Кодекс об административных правонарушениях (коап) как источник административно-деликтного права. Иные источники административно-деликтного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодекс об административных правонарушениях (коап) как источник административно-деликтного права. Иные источники административно-деликтного права.



Под источниками административно-деликтного права понима­ются нормативные правовые акты, в которых формулируются административно-деликтные нормы, устанавливается запрет под угрозой административной ответственности. Ими являются: зако­ны, декреты и указы Президента Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Все они являются специальными актами, так как регулируют не­посредственно административно-деликтные отношения. На пер­вом месте находится закон о введении в действие КоАП. Источ­никами являются и те законы, которые вносят изменения и до­полнения в КоАП. Например, Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 230-3 «О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» КоАП дополнен статьями 8.5, 12.9, 12.21 — 12.28 и др. Юридическая сила Закона проявляется в том, что указанные статьи дей­ствуют в его редакции.

Из декретов и указов Президента Республики Беларусь источ­никами административно-деликтного права являются те, которые регулируют охранительные отношения и действуют до включения их норм в КоАП. Таких актов было немало. Все их нормы, регу­лирующие административно-деликтные отношения, включены в КоАП, и теперь источниками административно-деликтного права являются не они, а КоАП. Например, Декрет Президента Респуб­лики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с инди­видуальных предпринимателей и иных физических лиц и о неко­торых мерах по регулированию предпринимательской деятельнос­ти», Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г., № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений».

Основным же источником административно-деликтного права является КоАП — административно-деликтный закон. В части 4 статьи 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Бе­ларусь» кодекс республики Беларусь определяется как кодифици­рованный нормативный правовой акт, являющийся законом, кото­рый обеспечивает полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях принят 21 апреля 2003 г.

КоАП определяет, какие деяния являются административны­ми правонарушениями, закрепляет основания и условия адми­нистративной ответственности, устанавливает административ­ные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а так­же к юридическим лицам, признанным виновными и подлежа­щим административной ответственности в соответствии с КоАП (ч. 1 ст. 1.1).

КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Бе­ларусь. Нормы других законодательных актов, предусматриваю­щее административную ответственность, включаются в КоАП (ч. 2 ст. 1.1).

Административно-деликтный закон не исключает того, что «опросы административно-деликтного права могут регулировать­ся иными нормативными правовыми актами. Однако таковыми могут быть только законодательные акты. К законодательным актам, кроме Конституции Республики Беларусь и законов, отно­сятся декреты и указы Президента Республики Беларусь. Существует примерно 45 подобных актов, среди них — 24 указа и 21 де­крет. Все их административно-деликтные нормы включены в КоАП. За Президентом Республики Беларусь сохраняется право и в будущем издавать рассматриваемые акты, но их администра­тивно-деликтные нормы должны включаться в КоАП в качестве соответствующей статьи, пункта статьи. Президент обладает правом вносить в них необходимые изменения. Включение административно-деликтных норм декретов и указов в КоАП осуще­ствляется путем издания Парламентом должного закона без ка­ких-либо их изменений. Такое положение не только не снижает уровня административно-деликтного Закона, но и подчеркивает его верховенство и исключительность в административно-деликтной сфере.

КоАП 1984 г. предусматривал возможность регулировать административно-деликтные отношения не только законодатель­ными актами, но и постановлениями Совета Министров (ст. 2), а по отдельным вопросам также и актами местных Советов депута­тов и исполнительных комитетов (ст. 5).

Ограничения, предусмотренные в КоАП в сфере регулирования административно-деликтных отношений исключительно законо­дательными актами, обусловлены в первую очередь значимостью этих отношений. Административная ответственность является штрафным видом ответственности и имеет абсолютный и универ­сальный характер. Поэтому только административно-деликтный закон должен определять принципы и условия административной ответственности, какие деяния являются административными правонарушениями, устанавливать административные взыскания, применяемые за их совершение.

Предыдущим КоАП было установлено (ч. 2 ст. 2), что законо­дательные акты и постановления Совета Министров об админист­ративных правонарушениях действовали до включения их норм в КоАП. Нынешний КоАП подобного не допускает. Нормы законов, декретов, указов, устанавливающие административно-деликтные отношения, самостоятельно, вне КоАП, не могут действовать. Их нормы применяются только после вхождения в КоАП в качестве отдельной статьи или ее пункта. На практике непосредственно в законе, вносящем изменения или дополнения в КоАП, определя­ется номер статьи КоАП или ее пункта. После вступления закона в действие ссылка должна делаться не на этот закон, а на статью КоАП. В декретах и указах Президента Республики Беларусь не­возможно определить номер статьи КоАП или ее пункт. Это дела­ется в законе, которым вносятся изменения и дополнения в КоАП в связи с изданием декрета или указа. Подобный порядок удлиня­ет срок вступления в действие норм декретов и указов Президен­та Республики Беларусь в качестве статьи КоАП, но соответству­ет положению части 2 статьи 1.1 его о том, что только он является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь.

Такая категоричность регламентации противоречит части 3 статьи 101 и части 3 статьи 137 Конституции. В этой связи нормы декретов и указов Президента, имеющие административно-деликтный характер, должны действовать до издания закона о включе­нии их в КоАП в качестве статьи или части статьи. Необходимо, чтобы закон вступал в действие на следующий день после дня подписания его Президентом. При этом на рассмотрение Нацио­нального собрания следует выносить не декрет, содержащий рас­сматриваемые нормы, как предусмотрено частью 3 статьи 101 Конституции, а уже проект закона. Подобный порядок значитель­но ускоряет превращение (приобретение статуса) административно-деликтных норм декретов в соответствующие статьи КоАП. Административно-деликтные нормы декретов и указов прекраща­ют свое действие со дня вступления указанного закона в действие.

Административно-деликтный закон — это основная юридичес­кая база для осуществления борьбы с административными право­нарушениями. В нем нашла закрепление политика государства в администрагивно-деликтной сфере, которая проявляется во всех направлениях административной ответственности, начиная с определения задач административно-деликтного закона, принци­пов и целей административной ответственности, пределов адми­нистративно-правовых запретов, установления субъектов ответ­ственности и кончая формированием системы административных взысканий, их размеров и т.д. Иначе говоря, политика государ­ства находит отражение в самой сути административно-деликтного закона.

Издание такого нормативного правового акта имеет большое профилактическое и предупредительное значение, оказывает отрезвляющее воздействие на поведение лиц, склонных к совер­шению не только административных правонарушений, но и пре­ступлений, помогает выработать доброжелательное отношение к нормам КоАП, регулирующим административно-деликтные от­ношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.005 с.)