Возникновение философии. Основные этапы ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение философии. Основные этапы ее развития.



Сущность мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

Философия так же ставит и решает мировоззренческие вопросы: В чем смысл жизни? Каков мир по отношении ко мне: добр или зол; справедлив или нет? Что такое истина? Можно ли доверять нашим знаниям? И т. п. Являясь мировоззрением, философия рассматривает мир в его целостности и в его значении для человека, в его связи с человеком. Следовательно, она так же познает мир сквозь призму человеческих ценностей: добра, справедливости, красоты, смысла. (ФИЛОСофия говорит не о законах, а о СМЫСЛАХ, не о первой природе, а о второй – о культуре.) В чем принципиальное отличие философского мировоззрения от мировоззрения обычного человека? Мировоззрение обычного человека не продумано, не системно, часто противоречиво. Отличительная особенность философского мировоззрения в том, что оно представляет собой теоретическое знание. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – доказанное, обоснованное, непротиворечивое, системное. Понятия в теоретическом знании должны быть точно определены и согласованы друг с другом, так что складывается система понятий. Можно сказать, что существует особая система ввода понятий, в то время как в обыденном знании люди используют понятия, не определяя их, вкладывая порой прямо противоположный смысл в одни и те же слова. Философия не признает опоры на авторитет, стремясь к свободному и критичному размышлению. Чье мировоззрение выражает философ? Свое личное, но при этом претендует на то, что выражает общечеловеческое, то, что содержит безусловную истину и подходит всем. На самом деле философ выражает мировоззрение более или менее многочисленных групп людей. Это могут быть не современники, а потомки – таких случаев в истории философии много, например, датский философ С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Особенностью философского знания (или философии) является то, что это знание не о каких-то частных явлениях, конкретных областях человеческого или природного мира. Еще Сократ отмечал, что знание конкретных вещей или видов деятельности (как печь пироги или тачать сапоги) не означает мудрости. Истинное (философское) знание касается целого, а не частностей, оно универсально, говорит о мире и природном, и человеческом, обнаруживает вечное, абсолютное, универсальное. Такое знание нужно каждому, а не только ремесленнику, или домовладельцу, или виноградарю. Яркий пример такого универсального знания – афоризм Гераклита Эфесского: «Все течет, все меняется; нельзя войти дважды в одну и ту же реку».

 

Основной вопрос философии: его смысл и значение.

За время существования философии (2,5 тысячи лет) в ней сложилось великое множество философских систем, теорий. Для того, чтобы систематизировать все это знание, упорядочить его, имеет смысл выделить основные философские направления. Для этого мы выявляем наиболее общие, абстрактные категории (понятия) и ставим фундаментальные вопросы о мире и познании. Эти наиболее общие категории – «материя» и «сознание» и вопрос (проблема): «Об отношении мышления к бытию, духа к природе». Почему этот вопрос называется основным? От ответа на него зависит решение других, более конкретных философских проблем. Этот вопрос имеет две стороны или распадается на два вопроса: 1) Что первично (является первоосновой, первоначалом мира – материя, природа или сознание, дух, идея, разум? И - 2) Познаваем ли мир?В зависимости от решения первой стороны выделяются два принципиально разных направления: материализм и идеализм.

Возникновение философии. Основные этапы ее развития.

Народы, у которых появилась философия – это древние греки, индусы и китайцы. Примечательно, что народы эти не были связаны между собой, однако философия складывается у них примерно в одно время. В своих попытках понять мир как целое в его первоистоках древние греки формулируют понятие Логос – некий закон, управляющий миром, разум и слово (понятие многозначно). Китайцы приходят к идее Дао – вселенского закона, в соответствии с которым живет Вселенная и которой должен также следовать и человек. Аналогичное понятие у индийцев: Брахман – единое первоначало, настоящая нематериальная основа мира, проявляющаяся и в душе человека (Атмане).Древнегреческая философия складывается на рубеже VII и VI вв. до н. э., но некоторые историки философии называют только VI или VI-V вв. до н. э. С этим можно согласиться, ведь первые философские школы появляются только в VI в. до н. э. Однако первым философом стал Фалес, заложивший основы одной из первых философских школ – Милетской (в г. Милет). А время жизни Фалеса – это конец VII и VI вв. до н. э. Древние греки заложили основы европейской философии, индусы и китайцы – восточной. В этом сразу проявляется специфика философского знания – оно может быть различно по своим принципам, познавательным методам и результатам в зависимости от приоритетов, ценностей той или иной культуры (народа, нации). Этого не наблюдается как правило в области конкретных, особенно естественных наук.

Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан. Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле. Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании. Философия зародилась в очагах цивилизации: Древней Индии;Древнем Китае;Древней Греции; Древнем Риме. Родоначальниками философии принято считать: Лао-цзы (Китай);Кун-цзы (Китай);Шакьямуни (Индия);Заратустра (Персия);Иеремия (Палестина);Аввакум (Палестина);Даниил (Палестина);Фалес (Древняя Греция);Анаксимен (Древняя Греция);Анаксимандр (Древняя Греция). Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления. Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования. Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое. Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир. В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека. Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель. С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития. Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости. Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания. Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.167.52.238 (0.02 с.)