История Русской литературы ХХ века (1920-1950 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Русской литературы ХХ века (1920-1950 гг. )



Программа ГАК

История русской литературы ХХ века (1920-1950 гг.)

Особенности литературы 1920-х - начала 1950-х годов.

Литературный процесс 1920-1950-х годов был искажен активной
регламентирующей политикой идеологизированного государства,
пытавшего управлять литературой. Декретом о печати 9 ноября
1917 года была отменена свобода слова, Резолюцией ЦК РКП(б)
«О пролеткультах» от 1 декабря 1920 года отрицалась возможность
независимости творческой организации от государства, в
Постановлении ЦК ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы» 1925 года литература рассматривалась как участок партийной работы и должна была
отражать идеологию компартии. Унификация литературного процесса к
середине 1930 годов была закреплена проведением Первого съезда
советских писателей и декларацией метода социалистического
реализма как единственного творческого метода. Государственная
диктаторская политика проявила себя в репрессиях 1920-1940 годов
и трагических личных судьбах многих писателей. В середине 1950
годов Второй съезд Союза советских писателей пришел к отказу от
единого канона нормативной эстетики соцреализма. С конца 1950-
годов начался процесс возникновения различных литературных
течений.

Философские и социологические теории, повлиявшие на
литературный процесс, отличаются полярной направленностью.
Марксистско-ленинская философия была положена в основу
государственной идеологии советского человека. Она базировалась
на материализме, духовном нигилизме, классовой борьбе,
служении революционному долгу. Главной целью ее была
социальная переделка жизни. Путь построения новой, духовно
обновленной России предлагали философы, вынужденно
оказавшиеся в эмиграции, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков. Вслед за В.
В. Розановым, П. А. Флоренским, они развивали идеи православия,
русской религиозной мысли, славянофильские традиции и путь
России связывали с развитием духовно-
нравственных основ жизни.

Главной темой литературы 1920-1950-х годов, прежде всего в крупных эпических формах романа и поэмы, стало осмысление последствий грандиозной переделки мира и человека. В эпоху литературного нигилизма и антитрадиционализма классики ХХ века в прозе, поэзии, драматургии плодотворно развивали традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Поединок литературы и классовой диктатуры завершился победой литературы, создавшей в тоталитарный период эпохальные, итоговые произведения ХХ века.

Поэзия С. А. Есенина (1895-1925)

Лирика. Периодизация, поэтические сборники, основные мотивы,
жанровый состав. Эстетизация крестьянской культуры деревенской
Руси, воспроизведение глубинных архетипов русской души в
философско-эстетическом трактате «Ключи Марии» и лирике 1910
годов («Я пастух, мои палаты...», «О красном вечере задумалась
дорога...», «Душа грустит о небесах...» и др.). Фольклорно-
мифологические и религиозно-философские основы творчества
Есенина. Концепция поэтического образа в статьях С. Есенина «Ключи
Марии», «Быт и искусство». Есенин и имажинизм. Декларация
имажинистов. Общее и различное в эстетике С. Есенина и
теоретиков имажинизма.

Трагедия разрушения «избяного космоса»: разлад человека и
природы, осознание гибели деревни и собственной гибели,
осуждение социального насилия в лирике конца 1910 — начала 1920
годов («Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Я последний поэт
деревни...», «Мир таинственный, мир мой древний...», «Песнь о
хлебе» и др.). Философские мотивы в лирике Есенина 1920-х годов: поиски гармонии с миром, размышления о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия и его вечных ценностях («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...»; «Цветы мне говорят - прощай...», «Несказанное, синее, нежное...» и др.). Патриотическая лирика: «Гой ты Русь, моя родная...», «Русь», «Запели тесаные дроги...»,«Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Любовная лирика: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой...», «Персидские мотивы».

Поэмы. Концепция национального характера, осмысление исторической судьбы России в поэмах «Пугачев», «Страна негодяев», «Анна Снегина». Пушкинские традиции в поэмах «Анна Снегина», «Черный человек». Мотивы покаяния, жажда духовного очищения, преодоления двойничества.

Научная и учебная литература:

  1. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е годы: в 2 кн. Кн. 1. Гл. 7. Сергей Есенин: метаморфозы художественного сознания / под ред. Н. Л. Лейдермана. – М.: «Академия», 2012. – С. 242-294.
  2. Куняев, С. Ю., Куняев, С. С. Сергей Есенин. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 595 с.
  3. Шубникова-Гусева, Н. И. Сергей Есенин и Галина Бениславская / Н. И. Шубникова-Гусева. – СПб.: Росток, 2008. – 479 с.
  4. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Чёрного человека». Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М.: Наследие, 2001. – 687 с.
  5. Занковская, Л. В. «Большое видится на расстояньи…» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак / Л. В. Занковская. – М., 2005. – 292 с.
  6. Пяткин, С. Н. Пушкинская традиция в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина» // Русская литература. – 2007. - № 2. – С. 157-173.
  7. Коптев, Л. Н. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии С. Есенина // Русская речь. – 2012. - № 4. – С. 32-36.

Дополнительная научная литература:

  1. Зуев, Н. Н. Жизнь и поэзия — одно / Н.Н. Зуев. — М., 1990.
  2. Бельская, Л. Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С. Есенина / Л.Л. Бельская. — М., 1990.
  3. Турбин, В. Традиции Пушкина в творчестве Есенина. «Евгений Онегин» и «Анна Снегина» / В. Турбин // В мире Есенина: Сборник статей.— М., 1986.— С. 264-284.
  4. Захаров, А. Н. Есенин как философский поэт / А.Н. Захаров // Столетие С. Есенина: Есенинский сб. — М., 1997. — Вып. 3. — С. 35-57.
  5. Карпов, А. С. Поэмы Сергея Есенина / А.С. Карпов. — М.: Высшая школа, 1989.

Проза А. Платонова (1899-1951)

Понимание революции как «онтологического» переворота, изменяющего лицо мира и человека. Технократические идеи переустройства мира и их критика в прозе середины 1920-х годов («Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар»). Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Архетипы человеческого бытия в образной системе
романа. Композиция
романа-странствия, мифопоэтика, дуалистическая природа романа
(утопия и антиутопия). Смысл финала
. Спор с идеями «ускорения» жизни и жизни без
Богa. Мотив сиротства, онтологического бездомья, ложной дороги.
Проблема платоновского языка.

Осмысление конфликта экзистенции человека и насилующих его
социальных схем, идеологем советской эпохи в повести «Котлован».
Композиция, система образов. Смысл финала. Поиски положительного начала в действительности в 1930-40-е
годы («Джан», «Фро», «Юшка», «Река Потудань»,
«Одухотворенные люди», «Возвращение», «В
прекрасном и яростном мире»). Концепция любви в рассказах. Мотив возвращения и его философское осмысление.

Научная литература:

  1. Варламов, А. Н. Андрей Платонов. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 546 с.
  2. Карасёв, Л. В. Движение по склону: о сочинениях А. Платонова / Л. В. Карасёв. – М.: РГГУ, 2004. – 140 с.
  3. Творчество Андрея Платонова. Кн. 4: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2008. – 319 с.
  4. Творчество Андрея Платонова. Кн. 3: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2004. – 255 с.
  5. Амусин, М. Платонов: на переломе // Вопросы литературы. – 2011. - № 5. – С. 135-172.
  6. Михеев, М. «Возвращение» Платонова: поэтика недоговорённости // Вопросы литературы. – 2008. № 2. – С. 115-144.

 

Дополнительная научная литература:

  1. Бочаров, С. Г. «Вещество существования» (Мир А. Платонова) / С. Г. Бочаров // А. Платонов: мир творчества: сборник статей. — М., 1994. — С. 10-47.
  2. Творчество Андрея Платонова. Кн. 2: Исследования и материалы. СПб.: Наука, 2000. - С. 113-116, 125-134.
  3. Проскурина, Е. Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х – 30-х годов (на материале повести «Котлован») / Е. Н. Проскурина. – Новосибирск, 2001. – 259 с.
  4. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 2. — М., 1995.
  5. Чалмаев, В. А. Платонов / В. Чалмаев. — М., 1989.

Проза М. А. Шолохова (1905-1984)

Роман-эпопея «Тихий Дон». Замысел, творческая история.
Особенности архитектоники произведения. Современное понимание жанровой природы романа: роман-эпопея (В. Соболенко), «трагический эпос» (Ф. Кузнецов), роман с признаками эпопеи и трагедии (В. Беглов). Толстовские традиции.
Национальное бытие в периоды мира и войны. Романный и
эпический сюжет, их взаимодействие. Григорий
Мелехов как трагический герой и носитель личностных, национальных и общечеловеческих качеств. «Вечные типы» в шолоховском герое.
Тип правдоискателя в трактовке
Шолохова. Споры о Мелехове среди критиков и литературоведов.
Пути преодоления национального раскола в романе-эпопее.
Женские образы в романе. Значительность второстепенных
персонажей (стариков, детей) и эпизодов в структуре романа, наличие сквозных
образов-символов. Функции пейзажа. Роль эпиграфов и песен. Мировое
значение шолоховского романа-эпопеи.

Научная литература:

  1. Петелин, В. В. Михаил Александрович Шолохов: энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2011. – 959 с.
  2. Беглов, В. А. Эпопея в русской литературе / В.А. Беглов.— М.: Изд-во МГУ, 2005. — С. 200-2007.
  3. Кузнецов, Ф. Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: Народная книга, 2005. – 863 с.
  4. Чалмаев, В. А. М. А. Шолохов в жизни и творчестве: учебное пособие. – М.: Русское слово, 2004. – 159 с.
  5. Осипов, В. О. Шолохов / В. О. Осипов. – 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2010. – 639 с.

Дополнительная научная литература:

  1. Соболенко, В. Н. Жанр романа-эпопеи: (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова) / В. Н. Соболенко. – М., 1986. – 205 с.
  2. Тамарченко, Н. Д. Идея правды в «Тихом Доне» / Н.Д. Тамарченко // Новый мир.— 1990. — № 6.

 

Проза И. С. Шмелёва (1873-1950)

Православно-религиозное мировоззрение писателя
традиционность эстетических пристрастий. Элементы жития и
хожения в повестях 1910-1930-х годов («Неупиваемая чаша»,
«Богомолье»). Малая проза 1910-1920 годов. Путь самоопределения
ребенка в «детских» рассказах писателя: «Полочка», «Светлая
страница», «Весенний плеск», «Наполеон». Неистребимость
духовной культуры в народе, которая дает ему силы для
сопротивления злу («Человек из ресторана», «Про одну старуху»,
«Блаженные», «Смешное дело»). Трагедия послереволюционной России в романе «Солнце
мертвых». Конкретно-историческая фабула и мифологический
сюжет о судьбе мирозданья, борьбе жизни и смерти.
Апокалипсическая символика. Лирическое и публицистическое
начало как воплощение активности осознания героя-повест-
вователя. Мастерство сказовой стилизации в романе «Няня из Москвы».
Воскрешение духовных основ жизни христианской России в
автобиографической дилогии «Богомолье» и «Лето Господне».
Приобщение детского сознания к христианским началам бытия.
Система православного семейного воспитания. Категория Памяти
как залог укоренённости человека в православной духовной
традиции и его бессмертия.
«Духовный реализм» И. С. Шмелева: «быт,
преломленный через бытие».

Мотив Божьего Промысла в романе «Пути Небесные»: «опыт духовного романа». Путь обретения веры неверующим
интеллигентом в романе «Пути небесные» и рассказах 1930-х годов
(«I'лас в нощи», «Куликово поле»).

Научная литература:

  1. Любомудров, А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А.М. Любомудров. — СПб., 2003. – 272 с.
  2. Солнцева, Н. М. Иван Шмелёв. Жизнь и творчество. Жизнеописание. – М.: Эллис Лак, 2007. – 512 с.
  3. Ерёменко, Л. И., Карпова, Г. И. Поэтика рассказов И. С. Шмелёва: учебно-методическое пособие / Л. И. Еременко, Г. И.Карпова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 104 с.
  4. Карпова, Г. И. Мир Православия в рассказах И. С. Шмелёва: учебное пособие / Г. И. Карпова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. – 48 с.

 

Дополнительная научная литература:

  1. Ильин, И. А. О тьме и просветлении: Бунин, Ремизов, Шмелёв / И.А. Ильин // Ильин, И. А. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1996. —Т. 6. — Кн. 1.
  2. Сорокина, О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева / О.Н. Сорокина. 2-е изд. — М., 2000. – 408 с.
  3. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений / М.М. Дунаев. — М.: Изд-во Московской духовной академии, 2002. – 1056 с.
  4. Русская литература в литургическом контексте: сборник научных статей / отв. ред. Л. А. Ходанен, ред. П. С. Иванов, Г. И. Карпова, О. В. Пичугина; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. – 260 с.

 

Проза В. В. Набокова (1899-1977)

 

Роман
«Машенька» как первая часть единого набоковского метаромана
(система персонажей, особенности сюжета, тема России и
воспоминание о ней как основные мотивы всего творчества).
Тема двух реальностей в творчестве
писателя. Литературная традиция и пародийное начало в его прозе. «
Защита Лужина»: особенности поэтики романа, совмещение
реального и нереального (шахматного) миров; особенности
авторского «я»: наличие двойников, трикстеров. Тема смерти в
романе как выход из абсурда реального мира. Исследование форм
противостояния личности диктату общественности, отстаивание
сувернитета частного человека, его права на индивидуальное бытие в
романах «Приглашение на казнь» и «Дар».
Тема жизни и смерти,
противостояние толпы и творческой личности, форма «текст в
тексте» как выражение многоуровневой реальности. «Игровая» поэтика Набокова, реминисцентная организация текста, синтез символистской и акмеистической эстетики. Понимание литературы как феномена языка.

 

Научная литература:

  1. Буслакова Т. П. Литература русского зарубежья. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 365 с.
  2. Урбан, Томас. Набоков в Берлине / Т. Урбан. – М.: Аграф, 2004. – 235 с.
  3. Злочевская, А. В. Креативная память как доминанта творческого процесса в романе В. Набокова «Дар» // Вопросы литературы. – 2012. - № 4. – С. 88-113.
  4. Злочевская, А. В. Особенности «метафикциального» хронотопа в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – 2012. № 3. – С. 25-35.
  5. Павлов А. М. Проблема адресата художественного письма в эстетике литературного модернизма (на материале лекций по русской и зарубежной литературе В. Набокова). – Кемерово, 2009. – 116 с.

Дополнительная научная литература:

1. В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова Т. 2. Антология. – СПб,: Издательство РХГИ, 2001. – 1060 с.

2. В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова Т. 1. Антология. – СПб,: Издательство РХГИ, 1999.

3. Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 2. В. Набоков в контексте русской литературы ХХ века. – Томск, 2000. – 126 с.

4. Кузнецов, И. В. Мистерия Сирина: анализ новелл Владимира Набокова / И. В. Кузнецов. – Новосибирск, 2000. – 100 с.

5. Букс, Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова / Н. Букс.— М., 1998.

6. Носик, Б. Мир и дар Набокова: Первая русская биография писателя / Б. Носик. – М., 1995. – 552 с.

Проза Л. М. Леонова (1899-1994)

Проблема национальной истории, поэтика философской прозы: многоуровневость текста, богатство культурных аллюзий, символизация. Роман «Вор», редакции романа. Спор с концепцией сверхчеловека. Христианская и марксистская модели истории. Концепция переделки мира и человека в образной системе метаромана. Проблема авторской позиции в полифоническом романе. Ситуация отрыва от родовых связей как ситуация духовных потерь в повести «Evgenia Ivanovna».

«Русский лес» Л. Леонова (1953). Социально-философский роман о фундаментальных основах человеческой истории и о расхождении истории с природой. Концепция личности и истории в романе (проблема отцов и детей). Противостояние Вихрова и Грацианского – «двойная звезда», возможность их совмещения. Идея персональной ответственности личности за свою реализацию в исторических обстоятельствах. Роль национальных корней, образы русского леса, Калины Глухова, родничка.

Научная литература:

  1. Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в ХХ веке: Материалы международной конференции / РАН, Институт русской литературы; ред Т. М. Вахитова. – СПб., 2002. – 167 с.
  2. Рыбальченко, Т. Л. Писательство и рассказывание персонажей романа Л. Леонова «Вор» / Т. Л. Рыбальченко // Русская литература ХIХ-ХХ веков: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа. — Новосибирск, 2004. — С. 80-97.
  3. Якимова, Л. П. Герменевтические проблемы романа Леонида Леонова «Русский лес»: парадоксы творчества или парадоксы чтения? // Сибирский филологический журнал. – 2012. - № 3. – С. 89-98; 2012. - № 4. – С. 73-80.

Дополнительная научная литература:

  1. Грознова, Н. А. Творчество Л. Леонова и традиции классической литературы / Н. А. Грознова. — Л., 1982.
  2. Хрулев, В. И. Символика в прозе Л. Леонова / В. И. Хрулев.— Уфа, 1992.
  3. Химич, В. В. Поэтика романов Л. Леонова / В. В. Химич. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. – 144 с.

 

Практическое занятие № 1

Поэзия Сергея Есенина

Практическое занятие № 2

Роман Евгения Замятина «Мы»

 

1. История создания и публикаций романа «Мы». «Сказки про Фиту» (1917) как этюды к роману. Исследование модели уравнительно-казарменного социализма в политических сказках Е. Замятина.

2. Система персонажей индустриальной «сверхдержавы»: герои с унифицированным, персонализированным, традиционным (родовым), раздвоенным сознанием. Проблемы форм и методов насилия, способы манипулирования сознанием масс. Поэтика имён, наименований в романе «Мы».

3. Дневник Д-503 как акт самосознания, способ освобождения от ложного долженствования. Обозначьте этапы выхода героя из «скорлупы» (личностные поступки) и процесс огосударствления личности. Обратить внимание на запись 10, 22, 27, 36, 38, 40.

4. «Мы» как метароман (роман о создании романа). Тоталитарный (соцреалистический) и авангардный дискурсы в повествовании Д-503: от конспекта к авантюрному роману. Обратить внимание на запись 1, 4, 11, 12, 18, 27, 28, 31. Судьба художника в тоталитарном государстве. Финал романа.

5. Влияние романа «Мы» на развитие жанра антиутопического романа в мировой литературе: «Приглашение на казнь» В. Набокова, «1984» Дж. Оруэлла, «О, дивный новый мир» О. Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Р. Бредбери.

 

Научная литература:

1.Комлик, Н. Н. Е. И. Замятин в жизни и творчестве: учебное пособие / М.: Русское слово, 2010. – 135 с.

2.Хатямова, М. А. Метатекстовая структура романа Е. И. Замятина «Мы» // Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. М., 2008. - С. 161-181.

3.Русская литература ХХ века: 1917-1920-е годы: в 2 кн. Кн. 2. Гл. 22. Художественные эксперименты Евгения Замятина / под ред. Н. Л. Лейдермана. – М.: «Академия», 2012. – С. 208-244.

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие «№ 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

(самостоятельно)

Вариант № 1. Роман А. Платонова «Чевенгур»

1. Образная система романа: Герои как архетипы человеческого бытия (С. Бочаров, В. Чалмаев).

2. Композиция романа-странствия, тема искания общественного идеала. Рождение самосознания «сокровенного человека» А. Дванова. Смысл финала.

3. Поэтика заглавия романа. Спор с идеями «ускорения» жизни и жизни без Бога.

4. Дуализм художественного мира романа, совмещение утопии и антиутопии, натурализма и мифопоэтики, иронии и трагедии.

Литература:

1. Варламов, А. Н. Андрей Платонов. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 546 с.

2. Карасёв, Л. В. Движение по склону: о сочинениях А. Платонова / Л. В. Карасёв. – М.: РГГУ, 2004. – 140 с.

3. Творчество Андрея Платонова. Кн. 4: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2008. – 319 с.

4. Творчество Андрея Платонова. Кн. 3: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2004. – 255 с.

5. Амусин, М. Платонов: на переломе // Вопросы литературы. – 2011. - № 5. – С. 135-172.

6. Михеев, М. «Возвращение» Платонова: поэтика недоговорённости // Вопросы литературы. – 2008. № 2. – С. 115-144.

Дополнительная литература:

1. Бочаров С.Г. «Вещество существования» (Мир А. Платонова) // А. Платонов: Мир творчества. М., 1994. С. 10 – 47.

2. Чалмаев В. А. Платонов. М., 1989. С. 286 – 338.

3. Спиридонова И.А. Мотив сиротства в «Чевенгуре» А. Платонова в свете христианской традиции // Евангельский текст в русской литературе ХYIII-ХХ веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 514-536.

 

 

Вариант № 2

Роман Л. Леонова «Вор»

1. Варианты романа (1927, 1959, 1991). Митька Векшин как индивидуальный характер, как воплощение русского человека, и как человек человечества. Исследование причин духовного кризиса человека (нации, человечества) и проблема выхода из кризиса через нравственные страдания, воссоединения с людьми, нацией, человечеством. Спор с концепцией сверхчеловека, «гордого» человека М. Горького («Челкаш», «Человек», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»); неприятие коллективизма как уравнительности. Спор с Достоевским о целительности покаяния и страдания. Человек без Бога; история как спор человека с Богом. Христианская и марксистская модели истории.

2. Поэтика интеллектуального романа: система персонажей как распавшееся человечество, система зеркальных отражений (двойников, родственников). «Воры» в романе. Герои – идеологи и философские споры. Исследование идеи переделки мира и человека.

3. Содержательность архитектоники романа (роман о создании романа). Роль Фирсова в решении проблемы познаваемости бытия и эстетической ответственности творца за жизнь. Проблема авторской позиции в полифоническом романе.

Научная литература:

1. Рыбальченко, Т. Л. Писательство и рассказывание персонажей романа Л. Леонова «Вор» / Т. Л. Рыбальченко // Русская литература ХIХ-ХХ веков: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа. — Новосибирск, 2004. — С. 80-97.

2. Якимова, Л. П. Герменевтические проблемы романа Леонида Леонова «Русский лес»: парадоксы творчества или парадоксы чтения? // Сибирский филологический журнал. – 2012. - № 3. – С. 89-98; 2012. - № 4. – С. 73-80.

3. Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в ХХ веке: Материалы международной конференции / РАН, Институт русской литературы; ред Т. М. Вахитова. – СПб., 2002. – 167 с.

Дополнительная научная литература:

1.Грознова, Н. А. Творчество Л. Леонова и традиции классической литературы / Н. А. Грознова. — Л., 1982.

2.Хрулев, В. И. Символика в прозе Л. Леонова / В. И. Хрулев.— Уфа, 1992.

3.Химич, В. В. Поэтика романов Л. Леонова / В. В. Химич. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. – 144 с.

 

 

Вариант № 3

Вариант № 4. Романы В. Набокова 1920-1930-х годов

1.

Роман
«Машенька» как первая часть единого набоковского метаромана.
(система персонажей, особенности сюжета, тема России и
воспоминание о ней как основные мотивы всего творчества).
Тема двух реальностей в творчестве
писателя. Литературная традиция и пародийное начало в его прозе.

2. «
Защита Лужина»: особенности поэтики романа, совмещение
реального и нереального (шахматного) миров; особенности
авторского «я»: наличие двойников, трикстеров. Тема смерти в
романе как выход из абсурда реального мира.

3. Исследование форм
противостояния личности диктату общественности, отстаивание
сувернитета частного человека, его права на индивидуальное бытие в
романах «Приглашение на казнь» и «Дар».
Тема жизни и смерти,
противостояние толпы и творческой личности, форма «текст в
тексте» как выражение многоуровневой реальности. 4. «Игровая» поэтика Набокова, реминисцентная организация текста, синтез символистской и акмеистической эстетики. Понимание литературы как феномена языка.

Научная литература:

1.Урбан, Томас. Набоков в Берлине / Т. Урбан. – М.: Аграф, 2004. – 235 с.

2.Злочевская, А. В. Креативная память как доминанта творческого процесса в романе В. Набокова «Дар» // Вопросы литературы. – 2012. - № 4. – С. 88-113.

3.Злочевская, А. В. Особенности «метафикциального» хронотопа в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – 2012. № 3. – С. 25-35.

Дополнительная литература:

1.В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова Т. 2. Антология. – СПб,: Издательство РХГИ, 2001. – 1060 с.

2.В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова Т. 1. Антология. – СПб,: Издательство РХГИ, 1999.

3.Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М., 1998.

4.Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) // Вопросы литературы. – 1994. - № 3. – С. 72-95.

 

 

Вариант № 5

Роман И. С. Шмелева «Лето Господне» (1927-1944)

1. Роман «Лето Господне» в оценке И.А. Ильина.

2. Отец, Горкин как примеры идеальных взаимоотношений между людьми и Богом, носители христианских устоев и заповедей. Мотив просветления души и категория соборности в романе.

3. Принципы православной педагогики в романе. Проследите процесс воспитания души ребенка (преодоление искушений, осознание греха, покаяние).

4. Тема памяти, смерти и бессмертия в романе.

5. Соединение двух планов: повседневно-бытового и религиозно-возвышенного. Духовный реализм И.С. Шмелева. Мотив света.

Научная литература:

1. Любомудров, А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А.М. Любомудров. — СПб., 2003. – 272 с.

2. Солнцева, Н. М. Иван Шмелёв. Жизнь и творчество. Жизнеописание. – М.: Эллис Лак, 2007. – 512 с.

3. Карпов, И. П. Шмелёв в школе/ И. П. Карпов. – М.: Дрофа, 2004. – 331 с.

 

Дополнительная научная литература:

1. Ильин, И. А. О тьме и просветлении: Бунин, Ремизов, Шмелёв / И.А. Ильин // Ильин, И. А. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1996. —Т. 6. — Кн. 1.

2. Сорокина, О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева / О.Н. Сорокина. 2-е изд. — М., 2000. – 408 с.

3. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений / М.М. Дунаев. — М.: Изд-во Московской духовной академии, 2002. – 1056 с.

Вариант № 6

Вопросы к экзамену

1. Основные тенденции развития русской литературы первой половины XX века. Литературный раскол и литературная коллективизация.

2. Литературные группировки и течения конца 1910 – 1920-х годов.

3. Новокрестьянская поэзия. Основные представители. Поэзия Н.А. Клюева.

4. Лирика С. Есенина. Периодизация. Основные мотивы. Жанровый состав.

5. Образ Родины в лирике С. Есенина.

6. Отражение крестьянских иллюзий и расставания с ними в поэзии С. Есенина 1917 – 1922-х годов.

7. Поэма С. Есенина «Анна Снегина».

8. Философская лирика С. Есенина. Поэма «Черный человек».

9. Любовная лирика С. Есенина. Цикл «Персидские мотивы».

10. Советская литература 1920-1950-х годов.

11. Роман Е. Замятина «Мы».

12. Творческий путь И.С. Шмелева. Рассказы.

13. Роман И.С. Шмелева «Солнце мертвых» в контексте советской литературы о революции и гражданской войне (А. Серафимович, А. Фадеев, Н. Тихонов, К. Федин, Б. Лавренев и др.).

14. Романная дилогия И.С. Шмелева «Богомолье», «Лето Господне».

15. Рассказы А. Платонова 1930 – 1940-х годов.

16. Роман А. Платонова «Чевенгур».

17. Повесть А. Платонова «Котлован».

18. Творческий путь А. Платонова.

19. Творчество Л. Леонова 1920 – 1950-х годов. Роман Л. Леонова «Вор». Повесть «Evgeniya Ivanovna».

20. Повести М. Булгакова.

21. Драматургия М. Булгакова.

22. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» в контексте ранней советской прозы (Б. Пильняк, И. Бабель, В. Зазубрин).

23. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

24. Григорий Мелехов как трагический герой.

25. Творческий путь М. Шолохова. Рассказы М. Шолохова 1920 – 1950-х годов.

26. Роман М. Шолохова «Тихий Дон». Жанр. Композиция.

27. Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

28. Христианская картина мира в прозе Б.К. Зайцева. Жизнеописание «Преподобный Сергий Радонежский».

29. Творческий путь М. М. Пришвина. Повесть «Жень-шень».

30. Литература 1940-х годов.

31. Эволюция поэтического мира Н. Заболоцкого.

32. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

33. Поэзия А. Твардовского. Традиции А. Твардовского в поэзии М. А. Небогатова, В. Д. Фёдорова.

34. Историческая проза 1920 –1940-х годов. М. Алданов, М. Осоргин, А.Н. Толстой.

 

Учебная литература:

1. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е годы: в 2 кн. / под ред.Н. Л. Лейдермана. – М.: «Академия», 2012. – С. 242-294.

2. История русской литературы ХХ век. В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова.— М.: Дрофа, 2007.

3. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты [Электронный ресурс]: учебное пособие. - 3 изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. // http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2631

4. Кременцов Л.П. Русские поэты ХХ века. Учебное пособие. 3-е изд. М.: «Флинта», 2009. 320 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1384

5. История русской литературы ХХ века, 20-90-е годы: Основные имена: учебное пособие / ред. С. И. Кормилов. – М.: МГУ, 2008. – 572 с.

  1. История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы). Литературный процесс: учебное пособие. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2006.

 

  1. Русская литература ХХ века: В 2 т.: учебное пособие / А. П. Кременцов и др. — М.: Academia, 2005.

б) дополнительная литература:

1. Романова Г. И. Русские писатели ХХ века: словарь-справочник. 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 252 с.

2. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев.- М.: Аграф, 2001.- 599 c.

3.Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940. Т. 1. Писатели русского зарубежья: РАН, Ин-т научной информации по общественным наукам; ред.: Н. А. Богомолов, Е. А. Цурганова, А. И. Чагин.- М.: РОССПЭН, 1997.- 512 c.

4. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918-1940. Т. 2. Периодика и литературные центры: сост. А. Н. Николюкин; ред. А. Н. Николюкин. - М.: РОССПЭН, 2000.- 639 с.

5. Петелин В. В. Михаил Александрович Шолохов: энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2011. – 959 с.

6. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. – М.: Локид: Миф, 2000. – 586.

 

 

Интернет-ресурсы:

1. Русский филологический портал: www.philology.ru

2. Портал периодических изданий: www.magazine.ru

3. Российские электронные библиотеки: Информационно-интерактивный портал: www.elbib.ru

4. Словарь литературоведческих терминов: www.gramma.ru

5. Сайт, посвященный творчеству Булгакова М. А. www.bulgakov.ru Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова. Руководство - Юлия Вишневская, модератор - Юрий Кузнецов

6. Булгаков М. А. www.bulgakov.net.ru Администратор сайта: Руслан Назаров

7. Сайт, посвященный творчеству Есенина С. А. www.esenin.net.ru Администратор сайта: Анастасия Уласова

8. Платонов А. П. www.platonov.org.ru Администратор сайта: Руслан Назаров

9. Пришвин М. М. www.prishvin.org.ru Администратор сайта: Андрей Таиров

 

 

Демонстрационные и наглядные материалы:

· «Тихий Дон». По одноименному роману М. А. Шолохова. Автор сценария и режиссер С. Герасимов. 3 серии. М., 1957 – 1958 гг.

· «Поднятая целина». Художественный фильм. Режиссёр А. Иванов. Л., 1961.

· «Черное солнце Михаила Шолохова». Документальный фильм. М., 2005.

· «Сергей Есенин». Документальный фильм. М., 2010.

· «Дети Есенина». Документальный фильм. М., 2005.

· «Ночь в Англетере». Документальный фильм. М., 2005.

· «Золотая голова на плахе». Художественный фильм. Режиссёр С. Рябиков. М., 2005.

· «Неизвестная Сибирь. Н. Клюев». Документальный фильм. Новосибирск, 2004.

· «Долгий путь домой». А. Деникин. И. Ильин. И. Шмелёв. М., 2008.

· «Моя любовь». Художественный фильм по роману И. С. Шмелёва «История любовная». Режиссёр А. Петров. М.. 2007.

· «М. А. Булгаков. Что есть истина? («Мастер и Маргарита»)». Документальный фильм. ГТРК «Культура», 2004.

· «Владимир Набоков». Документальный фильм. ГТРК «Культура», 2007.

· «Евгений Замятин». Документальный фильм. ГТРК «Культура», 2008.

· «Третья война» подполковника Твардовского». Документальный фильм. М., 2010.

· «Я душу распахну – входи! Василий Фёдоров». Документальный фильм Т. И. Махаловой. Кемерово, 1988.

 

 

Художественные тексты

Список для обязательного чтения:

1. Булгаков М. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Роковые яйца. Бег. Александр Пушкин (Последние дни). Иван Васильевич. Дни Турбиных.

2. Воробьёв К. Это мы, Господи!

3. Есенин С. Лирика. Поэмы: Пугачев. Страна негодяев. Анна Снегина. Черный человек. Статьи: Ключи Марии. Быт и искусство.

4. Замятин Е. Сказки про Фиту. Мы.

5. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский.

6. Заболоцкий Н. Лирика. Поэмы: Торжество земледелия.

7. Клюев Н. Лирика. Поэмы: Деревня. Погорельщина. Песнь о Великой Матери.

8. Леонов Л. Барсуки. Вор. Evgenja Ivanovna. Пьесы: Нашествие. Золотая карета.

9. Некрасов В. В окопах Сталинграда.

10. Платонов А. Сокровенный человек. Чевенгур. Котлован. Город Градов. Епифанские шлюзы. Ювенильное море. Усомнившийся Макар. Фро. Юшка. Река Потудань. Возвращение. Одухотворенные люди. Афродита. В прекрасном и яростном мире. Счастье вблизи человека.

11. Пришвин М. Жень-шень.

12. Шмелев И. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Про одну старуху. Гунны. «Наполеон». Весенний плеск. Смешное дело. Родное. Как я покорил немца. Человек из ресторана. Неупиваемая чаша.

13. Шолохов М. Тихий Дон. Донские рассказы. Судьба человека. Поднятая целина. Они сражались за Родину.

14. Твардовский А. Лирика. Поэмы: Василий Теркин. Дом у дороги. Теркин на том свете. По праву памяти. За далью даль.

15. Фадеев А. Разгром. Молодая гвардия.

16. Фёдоров В. Д. Лирика. Поэмы: Проданная Венера. Золотая жила. Седьмое небо. Женитьба Дон-Жуана.

Список для выборочного чтения:

1. Алданов М. Святая Елена, маленький остров.

2. Бабель И. Конармия.

3. Багрицкий Э. Дума про Опанаса. Смерть пионерки.

4. Бергольц О. Февральский дневник. Ленинградский дневник.

5. Весёлый А. Россия, кровью умытая.

6. Волошин А. Земля Кузнецкая.

7. Грин А. Алые паруса.

8. Зазубрин В. Щепка. Два мира.

9. Зощенко М. Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова.

10. Ильф И., Петров Е. 12 стульев. Золотой телёнок.

11. Исаковский М. Прощание. Катюша. Огонек. В лесу прифронтовом; Русской женщине; Враги сожгли родную хату.

12. Катаев И. Молоко. Сердце.

13. Лавренев Б. Сорок первый.

14. Лебедев-Кумач В. Марш веселых ребят. Песня о Родине. Священная война.

15. Небогатов М. А. Лирика.

16. Осоргин М. Сивцев Вражек.

17. Островский Н. А. Как закалялась сталь.

18. Пильняк Б. Голый год.

19. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.

20. Симонов К. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины… Жди меня.

21. Сурков А. Конармейская песня. Песня смелых. Бьется в тесной печурке огонь.

22. Тихонов Н. Баллада о гвоздях. Праздничный, веселый, бесноватый; Огонь, веревка, пуля и топор; Мы разучились нищим подавать.

23. Толстой А. Н. Гадюка. Хождение по мукам. Петр 1.

24. Федин К. Города и годы.

25. Шварц Е. Тень. Дракон.

26. Эрдман Н. Мандат. Самоубийца.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.231 с.)