ТОП 10:

Реформирование экономики стран Восточной Европы



И развитие СЭВ

Для реформирования экономики в странах Восточной Европы использовались разные идеи. Независимо от степени их «привлекательности» алгоритм институциональных преобразований централизованной экономики во всех странах был один и тот же. Плановая, бюджетная и банковская дезинтеграция государства осуществлялась с предоставлением все больших прав предприятиям по бесконтрольному увеличению зарплаты. Это вело к усилению диспропорциональности экономики, снижению темпов экономического роста и увеличению темпов открытой или скрытой инфляции, внешней задолженности, а в результате - к девальвации национальных валют по отношению к доллару.

Инфляция могла раскручиваться столь долго, сколь власть могла располагать кредитом доверия у граждан. Высокие темпы инфляции заставляли постоянно думать о восстановлении контроля за заработной платой и усилении экономической централизации. Однако попытки замораживания заработной платы для снижения темпов инфляции в условиях отсутствия привлекательной альтернативной идеологии могли привести к выступлениям рабочим. Поэтому выбор всегда делался в пользу проведения институциональных реформ и дальнейшего раскручивания инфляции. В отсутствии видения национальной стратегии развития все реформы по организации крупных межотраслевых комплексов, либо по дроблению предприятий лишь усиливали монополизм производителей, выражавшийся в возрастающих темпах скрытой инфляции с дефицитом товаров народного потребления.

В процессах децентрализации управления в странах Восточной Европы много общего. Здесь были свои пионеры и их последователи, была и своя специфика в алгоритмах проведения реформ.

Югославия

Изначальная ориентация Югославии на развитие торговых отношений с западными странами, а не со странами СЭВ, сделала ее пионером в области реформирования советской модели. Оно началась в 1950 г. под руководством Тито после разрыва отношений с СССР. Советская система была названа бюрократической версией государственного капитализма, проводящей колониальную политику по отношению к контролируемым ею странам. Для демократизации социализма было предложено перейти от государственной собственности к общественной с использованием самоуправления, понимая под этим участие рабочих в управлении предприятием с ослаблением роли государства. Идея получила поддержку, так как позволяла увеличивать зарплату рабочим и полномочия местным чиновникам.

Самоуправление было закреплено Конституцией 1953 г. С этого момента начинает развиваться самофинансирование предприятий и экономическая дезинтеграция государства. Закон упразднил центральные и отраслевые министерства, контроль за фондом заработной платы, ввел избираемость директоров и уменьшил полномочия центра в пользу республик, регионов, областей и предприятий. Предприятиям было разрешено распоряжаться собственностью и самостоятельно продавать производимые продукты, уплачивая государству и местным органам налоги.

До 60-х гг. налог на прибыль оставался высоким, хотя федеральные фонды под нажимом местных органов власти все более уступали свою роль республиканским и коммунальным (областным). Было введено нормативное распределение прибыли, позволившее увеличивать зарплату в зависимости от прибыли предприятия, и введен налог на использование общественного капитала. В этот же период прошла сельскохозяйственная реприватизация, освобождены цены и аннулированы обязательные сельскохозяйственные поставки. С 1955 г. опять введен контроль за ценами с замораживанием некоторых цен. Партия была лишена права принимать обязательные для низов решения. Гарантом политического единства страны остался Тито.

В середине 50-х гг. экономической стратегией Югославии становится преимущественное производство товаров народного потребления, что явилось причиной быстрого роста экономики. Государственное планирование приобрело индикативный характер. Центр определял главные общеэкономические пропорции между накоплением и коллективным потреблением, между федеральными инвестициями и местными фондами. Далее предприятия самостоятельно устанавливали свои планы выпуска продукции, ориентируясь на рыночную конъюнктуру. В 1958 г. им предоставили право самостоятельно решать вопрос распределения доходов предприятия между увеличением зарплаты и фондами, в том числе инвестиционным фондом, что обусловило стремительный рост заработной платы и инфляции. В 1960-1964 гг. темпы ее роста составляли 7 % в год.

Для преодоления инфляции нужно было восстановить контроль за заработной платой и усилить централизацию, что зачеркнуло бы все «достижения» самоуправления. При поддержке директорского корпуса выбор был сделан в пользу продолжения развития самоуправления. В преддверии либеральной реформы 1965 г. значительно возросла роль коммерческих банков. В 1965 г. предприятиям была предоставлена полная самостоятельность в области капиталовложений, уменьшено их налогообложение и ликвидирован инвестиционный фонд государства. Остался только фонд ускоренного развития слаборазвитых районов.

Местные органы и предприятия стали учреждать коммерческие банки, предоставляющие кредиты без территориальных ограничений. Контроль над деятельностью банков осуществляли учредители посредством голосования. С 1971 г., наряду с федеральным национальным банком, статус центрального банка получили 8 национальных банков в шести республиках и автономных провинциях. Их доля в инвестициях стала расти, что способствовало усилению банковской власти. Предприятия - учредители банков, имевшие двойной статус управляющих и заемщиков, легко получали дешевые кредиты в ущерб остальным предприятиям. Дешевые кредиты, либерализация цен и рост заработной платы послужили причиной усиления темпов инфляции в 1969-1974 гг. до 17 % в год.

Польша

Критика Сталина в Югославии и на ХХ -ом съезде КПСС, состоявшемся в 1956 г., вызвали выступления рабочих Польши против советской системы. После этого начались реформы по сокращению числа обязательных показателей для предприятий с разрешением сохранять часть своей прибыли. Был принят закон о рабочих советах, получивших право участия в управлении предприятием и в назначении его директора, прошла сельскохозяйственная реприватизация.

В отличие от Югославии, в Польше получила развитие школа экономической кибернетики, сильнейший представитель которой О. Ланге убедительно доказывал абсурдность такого рода реформирования. С возвращением к власти Гомулки в 1956 г. началось постепенное свертывание реформ по пути усиления бюрократизации управления. В рабочих советах, преобразованных в «совещания по рабочему самоуправлению» 2/3 состава стали назначаться дирекцией, профсоюзом и партийным комитетом.

В 60-х гг. на экономическую мысль Польши большое влияние оказали исследования В. Бруса, направленные на доказательство возможности успешного развития социализма на базе его децентрализованной модели с использованием рыночных механизмов. Однако реформирование экономики начинается после перехода в 1971 г. на договорные цены, вызвавшие значительное повышение розничных цен на продовольственные товары. Повышение розничных цен и замораживание фонда заработной платы с целью ослабления влияния инфляции привело к рабочим выступлениям и к падению Гомулки.

Венгрия

Начиная с 60-х гг. в Венгрии большое внимание уделялось поддержке сельского хозяйства, кооперативной и частной форме собственности. Частный сектор получил развитие в сфере услуг, строительстве, мелкой торговле, в ресторанном бизнесе. Количество работающих в частном предприятии, не считая членов семьи, ограничивалось 3 до 5 человек в 60- гг. Доходы в частном секторе были выше государственных. Это способствовало ускорению роста сельского хозяйства и сферы услуг, производства потребительских товаров и открытости экономики в отношениях с западными странами.

С 1968 г. начинают действовать правила нового экономического механизма, основанного на значительном расширении самостоятельности предприятий до небывалого уровня и отказе от централизованного распределения продукции. Функцией центра остается разработка глобального плана и руководящая роль в финансировании крупных инвестиционных проектов. Постепенно их финансирование из бюджета заменяется выдачей ссуды под процент, хотя на долю централизованного распределения инвестиций приходится около 80 % от общей суммы инвестиций.

Целью политики ценообразования становится ориентация на мировые цены. В 1968 г. были введены фиксируемые и свободные цены. Количество фиксируемых цен должно было сокращаться. Свободные цены охватили 3/4 оптовых цен на продукцию обрабатывающих отраслей и 1/4 розничных потребительских цен. Это вызвало рост инфляции и ужесточение в 70-х гг. контроля за ценами с сохранением их гибкости. Потребительские цены ежегодно менялись в административном порядке, что компенсировалось в зарплате.

Критерием хозяйствования предприятий становится прибыль. Однако для избежания высоких прибылей и государственного регулирования инвестиционного процесса, существовал налог на прибыль и налог на произведенную продукцию. После уплаты налогов остаток прибыли оставался в распоряжении предприятий и делился в установленной пропорции на инвестиционный и премиальный фонды. Был отменен потолок роста заработной платы, но центр фиксировал среднюю зарплату, чтобы предприятия вводили практику компенсации увеличения заработной платы одним за счет уменьшения заработной платы другим, не увеличивая при этом безработицу. Для борьбы с чрезмерным ростом зарплаты применялось прогрессивное налогообложение. Ликвидация правил, прикреплявших работника к его рабочему месту, способствовала повышению мобильности рабочей силы.

Недовольство рабочих сильной дифференциацией доходов заставили правительство усилить в 70- х гг. централизацию управления экономикой. В 1972 г. создаются крупные тресты, 50 наиболее крупных предприятий стали прямо подчиняться министерствам. Были введены ограничения по отношению к кооперативам, усилен контроль за ценами. Одновременно применялась широкая программа повышения зарплаты и началась борьба со спекуляцией.

Чехословакия

В Чехословакии, предпринятые еще в конце 40-х гг. попытки ввести самоуправление на предприятиях, оказались неудачными.

В 50-х гг. осуществляется объединение предприятий в крупные комбинаты с частичной децентрализацией инвестирования. Во внешней торговле у Чехословакии были тесные связи с СССР и Китаем. Разрыв внешнеэкономических связей с Китаем в 1961 г. и снижение темпов экономического роста в СССР вызвали в 1963 г. спад производства в Чехословакии. После этого централизация управления экономикой усилилась, а количество комбинатов сократилось.

Шик выдвинул новый проект децентрализации системы, в котором в качестве критерия хозяйствования вводится показатель величины валового дохода и прибыли. Принципы реформы были одобрены в 1965 г. С 1967 г. введена новая система инвестирования, согласно которой самофинансирование должно было стать основным источником финансирования предприятий. Впервые контроль за ростом заработной платой стал осуществляться прогрессивным налогообложением. Начали ослабляться вертикальные связи и усиливаться горизонтальные прямые связи предприятий с поставщиками и заказчиками. Центр перешел к регулированию экономики с использованием косвенных мер. Предприятия получили право заниматься любой экономической деятельностью, свободно входить или выходить из крупных комбинатов. Предполагалось, что в течение 17 лет предприятия выкупят свои капитальные активы.

В результате реализовался монополизм производителей, выразившийся в росте доходов предприятий за счет «проедания» инвестиций и роста цен почти на 30%. Резкое повышение цен в 1968 г. ухудшило политическую ситуацию в стране. Для поддержки экономической реформы реформаторы со стороны рабочих предложили добавить принцип самоуправления, согласно которому Совет и директор избираются работниками предприятия и практически не зависят от министерств. Однако, учитывая экономическую интеграцию Чехословакии с СССР, такой ход событий был преждевременным. После военной интервенции правительство приостановило либерализацию цен и усилило контроль в экономике.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.38.214 (0.005 с.)