Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы научного творчества. Метод проб и ошибок.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изобретательство - древнейшее занятие человека. С изобретения орудий труда начался процесс очеловечивания наших далеких предков, Первые изобретения не созданы человеком, а обнаружены им в готовом виде. Люди заметили, что острыми камнями можно разрезать шкуры убитых животных, и начали собирать и применять камни. После лесных пожаров было обнаружено, что огонь греет и защищает, начали сохранять огонь. Люди еще не ставили задач, они открывали готовые решения. Творчество состояло в том, чтобы догадаться применить эти решения. Но почти сразу возникли и изобретательские задачи. Как заострить затупившийся камень? Как сделать, чтобы камень удобнее было держать в руке? Как уберечь огонь от ветра п дождя? Как переносить огонь с места на место?.. Решать изобретательские задачи приходилось методом проб и ошибок, перебирая всевозможные варианты. Долгое время перебор вариантов вели наугад. Но постепенно появились определенные приемы: копирование природных прототипов, увеличение размеров и числа одновременно действующих объектов, объединение разных объектов в одну систему. Накапливались факты, наблюдения, сведения о свойствах веществ; использование этих знаний повышало направленность поисков, упорядочивало процесс решения задач. Но менялись и сами задачи; из века в век они становились сложнее. Сегодня, чтобы найти один нужный вариант решения, необходимо проделать множество "пустых" проб. Человек никогда не решал и не решает творческие задачи формальным перебором вариантов, проделывая множество "пустых" проб. Природа снабдила человека уникальными инструментами: памятью, способностью к речи, интеллектом, позволяющими ему накапливать и обмениваться знаниями. Именно этим природным способностям человек обязан столь стремительной эволюцией. Способность человека решать творческие задачи, используя накопленные им знания, никак нельзя сравнивать с примитивным перебором вариантов. Здесь задействовано множество пока еще не до конца изученных процессов, таких как интуиция, способность переносить знания из одной области в другую, синтезировать новые знания на основе существующих. Все это в сочетании с логикой позволяет человеку находить решения самых разнообразных задач. Но когда перед человеком возникает изобретательская задача, на которой начинают "пробуксовывать" все имеющиеся у него интеллектуальные средства, то причина тому не в том, что перед ним задача с чрезмерно большим числом вариантов, которые он не в силах перебрать, а совсем наоборот - задача, для решения которой он вообще вариантов не видит. Именно этим - отсутствием вариантов решения, а не их изобилием, характеризуется сложная изобретательская задача. (А.Б.) Существуют привычные, но неверные суждения об изобретательском творчестве. "Все зависит от случайности", - говорят одни. "Все зависит от упорства, надо настойчиво пробовать разные варианты", - утверждают другие. "Все зависит от прирожденных способностей",-заявляют третьи... В этих суждениях есть доля правды, но правды внешней, поверхностной. Неэффективен сам метод проб и ошибок, поэтому многое зависит от удачи и личных качеств изобретателя: не всякий способен отважиться на "дикие" пробы, не всякий способен взяться за трудную задачу и терпеливо ее решать. В конце XIX века применение метода проб и ошибок усовершенствовал Эдисон. В его мастерской работало до тысячи человек, поэтому можно было разделить одну техническую проблему на несколько задач и по каждой задаче одновременно вести проверку вариантов. Эдисон изобрел научно-исследовательский институт (и это, на наш взгляд, величайшее его изобретение). Ясно, что тысяча землекопов могут рыть качественно иные ямы, чем один землекоп. Но все-таки сам способ рытья остается прежним... Действительно, научно-исследовательский институт занимается выдвижением и проверкой новых идей, однако вряд ли можно считать, что НИИ является усовершенствованием метода проб и ошибок. (А.Б.) Современная "индустрия изобретений" организована по эдисоновскому принципу: чем труднее задача, т. е. чем больше проб надо проделать, тем большее число людей направляется на решение задачи. Задачу "Как надежнее соединить стеклянную деталь с металлической?" Эдисон мог поручить группе в три - пять человек. Ныне задачи такого уровня одновременно решаются многими коллективами, в каждом из которых десятки и сотни научных сотрудников и инженеров. Широко распространено мнение о том, что в наше время крупные изобретения делаются не одиночками, а коллективами. Как и во всяком афоризме, здесь отражена лишь часть правды. Бывают разные одиночки и разные коллективы - важен, прежде всего, уровень организации труда. "Одиночка" - экскаваторщик работает намного продуктивнее "коллектива" землекопов. Да и "коллектив" землекопов лишь условно можно считать коллективом: каждый землекоп копает в одиночку... Метод проб и ошибок и основанная на нем организация творческого труда пришли в противоречие с требованиями современной научно-технической революции. Нужны новые методы управления творческим процессом, способные резко уменьшить число "пустых" проб. И нужна новая организация творческого процесса, позволяющая эффективно применять новые методы. А для этого необходима научно обоснованная и практически работоспособная теория решения изобретательских задач. Бесспорно, новые методы управления творческим процессом нужны. Но не методы уменьшения числа "пустых" проб, поскольку, как было сказано выше, в сложных изобретательских задачах их нет. Нужны методы более эффективного управления знаниями, поскольку подавляющая часть решений, найденных для изобретательских задач, основывалась на уже известных знаниях. (А.Б.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.008 с.) |