Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Особенности надзора за законностью правовых актов и критерии их оценки.
Содержание книги
- Предмет и система курса прокурорский надзор в России.
- Правовые основы прокурорского надзора.
- Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора.
- Принцип гласности деятельности прокуратуры. Пределы гласности.
- Система органов прокуратуры. Разграничение полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами.
- Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.
- Сущность прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
- Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. Особенности надзора за органами осуществляющими контроль за малым и средним бизнесом.
- Особенности надзора за законностью правовых актов и критерии их оценки.
- Представление прокурора об устранении нарушений закона.
- Сущность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
- Особенности защиты прокурорами прав и свобод социально незащищенных категорий граждан.
- Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры
- Порядок и пределы ознакомления граждан с материалами проверок исполнения закона.
- Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.
- Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия.
- Процессуальные взаимоотношения прокурора, следователя и руководителя следственного органа, дознавателя и начальника подразделения органа дознания.
- Соотношение полномочий прокурора, руководителя следственного органа и суда в досудебном производстве по уголовным делам.
- Надзор за законностью и обоснованностью привлечения в качестве обвиняемого и избрания меры пресечения.
- Особенности надзора за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних.
- Организация проведения прокурором антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
- Сущность прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими орд. Задачи и основные направления.
- Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона при осуществлении надзора за орд.
- Сущность, задачи и основные направления надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе.
- В-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
- Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе, их особенности.
- Надзор за соблюдением законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
- Отказ прокурора от обвинения. Изменение обвинения.
- Полномочия прокурора по обжалованию незаконных приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам, не вступивших в законную силу.
- Организация участия прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам.
- Полномочия прокурора по обжалованию судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу.
- Деятельность прокурора при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном судопроизводстве.
- Участие прокурора в прениях сторон в суде присяжных. Отказ от обвинения. Изменение обвинения.
- Особенности обжалования не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных.
- Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских дел. Процессуальное положение прокурора.
- Полномочия и процессуальные формы участия прокурора в суде 1-й инстанции по гражданским делам. Обязательное участие прокурора.
- Процессуальное положение прокурора в арбитражном судопроизводстве. Полномочия при рассмотрении дел по первой инстанции.
- Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях в арбитражном процессе.
- Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Основные направления надзора.
- Деятельность прокурора при заявлении обвиняемым ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
Похожие статьи вашей тематики
В приказе Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» отмечается, что многие прокуроры, отстаивая принципы федерализма, последовательно используют полномочия на признание недействительными противоречащих федеральным конституционным и федеральным законам нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, активно обращаются в республиканские конституционные суды с ходатайствами о неконституционности региональных законов. Прокуроры должны исходить при организации надзора за законностью правовых актов из того, что прокуратура обязана безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, постановлений, распоряжений и иных нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Персональная ответственность за это ложится на прокуроров субъектов РФ. Для налаживания эффективной работы с правовыми актами субъектов РФ необходимо:
– обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке законодательных актов, касающихся всего населения соответствующих территорий или затрагивающих права отдельных социальных групп и граждан, рассматривать эту деятельность как реальную возможность отстаивания публичных интересов;
– совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о противоречащих федеральному законодательству нормативных актах органов государственной власти; эффективно использовать в этих целях деловое сотрудничество с полномочными представителями Президента РФ в регионах; регулярный обмен информацией с контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации; экспертные заключения Министерства юстиции РФ на нормативные правовые акты субъектов РФ;
– своевременно реагировать на факты издания органами власти незаконных правовых актов путем внесения протестов, представлений, а при явно выраженном несогласии законодательного или исполнительного органа власти с позицией прокурора считать обращение прокурора в суд единственно правильным способом устранения допущенных нарушений;
– активнее использовать для корректирования результатов правотворческой деятельности субъектов РФ имеющееся у отдельных прокуроров право законодательной инициативы, а также право на обращение с запросом в региональные конституционные суды;
– обеспечить применение мер уголовной ответственности по фактам злостного неисполнения должностными лицами решений судов о признании недействительными законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
– шире использовать потенциал Совета Федерации, Правительства РФ, Комиссии при Президенте РФ по взаимодействию федеральных органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ для приведения в соответствие с федеральным конституционным законодательством региональной нормативно-правовой базы.
Во исполнение распоряжения Генерального прокурора РФ от 30.07.1998 № 49/7р «Об организации исполнения соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 1998 года» управления Генеральной прокуратуры РФ по поступающим из Министерства юстиции РФ копиям заключений по правовым актам субъектов РФ о их несоответствии Конституции и федеральному законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств и ведомств, информации о противоправных действиях общественных и религиозных объединений должны вырабатывать согласованную с органами Министерства юстиции РФ юридическую оценку, а также обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение нарушений законности. Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры требует активного участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности на основании ст. 9 Закона о прокуратуре.
|