создали за границей Чешский комитет действия? Осенью 1915 г. в Кливленде был заключен договор о будущем объединении чехов и словаков в федеративный союз государств. В мае 1916 г. комитет был преобразован в Чехословацкий национальный совет, включив в свой состав словаков. Неудачи на фронтах, экономический и политический кризис привели Австро-венгерскую империю к краху. Из чешских земель начался срочный вывоз продовольственных запасов и промышленного оборудования. Студенты должны знать, как изменились взгляды чешских политиков на будущее государственное устройство к концу войны. Национальный комитет провозгласил 28 октября образование самостоятельного Чехословацкого государства. Словацкий Национальный совет издал 30 октября 1918 г. в Мартине декларацию с требованием образования единого государства чехов и словаков и вскоре объявил отторжение Словакии от Венгерского королевства. Постарайтесь определить, на каких условиях было создано новое единое государство чехов и словаков? Выполнили ли чехи обещания словакам? Какие события говорят о сложности внутриполитической обстановки в Словакии после провозглашения Чехословацкой республики? Расскажите, почему было создано Министерство по делам Словакии и о его деятельности. Границы Чехословакии были определены Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами. В состав государства вошли чешские земли, Словакия и Подкарпатская Русь. Конфликт с Польшей из-за богатой углем Тешинской Силезии разрешился в 1920 г. разделом области между двумя государствами. Студенты должны знать материал о создании Словацкой республики Советов в июне 1919 г., о реакции Чехословацких властей на эти события. Необходимо дать характеристику социально-экономических и политических реформ 1919 – 1920 гг., сравнивая их с реформами первых лет существования Польского государства. Проанализировав документальный материал, попытайтесь ответить на вопрос, чем отличается Конституция Чехословацкого государства 1920 г. от Конституции Польши 1921 г.?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.008 с.) |