Выбор и утверждение темы дипломного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и утверждение темы дипломного исследования



Выбор темы дипломной работы предусматривает предварительное обсуждение с научным руководителем или на заседании кафедры. Окончательно тема дипломного исследования утверждается на заседании кафедры в течение первого семестра последнего года обучения. После утверждения регистрируется точная формулировка темы с указанием Ф.И.О. студента и научного руководителя, его статуса, места работы и занимаемой должности, фиксируется дата утверждения темы. Рецензент назначается после написания дипломной работы.


Работа над дипломом

Работа над дипломным исследованием начинается с составления плана или программы работы. План согласуется с научным руководителем, который определяет сроки выполнения конкретных задач и формы контроля.

Дипломная работа должна быть завершена и сдана на кафедру не позднее чем за неделю до дня защиты. Дата сдачи дипломной работы регистрируется лаборантом кафедры.


Структура и содержание диплома

Дипломное исследование состоит из введения, основной части и заключения, а также списка литературы. Допускается наличие приложений, если это требуется логикой раскрытия темы дипломной работы.

Введение включает в себя следующие моменты:

1) обоснование выбора темы дипломного исследования, её актуальности и новизны;

2) определение цели и комплекса задач исследования, а также методов их решения;

3) указание объекта исследования, обоснование выбора материала для исследования

4) анализ степени разработанности темы в отечественной и зарубежной литературе, обзор исторического развития вопроса.

Основная часть должна состоять из глав, разбитых на параграфы и при необходимости на пункты. Оптимальное число глав – от 2 до 4, число параграфов в каждой главе – не менее 2. Деление работы на главы и параграфы должно соответствовать логике изложения материала. Каждый параграф должен заканчиваться промежуточным выводом; в конце главы формулируется общий вывод.

В тексте дипломной работы не должно быть непереведенных иностранных слов и выражений, которые не являются общеизвестными (перевод иностранных слов дается в сносках, причем обязательно указывается (в скобках после перевода) язык, с которого переводится данное слово или выражение).

Изложение материала дипломного исследования должно соответствовать требованиям грамматики и стилистики русского языка. Большое количество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок может послужить причиной отказа студенту в рассмотрении его работы.

Объем основной части должен быть не менее 60–70 страниц.

Заключение отражает оценку работы и включает рекомендации по практическому использованию ее результатов.

Список литературы дает представление об использованной литературе при написании дипломной работы. Количество задействованных работ должно быть не менее 30 и не более 100 наименований.

Приложения к дипломной работе выполняются в произвольной форме и определяются характером дипломного исследования.

Требования к оформлению дипломной работы

Диплом предоставляется в отдельной папке, в которую вкладываются, кроме дипломной работы, отзыв научного руководителя и отзыв рецензента, а также аннотация диплома, составленная студентом-дипломником.

Титульный лист содержит следующую информацию: 1) полные названия учебного заведения, факультета и кафедры; 2) тему дипломной работы; 3) фамилию, имя и отчество студента-дипломника, форму его обучения (дневная, вечерняя или заочная); 4) фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень и звание; 4) город и год написания дипломной работы.

Расположение этой информации на титульном листе определяется следующими правилами:

1) названия учебного заведения, факультета и кафедры занимают первые три верхние строчки (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру);

2) тема дипломной работы помещается в центре листа и состоит из одной или нескольких строк (шрифт Arial, 20, полужирный, все прописные; переносы в словах и сокращения не допускаются);

3) данные о студенте (три строчки) и научном руководителе (две строчки) располагаются ниже названия темы со сдвигом вправо (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по левому краю, отступ вправо на 8,5 см; Ф.И.О. студента и научного руководителя набираются полужирным шрифтом);

4) название города и год написания диплома располагаются внизу титульного листа (две последние строчки) по центру (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру).

Пример оформления титульного листа см. в Приложении 1.

Содержание дипломной работы следует после титульного листа и перед основным текстом дипломной работы. Требования к форматированию: заголовки первого уровня (названия глав) – шрифт Times New Roman, 14, полужирный; заголовки второго уровня (названия параграфов) – шрифт Times New Roman, 14, нормальный; заголовки третьего уровня (названия пунктов) – шрифт Times New Roman, 14, курсив. Пример оформления содержания дан в Приложении 2.

Основной текст диплома форматируется следующим образом.

Параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.

Шрифт основного текста – Times New Roman, 14; заголовков глав – Arial, 16, полужирный, все прописные; заголовков параграфов – Times New Roman, 16, полужирный; заголовков пунктов – Times New Roman, 14, полужирный. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Отступ первой строки основного текста 1,25 см, отступ первой строки заголовков – 0 см. Междустрочный интервал – полуторный. Расстановка переносов обязательна.

Инициалы при указании фамилий должны отделяться неразрывными пробелами (Ctrl + Shift +пробел), например: М. В. Ломо­носов. Неразрывными пробелами отделяются буквы “г.” и “в.” при указании дат, например: 1922 г., XVIII в. Через неразрывный пробел пишутся принятые сокращения (т. е., т. к., и т. д.).

Номера страниц (арабские цифры) указываются вверху страницы справа, номер на первой странице (титульном листе) не ставится.

Названия работ (монографий, статей), журналов, газет и т. д. заключаются в кавычки «…», а цитаты – в кавычки “…”. Если заключенная в кавычки фраза содержит слова в кавычках, то внешние кавычки должны быть «…», а внутренние – “…”.

Правила оформления сносок. Сноски должны оформляться внизу страницы согласно следующим требованиям:

1) При цитировании монографии указываются фамилия и инициалы автора (шрифт Times New Roman, 10, курсив), название работы (без кавычек; шрифт Times New Roman, 10, нормальный), место и год издания (принятые сокращения: М. – Москва, Л. – Ленинград, СПб. – С.-Петербург), номер страницы. Например: Карпов В. Н. Введение в философию. СПб., 1840. С. 98.

2) При цитировании монографии, опубликованной в составе собрания сочинений, указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указывается вид собрания сочинений (принятые сокращения: ПСС – полное собрание сочинений, Соч. – сочинения), количество томов, номер тома, место и год издания данного тома, номер страницы. Например: Киреевский И. В. Обозрение современного состояния литературы (1845) // ПСС. В 2 тт. Т. 1. М., 1911. С. 125.

3) При цитировании статьи из сборника указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указывается название сборника (без кавычек), место и год издания, номер страницы. Например: Кобзарь В. И. Диалектичность формальной логики // Логика и развитие научного знания. СПб., 1992. С. 125.

4) Если цитируется статья из сборника работ того же автора, то указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название сборника (без кавычек), место и год издания, номер страницы. Например: Кавелин К. Д. Философия и наука в Европе и у нас // Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989. С. 282.

5) Если цитируется периодическое издание, то указываются фамилия и инициалы автора статьи (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указывается название периодического издания (без кавычек), серия (если есть), год издания, номер журнала (газеты) и номер страницы. Например: Мигунов А. И. Истина – проблема риторическая? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1992. Вып. 4 (27). С. 44.

6) При повторном цитировании одного и того же произведения указываются только необходимые данные, а именно: а) фамилия и инициалы автора, название работы и номер страницы – если ссылка на эту работу имеется выше, но не предшествует повторной ссылке (например: Кавелин К. Д. Философия и наука в Европе и у нас. С. 283); б) номер страницы и отсылка к предшествующей сноске (например: Там же. С. 284); в) просто отсылка к предшествующей сноске – если цитата относится к той же странице, на которую было только что указано (например: Там же.)

7) Неточное цитирование (пересказ своими словами) сопровождается указанием на соответствующее место в работе. Например: См.: Чижевский Д. А. Гегель в России. Париж, 1939. С. 112.

8) После указания источника цитаты возможны собственные комментарии, которые отделяются длинным тире. Например: Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. С. 128. – Более подробное описание фигуры либерального ироника смотрите в главе «Случайность либерального общества».

Общее форматирование сносок: шрифт – Times New Roman, 10; выравнивание – по ширине; отступ первой строки 0,5 см; междустрочный интервал – одинарный.

Список литературы составляется следующим образом. Сначала указываются работы, написанные на русском языке, потом – литература на иностранных языках.

Допускается создание отдельного списка источников и отдельного списка комментаторской литературы, если такое деление требуется спецификой темы диплома.

Указанные работы нумеруются и выстраиваются в алфавитном порядке. Фамилии и инициалы авторов выделяются курсивом. Названия работ даются без кавычек. Приводятся все необходимые выходные данные использованных в дипломном исследовании работ.

Входящие в список статьи должны сопровождаться указанием соответствующих страниц, которые они занимают в сборнике.

Форматирование списка литературы: шрифт Times New Roman, 14; междустрочный интервал – полуторный; отступ первой строки – 0 см. Пример оформления списка литературы дан в Приложении 3.

Приложения к дипломной работе форматируются на основе шаблона основного текста, но уменьшается размер шрифта (до 12 пт.) и междустрочный интервал становится одинарным.

Часто встречающиеся ошибки:

1. Отсутствие сформулированных задач и цели исследования.

2. Отсутствие собственных предположений, оценок, выводов.

3. Отсутствие ссылок на цитируемые источники.

4. Отсутствие аргументированных выводов.

5. Несоответствие основного текста и выводов как по главам, так и в целом по работе.

6. Несоответствие выводов заявленным задачам и цели исследования.

Отзыв научного руководителя

Научный руководитель после изучения и соответствующей правки дипломного исследования пишет «Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе «Название диплома» выпускника 200… г. филологического факультета МГУ Фамилия Имя Отчество по специальности (код и название)».

В отзыве дается характеристика проделанной дипломантом работы, анализируются новизна и научная значимость полученных результатов, делаются выводы о теоретической и практической подготовленности выпускника и о перспективах дальнейшего развития его научной и профессиональной деятельности.

Следует обратить внимание и на личные качества выпускника, позволившие ему справиться с поставленной задачей (например: “самостоятельность”, “ответственность”, “умение организовать свой труд” и т. д.).

Отзыв должен заканчиваться словами: «Дипломная работа выполнена согласно требованиям ГАК, заслуживает оценку “...” и может быть допущена к защите». Ниже следует подпись научного руководителя с указанием должности, ученого звания и степени, указывается дата.

Объем отзыва – от 2 до 5 страниц.

Рецензия

Рецензент анализирует представленный материал и пишет «Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе «Название диплома» выпускника 200… г. филологического факультета МГУ Фамилия Имя Отчество по специальности (код и название)». В рецензии отображаются актуальность и новизна работы, глубина раскрытия темы, знание соответствующей исследовательской литературы и умение ею пользоваться, оцениваются качество выполненной работы, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Обязательно обращается внимание на недостатки дипломного исследования. Могут быть даны рекомендации по внедрению и публикации работы. Рецензия должна заканчиваться словами: «Дипломная работа выполнена согласно требованиям ГАК, заслуживает оценку “...”». Ниже следует подпись рецензента с указанием должности, ученого звания и степени, ставится дата. Объем рецензии – от 2 до 5 страниц.

Порядок защиты дипломной работы

Дата защиты дипломной работы должна быть определена и доведена до сведения студентов-дипломников не менее чем за месяц до ее проведения.

Защита дипломной работы проходит публично на заседании кафедры (или нескольких кафедр) в присутствии членов ГАК, научного руководителя и рецензента. Допускается отсутствие (по уважительным причинам) научного руководителя или рецензента (но не их обоих сразу): в этом случае зачитываются их отзывы, на основании которых и выносится решение о защите дипломной работы.

Защита открывается вступительным словом дипломанта (до 20 минут), которое должно соответствовать написанной им аннотации дипломного исследования. Во вступительном слове следует сказать о структуре работы, обосновать выбор темы, ее актуальность. Нужно дать краткий обзор содержания дипломной работы, четко сформулировать выводы, указать на новизну и научную ценность полученных результатов. После вступительного слова дипломанту могут быть заданы вопросы, на которые он должен сразу же ответить.

Затем выступают рецензент, научный руководитель и все желающие, которые присутствуют на защите. После этих выступлений предоставляется слово дипломанту. В заключительном слове необходимо ответить на все критические замечания по поводу дипломной работы, прояснить те моменты, которые показались спорными или изложенными неполно.

Далее комиссия на закрытом совещании с членами кафедры выносит решение об оценке дипломной работы посредством голосования (большинством голосов). Результаты защиты определяются оценками “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”. После защиты дипломные работы хранятся на соответствующих кафедрах.

 

Основные понятия системного анализа

В литературе приводится целый ряд близких по смыслу определений понятия системы и связанных с ним терминов. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению главных мотивов системного анализа, дадим основные определения.

Система есть множество связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое.

Элемент - неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения и анализа) компонент сложных объектов, явлений, процессов.

Структура - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.

Целостность системы - это ее относительная независимость от среды и других аналогичных систем.

Эмерджентность - несводимость (степень несводимости) свойств системы к свойствам элементов системы.

Отметим, что приведенные определения носят скорее характер содержательных пояснений, разъяснений. Все они взаимосвязаны, одно уточняет смысл другого, а в своей совокупности дают первое представление о концепции системного подхода.

Слово "система" широко используется в обыденной речи, являясь частью таких понятий, как система отопления, система розыгрыша первенства в спорте и т.д. Для того чтобы отделить научный смысл термина "система" от посторонних ассоциаций, в англоязычной литературе предлагались различные неологизмы, org, holon, integron, подчеркивающие соответственно органичность, целостность, интегральность, свойственные понятию системы. Однако эти неологизмы не прижились.

Как следует из приведенного выше определения, система представляет собой множество с некоторыми дополнительными характеристиками. Математическое понятие множества является первичным. "Под множеством мы понимаем любое объединение в одно целое М определенных, вполне различаемых объектов из нашего восприятия или мысли (которые называются элементами М)" [13, с.15]. Когда мы говорим, что множество есть

набор или совокупность, то просто поясняем смысл понятия с помощью синонимов.

Понятие элемента так же первично, как и понятие множества, хотя один и тот же объект может быть множеством и в то же время рассматриваться как элемент другого множества. (Это же относится к понятию "система".)

Этимологически слово "система" есть греческий эквивалент латинского "композиция". Следовательно, понятие "система" предполагает одновременное наличие нескольких компонент, частей, подсистем. В отличие от множества система не является простым набором независимых элементов. Термин "система" предполагает взаимодействие составляющих элементов, причем система как целое обладает свойствами, отсутствующими у ее составных частей. Приведем хрестоматийный пример, поясняющий понятие "система". Рассмотрим процесс строительства арки из специально обтесанных камней. Обтесанные камни помещаем один возле другого. Как только вставлен замыкающий арку центральный камень, появляется структура и множество камней становится системой, приобретает благодаря возможности элементов взаимодействовать друг с другом статическую способность поддерживать себя и посторонние грузы. Возможность поддерживать груз не является свойством каждого камня или всей кучи камней, это свойство появляется после того, как камни начинают взаимодействовать в определенном порядке. Чем выше организованность системы, тем легче отличить ее от множества. Хорошим примером является множество кирпичей и сложенный из них дом. Архитектура - это еще одно понятие, поясняющее смысл системности.

Труднее провести различие между понятиями системы и множества для менее организованных, слабо структурированных объектов. В рассмотренном выше примере с аркой и кучей камней арка дает возможность поддерживать груз. Но и куча камней может выдержать этот груз (и даже больший), правда, на существенно меньшей высоте. Кучи камней, содержащие одни и те же элементы, могут быть разными. Так, если куча камней окажется на территории музея и около нее будет висеть табличка с фамилией скульптора-модерниста, то цена этой системы будет значительно больше стоимости ингредиентов. Представим себе, что наша куча камней разбросана на некоторой площади в пустыне. В этом случае мы имеем множество камней. А если те же камни находятся в японском саду? Вежливый человек скажет, что камни расположены живописно, но посвященный знает, что расположение камней имеет нетривиальную структуру: из любой точки сада нельзя од-

новременно увидеть все камни. Таким образом, имеет место система с достаточно сложной, необычной структурой.

Учитывая трудности четкого разграничения понятий множества и системы, А.А. Малиновский предлагает не требовать, чтобы система по своим проявлениям обязательно отличалась от простой суммы составляющих ее элементов. При низком уровне организации система по своим свойствам может приближаться к сумме своих частей.

Приведем еще два определения системы, поясняющие суть этого понятия.

Системой является любой объект, имеющий какие-то свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении [35].

Система - обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия [12].

В работе Дж. Клира [15] обсуждается следующее определение, предложенное Б.Гейнсом. Системой является все, что мы хотим рассматривать как систему. Понятию "система" отводится верхнее место в иерархии понятий. Отмечается, что слабость и в то же время главное достоинство этого понятия в том, что его никак нельзя дополнительно охарактеризовать. Данное определение подчеркивает очень важные свойства системы, но все-таки не разрешает проблему соотношения понятий множества и системы.

В работах Р.Акоффа система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается роль, назначение, "миссия" системы. По Акоффу, система состоит из двух или более существенных частей, т.е. частей, без которых она не может выполнять свои функции. Другими словами, система является целым, которое нельзя разделить на независимые части [1, 40].

Понятие функции системы или ее элементов кажется интуитивно ясным и прозрачным, однако критически мыслящие ученые заметили, что очевидное для простейших механических систем может оказаться неверным для больших сложноорганизованных систем. Ибо наряду с явными функциями могут существовать неявные, латентные функции. Более того, один и тот же элемент системы может выполнять как полезные для системы функции, так и дисфункции, негативно влияющие на ее функционирование.

Ключевую роль в системном анализе играет понятие "структура", которое связано с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы. Структуры делятся на простые и сложные в зависимости от числа и типа взаимосвязей между

элементами. Структуры часто носят иерархический характер, т.е. состоят из упорядоченных уровней. Проблема структуризации является одной из главных отличительных особенностей системных исследований. Подмножества элементов системы могут рассматриваться как подсистемы, состоящие в свою очередь из подсистем более низкого уровня. Однако следует иметь в виду, что разбиение системы на подсистемы зависит от целей исследования и, вообще говоря,неоднозначно.

Наличие структуры позволяет существенно сократить громадное число возможных комбинаций элементарных отношений, т.е. структура - это в некотором смысле потеря степеней свободы.

Проблема структуризации была одной из ведущих тем в популярном в первой половине XX века направлении психологии - гештальтпсихологии* (от нем. Gestalt - структура, форма, конфигурация). Один из основоположников этого направления психологии М. Вертгеймер писал в 1925 г.: "Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальттеория есть это, не больше и не меньше" [7, с. 6].

Из этого отрывка ясно, почему Л. фон Берталанфи неоднократно отмечал, что гештальтпсихология была реальным историческим предшественником общей теории систем.

Рассмотренные выше понятия характеризуют в основном статическое состояние систем. Перейдем к описанию динамики систем. Введем основные определения.

Под поведением (функционированием) системы будем понимать ее действие во времени. Изменение структуры системы во времени можно рассматривать как эволюцию системы.

Цель системы - предпочтительное для нее состояние.

Целенаправленное поведение - стремление достичь цели.

Обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.

Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет - отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к

* Гештальтпсихологи активно занимались теоретическим и экспериментальным изучением восприятия, а затем и других психических процессов, опираясь на принципы целостности и структуры.

неустойчивым состояниям, тогда как отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы. С помощью отрицательных обратных связей органические системы поддерживают свою жизнедеятельность. Например, тяжелая физическая работа уменьшает количество кислорода в крови человека. Однако учащенное дыхание увеличивает приток кислорода к легким, что ведет к пополнению запаса кислорода в крови.

В качестве примера положительной обратной связи рассмотрим проблему инфляционных ожиданий. Рост инфляционных ожиданий вынуждает людей делать больше покупок, чем необходимо. Увеличение спроса приводит к росту цен и усиливает инфляцию, что в свою очередь способствует повышению инфляционных ожиданий.

Одним из первых, кто осознал роль обратной связи в познании поведения систем живой и неживой природы, был Норберт Винер, который считается отцом кибернетики. Начальные идеи кибернетики разработаны группой ученых, которую возглавлял Н. Винер. В 1943 г. появилась историческая статья "Поведение, целенаправленность и телеология", где впервые показано принципиальное единство ряда задач, в центре которых находятся проблемы связи и управления в природе и технике.

Телеологическое поведение (целенаправленное действие) требует отрицательной обратной связи, т.е. для достижения определенной цели "необходимы сигналы от нее, чтобы направить поведение" [8, е. 300].

В телеологии как идеалистическом философском учении считалось, что можно описать и истолковать законы Вселенной, используя концепцию "конечных причин" (целей), которые относятся к будущему. Телеологический взгляд на Вселенную, развитый еще античными философами, был отвергнут во времена Галилея и Ньютона, когда механистические концепции в физике позволили дать объяснения законам движения на основе предшествующих причин без использования метафизических "конечных причин". Однако господствующие долгое время механистические взгляды на Вселенную были неспособны объяснить многие явления, происходящие в живой природе.

Кибернетика заново ввела понятие целевого (телеологического) объяснения в научный оборот. Важность принципа обратной связи была осознана при разработке технических систем. Винер отмечал, что, выбирая термин "кибернетика", происходящий от греческого "кормчий", "мы тем самым признавали, что первой значительной работой по механизмам с обратной связью была статья о регуляторах, опубликованная Кларком Максвеллом в 1868 году... Мы хотели также отметить, что судовые рулевые машины были действительно одними из первых хорошо разработанных устройств с обратной связью"* [8, с. 28]. Он считал, что существование отрицательных обратных связей у живых существ является главной особенностью, отличающей живую природу от неживой. Технические системы обладают обратной связью по воле конструктора. Следует отметить, что за 15 лет до Винера А.П.Анохин также утверждал, что наличие отрицательных обратных связей обеспечивает устойчивость организмов и создает у живых существ целеполагание - стремление к сохранению гомео-стазиса. Еще ранее А.А. Богданов писал, что для развития организации любой природы необходимы отрицательные и положительные обратные связи.

В настоящее время под системой часто понимают "адаптивное целое", подчеркивая свойство системы сохранять свою идентичность в условиях изменчивости внешней среды.

Хотя прагматические возможности системного подхода пока еще достаточно скромны, его идеи и методы имеют безусловную педагогическую ценность для формирования и развития научного мышления, поэтапного подхода к исследованию сложных проблем. Рассматривая системный анализ как методологию не столько решения, сколько постановки проблем, выделим 11 этапов, следуя которым можно последовательно и системно анализировать конкретную проблему:

1. Формулировка основных целей и задач исследования.

2. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.

3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).

4. Выявление сути целостности системы.

5. Анализ взаимосвязей элементов системы.

6. Построение структуры системы.

7. Установление функций системы и ее подсистем.

8. Согласование целей системы и ее подсистем.

9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

10. Анализ явлений эмерджентности.

11. Конструирование системной модели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.078 с.)