Модели процесса принятия решений в организациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели процесса принятия решений в организациях



Термин «модель» толкуется по-разному. Например Мескон, Альберт, Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Медоуз предлагает следующее определение: модель – это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе.

Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

Анализ моделей и особенностей организаций показал, что любая организация, функционирующая в реальном, постоянно меняющемся мире, должна обладать эффективно работающем механизмом управления решением возникающих перед ней проблем. Очень важен и исполнительный механизм, который обеспечивает реализацию принятого решения. Он должен обеспечить:

1. Выявление и диагностику проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий.

2. Соотнесение их со стратегическими и тактическими целями.

3. Анализ проблем и подготовку управленческих решений.

4. Определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.

Модель решения проблем в организации – это, прежде всего, представление ее механизма управления проблемами.

Основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации, могут быть следующими:

1. Модель «организация-машина». Согласно ей организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами. Большое внимание при этом уделяется единству командования, механизмам управления. К этой модели близка и «бюрократическая модель» организации.

2. Модель «естественной» организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.

3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.

4. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

5. Интеракционная модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

6. Институционная модель. Предполагает, что функционирование и структура организации формируется под воздействием институций - традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.

7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции.

При управлении взаимодействием организации с внешней средой, основной задачей является максимальная адаптация организации к внешней среде и достижение стратегических целей.

В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают два типа управления организацией.

Механистический тип:

- консервативная, негибкая структура;

- четко определенные, стандартизированные задачи;

- сопротивление изменениям;

- власть проистекает из иерархических уровней в организации;

- иерархическая система контроля;

- командный тип коммуникаций (сверху вниз);

- содержание коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.

 

Органический тип:

- гибкая структура;

- динамичные, не жестко определенные задачи;

- готовность к изменениям;

- власть базируется на знании и опыте;

- самоконтроль и контроль коллег;

- многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные);

- содержание коммуникаций: информация и советы.

Каждый из типов имеет свои преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.004 с.)