ТОП 10:

Книга может быть полезна также учителям физкультуры.



УДК 613.72 ББК 75.0

© Вайнбаум Я.С., Коваль В. И., Родионова Т. А., 2002 ISBN 5-7695-1564-3 © Издательский центр «Академия», 2002

Предисловие

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образо­вательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся. «Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (ст. 12) перед образовательными и дошкольными учреждениями всех типов поставлены задачи сохранения, укрепления и улучшения здоровья учащихся и детей дошкольного возраста, формирования у них устойчивой потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Ведущая роль в реализации этих законодательных актов принадлежит препода­вателю физической культуры. Именно он наиболее компетентен в вопросах возрастной и спортивной физиологии, профилакти­ке болезней и коррекции функциональных нарушений у детей, именно он должен овладеть одним из самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья детей — методикой физичес­кого воспитания.

Поэтому гигиена физического воспитания и спорта как учеб­ная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специ­альное значение для студентов и специалистов в области физи­ческой культуры. Она занимает одно из главных мест в ряду других дисциплин учебного плана факультетов физической культуры пе­дагогических вузов, формируя общую и профессиональную культуру студентов — будущих педагогов, специалистов в области фи­зической культуры и спорта.

Знания по этой учебной дисциплине во многом помогают пре­дупредить заболевания, скорректировать функциональное состо­яние организма человека средствами физической культуры и спорта, повысить устойчивость организма к действию неблаго­приятных факторов внешней среды.

Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль меди­цинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач - сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья населения страны, формирования гармонического физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия взрослого населения.

Знание и соблюдение основных гигиенических принципов, требований и рекомендаций по организации занятий физической культурой и спортом значительно повышают их оздоровительную эффективность и обеспечивают возможность достижения спортсменами высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья.

В настоящем учебном пособии приведены основные теорети­ческие положения, отражающие современные научные взгляды и представления о различных факторах внешней среды и их воздей­ствии на здоровье людей, а также о влиянии занятий физической культурой и спортом на здоровье человека. Детально рассмотрены вопросы нормирования физических нагрузок для лиц разного пола и возраста при занятиях физической культурой и спортом, про­блемы гигиенического обеспечения физической культуры и заня­тий отдельными видами спорта. Эти вопросы представлены во вза­имосвязи с оздоровительным принципом и основными задачами физического воспитания.

Глава 1

ГИГИЕНА КАК ОТРАСЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ

Гигиена (от греч. hygieinos — здоровый) — одна из старейших об­ластей медицинских знаний, наука, цель которой — охрана здоровья и профилактика заболеваний человека. Это наука о сохранении, ук­реплении и повышении здоровья общества.

С этой целью необходимо изучать влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функцио­нальное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность. Английский ученый Э. А. Парксе считал, что «ос­новная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать разви­тие человека наиболее совершенным, упадок жизни — наименее быстрым и смерть — наиболее отдаленной».

Под внешней средой понимается сложный комплекс природ­ных, социальных, бытовых, производственных и других факто­ров, в которых протекает жизнь, труд и отдых человека на протя­жении всей его жизни.

Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превы­шающие по своему уровню и качеству приспособительные воз­можности организма человека, могут нарушить сформировавши­еся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию различ­ных функциональных отклонений или развитию патологических процессов в организме.

Резкие колебания метеорологических условий, значительное заг­рязнение воздуха, неблагоприятные бытовые и производственные условия, недоброкачественная вода, длительное физическое и пси­хическое перенапряжение, недостаточный или избыточный уро­вень двигательной активности, нерациональное питание — основные факторы, которые могут привести к кратковременному обра­тимому или стойкому нарушению состояния здоровья человека.

Один из ведущих методологических принципов гигиены — принцип единства организма и среды: организм и среда рассматривают­ся как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм — среда».

Именно на основе изучения особенностей влияния различных Факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила создания благо­приятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой.

Объектом гигиены выступают различные группы населения, у которых необходимо проводить профилактику различных заболе­ваний. Предметом гигиены как науки является изучение процесса взаимодействия организма с различными факторами внешней среды. В связи с этим гигиенические мероприятия носят вероят­ностный, преимущественно популяционный характер и удовлет­воряют запросы больших групп населения, а не отдельного че­ловека.

Они направлены на повышение устойчивости организма чело­века к возможным неблагоприятным влияниям окружающей сре­ды, улучшения состояния здоровья, физического развития, по­вышения работоспособности и продления активного долголетия. Для этого применяются следующие гигиенические методы: оптимизация условий и режимов труда и отдыха; рациональное питание; оптимизация двигательной активности; закаливание.

При решении частных гигиенических задач используются са­мые разные методы.

Методы изучения внешней среды и ее влияния на здоровье населения

Условно они делятся на две основные группы: методы, с по­мощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды, и методы, позволяющие оценить реакцию орга­низма на воздействие того или иного внешнего фактора.

Метод санитарного обследования или описания. На основании его результатов объективно оценивается санитарная ситуация, фор­мируется рабочая гипотеза о возможном влиянии гигиенических факторов на здоровье населения. Объектом наблюдения может быть санитарное состояние населенного пункта, спортивных сооруже­ний, дошкольных и школьных общеобразовательных учебных уч­реждений, источников водоснабжения и т.д. Обычно пользуются картами санитарного обследования, в которых перечисляются глав­ные вопросы, подлежащие выяснению. Однако санитарное опи­сание не позволяет получить количественную и качественную оценку факторов внешней среды. В связи с этим широко применя­ется комплекс физических, химических, бактериологических, радиологических, социологических, токсикологических, клини­ческих, физиологических, биохимических и санитарно-статистических, математико-статистических методов исследования.

Результаты исследований сопоставляются с соответствующи­ми гигиеническими нормами и правилами, и на основании этого дается гигиеническое заключение о санитарном состоянии изуча­емого объекта.

физические методы исследования позволяют оценить микро­климатические условия окружающей среды: уровень освещенно­сти, шума, температуры и влажности, направления и скорости движения воздуха и т.д.

Химические методы исследования необходимы для оценки хи­мического состава воздушной среды и почвы, качества воды, био­логической ценности продуктов питания и т.д.

Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных за­болеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оцен­ки действия различных химических веществ на организм человека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позволя­ют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды.

Социологические и санитарно-статистические методы иссле­дования дают возможность оценить количественные взаимодействия между факторами внешней среды и здоровьем и физическим развитием различных групп населения: рождаемость, забо­леваемость, продолжительность жизни, смертность и другие по­казатели.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или живот­ных, как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Гигиенические требования реализуются различными путями. Один из них — санитарное законодательство. Для контроля за его выполнением установлен предупредительный и текущий санитар­ный надзор за проектированием и строительством городов, по­селков, промышленных предприятий, спортивных сооружений, различных образовательных учреждений. В Российской Федерации предупредительный и текущий санитарный надзор поручен орга­нам санитарно-эпидемиологического надзора.

Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдель­ных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной ги­гиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физи­ческой культуры и спорта. Гигиена тесно связана с санитарией.

Санитария (от лат. sanitas — здоровье) — отрасль здравоохране­ния, содержание которой - разработка и проведение практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Гигиена физического воспитания и спорта

Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; орга­низации и содержания занятий физическими упражнениями; объ­ема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

На основе изучения влияния этих факторов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила. Они обеспечи­вают создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышения их оздоровительной эффек­тивности, общей и специальной (спортивной) работоспособно­сти, уровня спортивных результатов без ущерба здоровью зани­мающихся.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в про­филактике различных заболеваний, связанных с воздействием фак­торов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физи­ческими упражнениями, повышении оздоровительной эффектив­ности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физиче­ской культурой и спортом.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как на­уки является изучение процесса взаимодействия организма чело­века с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта со­стоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической куль­туры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического раз­вития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для это­го, относятся:

оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

рациональное питание;

оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физи­ческими упражнениями;

закаливание.

История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рас­сматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукреп­ляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).

В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я.Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены, физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в ко­торой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического разви­тия занимающихся.

Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII —XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспи­тания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая дея­тельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической ака­демии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем — доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П. Ф. Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьно­го возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отно­шении анатомии к физическому воспитанию».

П. Ф.Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о фи­зическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физио­логии и гигиены физических упражнений и спорта.

Ближайшим последователем Лесгафта был В. В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического вос­питания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших ин­ститутах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П.Ф.Лесгафта - А.Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном ин­ституте — В.Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми рек­торами этих институтов.

С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта руководил В. А. Волжинский. Именно его труды послу­жили научно-методической основой курса гигиены в институтах физичес­кой культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформу­лировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

В Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта научные иссле­дования в области гигиены физического воспитания и спорта проводи­лись также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л. И.Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигие­нической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Цент­ральном институте физической культуры.

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физи­ческого воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министер­ства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Аб­росимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомен­дации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровитель­ной целью.

В результате многолетних научных исследований в области ги­гиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение вли­яния условий внешней среды на здоровье занимающихся физи­ческой культурой и спортом и их оздоровление; разработка гиги­енических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повыше­ние работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигие­ны физического воспитания и спорта как раздела науки и учеб­ной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гиги­ена планирования, строительства и эксплуатации спортивных со­оружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в от­дельных видах спорта.

В последние годы получены ценные научные данные, позволя­ющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физичес­кой культурой и спортом с учетом возрастных, половых и про­фессиональных функциональных возможностей и индивидуаль­ных особенностей занимающихся, климатических и других внеш­них факторов.

Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здо­ровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровитель­ной направленности всей системы физического воспитания.

Реализация оздоровительного принципа физического воспита­ния возможна лишь при условии, что педагог по физической куль­туре, тренер по виду спорта будут знакомы с основными положе­ниями гигиены и усвоят, по выражению Ф. Ф. Эрисмана, «гигие­нический способ мышления».

Только зная о возможном неблагоприятном воздействии сни­женной или избыточной двигательной активности, недостаточ­ной или избыточной физической нагрузки, нерационального пи­тания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок, можно получить нужный резуль­тат от занятий физическими упражнениями.

Таким образом, студентам факультетов физической культуры и преподавателям физического воспитания, тренерам необходи­мы знания основ гигиены для правильной организации занятий физическими упражнениями, нормирования физических нагру­зок, организации и материально-технического обеспечения тре­нировочного процесса в отдельных видах спорта, питания зани­мающихся и т.д.

Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и тре­бований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физи­ческого развития, сохранения и укрепления здоровья занимаю­щихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.

Контрольные вопросы и задания

1. Как развивалась гигиена физического воспитания и спорта в Рос­сии?

2. В чем состоит вклад П.Ф.Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России?

3. Сформулируйте определение гигиены как науки.

4. Перечислите цели и задачи гигиены.

5. Что является предметом изучения гигиены как науки?

6. Перечислите основные методы гигиенических исследований.

7. Сформулируйте определение гигиены физического воспитания и спорта как науки.

8. Укажите основные цели и задачи гигиены физического воспитания и спорта?

Глава 2

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Современные научные представления о здоровье

Цель гигиены — здоровье человека. Однако четкого определения здоровья пока нет. Большинство специалистов согласны с форму­лировкой здоровья, данной экспертами Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, ду­шевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». По мнению ученого-медика П. В. Бунзена, здоровье — это такое психофизиологическое состояние челове­ка, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и такими функциональ­ными резервами организма человека, которые вполне достаточны для его эффективной биологической и социальной адаптации и со­хранения им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания.

В оценке здоровья выделяются два признака: социальный как мера трудоспособности, социальной активности, активного преобразующего деятельного отношения человека к миру;

личностный как здоровье сберегающая стратегия индивидуаль­ной жизни человека, степень господства его над собой и обстоя­тельствами жизни.

Кроме этого выделяются и такие признаки индивидуального здоровья, как:

оптимальная реакция организма на условия жизнедеятельно­сти на всех уровнях его организации;

динамическое равновесие организма в целом, его отдельных функциональных адаптивных систем с внешней средой;

способность человека полноценно выполнять основные соци­альные функции;

способность организма человека приспосабливаться, адапти­роваться к постоянно меняющимся условиям существования, под­держивать постоянство своей внутренней среды (гомеостаз), обес­печивать нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;

отсутствие болезней, болезненных состояний либо болезнен­ных изменений в организме, т.е. оптимальное функционирование организма без признаков заболеваний или каких-либо функцио­нальных нарушений;

полное нравственное, физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Один из важнейших показателей состояния здоровья — уровень функционального развития ведущих адаптивных систем организма человека. По мнению одного из крупнейших гигиенистов России А. Г. Сухарева, индивидуальное здоровье — сложный многомерный динамический процесс постоянного, активного, целесообразного приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье как отдельного человека, так и большой группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функ­циональным адаптивным изменениям, связанным с необходимос­тью приспосабливаться к социально-биологическим условиям, из­менениям функционального состояния ведущих адаптивных сис­тем организма, формируется устойчивость организма человека к действию неблагоприятных факторов среды. Одна из важнейших задач физической культуры состоит именно в том, чтобы помочь конкретному человеку выработать высокую устойчивость к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды.

Важнейшие элементы здоровья — высокий функциональный уровень ведущих адаптивных систем организма и социальная дее­способность. Наиболее информативный критерий обратимых ран­них изменений в состоянии индивидуального здоровья — функ­циональное состояние ведущих адаптивных систем организма и характер их возрастного развития. Существует несколько опреде­лений понятия «функциональное состояние». Под функциональным состоянием понимается состояние человека в целом с точки зрения эффективности его деятельности и задействованных в ней систем. Признаками нарушения функционального состояния организма служат: ухудшение самочувствия; снижение работоспособности и физической активности; качество сна (появление бессонницы); аппетит; повышенная раздражительность, эмоциональная неус­тойчивость; увеличение массы тела более чем на 10 кг от долж­ной; повышенная частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое — более 80 уд/мин; при переходе из положения лежа в положение стоя — более 100 уд/мин; метеочувствительность; появление одыш­ки при выполнении легких физических нагрузок; увеличение по­тливости без физических нагрузок; частые головные боли и голо­вокружение; чувство усталости после ночного сна.

Комплексное воздействие социальных, биологических, эколо­гических факторов при определенных условиях может приводить как к улучшению здоровья человека, так и к его ухудшению, осо­бенно у детей и подростков.

Именно анатомо-физиологические особенности этого возрас­та во многом определяют высокую чувствительность интенсивно растущего организма к комплексу неблагоприятных факторов ок­ружающей среды.

В связи с этим необходимы средства и методы оптимизации морфологического и функционального развития детей и подрост­ков, а также индивидуальной коррекции различных нарушений функционального состояния.

Состояние здоровья школьников и основные тенденции

его изменения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школь­ников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различ­ные функциональные отклонения, 35-40% - хронические забо­левания.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреж­дениях (государственных и негосударственных, городских и сель­ских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявля­ются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосуди­стой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут счи­таться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных уч­реждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нару­шений органов зрения, в три раза — патология органов пищева­рения, в пять раз — нарушение осанки, в четыре раза — нервно- психических расстройств.

У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в раз­витии опорно-двигательного аппарата; у 25 —30% — в сердечно­сосудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию сред­ней школы в 1987 г. составляло 20—25%, в 1994 г. — 10-15%.

Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем про­должает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности.

В первый год обучения часто появляются функциональные от­клонения в состоянии здоровья учащихся. Растет число детей 2-й группы здоровья (с 17,1 до 48,2%). При увеличении школьной нагрузки, переходе к новым условиям обучения во II классе повы­шается уровень заболеваемости (число дней, пропущенных по бо­лезни, на одного ребенка возрастает с 3,05 в I классе до 7,06 во II).

По мере привыкания к школьной жизни в IV классе здоровье детей несколько улучшается (уровень заболеваемости стабилизи­руется на уровне 3,67 дня на одного ребенка). При переходе к предметному обучению в 10 — 11 лет вновь учащаются отклонения в состоянии здоровья. Неадекватные эмоционально-стрессовые ре­акции, препубертатная перестройка организма приводят к срыву функциональных механизмов адаптации у 81,5% учащихся. Растет уровень заболеваемости (до 6,26 дня, пропущенных по болезни, на одного ребенка). Нарушения в состоянии здоровья в дальней­шем не только не компенсируются, а, напротив, усугубляются, достигая максимальных значений к VIII классу (7,08 дня на одно­го ребенка). В структуре заболеваний преобладает хроническая и рецидивирующая патология.

В структуре здоровья детей и подростков одно из первых мест занимают функциональные отклонения. В соответствии с классификацией Института гигиены детей и подростков (1978) дети с функциональными отклонениями относятся ко 2-й группе здоровья. В структуре функциональных отклонений на первом месте эндокринно-обменные расстройства; затем идут нарушения сер­дечно-сосудистой системы, в том числе нейроциркуляторная дистония; функциональные отклонения костно-мышечной системы; расстройства нервной системы и нарушения зрения.

С 1985 по 1997 г. на 2,5 — 4 кг снизился среднепопуляционный показатель массы тела подростков 15 лет, на 10 — 12% возросло число подростков с дефицитом массы тела и астеническим тело­сложением, на 0,5—1,5 см уменьшилась длина тела и на 4,5—8,5 см — окружность грудной клетки. Если в 1991 г. выраженный дефицит массы тела был отмечен у 12,4% юношей и 13,5% девушек этого возраста, то к концу 1997 г. у 18,8 и 19,7% соответственно. На 2,7—4,9 кг снизились и силовые возможности подростков (по по­казателям кистевой динамометрии).

Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассив­ного отдыха — причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости.

Вызывают тревогу «подростки, часто и длительно болеющие», в частности простудными заболеваниями: более 4—6 раз в год. У них отмечен низкий уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха, сквознякам и др.).

За последние десятилетия число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников возросло до 60% от общего числа учащихся общеоб­разовательных школ.

Наиболее часты у школьников морфофункциональные рас­стройства — 38—45%, хронические заболевания — 45 — 61%, на­рушения физического и психического развития, острая заболева­емость (преимущественно простудного характера). Общий уровень заболеваемости школьников (данные по обращаемости) состав­ляет от 3—4 тыс. случаев, в том числе частота простудных заболе­ваний — 780 — 950 на 1000 обследованных.

За последнее десятилетие существенно изменилась структура заболеваемости (табл. 1).

 

Таблица 1







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.016 с.)