Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романы М. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»

Поиск

1. Композиция романов. Повествовательная структура.

2. Сопряжение сюжетных пластов: «история мирской» и «истории священной» в романе «Мастер и Маргарита». Сходство героев (протагониста, антагониста, предателя, ученика) в двух временных пластах. «Вечные» сюжеты в романе. Литературный контекст романа (Гете, Гофман, Достоевский, Л. Андреев).

3. «Массовое сознание» и концепция духовно развитой личности в романе «Мастер и Маргарита»; тема обретения души, любви, творчества как путь обретения духовной свободы; трагическая обреченность личности в обществе и обретение смысла индивидуального существования в истории. Вопрос о человеческом, дьявольском и божественном в романе. Причина слабости человека пред злом. Споры о героях романа. Писатели и читатели в романе. Смысл эпилога.

4. Жанровые определения романа «Мастер и Маргарита»: роман-миф, меннипея, философский роман и др.. Стилевая синтетичность: сатира и философская проза, гротеск и фантасмагория.

Научная литература:

1. Варламов, А. Н. Михаил Булгаков. 2-е изд. /А. Н. Варламов. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 840 с.

2. Белобровцева, И. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: комментарии / И. Белобровцева. – М., 2007. – 493 с.

3. Филатьев, Э. Н. Тайна булгаковского «Мастера…» / Э. Н. Филатьев. – СПб.: Азбука, 2011. – 559 с.

4. Лакшин В. Я. Литературно-критические статьи. – М.: Гелеос, 2004. – 672 с.

5. Яновская, Л. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: В зеркале булгаковедения // Вопросы литературы. – 2010. - № 3. – С. 5-72.

6. Филюхина, С. Два романа Булгакова: автор выбирает лицо // Вопросы литературы. – 2010. - № 2. – С. 63-82.

7. Лазарева, М. А. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя (М. Булгаков «Мастер и Маргарита») // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - 2009. - № 4. – С. 39-54.

8. Менглинова, Л. Б. Апокалиптический конфликт в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» / Л. Б. Менглинова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. - № 1. – С. 137-144.

Дополнительная литература:

1. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. – М.: Локид: Миф, 2000. – 586.

2. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев.- М.: Аграф, 2001. - 599 c.

3. Химич, В. В. В мире Михаила Булгакова. – Екатеринбург, 2003. – 331 с.

4. Ишимбаева, Г. Г. Фаустианская рецепция Михаила Булгакова («Мастер и Маргарита») / Г. Г. Ишимбаева // Ишимбаева Г. Г. Фаустиана ХХ века. — М., 2003.— С. 87-110.

5. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература XVII-ХХ века / М. М. Дунаев. — М.: Изд-во Московской духовной академии, 2002.

6. Казаркин, А. П. Истолкование литературного произведения (Вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова) / А.П. Казаркин.— Кемерово, 1988.

7. Менглинова Л.В. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. С. 49 – 79.

Вариант № 4. Романы В. Набокова 1920-1930-х годов

1.

Роман
«Машенька» как первая часть единого набоковского метаромана.
(система персонажей, особенности сюжета, тема России и
воспоминание о ней как основные мотивы всего творчества).
Тема двух реальностей в творчестве
писателя. Литературная традиция и пародийное начало в его прозе.

2. «
Защита Лужина»: особенности поэтики романа, совмещение
реального и нереального (шахматного) миров; особенности
авторского «я»: наличие двойников, трикстеров. Тема смерти в
романе как выход из абсурда реального мира.

3. Исследование форм
противостояния личности диктату общественности, отстаивание
сувернитета частного человека, его права на индивидуальное бытие в
романах «Приглашение на казнь» и «Дар».
Тема жизни и смерти,
противостояние толпы и творческой личности, форма «текст в
тексте» как выражение многоуровневой реальности. 4. «Игровая» поэтика Набокова, реминисцентная организация текста, синтез символистской и акмеистической эстетики. Понимание литературы как феномена языка.

Научная литература:

1.Урбан, Томас. Набоков в Берлине / Т. Урбан. – М.: Аграф, 2004. – 235 с.

2.Злочевская, А. В. Креативная память как доминанта творческого процесса в романе В. Набокова «Дар» // Вопросы литературы. – 2012. - № 4. – С. 88-113.

3.Злочевская, А. В. Особенности «метафикциального» хронотопа в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – 2012. № 3. – С. 25-35.

Дополнительная литература:

1.В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова Т. 2. Антология. – СПб,: Издательство РХГИ, 2001. – 1060 с.

2.В. В. Набоков: pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова Т. 1. Антология. – СПб,: Издательство РХГИ, 1999.

3.Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М., 1998.

4.Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) // Вопросы литературы. – 1994. - № 3. – С. 72-95.

 

 

Вариант № 5

Роман И. С. Шмелева «Лето Господне» (1927-1944)

1. Роман «Лето Господне» в оценке И.А. Ильина.

2. Отец, Горкин как примеры идеальных взаимоотношений между людьми и Богом, носители христианских устоев и заповедей. Мотив просветления души и категория соборности в романе.

3. Принципы православной педагогики в романе. Проследите процесс воспитания души ребенка (преодоление искушений, осознание греха, покаяние).

4. Тема памяти, смерти и бессмертия в романе.

5. Соединение двух планов: повседневно-бытового и религиозно-возвышенного. Духовный реализм И.С. Шмелева. Мотив света.

Научная литература:

1. Любомудров, А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А.М. Любомудров. — СПб., 2003. – 272 с.

2. Солнцева, Н. М. Иван Шмелёв. Жизнь и творчество. Жизнеописание. – М.: Эллис Лак, 2007. – 512 с.

3. Карпов, И. П. Шмелёв в школе/ И. П. Карпов. – М.: Дрофа, 2004. – 331 с.

 

Дополнительная научная литература:

1. Ильин, И. А. О тьме и просветлении: Бунин, Ремизов, Шмелёв / И.А. Ильин // Ильин, И. А. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1996. —Т. 6. — Кн. 1.

2. Сорокина, О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева / О.Н. Сорокина. 2-е изд. — М., 2000. – 408 с.

3. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений / М.М. Дунаев. — М.: Изд-во Московской духовной академии, 2002. – 1056 с.

Вариант № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.007 с.)