Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оздоровительная Физическая культура и ее влияние на здоровьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оздоровительная физическая культура является составной частью общей и валеологической культуры человека. Важнейшей задачей массовой физической культуры является целенаправленное управление
этим процессом с помощью специальных оздоровительных программ, комплексов физических упражнений избирательной направленности -для разных контингентов и возрастных групп с различным функциональным состоянием. Двигательный режим школьников складывается в основном из утренней зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе, занятий в кружках и спортивных секциях. При систематических занятиях физической культурой происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу органов и систем организма. Именно в этом заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья и улучшения физического развития. Например, у юных спортсменов средние показатели физического развития значительно выше, чем у сверстников. Так, длина тела юношей-спортсменов 16-ти-17-тн лет больше на 5-6 см, масса тела - на 8 кг, окружность грудной клетки - на 2-5 см, динамометрия кисти - на 4-6 кг, жизненная емкость легких - на 0,5-1,5 л. Систематические тренировки имеют профилактическое значение, но для нормального функционирования человеческого организма необходимо выбирать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности. Общими требованиями к занятиям оздоровительными упражнениями являются: 1. Систематичность. Для получения кумулятивного тренировоч- 2. Адекватность, Физические упражнения не должны наносить 3. Комплексность - параллельное, комплексное развитие всех фи- В зависимости от основных задач все формы оздоровительной физической культуры разделяются на три группы: - развивающие (урок физкультуры, тренировка в группе здоровья, - подготовительно-стимулирующие (утренняя зарядка физкульт-
минутка, физкультпауза) должны применяться ежедневно; - восстановительные (прогулка, турпоходы, подвижные игры и другие формы активного отдыха). Оздоровительная физическая культура позволяет развить психические, физиологические функции человека, достичь оптимальной работоспособности и социальной активности, увеличить продолжительность жизни. ГЛАВА 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Психофизиологическая характеристика умственного труда Умственный труд студентов, школьников становится эффективным, если он соответствует определенным психофизиологическим, гигиеническим и организационно-педагогическим условиям. Общая работоспособность определяется тремя группами факторов: - физиологические (состояние здоровья, тренированность, питание, - физические (освещение, шум, температура и др.) - психические (самочувствие, настроение, мотивация и др.) Если физическое утомление возникает при общей физической нагрузке, то умственное утомление появляется при достаточно напряженной умственной работе с чрезмерным повышением требований к вниманию, памяти, органам чувств. Шлейф утомления после тяжелого физического труда растягивается на 2-4 дня, а после напряженного умственного даже на 10-12 дней. Длительные профессиональные занятия умственным трудом могут привести к функциональным изменениям, обусловленным малой подвижностью (ухудшение работы сердца, гипотония у молодых и гипертония у пожилых, головные боли, малокровие, ожирение, склероз сосудов,
атония кишечника и т. д.). От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в зонах коры больших полушарий. У школьников ранняя усталость возникает от нерегулярного питания, недосыпания, перенесенного заболевания или как следствие отсутствия привычки к систематическому труду. Накопленное, хроническое утомление приводит к переутомлению, а это уже не физиологическое, а патологическое состояние. На почве переутомления возникает "информационный невроз", для которого характерно чувство усталости уже до начала работы, апатия, раздражительность, снижение иммунитета. Анализ динамики физиологических показателей школьников в течение недели выявил, что наиболее выраженное утомление наступает в пятницу и понедельник (а у младших школьников и субботу). В эти дни должны быть исключены контрольные работы, объяснения сложного материала. 4 .2. Средства и приемы оптимизации работоспособности Для высокопроизводительной умственной работы требуется соблюдение следующих основных условий: 1.Постепенное втягивание в работу для создания рабочей уста- 2.Соблюдение привычного ритма работы (слишком высокий и 3.Системность в работе; умение распределять ее равномерно. 4.Правильное чередование труда и активного отдыха, причем от 5.Порядок на рабочем месте и выполнение необходимых гигиени- Высокая работоспособность обеспечивается в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами. Динамика умственной и физической деятельности имеет свои пики. Самая высокая работоспособность приходится на следующие часы: 5-6, 11-12; 16-17, 20-21, 24-1. Самая низкая работоспособность у нас в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые наиболее работоспособны в утренние часы, немало людей вечернего типа ("совы"), которые наиболее продуктивно работают в вечерние часы. "Совы" формируются в результате неблагоприятных условий труда и быта, и нарушение их суточной ритмики может повлечь за собой отклонения в функционировании сердечнососудистой системы. "Голуби" характеризуются "двухвершинной" кривой динамики работоспособности: первый пик в 10-11 часов, к 14-15 ча-
сам работоспособность снижается, а к 17-18 часам вновь повышается. При составлении расписания занятий необходимо учитывать три момента: 1. Чередование «трудных и легких» уроков. 2. Чередование уроков, основным моментом в которых является 3. Недопустимы сдвоенные уроки (утомляющий фактор - моно- Лучшая форма отдыха - движения на свежем воздухе. Активный отдых ("феномен Сеченова") более эффективен и характеризуется сменой деятельности. Под влиянием спортивной тренировки восстановление организма происходит быстрее, однако при предельном утомлении уже не следует рекомендовать активный отдых. Ослабить или снять утомление помогают игровые виды спорта, единоборства (в зависимости от темперамента), занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом и т.д.). Временно устранить утомление (на 1-1,5 часа) можно также ополаскивая водой лицо, шею, ступни ног и верхнюю часть тела. Смех является фактором отдыха. "Смехотерапия" улучшает настроение, повышает тонус нервной системы, снимает чувство усталости. Различные цвета неодинаково влияют на нервную систему: красный цвет возбуждает, синий и фиолетовый угнетают, оранжевый и желтый бодрят и создают ощущение тепла, уюта. Зеленый цвет действует успокаивающе и наименее утомляет зрение. К другим приемам временного. повышения работоспособности следует отнести "ароматерапию" (запахи цитрусовых, например лимона, поднимают настроение), употребление чая, кофе, шоколада, бальзама. Для снятия нервно-эмоционального напряжения ("утилизации" стресса), которое приводит к повышению уровня адреналина, холестерина в крови и развитию склеротических изменений кровеносных сосудов, можно рекомендовать следующие способы: физкультурные занятия по интересам, прогулки на свежем воздухе, массаж, теплые ванны, музыка, танцы, аутотренинг, ритмичное дыхание, общение с друзьями, животными, концентрация внимания, сон, релаксация, оздоровительные напитки -чай, бальзам, настойки трав,"смехотерапия", баня и т. д. Вопросы и задания на усвоение и проверку знаний 1.Проведите пословицы и поговорки о ценности здоровья. 2.Перечислите факторы укрепляющие и ухудшающие здоровы:. 3.Обоснуйте причины усталости, утомления и переутомления. 4.В чем заключается правильная организация умственного трупа? 5.Что такое «оптимальный жизненный ритм»?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.007 с.) |