Поэзия А. Т. Твардовского (1910-1971) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия А. Т. Твардовского (1910-1971)



Поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца». Композиция поэмы, роль повторных эпизодов, внешний и внутренний сюжет; философская природа поэмы: восстановление значения народной философии жизни; соотношение смехового, трагического и эпического в поэме. Личностное выражение всеобщего в главном герое, двойники Теркина; концепция национального характера в поэме; соединение фольклорных и литературных принципов изображения (собирательность и психологическая конкретизация). Поединок как идейно-композиционный центр поэмы. Роль автора в поэме.

Научная и учебная литература:

  1. История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы). Литературный процесс: учебное пособие. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2006.
  2. История русской литературы ХХ век. В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова.— М.: Дрофа, 2007.
  3. Ермолаева, Н. Л. А. Т. Твардовский в жизни и творчестве / Н. Л. Ермолаева. – М.: Русское слово, 2011. – 159 с.
  4. Скатов И. Н. Об эпических высотах Исаковского и Твардовского // Русская литература. – 2010. - № 3. – С. 3-8.

Дополнительная научная литература:

  1. Македонов, А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги / А. Македонов. — М.,1981.
  2. Снегирева, Т.А. А.Т. Твардовский: Поэт и его эпоха / Т. А. Снегирева. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997.
  3. Редькин, В.А. Система эпического мира в поэмах А. Твардовского / В.А. Редькин. — Тверь, 1992.

Лирика Н. А. Заболоцкого (1903-1958)

Черты модернистской поэтики в лирике 1920-х гг. Философская лирика 1930-1940-х годов. «Космическая настроенность мышления», сформировавшаяся в лирике 30-х годов. Открытие дисгармонии мира; гармонизация природы – родовая функция человека. Тема смерти и бессмертия человека. Монистическое представление о мире как о вечном «превращении». Жанровые особенности (философская медитация, элегия). Эволюция поэтического мира Заболоцкого в 50-е годы: обращение к социальной конкретности жизни. Этическая проблематика: идея нравственного соединения людей; идея воспитания души. Психологизм лирики. Изменение взгляда на роль рассудка. Сложность чувственной сферы души. Любовная лирика (тема страсти и гармонизации души). Перестройка жанровой системы (введение в лирическую медитацию фабульного повествования, сценки, портрета). Философский подтекст как основной принцип поэтики.

Стихотворения: «Городские столбцы», «Смешанные столбцы», «Торжество земледелия», «Лодейников», «Творцы дорог», «Слепой», «Бетховен», «Читайте, деревья, стихи Гесиода», «Гроза», «Некрасивая девочка», «Прохожий», «Полдень», «Облетают последние маки...», «Старая актриса», «Не позволяй душе лениться...», «Противостояние Марса», «Метаморфозы», цикл «Последняя любовь».

 

Научная и учебная литература:

1. Кременцов Л.П. Русские поэты ХХ века. Учебное пособие. 3-е изд. М.:«Флинта»,2009. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1384

2. История русской литературы ХХ век. В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова.— М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная научная литература:

  1. Македонов, А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы / А. Македонов. — Л., 1987.
  2. Павловский, А.И. Поэтическая «натурфилософия» Николая Заболоцкого / А.И. Павловский // Советская философская поэзия: Очерки. — Л.: Наука, 1984. — С. 15-82.
  3. Заболоцкий, Н. А. «Огонь, мерцающий в сосуде…»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества / Н.А. Заболоцкий. — М.: Педагогика-Пресс, 1995.

 

Проза Л. М. Леонова (1899-1994)

Проблема национальной истории, поэтика философской прозы: многоуровневость текста, богатство культурных аллюзий, символизация. Роман «Вор», редакции романа. Спор с концепцией сверхчеловека. Христианская и марксистская модели истории. Концепция переделки мира и человека в образной системе метаромана. Проблема авторской позиции в полифоническом романе. Ситуация отрыва от родовых связей как ситуация духовных потерь в повести «Evgenia Ivanovna».

«Русский лес» Л. Леонова (1953). Социально-философский роман о фундаментальных основах человеческой истории и о расхождении истории с природой. Концепция личности и истории в романе (проблема отцов и детей). Противостояние Вихрова и Грацианского – «двойная звезда», возможность их совмещения. Идея персональной ответственности личности за свою реализацию в исторических обстоятельствах. Роль национальных корней, образы русского леса, Калины Глухова, родничка.

Научная литература:

  1. Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в ХХ веке: Материалы международной конференции / РАН, Институт русской литературы; ред Т. М. Вахитова. – СПб., 2002. – 167 с.
  2. Рыбальченко, Т. Л. Писательство и рассказывание персонажей романа Л. Леонова «Вор» / Т. Л. Рыбальченко // Русская литература ХIХ-ХХ веков: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа. — Новосибирск, 2004. — С. 80-97.
  3. Якимова, Л. П. Герменевтические проблемы романа Леонида Леонова «Русский лес»: парадоксы творчества или парадоксы чтения? // Сибирский филологический журнал. – 2012. - № 3. – С. 89-98; 2012. - № 4. – С. 73-80.

Дополнительная научная литература:

  1. Грознова, Н. А. Творчество Л. Леонова и традиции классической литературы / Н. А. Грознова. — Л., 1982.
  2. Хрулев, В. И. Символика в прозе Л. Леонова / В. И. Хрулев.— Уфа, 1992.
  3. Химич, В. В. Поэтика романов Л. Леонова / В. В. Химич. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. – 144 с.

 

Практическое занятие № 1

Поэзия Сергея Есенина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.248.212 (0.02 с.)