Методы социальных исследований. Когортный метод. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социальных исследований. Когортный метод.



В когортном исследовании из популяции отбираются две или более группы (когорты) людей, изначально не имеющих изучаемого заболевания (исхода). Отличаются группы между собой тем, что на одну группу людей воздействует изучаемый фактор риска, а на другую — нет. После этого они сравниваются между собой на предмет появления у них данного исхода. Таким образом можно понять, как изучаемый фактор риска связан с последующими исходами (заболеваниями). Принципиальная схема когортного исследования представлена на рис. 5.14. Следует заметить, что встречающийся в литературе термин «проспективное исследование» нельзя использовать как синоним когортного исследования, хотя с этим иногда и приходится сталкиваться. Проспективным называется исследование, когда сбор данных осуществляется в настоящее время и продолжается до осуществления анализа.

Источник: http://medicalplanet.su/53.html MedicalPlanet

Действительно, классическое когортное исследование подразумевает проспективное наблюдение за сформированными в исходной популяции когортами экспонированных (т. е. подверженных действию изучаемого фактора) и неэкспонированных в течение определенного времени, достаточного для того, чтобы у субъектов исследования возникло изучаемое заболевание (см. схему в верхней части рис. 5.14). Другими словами, экспонированные и неэкспонированные субъекты включаются в исследование (либо случайно, либо в зависимости от наличия или отсутствия воздействия фактора прежде, чем появляется исход). Однако существует и другая возможность: популяцию, где уже возникли случаи интересующего нас заболевания, можно точно так же разделить на когорты, отличающиеся по наличию или отсутствию воздействия изучаемого фактора риска в прошлом, и сравнить распределение изучаемых исходов в когортах (при наличии соответствующей информации о воздействии). Другими словами, субъекты исследования подбираются после наступления исхода. Такое когортное исследование называется ретроспективным (историческим), т. е. ретроспективным называют исследование, когда анализируемые данные относятся к прошлому. Когортное исследование обладает рядом очевидных достоинств. Прежде всего, привлекает очевидная простота вопроса, который определяет цель исследования: заболевают ли люди, если они подвержены действию определенного фактора? При этом можно заранее определить, какие данные необходимы, и собрать эти данные аккуратно и в полном объеме. Когортное исследование, кроме того, позволяет оценить широкий диапазон исходов, связанных с влиянием единственного фактора, так же как и широкий диапазон факторов для одного исхода. Однако когортное исследование может быть неэффективно и дорого, если изучаемый исход встречается редко и приходится включать множество субъектов, у которых изучаемый исход так и не обнаружится. Кроме того, исход может далеко отстоять во времени, поэтому субъекты-участники могут быть утеряны, а результаты исследования недоступны в течение длительного периода. Последнее в меньшей степени является проблемой при исторических когортных исследованиях, однако в этом случае качество данных может оставлять желать лучшего: условием ретроспективного когортного исследования является наличие достоверной и достаточно подробной информации о воздействии факторов риска.

Источник: http://medicalplanet.su/53.html MedicalPlanet

 

39.Графическое оформление результатов социальных исследований.

Одним из важнейших этапов социологического исследования является оформление полученных результатов и выработка на их основе практических рекомендаций. Опыт подсказывает, что даже при проведении добротного исследования по достаточно интересной проблеме, исследователь может получить от заказчика негативную оценку своей работы. Такое может случиться именно по причине неумения или нежелания исследователя отразить результаты своего труда в итоговых документах доступно и с высокой степенью наглядности, четко сформулировать выводы, предложить ясные и понятные практические рекомендации по решению выявленных проблем. К числу итоговых документов относятся: отчет о результатах исследования, аналитическая записка, информационная записка, практические рекомендации, оформленные в виде отдельного приложения. Отчет о результатах исследования. Это форма подведения итогов социологического исследования. Она содержит описание всех разделов программы исследования, изложение используемых в нем теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение полученных данных, выводы и рекомендации. Начинается отчет с введения, в котором обосновывается актуальность, указывается цель, задачи, гипотезы исследования. В первом разделе отчета дается общая характеристика исследования, раскрываются основные положения программы исследования, специально выделяется параграф, характеризующий процесс реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав обследованной выборки; границы выводов). Во втором разделе дается анализ результатов исследования, который включает выводы и рекомендации. К отчету прилагаются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета. Аналитическая записка ориентирована на освещение результатов социологического исследования, а не способов получения информации. Объем аналитической записки составляет 10 – 15 страниц (формат А4) текста. В первой части аналитической записки дают характеристику исследования: изучаемые опросы, источники информации и их характеристика, ошибка репрезентативности, принятая в исследовании. Во второй части излагают полученные результаты, которые группируются в смысловые блоки. Принято следующее построение смыслового блока: формулировка выводов, а затем комментарии к ним, которые подкрепляют цифрами, подтверждающими их обоснованность. Вполне допускается и приветствуется использование в тексте таблиц и графиков, которые обеспечивают наглядность представляемых результатов. Таблицы и графики могут быть вынесены в приложение к записке. При представлении данных в виде таблиц необходимо уяснить ряд особенностей. Во-первых, каждая таблица должна иметь общий заголовок, отражающий структуру группировки респондентов, наименование или характеристику связи между признаками, пространственно-временные характеристики. Во-вторых, если это возможно, лучше избегать вертикальных линий для отделения секций внутри таблицы. В-третьих, между заголовками и данными внутри таблицы следует оставлять два пробела. Для облегчения чтения, кроме тех случаев, когда они не расположены на одной линии, можно оставить один пробел. В-четвертых, ни одна таблица не должна быть включена в текст, если по ней нельзя дать хотя бы одну страницу пояснений. Графики используют для придания результатам обработки большую наглядность. Их использование предпочтительнее использования таблиц в материалах предназначенных для широкой публики или представителям органам государственного и административного управления. В практике социологических исследований применяются такие графические отображения результатов обработки как показано на графике 5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.006 с.)