Роман Е. И. Замятина «Мы» (1921). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман Е. И. Замятина «Мы» (1921).



Творческая история романа «Мы», его влияние на развитие антиутопии в мировой литературе. Социальная и философская проблематика. Проблема взаимоотношений технократического государства и личности, вопросы философии власти. Автор и герои романа. Поэтика повествования. Особенности жанровой формы. Библейские мотивы в романе.

 

Научная литература:

  1. Комлик, Н. Н. Е. И. Замятин в жизни и творчестве: учебное пособие / М.: Русское слово, 2010. – 135 с.
  2. Хатямова, М. А. Метатекстовая структура романа Е. И. Замятина «Мы» // Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. М., 2008. - С. 161-181.
  3. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е годы: в 2 кн. Кн. 2. Гл. 22. Художественные эксперименты Евгения Замятина / под ред. Н. Л. Лейдермана. – М.: «Академия», 2012. – С. 208-244.

 

Проза А. Платонова (1899-1951)

Понимание революции как «онтологического» переворота, изменяющего лицо мира и человека. Технократические идеи переустройства мира и их критика в прозе середины 1920-х годов («Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар»). Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Архетипы человеческого бытия в образной системе
романа. Композиция
романа-странствия, мифопоэтика, дуалистическая природа романа
(утопия и антиутопия). Смысл финала
. Спор с идеями «ускорения» жизни и жизни без
Богa. Мотив сиротства, онтологического бездомья, ложной дороги.
Проблема платоновского языка.

Осмысление конфликта экзистенции человека и насилующих его
социальных схем, идеологем советской эпохи в повести «Котлован».
Композиция, система образов. Смысл финала. Поиски положительного начала в действительности в 1930-40-е
годы («Джан», «Фро», «Юшка», «Река Потудань»,
«Одухотворенные люди», «Возвращение», «В
прекрасном и яростном мире»). Концепция любви в рассказах. Мотив возвращения и его философское осмысление.

Научная литература:

  1. Варламов, А. Н. Андрей Платонов. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 546 с.
  2. Карасёв, Л. В. Движение по склону: о сочинениях А. Платонова / Л. В. Карасёв. – М.: РГГУ, 2004. – 140 с.
  3. Творчество Андрея Платонова. Кн. 4: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2008. – 319 с.
  4. Творчество Андрея Платонова. Кн. 3: исследования и материалы. – СПб.: Наука, 2004. – 255 с.
  5. Амусин, М. Платонов: на переломе // Вопросы литературы. – 2011. - № 5. – С. 135-172.
  6. Михеев, М. «Возвращение» Платонова: поэтика недоговорённости // Вопросы литературы. – 2008. № 2. – С. 115-144.

 

Дополнительная научная литература:

  1. Бочаров, С. Г. «Вещество существования» (Мир А. Платонова) / С. Г. Бочаров // А. Платонов: мир творчества: сборник статей. — М., 1994. — С. 10-47.
  2. Творчество Андрея Платонова. Кн. 2: Исследования и материалы. СПб.: Наука, 2000. - С. 113-116, 125-134.
  3. Проскурина, Е. Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х – 30-х годов (на материале повести «Котлован») / Е. Н. Проскурина. – Новосибирск, 2001. – 259 с.
  4. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 2. — М., 1995.
  5. Чалмаев, В. А. Платонов / В. Чалмаев. — М., 1989.

Проза М. А. Шолохова (1905-1984)

Роман-эпопея «Тихий Дон». Замысел, творческая история.
Особенности архитектоники произведения. Современное понимание жанровой природы романа: роман-эпопея (В. Соболенко), «трагический эпос» (Ф. Кузнецов), роман с признаками эпопеи и трагедии (В. Беглов). Толстовские традиции.
Национальное бытие в периоды мира и войны. Романный и
эпический сюжет, их взаимодействие. Григорий
Мелехов как трагический герой и носитель личностных, национальных и общечеловеческих качеств. «Вечные типы» в шолоховском герое.
Тип правдоискателя в трактовке
Шолохова. Споры о Мелехове среди критиков и литературоведов.
Пути преодоления национального раскола в романе-эпопее.
Женские образы в романе. Значительность второстепенных
персонажей (стариков, детей) и эпизодов в структуре романа, наличие сквозных
образов-символов. Функции пейзажа. Роль эпиграфов и песен. Мировое
значение шолоховского романа-эпопеи.

Научная литература:

  1. Петелин, В. В. Михаил Александрович Шолохов: энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2011. – 959 с.
  2. Беглов, В. А. Эпопея в русской литературе / В.А. Беглов.— М.: Изд-во МГУ, 2005. — С. 200-2007.
  3. Кузнецов, Ф. Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: Народная книга, 2005. – 863 с.
  4. Чалмаев, В. А. М. А. Шолохов в жизни и творчестве: учебное пособие. – М.: Русское слово, 2004. – 159 с.
  5. Осипов, В. О. Шолохов / В. О. Осипов. – 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2010. – 639 с.

Дополнительная научная литература:

  1. Соболенко, В. Н. Жанр романа-эпопеи: (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова) / В. Н. Соболенко. – М., 1986. – 205 с.
  2. Тамарченко, Н. Д. Идея правды в «Тихом Доне» / Н.Д. Тамарченко // Новый мир.— 1990. — № 6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.004 с.)