Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями

Поиск

Основными средствами, обеспечивающими восстановление и по­вышение обшей и спортивной работоспособности, являются:

1. Средства личной гигиены (соблюдение рационального режима
дня, сбалансированное питание, оптимальные санитарно-гигиенические
условия труда и быта, достаточная физическая нагрузка и др.).

2. Гидропроцедуры (горячий и продолжительный душ, баня, пар­-
ная, сауна снижают возбудимость нервной системы, повышают интен­-
сивность обменных процессов, расслабляют тонус мышц, тренируют
сердечно-сосудистую систему; контрастный душ (I мин горячая вода
(38-40°) - холодная вода 12-15°, затем снова горячая и т. д.) поднимает
тонус центральной нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем.

3. Массаж и самомассаж (улучшает функциональное состояние
всех органов и систем, подвижность в суставах, ускоряет ток лимфы в
крови, снимает утомление и т. д. Спортивный массаж (общий и частный)
- неотъемлемая часть спортивной тренировки. Основные приемы масса­-
жа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, ударные прие­-
мы (поколачивание, рубление, похлопывание), вибрация
(потряхивание), пассивные и активно-пассивные движения. Противопо­-
казания: при повышенной температуре, острых воспалительных про­-
цессах, кровотечениях, при кожных и онкологических заболеваниях, при
расширении вен. Правила выполнения массажа:

 

 

 

- массажные движения выполняются по ходу лимфатических пу­-
тей от периферии к центру. Руки и ноги массируются от пальцев, груд-­
ная клетка спереди - от грудины к подмышечным впадинам, сзади - от
позвоночника снизу вверх к подмышечным впадинам, шея - сверху вниз;

- массажные действия выполняются по направлению к ближайшим
лимфатическим узлам, которые располагаются п локтевой ямке, подмы­-
шечной впадине, подколенной ямке, в паху и которые массировать нель­-
зя;

- следует добиваться максимального расслабления массируемых
мышц;

- самомассаж всего тела начинают со ступней, далее переходят к
голеням и бедрам. После ног массируют ягодицы, поясницу, шею, груд­-
ную клетку, руки и живот.

При стартовой апатии проводится тонизирующий массаж с при­менением таких приемов, как: разминание, поколачивание, рубление, похлопывание. При стартовом перевозбуждении применяются спокой­ные поглаживания, растирания и разминания.

4. Искусственное ультрафиолетовое облучение и вдыхание тони­зированного воздуха (лампы УФО, Чижевского, солярий) благотворно воздействуют на организм человека и чаще всего применяются в осенне-зимний период.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Физическое воспитание: Учебник для студентов высших учеб­-
ных заведений. - М.: Высшая школа, 1984.

2. Теория и методика физического воспитания / Под ред. проф.
А. Д. Новикова и проф. Л. П. Матвеева. - М.: ФиС, 1967.

3. Минаев Б. Н., Шиян Б. И. Основы методики физического вос­-
питания школьников. - М.: Просвещение, 1989.

4. Вилькин Я. Р., Каневец Т. М. Организация работы по массо­-
вой физической культуре и спорту. -М.: ФиС, 1985.

5. Морозов О. В., Морозов В.О. Основы педагогической валеоло-
гии. - Орск: изд-во ОГТИ, 1998.

6. Морозов О. В. Организационно-управленческая работа по фи­-
зической культуре и спорту в пионерском лагере. - Орск: изд-во ОГТИ,
1982.

7. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б. А.
Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

8. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. -
М.: Просвещение, 1983.

9.Решетников Н. В., Кнслнцин Ю. Л. Физическая культура. -
М.: Академия, 1998.

 

10. Физическое воспитание / Под редакцией А. А. Михеева. - М.:
Высшая школа, 1998.

11.Энциклопедический словарь по физической культуре и спор­
ту: В 3 т.-М.: ФиС, 1963.-Т. 1, 2, 3.

12. Курнлова В. И. Туризм. - М.: Просвещение, 1988.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Вопросы к экзамену по физической культуре для студентов Ш-1V курсов

1.Основные понятия физической культуры.

2.Социальные ценности физической культуры. Основные показа­-
тели физической культуры человека.

3.Ценностные ориентации и отношение студентов к физической
культуре и спорту.

4.Влияние занятий физическими упражнениями на организм че­-
ловека.

5.Закономерности формирования двигательных навыков.

6.Некоторые отрицательные реакции организма на занятиях по
физической культуре и спорту.

7.Физическая культура в здоровом образе жизни (виды, признаки
и факторы здоровья; оздоровительная физическая культура).

8. Психофизиологическая характеристика умственного труда и
средства его оптимизации.

9. Методические принципы и методы физического воспитания.

10.Средства и методы развития физических качеств.

11.Основы спортивной подготовки (направления, формирование
спортивной формы, периодизация, требования к тренировке школьни­-
ков).

12.Мотивация, формы и содержание самостоятельных занятий
физическими упражнениями.

13.Методика обучения плаванию, передвижению на лыжах.

14.Индивидуальный контроль за состоянием организма и физиче­-
ской подготовленностью (способы оценки тренированности ССС, днев­-
ник самоконтроля, тестирование).

15.Причины спортивного травматизма.

16.Характеристика соревновательной деятельности (типы спорта,
спортивная классификация, порядок подготовки соревнования, состав­
ление "Положения").

17.Индивидуальный подход к выбору вида физкультурно-спор-
тивной деятельности.

18.Задачи и средства физического воспитания школьников.

19.Многообразие основных форм физического воспитания школь­-
ников.

20.Требования к уроку физкультуры, его структура и организация.

21.Формы внеклассной работы по физическому воспитанию.

 

22.Условия и характер труда учителей. Причины профессиональ­-
ных заболеваний и их профилактика средствами физической культуры.

23.Средства комплексного формирования психофизических ка­-
честв и прикладных навыков специалиста.

24.Задачи и система физического воспитания в детском лагере от­-
дыха (критерии эффективности, требования к методике работы, обязан­-
ности должностных лиц).

25. Формы и содержание работы по физической культуре в дет­-
ском лагере отдыха.

26.Подготовка спортивной документации и способы проведения
соревнований.

27.Последовательность подготовки и содержание туристического
похода.

28.Организация туристических слетов и соревнований.

29.Основные положения методики закаливания.

 

30.Способы определения степени утомления занимающихся на
физкультурных занятиях. Приемы регулирования нагрузки.

31.Организация подвижных игр со школьниками. Классификация
эстафет.

32.Способы сохранения и улучшения зрения (физические упраж­-
нения, точечный массаж, соляризация, пальминг и др.)

33.Строевые упражнения, построения, перестроения в ходе учеб­
но-тренировочного занятия.

34.Правила судейства вида спорта (по выбору).

35.Причины, методы определения и коррекции нарушений опор­
но-двигательного аппарата у школьников (осанка, плоскостопие).

36.Основы методики массажа и самомассажа.

37.Восстановительные мероприятия в процессе занятий физиче­-
скими упражнениями.

38.Коррекция отдельных недостатков физического развития и те­-
лосложения.

39.Объясните значение, составьте и запишите комплекс утренней
гигиенической гимнастики, физкультминутки, физкультпаузы (по выбо-
ру).

40.Составьте «Положение о соревновании» по избранному виду
спорта или «Веселым стартам».

 

 

 

Приложение 2

Примерные темы рефератов по физической культуре для студентов, освобожденных от практических занятий

1. Формирование ценностных ориентации школьников на
физическую культуру и спорт.

2. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании
личности.

3. Характеристика основных компонентов здорового образа
жизни.

4. Средства физической культуры в повышении функциональных
возможностей организма.

5. Физиологическая характеристика состояний организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом.

6. Современные популярные оздоровительные системы
физических упражнений.

7. Методики применения средств физической культуры для
направленной коррекции телосложения.

8. Методика составления индивидуальных программ
физкультурных занятий с оздоровительной направленностью.

9. Основы психического здоровья и психосоматическая
физическая тренировка (профилактика неврозов, аутогенная тренировка,
самовнушение и т. п.)

10.Цели, задачи и средства общей физической подготовки.

11.Цели, задачи и средства спортивной подготовки.

12.Самоконтроль в процессе физического воспитания.

13. Повышение иммунитета и профилактика простудных
заболеваний. -;

14.Физическая культура в профилактике сердечно-сосудистых
заболеваний.

15.Физическая культура в профилактике опорно-двигательного
аппарата.

16.Способы улучшения зрения.

17.Методика обучения плаванию (способы «кроль» и «брасс»).

18.Средства и методы воспитания физических качеств.

19.Лыжная подготовка в системе физического воспитания (осно­вы техники передвижения, способы лыжных ходов, преодоление подъе­-
мов и спусков, подбор инвентаря).

20.Легкая атлетика в системе физического воспитания (техника
ходьбы, бега, прыжков, метаний).

21.Методика обучения школьников игре в баскетбол (азбука бас-

 

 

кетбола, элементы техники, броски мяча). Организация соревнований.

22.Методика обучения школьников игре в волейбол (азбука во-­
лейбола, передачи, нападающий удар). Организация соревнований.

23.Методика обучения школьников игре в футбол (азбука футбо­-
ла, техника футбола, техника игры вратаря). Организация соревнование!..

24.Организация физкультурно-спортивных мероприятий («Поло­-
жение», алгоритм, принципы, системы розыгрыша, первенства, спарта­-
киады).

25.Организация и методы проведения подвижных игр (подбор
игр, требования к организации, задачи руководителя н т. д.)

26.Организация соревнований по эстафетному бегу (круговая,
встречная, линейная, комбинированная, эстафета «Веселые старты»),

27.Учебно-тренировочные занятия как основная форма обучения
физическим упражнениям.

28.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем фи­-
зических упражнений.

29.Особенности занятий избранным видом спорта.

30.Основы профессионально-прикладной физической подготовки
будущего специалиста.

31.Основные формы и методы работы по физической культуре и
спорту в детском оздоровительном лагере.

32.Основы и организация школьного туризма.

33.Организация и проведение туристических соревновании, тури­-
стических слетов.

34.Характеристика внеурочных форм занятий (гимнастика до за­
нятий, физкультминутки, физкультпаузы, динамичные перемены, спорт-
час).

35.Внеклассные занятия физическими упражнениями (организа­-
ция и содержание работы школьного КФК, организация спортивных
праздников, дней здоровья и т. д.)

36.Применение физических упражнений для формирования кра-­
сивой фигуры.

37.Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма
средствами физической культуры.

 

 

Приложение 3

Требования к студентам

по профессионально-прикладной педагогической подготовке

I курс (1семестр)

1. Знать основы гимнастической терминологии.

2.Уметь, составить и провести комплекс утренней гигиенической
гимнастики и физкультминутки.

1 курс (2 семестр)

1. Уметь провести с группой по указанию преподавателя вводную часть занятия.

2. Уметь руководить строем, показывать и выполнять строевые
команды.

3. Уметь пронести подвижные игры для детей младшего и средне­
го возраста.

2 курс (3 семестр)

1. Уметь провести подвижные игры с учащимися старших классов.

2. Уметь организовать и судить соревнования по видам спорта
школьной программы.

2 курс (4 семестр)

1. Уметь организовать и провести "Веселые старты" в школе, оз­-
доровительном лагере.

2. Уметь оформить заявку участников соревнований, оформить
протокол.

3. Уметь пронести с группой общеразвивающие упражнения (в том
числе с предметами).

3 курс (З семестр)

1. Знать методику корригирующей гимнастики для сохранения
зрения, оздоровительного массажа, профилактики заболеваний опорно-
двигательного аппарата.

2. Уметь составить план-сценарий проведения спортивного
праздника, «Положение о соревнованиях».

3 курс (6 семестр)

1. Уметь планировать и проводить физкультурно-спортивные ме­-
роприятия и отряде детского оздоровительного лагеря.

2.Знать методику обучения плаванию, приемы спасания утопаю-­
щих.

3.Уметь пронести туристический слет со школьниками.

 

Приложение 4

Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов по итогам учебного года

Женщины

 

№ п/п Характеристика направленности тостов Оценка в баллах
                 
  Тест на скоростно-силовую подготовленность (бег 100м; сек) 16,2 17,0 17,5 18,5 19,0
  Тест на силовую выносливость (поднимание и опуска­ние туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки заголовок; кол-во раз за 20 раз)          
  Тест на общую выносливость (бег 2000 м; мин,сек) 10,30 11,15 11,40 12,10 12,35
  Тест на гибкость (стая на гимнастической скамейке, на­клон вперед с спусканием рук ниже уровня скамейки; см)     -13    
               

 

Мужчины

 

 

 

№ п/п Характеристика направленности тестов Оценка в баллах
        I
  Тест на скоростно-силовую подготовленность (бег 100м; сек) 13,7 14,2 14,6 15,0 15,5
  Тест на силовую выносливость (поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, нога закреп­лены, руки за головой; кол-во рев)          
  Тест на общ>то выносливость (бег 3000 м; мин, сек) 12,2 12,5 13,4 14,10 14.50
  Тест на гибкость (стоя на гимнастической скамейке, на­клон вперед с опусканием рук ниже уровня скамейки; см)          

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в ВУЗ, активность проведения студентом самостоятельных занятии в каникулярное время, и в конце года как определяющие сдвиг за прошедший период.

 

 

Контрольные упражнения дли оценки физической подготовленности студентов специальной медицинской группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Упражнения Пол Оценка о баллах
         
  Сгибание и выпрямление рук в упоре на гимнастическую скамейку (кол-во раз) ж          
м          
  Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на сгоне, руки за голо­вой, ноги закреплены (кол-во раз) ж          
м          
  Прыжки в длину с места (см) ж          
м          
  Бег в чередовании с ходьбой на 2 км ж Без учета времени
м
  Бег в чередовании с ходьбой на лыжах на 2км ж Без учета времени
м
  Упражнения с мячом (баскетбол, волей­бол) ж Продемонстр. технику выполнения элементов с качественным результатом Продемонстр. технику выполнения элементов      
м
  Наклоны вперед, стоя на гимнастиче­ской скамейке, с опусканием рук ниже уровня скамейки (см) ж          
м          

Примечание: Контрольные упражнения выполняются студентами по выбору, исходя из особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья. Количество тестов (упражнений) - 3, из которых упражнение № 6 является обязательным.

 

 

Приложение 5

Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основной медицинской группы

Женщины

 

 

 

№ п/п Тесты Оценка в баллах
         
  Прыжки в длину с места (см)          
  Сгибание рук в упоре стоя на коленях (кол-во раз)          
  Бег на лыжах З км (мил, сек) 19,00 20,00 21,00 22,00 23,00
  Плавание (мин,сек) -кролем (50м) -брассом (100м) 1,00 2,35 1,15 2,40 1,20 2,45 1,30 2,50 1,40 3,00

Мужчины

 

№ п/п     Тесты     Оценка в баллах
         
  Прыжки в длину с места (см)          
  Сгибание рук в упоре стоя на коленях (кол-во раз)          
  Бег на лыжах 5 км (мил, сек) 25,00 27,00 29,00 30,00 31,00
  Плавание (мин,сек) -кролем (50м) -брассом (100м)   45,0 2,00   46,0 2,05   48.0 2,10   1.00 2,15   1,10 2,20

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.............................................................. 3

Глава I. Физическая культура в обще-культурной и профессиональной подго-

товки студентов педагогических вузов................... 5

Глаг.а 2. Социально-биологические основы физической культуры 10

Глава 3. Физическая культура в здоровом образе жизни…………………………. 11

Глава 4. Психофизиологические основы учебного труда к интеллектуальной

деятельности............................................................. 19

Глава 5. Общая физическая н спортивная подготовка в системе физическою

воспитания............................................................... 21

Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражне­
ниями.........................-............................................. 29

Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физиче­
ских упражнений..................................................... 39

Глава 8. Физическая культура в профессиональной деятельности учителя 43

Глава 9. Профессионально-педагогическая подготовка (ППП) будущих учите­
лей.............................................................. '............. 48

Глава 10. Организационно-методические основы развития оздоровительной

физической культуры в детском лагере отдыха..... 51

Дополнительная тематика мстодико-практического материала программы по физи­
ческой культуре....................................................... 59

Список литературы................................................. 69

Приложения.............................................................. 70

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.011 с.)