Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия и наука: сходство и отличие.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Казалось бы, обосновывая мировоззренческий характер философии, мы исчерпали вопрос о предмете философии. Но это не так! Взаимосвязи философии и науки гораздо многообразнее, а предмет философии менялся на протяжении столетий, так что нам никак нельзя обойти вопрос о философии как науке и о философии и науке. Итак, философия и наука: сходство и отличие. Определение философии как науки восходит к Аристотелю (IV в. до н. э.), ученику Платона. Философия, - по мнению Аристотеля, - это первая наука, которая ставит вопрос о истинно сущем, о первоначалах, первопринципах мира. Философия отличается от других наук своим умозрительным, абстрактным характером. Истины философии не могут быть проверены опытом, они предваряют всякий опыт. Действительно, можно ли опытно проверить идеи о том, развивается ли мир или остается тем же самым, что является основой мира, закономерен он, системен или хаотичен, есть ли начало у Вселенной, начало времени, границы пространства, есть ли Бог и т.п.? Очевидно, нельзя. Но в нашем познании мира мы исходим из того или иного ответа на эти вопросы, чтобы познавать мир в его конкретике. Мало того. Известно выражение: «Философия – мать всех наук». Это выражает ту безусловную истину, что именно философия была первой попыткой рационального постижения мира, пришедшего на смену мифологическому описанию через образы и сказания. Рационального (от лат.»ratio» - разум), то есть основанного на рассуждении, доказательстве, логике. Конечно, философия не была первой формой знания. В древних культурах, например, в египетской (да и в греческой - до появления философии) существовали многообразные и глубокие знания из области медицины, сельского хозяйства, строительства и др., но это были эмпирические, т. е. опытные знания. Они шли от практики жизни и для осуществления практических целей (так, крестьяне прекрасно знают, как выращивать овощные культуры, основываясь на собственном опыте). При этом не создавалось теорий, доказательств и обоснований этого опыта. Иными словами – не существовало теоретического знания. Именно философия стала первой формой теоретического знания, и теории первых философов касались самых разных областей мира и деятельности. Классические примеры: теория философа Демокрита о атомистическом строении вещества, философа Пифагора о сторонах треугольника, а также о музыке и астрономии, Аристотеля – о 3-х законах формальной логики и теория о душе. Философы формулировали и обосновывали свои теории, касающиеся астрономии, географии, религии, управления государством, занимались и техническими изобретениями. Это было естественно, т. к. наук как таковых еще не было, шел процесс их формирования в рамках единой дисциплины – философии. Многих философов того времени мы определенно можем назвать учеными-естествоиспытателями (Фалеса, напрмер), хотя они не были, как все глубокие мыслители, чужды собственно философских (мировоззренческих) проблем. К таким философам относятся прежде всего представители первых натурфилософских школ (Милетской, Пифагорейской, элейской и др.). Постепенный отход философии от научной проблематики стал возможен с формированием науки современного типа, имеющей как теоретический, так и экспериментальный уровни. Этот процесс можно датировать 16-17 вв. Однако и после этого, вплоть до 19 в. теоретические разработки сохраняли название натурфилософии (например, Ньютон озаглавил свою работу «Натурфилософские начала небесной механики»). С дальнейшим развитием наука перестала нуждаться в философии как своем теоретическом обосновании, формируя свою собственную теорию. Небезынтересно заметить, что в советский период (после революции 1917 г. и до перестройки) в нашей стране философия всегда определялась как наука. Определение гласило: Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (познания). Это законы диалектики. Это было связано с идеологическими причинами. В качестве науки философия подтверждала и делала обоснованными теории о классовой борьбе, построении идеального (коммунистического) общества, роли коммунистической партии и воспитании «нового» высоконравственного человека. Но философия не могла исчезнуть, на ее долю остались мировоззренческие проблемы. Итак, сформулируем конкретно те отличия философии от науки, которые демонстрируют ее ценностный, мировоззренческий характер. 1) Наука рассматривает какую-то часть, область мира (природного или социального). А философия изучает мир как целое в его связи с человеком, отношение человека к миру. 2) Наука стремится к объективному знанию о мире, каков он сам по себе, независимо от человека. А философия рассматривает мир с чисто человеческой точки зрения, исходя из ценностей, интересов человека. 3) В науке появляются новые области исследования, новые проблемы, складываются и новые науки. А в философии существуют так называемые «вечные проблемы», о которых люди думали, начиная с древних времен и думают до сих пор. Это, например, вопросы о смысле жизни, о целях исторического процесса, о существовании Бога и судьбы, о том, что такое человек. (Означает ли это, что на подобные вопросы философы не могли дать ответ? Почему они ставятся вновь и вновь? – ответьте сами). 4) В науках в каждую эпоху или определенный период времени складывается единая парадигма (в физике, например, или в биологии). Парадигма – это совокупность всеми разделяемых мировоззренческих принципов, общих понятий, применяемых в сообществе ученых технических средств и методов. (К примеру, существовала единая парадигма в физике во времена Ньютона: понятие об абсолютном времени и пространстве; методы, которые использовали ученые-физики. Затем эта парадигма сменилась иной – после открытий и создания теории относительности Эйнштейна, которая опять-таки получила признание большинства ученых). А в философии могут сосуществовать прямо противоположные мировоззренческие системы, которые не могут опровергнуть друг друга. (Например, материализм и идеализм, религиозная и атеистическая системы, рационализм и иррационализм и т. п.) Почему? Потому что в основе философской системы лежит некий набор ценностей, а как доказать, что одни ценности предпочтительнее других? Понятие «истина» - «ложь» не применимы к ценностям, их значимость не подлежит экспериментальной проверке. А жизненный опыт людей может подтверждать самые разные идеи из-за многообразия ситуаций и характеров. 5) В науке важен результат, который выражен в законах, принципах, константах (формулах). А в философии сам по себе конечный результат (например, вывод: «Бог существует» или «Мир до конца не познаваем»; «Человек в сущности – духовное (или – социальное) существо») не представляет особого интереса. Принципиально важно уяснить логику, ход мысли философа, какие ценности и как он обосновывает. Поэтому невозможно понимать и знать философию, не изучив историю философии, а понимать физику, не изучая особо ее истории, вполне возможно. 6) Наука изучает материальный мир, т. е. мир вещей и процессов, который может быть опытно проверен. А философия изучает духовный мир, мир человека, его ценностей и оценок. Философы пытаются определить, что понимают люди под понятиями свободы или справедливости, смысла или истины, добра и зла, прекрасного и безобразного и т. п. Отсюда следует, что: 7) Наука изучает мир существующих в реальности жизни явлений и процессов (социальных в том числе), а философия говорит о должном, об идеале. Например, философ пытается определить, что такое любовь в ее истинном значении, значит, в совершенной форме. Или – что такое человек? Не эмпирический, реально ныне живущий студент или бизнесмен с его слабостями и недостатками (о них нам может поведать социология или психология), а человек в его сущности, каким он может и должен быть. Подводя итог сравнению философии и науки, можно уверенно констатировать, что философия значительно отличается от науки, это гораздо более отвлеченное и в то же время истинно человеческое постижение мира. Великий немецкий философ 18 в. Иммануил Кант писал, что философия призвана ответить на 3 вопроса: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? И все эти вопросы можно свести к одному: Что такое человек?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.01 с.) |