ТОП 10:

Либерализация экономики стран Восточной Европы



Критика недостатков централизованного управления экономикой могла быть использована как для его совершенствования, так и для его разрушения.

Альтернативой для стран с централизованной экономикой был выход на социально эффективную стратегию развития, допускающую все формы собственности, эффективно работающие на устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты. Однако все реформы, проводимые в странах-членах СЭВ под флагом демократизации партийной номенклатурой, начиная от хрущевских совнархозов и кончая горбачевскими ССС (самоокупаемость, самофинансирование и самоуправляемость), были направлены на уничтожение стратегического преимущества советской модели - централизованного управления. На базе ее реформирования усиливалась стихийная организация, а с ней и бюрократизация экономики, росли темпы инфляции и внешняя задолженность стран, приобретавших сырьевую ориентацию. Вместе с ростом экономических трудностей в странах социализма возрастет их внешняя задолженность и влияние идей монетаризма через МВФ. Такой устойчивый ход событий и определил, в конечном счете, развал блока СЭВ, зависимость его стран от иностранных инвестиций.

Ввиду неразработанности социально эффективной стратегии, как следует из базовой таблицы 3, характеризующей закономерности трансформации стратегии государства в цикле «инфляция – дефляция», рано или поздно должно было произойти накопление критических условий для перехода стран-членов СЭВ к финансовой стабилизации. Так как власть, раскрутившая высокие темпы инфляции, потеряла кредит доверия у граждан, то переход к финансовой стабилизации был осуществлен с помощью иностранных инвесторов.

Югославия

Высокие темпы инфляции и рост экономических трудностей в 70-х гг. порождал центробежные тенденции в Югославии. Усилились разногласия между хорватами и сербами, между сторонниками централизации и децентрализации. Несмотря на разницу во взглядах на функции централизованного планирования и объединительную роль СКЮ (союза коммунистов Югославии), оба направления поддержали популистскую идею самоуправления. Дробление предприятий на более мелкие единицы самоуправления и снижение темпов экономического роста продолжилось. В это же время увеличивалась задолженность страны, росла инфляция и безработица. Попытка заменить централизованное планирование контрактным, при котором после добровольного заключения всеми единицами планов с поставщиками и будущими клиентами проводится их согласование с региональными и национальными целями, провалилась. Эгоизм самоуправляемых предприятий оказался сильней, что привело к отсутствию координации в федеральных планах 1976 -1980 гг. и 1981 -1985 гг.

В 80-х гг. самоуправление и взаимное банковское кредитование предприятий способствовали дальнейшему росту номинальной заработной платы и инфляции. После смерти в 1980 г. гаранта единства страны Тито начался политический кризис. Внешний долг составил в 1982 г. 20 млрд. долл., во второй половине 80-х гг. федеральные доходы составили всего лишь 6% от ВВП. В 1983 г. была упразднена система контрактного планирования. Появились новые либеральные идеи по усилению стихии в экономике: о плюрализме форм собственности, необходимости формирования рынка труда и капиталов, приватизации государственного сектора.

Дальнейшее ослабление контроля за заработной платой, либерализация цен и девальвация динара в 1989 г. привели к галопирующей инфляции. По рекомендациям МВФ в 1990 г. началась шоковая терапия с полной либерализацией цен и импорта, с замораживанием зарплаты и с ограничительной денежной и бюджетной политикой. Динар становится конвертируемым и индексируется по марке ФРГ. Преодоление гиперинфляции сопровождалось спадом производства и ростом безработицы. В 1991 г. произошел распад федерации, и началась гражданская война, знаменовавшая крах системы, служившей примером для реформирования социализма в других странах.

Польша

Стратегией Герека, пришедшего к власти в Польше после Гомулки и отменившего повышение цен, становится повышение уровня жизни за счет роста инвестиций, стимулируемого импортом в технологической сфере, что вело к росту внешней задолженности. При нем в 1973 г. проводится политика концентрации предприятий вокруг «крупных экономических организаций» с повышением их самостоятельности в инвестировании производства и по установлению числа работающих, их заработной платы в зависимости от размеров прибыли. Эти меры привели к потере правительством контроля за развитием экономики, непомерному росту заработной платы и инфляции, спаду производства, товарным дефицитам и нормированному их распределению, росту внешней задолженности.

В 1980 г. начались забастовки. В качестве независимого профсоюза оформилось движение «Солидарность» и опять произошла смена политического руководства. Зарплата была вновь увеличена на 10%, а экономический кризис углубился. После вмешательства армии правительство объявило о повышении цен. Выступили профсоюзные лидеры с югославской идеей самоуправления. После этого на предприятиях стали возрождаться Советы, выбирающие директора и самостоятельно распределяющие свои дохода, что означало новую фазу инфляции. В 1982 г. розничные цены увеличились на 100%. Большим спросом пользовались гарантированные заказы со стороны обороны и блока СЭВ.

Было провозглашено равенство государственного, частного и кооперативного секторов экономики и принят закон о банкротстве, который разрешил эмиссию облигаций государственными предприятиями и покупку ценных бумаг частными лицами. Посредством реализации принципа «трех С» (самостоятельность, самофинансирование и самоуправление) постепенно ликвидируется централизованное распределение инвестиций, государственная монополия внешней торговли, упраздняются отраслевые министерства и создаются коммерческие банки, которые могут стать акционерными. Валюту, получаемую от экспорта, разрешили продавать на аукционах. В 1983 -1987 гг. ежегодное повышение цен составляло 15-25 % и прошла серия девальваций злотого. Приток иностранных инвестиций в совместные предприятия уменьшился.

В 1988 г. власть потеряла контроль за финансово-кредитной системой и платежным балансом. Инфляция достигла 60%. Кредит доверия народа на продолжение экономического кризиса получает «Солидарность», обвинившая партию в его причинах. В 1989 г. при новом правительстве цены растут на 35 -50% ежемесячно. Бальцерович, следуя рекомендациям МВФ, реализует программу «шоковой терапии», направленную на сдерживание инфляции. Ее мерами были: либерализация цен и внешней торговли, введение конвертируемости; сокращение субсидий и инвестиционных расходов для восстановления бюджетного равновесия; повышение учетной ставки для проведения ограничительной кредитной политики; сдерживание темпов роста заработной платы через механизм индексации и налоговых мер; «малая» приватизация торговли местными органами и «большая» приватизация государственных предприятий с их преобразованием в акционерные общества и раздачей специальных «бонов» всем гражданам для имитации «народного капитализма».

Восстановление доверия к национальной валюте сопровождалось спадом производства ВВП на 12 % и промышленного производства на 25 %, падением реальной заработной платы и появлением безработицы более 1 млн. чел. В 1990 г. Польша имела большую внешнюю задолженность в 49 млрд. долл.

Венгрия

Книга Я. Корнаи «Дефицит», которая появилась в Венгрии в 1980 г., определила главные идеи дальнейшего реформирования экономики. Результатом дискуссий 80-х гг. стал вывод о необходимости формирования рынка капиталов и рынка труда. «Наивный» Корнаи, критикуя пионеров реформирования Бруса, Либермана и Шика за их желание успокоить бюрократию в проведении реформирования сверху, наверно, не полагал, что предлагаемое им радикальное реформирование социализма, также пойдет сверху для усиления власти бюрократии, использующей в своих интересах недовольство масс существующей системой. С мнением Корнаи, что причиной сохранения бюрократической преемственности является отсутствие рынка капиталов, согласился Брус. Рыночный социализм, как открытая система для стимулирования предпринимательства, завоевал господствующие позиции в идеологии всех бывших стран социализма.

В начале 80-х гг. в Венгрии вновь возвращаются к ориентации на мировые цены, к дроблению трестов, к поддержке частного сектора. Для облегчения вступления страны в МВФ в 1981 г. вместо трех валютных курсов форинта (официального, туристического и коммерческого) вводится единый курс. В 1984 г. используется идея самоуправления для развития у работников «чувства хозяина» и повышения самостоятельности избираемого директора в отношениях с администрацией. Предприятиям разрешили предоставлять кредиты друг другу или частным лицам.

В 1987 г. появляется документ Л. Антала «Поворот и реформа», отстаивающий переход к регулируемой рыночной экономике как единственный выход их кризиса, где главным инструментом регулирования должно стать предложение денег. Партией формируется общественное согласие по вопросу перехода к рыночной экономике. Ограничивается ее роль и усиливается влияние парламента. Появляется двухуровневая банковская система, состоящая из центрального банка и коммерческих банков, облигации, акции, депозитные сертификаты, коммерческие векселя, изменяется налоговая система. К 1988 г. частный сектор охватил 40% сельскохозяйственного производства, 2/3 строительства нового жилья, 12% розничной торговли, 30% ресторанов, 10% грузового автопарка.

В 1989 г. открывается граница с Австрией. Принят закон о предприятии, разрешивший гражданам основывать акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Закон об иностранных инвестициях предоставил гарантии по владению иностранцами венгерскими акционерными предприятиями. Закон о конверсии разрешил советам предприятий организовывать акционерные общества для их продажи венгерским и иностранным покупателям. В результате за 6 месяцев наиболее конкурентоспособные предприятия оказались под контролем иностранных предприятий или граждан, как правило, бывших менеджеров. В 1990 г. внешняя задолженность Венгрии составила 21 млрд. долл.

Чехословакия, ГДР, Болгария

В 1971 - 1972 гг. Чехословакия вернулась к советской модели, и ее реформирование пошло параллельно процессам в СССР. В середине 70-х гг. из-за кризиса в западных странах и роста цен на импортируемое из СССР сырье усилился контроль центра и в ГДР.

В 80-х гг. в Чехословакии ГДР, и Болгарии, как и в СССР, начинается «увлечение» организацией крупных комбинатов, позволяющих сэкономить на административных издержках и, как считалось, ускорить внедрение научно-технического прогресса. В этой связи организация комбинатов рассматривалась в качестве альтернативы радикальным реформам. Возросла роль договора в отношениях между центром и комбинатами. Началась децентрализация внешней торговли, позволяющая некоторым комбинатам оставлять часть валютных поступлений у себя. Однако их монополизм замедлил темпы технического прогресса и ухудшил конкурентоспособность товаров народного потребления. Рост цен обострил проблему дефицита товаров, вызвавшую к середине 80-х гг. политическую напряженность.

С началом радикальных реформ в СССР страны-члены СЭВ приняли в 1987 г. решение о поэтапной перестройке многостороннего сотрудничества и интеграции. Все страны, включая СССР, взяли курс на либерализацию национальной экономики. В 1988 г. было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве ЕС с Венгрией, в 1989 г. – торговое соглашение ЕС с Чехословакией и соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве ЕС с Польшей. В конце 80-х гг. ЕС практически установило экономические отношения со всеми странами Восточной Европы, выбравшими курс на либерализацию национальной экономики и привлечение иностранных инвестиций.

В 1990 г. создается экономический и денежный союз между ФРГ и ГДР. Был произведен обмен восточногерманских марок на марки ФРГ. Бюджетное финансирование объединения осуществляло ФРГ. Бундесбанк стал финансовой властью на всей территории, после чего образовался единый политический союз. Началась либерализация цен в бывшей ГДР. Завышенный курс обмена марок, предложение западных продуктов и сокращение торговли со странами бывшего блока СЭВ, а также повышение зарплаты снизили конкурентоспособность восточных предприятий и обострили проблему безработицы, достигшей на Востоке 2 млн. чел. Из-за плохого состояния инфраструктуры западные инвестиции не смогли компенсировать объем выпавших из оборота капиталов.

После создания рынка капиталов началась приватизация и реституция - возвращение собственности бывшим владельцам. Все промышленные предприятия преобразовали в акционерные общества, контроль за которыми быстро перешел от скомпрометированной восточногерманской номенклатуры к западному бизнесу.

К началу 90-х гг. у всех стран, имевших, как и СССР, централизованное управление экономикой, наблюдалось снижение темпов экономического роста, увеличение открытой или скрытой инфляции, рост внешнеторгового оборота и внешней задолженности. Рост влияния в этих странах монетаристских идей позволил получить МВФ кредит доверия у масс для либерализации их экономики и проведения жесткой денежно-кредитной политики с замораживанием зарплаты. Политика финансовой стабилизации сопровождается спадом производства, ростом безработицы, социального расслоения и коррупции в этих странах, ростом внешнеторгового оборота и внешней задолженности, девальвацией национальных валют по отношению к доллару, расплатой собственностью за внешние долги. Экономический кризис в Югославии вылился в политическую дезинтеграцию государства с перерастанием ее в гражданскую войну.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.008 с.)