Топливно-энергетические ресурсы (далее — ТЭР) представляют собой важнейший вид ресурсов, без которых немыслимо существование в современном мире. Они служат основными источниками энергии. К ним относятся: природные топливные ресурсы: уголь каменный и бурый, сланцы, торф топливный, топливные дрова, нефть (включая газовый конденсат), газ природный и попутный, другие виды естественного топлива (торфяная крошка, солома, хворост, костра, початки и стебли кукурузы, лузга, отходы лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий: сучья, кора, пни, хвоя, щепа, опилки, стружка, обрезь, а также используемые в качестве топлива демонтированные негодные деревянные шпалы, рудничная стойка, столбы связи, деревянная тара, элементы сгораемых конструкций разобранных старых зданий и др.); продукты переработки топлива: кокс металлургический, коксик и коксовая мелочь, брикеты, топливные нефтепродукты (топочный мазут, топливо печное бытовое и другие), сжиженный газ, газ нефтепереработки (сухой) и прочие продукты переработки топлива; горючие (топливные) вторичные энергетические ресурсы: горючие газы плавильных печей, горючие отходы процессов химической и термохимической переработки углеродистого и углеводородного сырья (метано-водородная фракция производства этилена; кубовые остатки и другие); сульфатные и сульфитные щелока целлюлозно-бумажной промышленности; отход гидролизного производства (лигнин); неиспользуемые (непригодные) для дальнейшей технологической переработки отходы кожевенного производства, используемые в качестве котельно-печного топлива.
Причем вторичные энергетические ресурсы вполне можно отнести к альтернативным источникам энергии. В широком смысле ТЭР называют не только вышеперечисленные источники энергии, но и собственно энергию: тепловую, электрическую. Именно такое понимание ТЭР и отношений, возникающих в связи с их использованием, легло в основу названия гл. 20 КоАП Республики Беларусь. Республика Беларусь не обладает достаточным количеством ТЭР для полного собственного обеспечения экономики и социальной сферы. Поэтому важная задача, которую приходится решать в настоящее время, — обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь.
ТЭР относятся к исчерпаемым, и, следовательно, их ценность ежегодно возрастает, что влечет необходимость их рационального использования, установления жестко регламентированного порядка пользования ими, усиления контроля за его соблюдением и увеличения ответственности за его нарушение.
В сравнении с КоАП 1984 г. ответственность за эти правонарушения ужесточена: увеличены штрафные санкции. Если раньше размеры штрафов были в пределах 1—2 базовых величин на физических лиц, то теперь — не менее 4 базовых величин. Единственная ч. I ст. 20.3 «Нарушение правил охраны электрических сетей» предусматривает предупреждение или штраф до двадцати базовых величин. Раньше было восемь статей, предусматривающих санкцию в виде предупреждения.
Родовым объектом данной группы правонарушений выступают установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать порядок использования ТЭР. Эти общественные отношения неоднородны. Они охватывают как непосредственное использование
ТЭР, в том числе его отдельных видов, например газа, так и отношения по использованию и эксплуатации средств их передачи (газопроводы, системы газоснабжения, теплосети, электро- и теплоустановки). Эти отношения связаны с использованием не только источников энергии, но и собственно энергии: тепловой, электрической, т. е. они понимаются широко.
В данной группе отношений отдельно выделяется группа, связанная с использованием такого вида ТЭР, как газ. Это не случайно. Газ является основным видом ТЭР в Республике Беларусь, наиболее часто используемым, в частности, в связи с тем, что легко преобразуется в энергию — тепловую и электрическую.
Родовой объект может быть разделен на следующие видовые:
общественные отношения, связанные с нерациональным использованием ТЭР; общественные отношения, связанные с эксплуатацией средств передачи ТЭР; общественные отношения, связанные с пользованием газом, тепловой и электрической энергией; иные общественные отношения в сфере использования ТЭР.
Однако не все отношения в области использования ТЭР в настоящее время получили правовую охрану. Так, к примеру, не установлена пока ответственность за неосуществление мер по использованию местных видов топлива.
Объективная сторона выражается в деяниях как в форме действий (ст. 20.4, 20.7, 20.9), так и в форме действий или бездействия (ст. 20.2, 20.3).
Субъектами анализируемых правонарушений могут быть физические лица и индивидуальные предприниматели. Субъективная сторона по общему правилу характеризуется виновным совершением противоправного деяния. В правонарушениях данной группы не определяется в качестве конструктивного признака форма вины, т. е. данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Все административные правонарушения против порядка пользования топливно-энергетическими ресурсами можно разделить на четыре группы:
нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.1—20.2); административные правонарушения, связанные с эксплуатацией средств передачи топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.3, 20.7—20.8, 20.11 —20.12); административные правонарушения, связанные с пользованием газом, тепловой и электрической энергией (ст. 20.4—20.5, 20.9—20.10); иные административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.6).
Нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов
Нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.1 КоАП)
Непосредственный объект данных правонарушений — установленные общественные отношения, позволяющие рационально использовать ТЭР. Объективная сторона по ч. 1 и ч. 2 рассматриваемой статьи выражается в деянии в форме действия. По первой части она выражается в альтернативных деяниях: сверхнормативное расходование ТЭР, обусловленное несоблюдением требований, установленных законодательством Республики Беларусь или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов; эксплуатация без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования; эксплуатация, ведущая к прямым потерям топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии; использование электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора; использование электрической энергии с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов; использование электрической энергии в иных целях, не обусловленных производственным процессом; сверхнормативное расходование электрической энергии для освещения.
Признаком объективной стороны может быть как одно из перечисленных деяний, так и несколько одновременно. Объективная сторона по ч. 3 ст. 20.1 выражается в деянии в форме действия при использовании неработающих приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии или систем регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, центральных тепловых пунктах, или в форме бездействия при отсутствии вышеназванных приборов учета, систем регулирования подачи тепловой энергии или непроведении расчетов по показаниям приборов учета. Субъект правонарушений — физическое лицо, индивидуальный предприниматель, по ч. 3 — только физическое лицо.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Ответственность по ч. 1 состоит в наложении штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от десяти до четырехсот базовых величин, по ч. 2 — от десяти до тридцати базовых величин на физическое лицо, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин, по ч. 3 — на юридическое лицо в размере от двадцати до ста базовых величин.
Нарушение правил, регламентирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.2 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие рационально использовать ТЭР.
Состав правонарушения формальный. Объективная сторона выражается в деянии в форме действия или бездействия — нарушение правил, нормы которых носят обязывающий характер. Квалифицирующим признаком выступает несоблюдение правил, регламентирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в особых условиях, связанных с совершением любых вышеперечисленных действий.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до четырехсот базовых величин.
Административные правонарушения, связанные с эксплуатацией средств передачи топливно-энергетических ресурсов
Нарушение правил охраны электрических сетей
(ст. 20.3 КоАП)
Непосредственным объектом данных правонарушений являются общественные отношения, позволяющие надлежащим образом обеспечить потребителей электрической энергией.
Предмет посягательства — электрические сети независимо от напряжения.
Объективная сторона по ч. 1 настоящей статьи выражается в совершении как действий, так и бездействия в виде невыполнения установленных правил охраны электрических сетей в зависимости от того, запретительные или обязывающие нормы нарушены.
Объективная сторона по ч. 2 настоящей статьи дополнительно в качестве квалифицирующего признака предусматривает необходимость наступления вредных материальных последствий в виде повреждения электросетей, перерыва в обеспечении потребителей электрической энергией либо причинения иного ущерба.
Таким образом, состав правонарушения, указанного в ч. 1, является формальным, а в ч. 2 — материальным.
Субъекты правонарушений — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность по ч. 1 влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин; по ч. 2 — наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Повреждение газопроводов (кроме магистральных) (ст. 20.7 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие надлежащее функционирование газопроводов (исключая магистральные).
Предмет — газопровод, кроме магистрального, и его оборудование. Газопроводы являются основной частью газораспределительной системы. Они делятся на виды: подземные, подводные, наземные и надземные газопроводы.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активного действия — производство работ, повлекших вредные последствия: повреждение предмета правонарушения. Повреждение — приведение в негодность, полная или частичная утрата принадлежащих предмету свойств, влекущая необходимость их восстановления в результате ремонта.
Состав данного правонарушения — материальный.
Субъект правонарушения — физическое лицо, производящее работы.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной или умышленной формой вины. Однако если аналогичные умышленные действия были связаны с причинением ущерба в значительном размере или совершены общеопасным способом либо повлекли причинение ущерба в крупном размере, то они могут быть квалифицированы как уголовное преступление в соответствии со ст. 218 УК Республики Беларусь.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.
Нарушение правил и норм безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте систем газоснабжения, магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов (ст. 20.8 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие надлежащим образом функционировать магистральным трубопроводам и системам газоснабжения. В качестве дополнительного объекта можно назвать общественные отношения по обеспечению безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов и систем газоснабжения в силу опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой по ним продукции.
Предмет — система газоснабжения, магистральный газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод. Объективная сторона выражается в деянии в форме действия или бездействия — нарушение существующих правил и норм безопасности. Данное деяние совершается при особых обстоятельствах, названных в статье и являющихся квалифицирующим признаком правонарушения: при строительстве, эксплуатации или ремонте систем газоснабжения, магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов.
Состав данного правонарушения формальный.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Нарушение правил эксплуатации тепловых сетей (ст. 20.11 КоАП) Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие надлежаще, в том числе безопасно, эксплуатировать тепловые сети. Предмет — тепловые сети — совокупность трубопроводов и устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии. Объективная сторона выражается в деяниях — в форме действия: прокладка и подключение трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами теплоснабжения; прокладка и подключение трубопроводов без допуска органов государственного энергетического надзора;
в форме бездействия: непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период;
в форме действия или бездействия: иные нарушения правил эксплуатации, которые закрепляются в таких правовых актах, как Правила технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденных постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N0 31.
Состав данного правонарушения может быть как материальный, так и формальный. Однако обязательное причинение ущерба не предусмотрено, хотя оно и возможно. Субъект правонарушения — физическое лицо или индивидуальный предприниматель. Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Нарушение правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок (ст. 20.12 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие надлежащим образом эксплуатировать теплоиспользующие и электрические установки.
Предмет — теплоиспользующие установки (комплекс трубопроводов и устройств, использующих тепловую энергию для отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологических нужд) или электроустановки (совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии).
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия или бездействия — нарушение установленных правил технической эксплуатации и правил техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и электроустановок.
Субъект правонарушения — физическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от тридцати до пятисот базовых величин.
Административные правонарушения, связанные с пользованием газом, тепловой и электрической энергией
Пуск газа на газоиспользующие установки без разрешения органов, осуществляющих надзор за использованием газа (ст. 20.4 КоАП). Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать правила пуска газа потребителям и его нормирования.
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия:
пуск газа на газоиспользующие установки без разрешения органов, осуществляющих надзор за использованием газа;
потребление газа на газоиспользующих установках без утвержденных в установленном порядке удельных норм расхода газа;
несоблюдение установленного режима и лимита потребления газа либо превышение установленных норм расхода газа.
Общие правила использования газа закреплены в Законе Республики Беларусь «О газоснабжении». Субъект правонарушения — физическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Эксплуатация газоиспользующей установки без ведения учета расхода газа (ст. 20.5 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие рационально и экономно использовать газ при эксплуатации газоиспользующей установки. Первоочередными мерами в этом направлении выступают: учет расхода газа, регулирование процессов его горения (с помощью специальных средств регулирования или на основании показаний приборов технического контроля), использование теплоутилизационного оборудования.
Объективная сторона правонарушения выражается в деянии в форме действия, но:
без ведения учета расхода газа, а фактически — без использования приборов учета газа или без фиксации его показаний;
без средств регулирования процессов горения газа или приборов теплотехнического контроля, предусмотренных проектом газоиспользующей установки; без теплоутилизационного оборудования, обеспечивающего рациональное и эффективное использование газа; с неисправными указанными средствами, приборами или оборудованием.
Субъект правонарушения — физическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Нарушение правил пользования газом в быту (ст. 20.9 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать установленный порядок пользования газом в быту.
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия или бездействия — самовольное использование газа в быту или иное нарушение правил пользования газом, не причинившие существенного вреда.
Состав данного правонарушения формальный. Однако не исключен и материальный или иной вред, который ограничивается размером существенного вреда и отграничивает в данном случае административное правонарушение от уголовного преступления по правилам п. 4. ст. 11 УК.
Субъект правонарушения — физическое лицо.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией (ст. 20.10 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие использование тепловой и электрической энергии согласно установленным правилам.
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия или бездействия, нарушающем установленные правила пользования тепловой и электрической энергией. Непосредственно в статье назван ряд альтернативных деяний: самовольное подключение приемников электрической или тепловой энергии; безучетное потребление электрической или тепловой энергии; повреждение расчетных приборов учета расхода электрической или тепловой энергии; нарушение схем подключения приборов учета расхода электрической или тепловой энергии;
самовольный забор сетевой воды из систем теплоснабжения. Объективную сторону может формировать и иное нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией. Указанные правила утверждены Приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30 апреля 1996 г. № 28 «Об утверждении и введении в действие правил пользования электрической и тепловой энергией и других нормативных документов» (в редакции постановления Минэнерго от 08.02.2008 г. № З).
Состав данного правонарушения материальный. Не все нарушения правил пользования тепловой и электрической энергией влекут ответственность, а только повлекшие материальный, рассчитываемый ущерб. К примеру, отсутствие персонала для обслуживания электроустановок или систем теплопотребления либо недопущение должностного лица энергоснабжающей или теплоснабжающей организации или иного компетентного органа к электроустановкам, системам теплопотребления потребителя или к приборам коммерческого учета не влечет административной ответственности, однако может влечь применение мер административного пресечения в виде ограничения или прекращения подачи электрической или тепловой энергии потребителям в соответствии с анализируемыми правилами. Субъект правонарушения — потребитель тепловой или электрической энергии, нарушивший установленные правила.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Ответственность состоит в наложении штрафа в пятикратном размере суммы причиненного ущерба.
Иные административные правонарушения
против порядка использования топливно-энергетических
ресурсов
Нарушение требований по подготовке к работе резервного топливного хозяйства (ст. 20.6 КоАП)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие бесперебойно снабжать газопотребляющие организации топливно-энергетически- ми ресурсами и обеспечивать их надлежащее функционирование.
Объективная сторона выражается в деянии — нарушение требований по подготовке к работе резервного топливного хозяйства.
Субъект правонарушения — лицо, ответственное за подготовку газопотребляющих организаций к работе резервного топливного хозяйства или к работе на установленных резервных видах топлива.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
55. Понятие, общая характеристика и виды правонарушений против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства.
Правовую основу строительной и архитектурной деятельности в Республике Беларусь составляет Закон «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности», согласно которому архитектурная деятельность — это профессиональная деятельность по созданию архитектурного проекта, организации, координации подготовки и разработке проектной документации на строительство, включая авторский надзор за строительством; градостроительная деятельность — деятельность по градостроительному планированию, размещению объектов строительства и застройке территорий, осуществляемая с учетом историко-культурных, природных, экологических и иных особенностей территорий; строительная деятельность (строительство) — деятельность по подготовке разрешительной и проектной документации на строительство, выполнению строительных работ, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт, снос зданий и сооружений, монтаж и демонтаж зданий и конструкций, а также сооружение сборных элементов на строительной площадке, за исключением деятельности, осуществляемой в военных целях.
В Республике Беларусь уделяется особое внимание строительству и архитектуре. В последние годы был принят обширный ряд нормативных правовых актов, направленных на увеличение темпов строительства, особенно в области жилищного строительства, снижения стоимости строительства жилья, строительства государственно значимых объектов — физкультурно-спортивных комплексов, лечебно-
профилактических учреждений, зданий правоохранительных органов и др. Специальным объектом контроля со стороны государства являются не только эти вопросы, но и обеспечение качества строительных работ, безопасности при их осуществлении, обязательного страхования строительных рисков.
Решение этих вопросов сопряжено с повышенной ответственностью в данной сфере. Так, административной ответственности посвящена гл. 21 КоАП Республики Беларусь. Родовым объектом данной группы правонарушений выступают общественные отношения в области установленного порядка осуществления архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства. Соответственно, родовой объект этой группы может быть разделен на 4 видовых, связанных с перечисленными различными видами деятельности в этой сфере. Однако в данном случае возможно пересечение составов. Поэтому более правильным следует признать деление родового объекта на видовые следующим образом:
общественные отношения, связанные с проектированием в строительстве, соблюдением архитектурных и градостроительных норм и получением разрешительной документации; общественные отношения, связанные с нарушением порядка осуществления строительства; общественные отношения, связанные с завышением стоимости в строительстве и порядком его финансирования; общественные отношения, связанные с нарушением порядка представления информации об авариях и расследований аварий в строительстве; общественные отношения, связанные с нарушением правил благоустройства и пользования жилыми помещениями.
Всего в этой группе выделяется 19 статей, хотя некоторые правонарушения в области архитектуры, строительства, а тем более благоустройства являются многообъектными и влекут наказание по иным статьям кодекса в связи с тем, что основной объект посягательства относится к иному родовому объекту (например, правонарушения в области экологии, транспорта, здоровья населения могут иметь место при осуществлении строительства или благоустройства).
Объективная сторона составов данной группы характеризуется различными видами деяний, среди которых могут встречаться как действия, так и бездействие в зависимости от конкретного вида правонарушения.
Некоторые составы являются материальными, например, ст. 21.12,ч. 2 ст. 21.16. Большинство же составов являются формальными. В некоторых случаях обязательно наступление вредных последствий, которые названы в норме ст. 21.7, 21.8, ч. 2 ст. 21.16.
Деяния в этой группе могут быть как простыми, так и сложными. Чаще всего предусмотрены альтернативные деяния. Деяния, предусмотренные ст. 21.12 (самовольное строительство) и ч. 1 ст. 21.16 (самовольное переоборудование или перепланировка жилых помещений), являются длящимися.
Для отдельных составов имеет значение место совершения правонарушения, например, ст. 21.15 (раскопки улиц, площадей, дворов и других общественных мест).
Субъектами анализируемых правонарушений могут быть как физические лица, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели. В некоторых случаях в качестве субъекта можно выделить специальный субъект — лицо, ответственное за выполнение возложенных на него правил (ст. 21.16, ч. 4 ст. 21.6 и др.), лицо, разрабатывающее строительный проект (ст. 21.1).
В некоторых нормах прямо назван специальный субъект — должностное лицо (ст. 21.5,21.9—21.11), председатель, члены приемочной комиссии (ст. 21.6), инженер (ст. 21.8), застройщик (инвестор, субинвестор) (ч. 3 ст. 21.6).
Субъективная сторона по общему правилу характеризуется виновным совершением противоправного деяния. В правонарушениях данной группы не определяется в качестве конструктивного признака форма вины. Это значит, данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Все административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства можно разделить на пять видов:
• административные правонарушения, связанные с проектированием в строительстве, соблюдением архитектурных
и градостроительных норм и получением разрешительной документации (ст. 21.1—21.3, 21.18);
административные правонарушения, связанные с нарушением порядка осуществления строительства (ст. 21.4—21.6, 21.11—21.12, 21.19);
административные правонарушения, связанные с завышением стоимости в строительстве и порядком его финансирования (ст. 21.7—21.8, 21.17); административные правонарушения против порядка представления информации об авариях и расследований аварий в строительстве (ст. 21.9—21.10); административные правонарушения против благоустройства и пользования жилыми помещениями (ст. 21.13—21.16).