ТОП 10:

Кодификация советского права в 1960-е – 1970-е годы.



В 60-е годы происходит заметное усиление нормотворческой деятельности государства, принимается ряд общесоюзных законов. На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право. Опыт советской кодификации, осуществляемый в условиях существования мировой социалистической системы, имеет и международное значение. Все это свидетельствует о большом значении кодификационных работ для усиления Советского государства, для укрепления социалистической законности и большой ответственности юристов за это общегосударственное дело.

Разработка проектов законодательства в СССР и союзных республиках осуществляется специалистами с тщательным учетом потребностей практики, с широким привлечением к обсуждению проекта масс трудящихся.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. (6-й сессия Верховного Совета СССР 4-го созыва о новом распределении компетенции между Союзом ССР и союзными республиками в области кодификации) Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Параллельно проводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском уровне в качестве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства. Новое законодательство, подготовляемое с широким использованием того, что ранее было накоплено и закреплено в нашем праве и со всесторонним учетом всех новых условий в жизни советского общества” должно всемерно содействовать строительству коммунизма в нашей стране.

Социалистическое законодательство в соответствии с объективными закономерностями социалистического общества строится на принципах подлинного демократизма, гуманизма, патриотизма и пролетарского интернационализма.

Гражданское право.Гражданское право развивалось в соответствии с изменениями в социально-экономической жизни страны. К середине 50-х годов старое гражданское законодательство не соответствовало новым историческим условиям. Нормы, принятые в 20-х годах, на практике применялись редко.

Гражданское законодательство было кодифицированным только в рамках союзных республик.

Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

Было определено, что гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, обусловленные использованием ТД формы, связанные с имущественными и личные неимущественные отношения (имя, авторство и др.) в случаях, предусмотренных законом.

Устанавливались условия возникновения гражданских прав и обязанностей. Они возникают:

* из оснований, предусмотренных законодательством СССР и ССР,

* из действий граждан и организаций, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают соответствующие права и обязанности (применялся принцип аналогии).

Существенное внимание Основы уделили регулированию права собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.

В регулировании имущественных отношений граждан законодательство руководствовалось тем, что личное благополучие неразрывно связано с их участием в общественном производстве, с осуществлением принципа вознаграждения по труду. Основы уделили внимание личной собственности, но подчеркнули ее потребительский характер и противозаконность извлечения нетрудовых доходов.

Было уделено внимание регулированию обязательственных отношений:

* введены новые нормы об обязательствах, возникающих вследствие спасения социалистического имущества, понесенной при этом гражданином ущерб возмещался организацией, имущество которой он спасал;

* получили регламентацию такие договоры, как продажа товаров в кредит, бытовой прокат.

Запрещалось административное выселение граждан из жилых домов, кроме случаев установленных законом. Были внесены значительные изменения в наследственное право. Основы определили только первую очередь наследников по Закону, установление последующих очередей относилось к компетенции СССР. До Основ действовал Указ "О наследниках по Закону и завещанию" от 14 марта 1945 г., который делил наследников на 3 очереди:

1 - дети (в т.ч. усыновленные), супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица находящиеся на иждивении;

2 - нетрудоспособные родители;

3 - братья и сестры.

Основы расширили свободу завещаний: разрешено завещать все свое имущество или его часть одному или нескольким лицам, независимо от того, входят они или не входят в круг наследников по закону (с сохранением обязательной доли для несовершеннолетних или нетрудоспособных наследников по Закону).

Дальнейшее развитие гражданское право получило в Конституции СССР 1977 г., которая подчеркивает, что государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и сближение ее с государственной. Конституция закрепила положение, что имущество профсоюзных и иных общественных организаций является особым видом социалистической собственности. Конституция охраняет социалистическую собственность и подчеркивает, что никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы или в других корыстных целях.

Конституция СССР охраняет личную собственность (ст.13) и закрепляет права ее наследования. Основу личной собственности составляют трудовые доходы.

Военное законодательство

К середине 60-х годов Закон о воинской обязанности, принятый в 1939 году, частично устарел и назрела необходимость его обновления с учетом новых условий и задач военного строительства.

Немаловажной причиной разработки нового закона явилось то, что в условиях развития ракетно-ядерного вооружения возросли требования к обеспечению надежной безопасности страны. 12 октября 1967 года Верховный Совет СССР принял новый закон СССР "О всеобщей воинской обязанности", который в соответствии с современным уровнем развития военного дела определил:

* состав Вооруженных Сил СССР;

* порядок комплектования личным составом;

* общие основы прохождения воинской службы всеми категориями военнослужащих.

Закон предусмотрел их права, обязанности и ответственность, урегулировал отношения в других важнейших областях военного строительства.

По закону о всеобщей обязанности Вооруженные Силы состоят из:

* Советской Армии;

* Военно-Морского Флота;

* пограничных и внутренних войск.

Непосредственное руководство Советской Армией и Военно-Морским Флотом осуществлял Министр обороны СССР, пограничные войска были подчинены КГБ СССР через ГУПВ, внутренние войска были подчинены Министерству внутренних дел СССР через ГУВД МВД СССР.

Закон изменил положения определяющие возраст лиц, призываемых на действительную военную службу, установив единый - 18 лет. Предельный призывной возраст, получившим отсрочки - 27 лет.

Закон ввел положения:

* призыв и увольнение в запас осуществлялся 2 раза в год;

* о приписке граждан к призывным участкам;

* отсрочка по семейному положению.

Закон установил сокращенные сроки действительной службы: для Советской Армии, для береговых частей, ВМФ и ПВ - 2 года, имеющих высшее образование - 1 год 6 месяцев; для ВМФ и морских частей ПВ - 3 года, для ВМФ и морских частей ПВ, имеющих высшее образование - 2 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971 года в дополнение к Закону гл. VП был введен институт прапорщиков и мичманов.

В целях дальнейшего повышения дисциплины и организованности, укрепления воинской дисциплины 30 июля 1975 года Президиумом Верховного Совета СССР были утверждены новые уставы, а также новые положения о принятии военной присяги.

Принципиальные вопросы защиты социалистического Отечества, строительства Вооруженных Сил получили разностороннее и глубокое оформление в преамбуле Конституции СССР 1977 года в ст.ст.5,31,32,28,62,63.

Трудовое право.Отмена чрезвычайных мер - восстановлено право работника на одностороннее расторжение трудового договора с предупреждением администрации за 2 недели.

С конца 1956 г. начат переход на 7 и 6 часовой рабочий день, завершившийся в 1960 г.

В июле 1958 г. Президиумом ВС СССР было утверждено Положение о правах фабричного, заводского и местного комитета профсоюзов, которое усилило их роль в управлении производством, в улучшении условий труда и быта рабочих и служащих.

В июле 1956 г. ВС СССР принял Закон о государственных пенсиях, в котором были четко определены три основания назначения пенсий: по инвалидности, по старости и в случае потери кормильца. Указ определил критерии назначения пенсий: возраст, трудовой стаж и среднемесячный размер заработной платы.

Так, пенсия по старости назначалась мужчинам по достижении 60 лет и стажа работы не менее 25 лет, женщинам - при достижении 55 лет и наличии трудового стажа не менее 20 лет. Для работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда стаж и возраст, для назначения пенсии были снижены.

Уголовное право.Наиболее важным событием в уголовно-правовом законодательстве было издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик.

В качестве главной задачи Основы закрепляли "охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств".

Особенностью Основ являлось сужение и смягчение уголовной ответственности за деяния, не представляющие большой опасности для общества и государства.

Вместе с тем, усиливалась ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления, в частности для рецидивистов и других антиобщественных элементов.

Основы отменили институт аналогии. Основы содержали широкий спектр наказаний от общественного порицания до лишения свободы. В качестве исключительной меры наказания допускалась смертная казнь - расстрел. Она могла применяться лишь при совершении таких тяжких преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.

Основы отменили такое наказание, как лишение избирательных прав.

Важное значение имеет Указ Президиума ВС СССР от 4 марта 1965 г. "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений". Указ в части неприменения срока давности, а также применения наказания вплоть до смертной казни, распространялся на тех граждан, которые находясь на службе у гитлеровцев в годы Великой Отечественной войны применяли активное личное участие в карательной деятельности.

С 1954 г. была отменена уголовная ответственность за производство абортов.

С 1956 г. за самовольный уход с предприятий и прогул без уважительных причин.

В 1958 г. приняты законы:

"Об уголовной ответственности за воинское преступление" (заменил Положение о воинских преступлениях 1927 г.).

"Об уголовной ответственности за государственные преступления" (изменил Положение о преступлениях государственных 1927 г.).

В 1959-1961 гг. были подготовлены и приняты новые УК союзных республик (УК РСФСР принят 27 октября 1960 г. и введен в действие с 1 января 1961 г. Он заменил УК РСФСР 1926 г.).

Конституция СССР 1977 г. (ст.160) установила, что "никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с Законом".

Был взят курс на сокращение случаев осуждения к лишению свободы лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

В 1971 году судам было предоставлено право при назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу впервые осужденному к лишению свободы на срок до 3-х лет, постановить об условном его осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением на срок назначенного наказания к труду.

В соответствии с Указами Президиума ВС СССР от 8 и 15 февраля 1977 года:

* расширяется возможность применения условного осуждения с обязательным привлечением к труду;

* устанавливается возможность применения к виновным в совершении преступления, не представляющим общественной опасности, кроме уголовного наказания мер общественного воздействия;

* предусмотрена возможность досрочного освобождения от наказания лиц, которым оно ранее не применялось, по отбытии не менее 3/4 назначенного срока наказания;

* введено условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

Указ Президиума ВС СССР от 26 июля 1982 года в целях повышения действенности наказания и дифференцированного подхода к правонарушителям расширил возможность отсрочки исполнения, не связанных с лишением свободы, приговоров на срок не более 3-х лет, возложив на осужденного определенные обязанности.

Вместе с тем уголовная ответственность за опасные преступления была усилена. В 1973 г. предусмотрено применение смертной казни за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинения тяжких телесных повреждений.

Указами Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г. и 5 июня 1981 г. "Об усилении ответственности за хулиганство" была повышена административная и уголовная ответственность за это деяние, усилены меры административного воздействия (увеличены штрафы, сроки содержания под стражей, лишение премий, льготных путевок в места отдыха, перенесение очереди на получение жилплощади).

Интересы охраны социалистической собственности требовали усиления борьбы с хищениями. Указ Президиума ВС СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" устанавливал уголовную и административную ответственность за эти деяния. Кроме того, предоставлялось администрации право лишать правонарушителей по согласованию с профсоюзными комитетами премий, путевок в места отдыха, вознаграждений по итогам года, перенесение очереди на получение жилплощади.

 

Конституция СССР 1977 г.

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977 года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И.Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи. Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет). Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.

Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства".

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась "коренизация" нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций". Это в полной мере выявилось в ходе перестройки.

Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть названа таковой лишь условно.Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.

Раздел первый - Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики.

Раздел второй — «Государство и личность» — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономические, политические и личные права и свободы». Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).

Третий раздел закреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый раздел определял систему и принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 г. было предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый раздел утверждал высшие органы государственной власти и управления СССР. Статья 125 предусматривала создание из числа народных депутатов постоянных комиссий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета.

Шестой раздел подтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению с 1936 г. не изменился.

Седьмой раздел определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Раздел восьмой подтверждал прежние герб, флаг, гимн и столицу СССР.

Девятый раздел подтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

В тоталитарном (и любом ином внеправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п., а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией.

Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции. Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде. Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.

На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС.

Стоит отметить и некоторые недостатки Конституции: Конституция должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. 1 и 2 и ст. 6. ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу в Конституции ничего нового нет.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция утратила юридическую силу с роспуском Союза ССР 8.12.1991 г.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.016 с.)