Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды административных правонарушений в области экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.

Поиск

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

объектом экологического правонарушения следует признать общественные отношения по поводу окружа­ющей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируе­мые нормами права. Такие отношения по содержанию могут быть связаны с отношениями собственности на компоненты природной среды, природопользования, защиты экологиче­ских прав граждан и др. Следует отметить, что компоненты природной среды и природные объекты (земля, недра, воды, леса и др.) выступают в качестве предмета посягательства.

Объективная сторона экологического правонарушения вы­ражается в действиях, нарушающих экологические предписа­ния, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписа­ний. Противоправное поведение посягает на установленный в стране экологический правопорядок, т.е. систему правил, обе­спечивающих научно обоснованное взаимодействие общества и природы. Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма экологического законодатель­ства. К числу основополагающих признаков объективной сто­роны экологического правонарушения относится причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением за­кона и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологиче­ское законодательство воспринимает обе формы вины: умысел и неосторожность.

По неосторожности могут быть совершены такие право­нарушения, как уничтожение либо повреждение леса по неосто­рожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных и др. Признаком субъективной стороны экологическо­го правонарушения также является его мотив и цель.

В юридической литературе предлагаются различные клас­сификации экологических правонарушений. Так, С.А. Балашенко и Д.М. Демичев подразделяют все экологические право­нарушения на два вида: нарушения права собственности на землю и другие природные объекты и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и иными природными ре­сурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки); правонарушения, оказываю­щие отрицательные воздействия на окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение, засоре­ние, истощение. В соответствии с видами экологических отно­шений выделяют следующие экологические правонарушения: земельные, горные, водные, лесные, нарушения законодатель­ства об охране и использовании растительного мира, об охра­не и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха. Данные виды правонарушений определены в соответ­ствующих кодексах и законах1.

Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не определено понятие экологи­ческого правонарушения. При этом в ст. 98-99 названного за­кона приведен перечень основных деяний, нарушающих эко­логическое законодательство, и установлено, что нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет дисци­плинарную, административную и уголовную ответственность, привлечение лиц к ответственности за нарушение законода­тельства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воз­действия на окружающую среду. Таким образом, в зависимости от вида применяемых санкций экологические правонарушения могут быть: дисциплинарными, административными, уголов­ными, гражданско-правовыми. Указанные виды экологических правонарушений установлены соответственно в трудовом, ад­министративном, уголовном и гражданском законодательстве.

В соответствии с КоАП административная ответствен­ность за нарушение экологического законодательства вы­ражается в применении административного взыскания к фи­зическому лицу, совершившему административное правонару­шение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т.е. проти­воправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность.

Кодекс Республики Беларусь об административных правона­рушениях от 21 апреля 2003 г. (с изменениями и дополнениями) определяет составы административных правонарушений в обла­сти использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагае­мых в случае совершения таких правонарушений, а также осо­бенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства.

Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в гл. 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безо­пасности, окружающей среды и порядка природопользования» (ст. 15.1-15.37, 15.48-15.63). Ряд составов правонарушений в области окружающей среды находится в иных главах (напри­мер, в гл. 10 КоАП установлена административная ответствен­ность за нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир - ст. 10.1-10.4; в гл. 23 - за самовольное занятие земельного участка - ст. 23.41).

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предпринима­тели, а также юридические лица. По общему правилу возраст наступления административной ответственности для физиче­ских лиц - 16 лет. Однако за ряд правонарушений, в том чис­ле в сфере окружающей среды, физическое лицо может нести ответственность за административное правонарушение в воз­расте от 14 до 16 лет (например, за нарушение требований по­жарной безопасности в лесах или на торфяниках - ст. 15.29; за разжигание костров в запрещенных местах - ст. 15.58). Физи­ческое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное адми­нистративное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правона­рушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Например, административная ответственность индиви­дуальных предпринимателей и юридических лиц установле­на за нарушение законодательства об охране озонового слоя (ст. 15.62), законодательства об отходах (ст. 15.63) и др.

За правонарушения в области использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения пра­вонарушения или непосредственным объектом правонаруше­ния, лишение специального права, например права охоты.

В КоАП определены следующие виды:

· Нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды

· Нарушение требований экологической безопасности

· Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе

· Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами

· Нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов

· Нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению

· Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений

· Нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания

· Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий

· Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране

· Порча земель

· Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства

· Уничтожение либо повреждение межевых знаков

· Самовольное производство изыскательских работ

· Невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений

· Нарушение установленного порядка производства топографо-геодезических и картографических работ

· Уничтожение либо повреждение геодезических пунктов и маркшейдерских знаков или наблюдательных режимных скважин

· Нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов

· Невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин

· Нарушение правил охраны недр

· Нарушение порядка использования лесосечного фонда

· Незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности

· Нарушение правил лесных пользований

· Нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда

· Повреждение сенокосов или пастбищных угодий

· Нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей

· Самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания

· Самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова

· Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках

· Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности

· Нарушение требований законодательства Республики Беларусь об охране диких животных и среды их обитания

· Незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений

· Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных или совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания

· Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства

· Незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных

· Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты

· Нарушение ветеринарных правил

· Нарушение правил воспроизводства животных

· Нарушение правил учета племенных животных

· Нарушение правил производства, реализации или использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов

· Нарушение требований по перевозке, хранению и использованию ветеринарных средств

· Несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов

· Выпас домашних животных в неустановленных местах

· Жестокое обращение с животными

· Уклонение от проведения мероприятий по предупреждению болезней животных

· Нарушение правил содержания домашних и (или) хищных животных

· Загрязнение атмосферы

· Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

· Производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ

· Загрязнение либо засорение вод

· Нарушение правил водопользования

· Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств

·. Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним

· Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее семян, растений, продукции растительного происхождения и иных материалов, не прошедших фитосанитарный контроль

· Нарушение законодательства о семенах

· Выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов

· Разжигание костров в запрещенных местах

· Нарушение режима охраны и использования охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений

· Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране

· Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя

· Нарушение законодательства Республики Беларусь об отходах

· Нарушение требований законодательства о гидрометеорологической деятельности при производстве гидрометеорологической информации или выполнении отдельных работ и оказании услуг

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.011 с.)