Историко-культурное наследие Республики Беларусь является неотъемлемой составной частью общемировой культуры, действенным рычагом формирования и развития интеллекта человека и общества, важнейшим хранилищем исторической памяти. Оно вбирает в себя ту часть многогранного исторического опыта, которая необходима человеку в современной жизни и которая позволяет проследить неразрывную связь времен, соединяющую древнейшие пласты истории с сегодняшним днем. Приобщение к историко-культурному наследию дает нам не только понимание прошлого, но и уяснение настоящего, а также предвидение будущего.
Всеобъемлющим, достоверным и образным источником информации о прошлом является историко-культурное наследие различного происхождения. Историко-культурное наследие весьма разнообразно и представлено множеством свидетельств различного характера: археологическими находками (орудиями труда, предметами быта, одеждой, украшениями и т. п.), иными сохранившимися предметами материальной культуры, природно-архитектурными комплексами, письменными источниками (летописями, книгами и т. п.), произведениями искусства, фото- (кино-, видео-) документами и др.
Компоненты историко-культурного наследия подвергнуты постоянной опасности забвения. Это происходит как под воздействием времени и сил природы, так и в результате деятельности людей, которые наносят порой непоправимый ущерб памятникам как по неведению, так и по злому умыслу. В связи с этим перед обществом и государством остро стоит задача сохранения, а порой и спасения историко-культурного наследия нашей Родины.
Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (ст. 51). В то же время она обязывает граждан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54).
Государством проводится целая система мероприятий с целью учета историко-культурного наследия и его последующей охраны от уничтожения, исчезновения, причинения вреда, ухудшения технического состояния, научно не обоснованных изменений, ухудшения условий восприятия.
Основные правила охраны и использования памятников истории и культуры содержатся в Законах Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь», «О ратификации второго Протокола к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь», «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь», в Жилищном кодексе Республики Беларусь, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 579 от б мая 2002 г. «О вопросах сохранения историко-культурного наследия Республики Беларусь» и других актах. За невыполнение обязанностей по охране, использованию, учету, реставрации и исследованию историко-культурного наследия, нарушение режима содержания охранных зон, уничтожение (создание угрозы уничтожения), причинение вреда (создание угрозы причинения вреда) ценностям, нарушение правил их ввоза и вывоза,
а также за другие нарушения законодательства об охране историко- культурного наследия виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности, среди которой наибольший удельный вес принадлежит административной ответственности.
Административная ответственность за правонарушения в области охраны историко-культурного наследия предусмотрена гл. 19 КоАП. Все правонарушения этой главы можно разделить на 2 вида: административные нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия (ст. 19.1, 19.5—19.7); административные правонарушения, причиняющие вред историко-культурным ценностям (ст. 19.2—19.4).
Родовым объектом посягательства правонарушений, предусмотренных гл. 19, являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать охрану историко-культурного наследия.
К видовым объектам относятся общественные отношения, позволяющие обеспечивать соблюдение законодательства об охране историко-культурного наследия и общественные отношения, не позволяющие причинять вред историко-культурным ценностям.
Административные нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия
2.1. Несоблюдение требований законодательства об обращении с материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества человека, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.1 КоАП)
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования. Объективная сторона правонарушения выражается в деянии в форме бездействия — несоблюдение требований законодательства о сообщении в уполномоченный орган либо о внесении в Министерство культуры предложений.
Обязательным признаком названного правонарушения является наличие специфического предмета правонарушения — материальных объектов или предметов, обладающих достоинствами историко - культурных ценностей.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии либо бездействии, нарушающем установленный режим содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности (ст. 19.6 КоАП)
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, направленных на отчуждение или передачу права собственности на историко-культурную ценность, либо смену места нахождения (хранения), условий содержания и (или) использования историко- культурной ценности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь, либо передачу историко-культурной ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам или воинским формированиям. Субъект правонарушения — физическое лицо. С субъективной стороны данные деяния совершаются, как правило, умышленно, но могут быть совершены и по неосторожности (например, в случае временной смены места хранения историко- культурной ценности на период ремонта помещения, где она постоянно хранится).
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ (ст. 19.7 КоАП)
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, нарушающих установленный порядок вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ. Субъект правонарушения — физическое лицо.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Административные правонарушения, причиняющие вред историко-культурным ценностям. Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей (ст. 19.2
КоАП)
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения состоит в деяниях, противоречащих требованиям охранных обязательств.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от восьми до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от восьми до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.
Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям (ст. 19.3 КоАП)
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях — нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо создание угрозы уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
С субъективной стороны деяние характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Уничтожение, повреждение либо утрата историко- культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.4 КоАП)
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения выражается в уничтожении, повреждении историко-культурных ценностей либо их утрате вследствие небрежного хранения. Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.