Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория Платона о «мире идей».

Поиск

Платон создал целую теорию о мире идей, которая дала возможность объяснить многие непонятные вещи, касающиеся человеческого познания и деятельности вообще. Суть теории: наряду с миром земным существует иной, идеальный мир, невидимый людям. Жизнь людей на Земле можно уподобить жизни в пещере. На Земле есть единичные, несовершенные, тленные вещи, а в мире идей – идеи.Высшая идея – Добро. Идеи вечны, совершенны, неизменны, они существуют в ином мире, недоступном человеку при жизни. Человек узнает эти идеи, когда душа его после смерти отправляется в мир идей. Платон верил в переселение душ – метемпсихоз. Мы здесь на Земле вспоминаем виденное в мире идей – отсюда наши представления о добре, красоте, справедливости. И все наши знания – это воспоминание. Теория Платона объясняет многое:

1) Происхождение общих понятий

2) Наличие абсолютных ценностей,а ведь в человеческом мире нет ничего абсолютного, совершенного

3) Различия между людьми в нравственных качествах, способностях. По Платону, они связаны с тем, что иные души больше видели, восприняли в мире идей. Поэтому здесь, на Земле они стремятся жить в соответствии с воспринятыми из мира идей идеалами добра, красоты, истины.

4) Способность к творчеству и стремление к совершенству. Ведь если наше сознание – это отражение существующего мира,то откуда же взяться чему-то невиданному, что порой создает человек? Он видел идеи новых вещей там, в мире идей, и старается, вспоминая, воспроизвести их в земном бытии.

15 Метафизика как метод познания и понимания мира. Метафизика – метод познания мира и мышления, противоположный диалектике. Метафизики воспринимают мир как статичный, неизменный, развитие понимается как простое увеличение или уменьшение, а не появление принципиально нового. В познании не признают взаимосвязи, взаимоперехода противоположных понятий, противоречивости, незаконченности самого процесса познания; необходимости, жизненности противоречий в мире и отражения их в познании. Противоречие – признак заблуждения, по мнению метафизиков. Формальная логика, в которой утверждается недопустимость противоречий в суждениях – пример метафизического подхода. Метафизики преувеличивают момент стабильности, постоянства в мире. Метафизический материализм не мог объяснить происхождения сознания из материи, считая его материальным. Они также не видели принципиального отличия биологического от социального, например, считали сознание биологическим свойством человека. Примитивность метафизического материализма была связана с уровнем развития науки того времени, на котором строилась эта философия. В науке была развита механика и математика, вот они и переносили принципы механики на объяснение всего мира и даже психики человека.

16 Диалектика как метод познания и теория развития. Диалектика-это прежде всего метод мышления, при котором выявляются неизбежные противоречия в суждениях и через их преодоление приходят к истине. Основателем можно считать Сократа, у него диалектика – это искусство спора,в котором выясняется истина. Продолжал развивать диалектику Платон, который показывал, как в наших рассуждениях противоположные понятия взаимосвязаны.О диалектике применительно к пониманию природы, мира определенно говорил Гераклит. Известно его высказывание о вечно меняющемся мире («Нельзя войти дважды в одну и ту же реку,,,»). Он указывал, что и в обществе раздор – отец всего, из-за разницы интересов, наличия противоречий, появляется новое. Но диалектика впоследствии разрабатывалась преимущественно идеалистами, которые исследовали проблемы сознания и познания.Великий создатель диалектической системы Гегель доказывал, что развивается Абсолютная Идея, общество и человеческое мышление, познание, но не природа. Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс применили принципы диалектики к природе, обществу и мышлению, назвав их универсальными законами развития мира. Диалектика стала трактоваться как теория развития материи, природы в первую очередь, а затем уже и мышления, познания, общества. Развитие по этой теории – результат взаимосвязи всех явлений и процессов в мире, а самое главное – наличия противоположных сторон в любом объекте, системе. Развитие объекта зависит от внутренних причин и в результате «борьбы противоположностей» появляется нечто принципиально новое.

17 Сущность, обоснование материализма, его исторические типы. Материализм – философское направление, которое утверждает, что первоосновой мира является материя, природа, а сознание вторично. Основателем материализма считается философ Демокрит. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших невидимых неделимых частиц – атомов. Атомы лишены цвета, вкуса, запаха, они отличаются друг от друга формой и фигурой. Такое понимание материи держалось в науке до тех пор,когда выяснилось, что атом делим. Современное определение материи гласит: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». По сути теоретического обоснования материализма не существует. Как писал В.И. Ленин: «Материализм сознательно кладет в основу своей философии обыденный опыт простых людей, не побывавших на выучке у философов-идеалистов». Иными словами, материализм строится на доверии к показаниям органов чувств. Он отрицает бессмертие души, существование Бога,их невозможно воспринять чувственно:увидеть, услышать, осязать. Как писал русский мыслитель, культуролог К. Леонтьев: «Главной характеристикой материализма является тот факт, что он «очень прост», ибо это система, но самая простая, так как ничто не может быть проще и грубее…как сказать, что все – вещество и что нет ни Бога, ни духа, ни бессмертия души, ибо мы этого не видим и не трогаем руками».

18 Отличие диалектического материализма от метафизического. Метафизический материализм не мог объяснить происхождения сознания из материи, считая его материальным. Они также не видели принципиального отличия биологического от социального, например, считали сознание биологическим свойством человека. Примитивность метафизического материализма была связана с уровнем развития науки того времени, на котором строилась эта философия. В науке была развита механика и математика, вот они и переносили принципы механики на объяснение всего мира и даже психики человека. Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс применили принципы диалектики к природе, обществу и мышлению, назвав их универсальными законами развития мира. Диалектика стала трактоваться как теория развития материи, природы в первую очередь, а затем уже и мышления, познания, общества. Развитие по этой теории – результат взаимосвязи всех явлений и процессов в мире, а самое главное – наличия противоположных сторон в любом объекте, системе. Развитие объекта зависит от внутренних причин и в результате «борьбы противоположностей» появляется нечто принципиально новое.

20 Понятие идеального и материального. Идеа́льное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики. Материальное - всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда являетсяматериальным для другого и наоборот.

21 Сущность, обоснование скептицизма. Скептицизм философское направление, которое подвергает сомнению возможность познания объективной действительности. Родоначальником полного и крайнего скептицизма былПиррон.Он доказывал, что мы не можем знать сущность вещей, они противоречивы. Следует воздерживаться от каких бы то ни было суждений. В результате человек достигает состояния невозмутимости, спокойствия, безмятежности. В последующее развитие скептицизма внесли вклад Энесидем и Секст Эмпирик. Энесидем изложил «10 способов», доказывающих сомнительность наших знаний. 4 способ показывают, что представления о предметах зависят от различий в познающих субъектах. В зависимости от расстояния и положения предметы кажутся маленькими или большими.Скептицизм способствует критическому отношению к современным и прошлым знаниям, что необходимо в науке.

22 Сущность агностицизма. И. Кант о границах познания мира. Агностицизм (от греч. «гносис» - знание, «а» - не; «не доступный познанию») – философское направление, отрицающее принципиальную возможность объективного познания мира. К агностикам традиционно относили выдающегося немецкого философа Иммануила Канта, но это не вполне правильно. Кант не отрицал научного познания вообще, будучи сам первоначально физиком и астрономом и сделав открытия в этих науках. И. Кант доказывал, что у нашего познания есть границы, т. е. не все мы в принципе можем познать. Мы познаем только мир материальный, который можно подвергнуть экспериментальной проверке, но мы не можем понять мир сущностный.Разум человека запутывается в противоречиях, когда хочет понять сущность мира как целого, существование Бога и бессмертие души. Непознаваемую сущность Кант назвал «вещь-в-себе» в отличие от «вещи-для-нас» - мира наших представлений. Подвергнув глубокому анализу познавательные способности человека, И. Кант пришел к выводу, что мы воспринимаем мир в соответствии с тем, как устроены наши органы чувств и наше мышление.Мы воспринимаем мир трехмерным, время – как длительность, от прошлого к будущему, применяем категории причины и следствия, количества и качества.Но разве можно быть уверенным, что мир трехмерен, что все в природе совершается по принципу: причина – следствие, что все наши понятия, которые мы применяем к познанию мира, соответствуют этому миру, а не отражают особенности человеческого восприятия. Очевидно, что Кант рассуждал, как субъективный идеалист.

23 Теория гносеологического оптимизма – сущность, обоснование. Гносеологический оптимизм – оптимизм по поводу познания мира. Философское направление, которое признает возможность адекватного, объективного познания окружающей действительности. Гносеологическими оптимистами могут быть как материалисты, так и идеалисты. Но отличаются доводы, логика обоснования своей позиции. Идеалист Г. Гегель доказывал, что в основе мира лежит Абсолютная Идея, способная к саморазвитию. В своем развитии Абсолютная Идея породила природу, затем породила общество и человека, наделенного разумом и способностью к познанию. Человеческое мышление и познание развивается по законам Абс. Идеи, оно также есть проявление Духа, способное к саморазвитию. Значит, природа создана по тем же законам, по той же диалектической логике, которая присуща Абс. Идее и человеческому мышлению. Между законами, заложенными в природе, и законами, по которым работают мышление, сознание, нет противоречия. И познать природный и социальный мир вполне возможно, хотя это бесконечный противоречивый процесс. По сути та же логика у дилектических материалистов, только за первоначало берется материя (природа), которая, саморазвиваясь, породила мыслящего человека и общество. Законы, по которым развивается природа, соответствуют законам, по которым действует мышление и познание. Нет пропасти между человеком и познаваемым им миром, который усматривал Иммануил Кант. Значит, мир познаваем. 24 Рационализм о мире, познании, человеке (нравственности), обществе. Рационализм (от лат. «ratio» – «разум») _- философское направление, согласно которому разум является основой бытия или мира (онтологический рационализм), познания (гносеологический рационализм), морали (этический рационализм). Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму. По поводу мира (онтологический рационализм) это может означать признание того факта, что мир создан по замыслу, в соответствии с Высшим Разумом (Богом). Поэтому он системен, упорядочен, целесообразен. Но возможно и не признавать разумного Творца, однако считать, что мир – это система, элементы которой постоянны, устойчивы, взаимосвязаны. Эта система поддается оценке, влиянию и контролю. Гносеологический рационализм: если мы признаем, что мир целесообразно устроен, упорядочен, то и познавать его надо прежде всего с помощью нашего разума - на основе логики, абстрагирования, проникновения мыслью в суть явлений. Не чувственный опыт, тем более, не озарение, откровение, интуиция, а интеллектуальная деятельность обеспечивает истинное познание мира. Наиболее достоверен теоретический уровень познания, а не опытный или чувственный. Мир упорядочен и системен, значит, можно выявить законы – необходимые, повторяющиеся связи между явлениями.

25 Иррационализм в философии. Иррационализм противоположен рационализму. Он не признает разума основой бытия, познания, морали. В онтологии – учение иррационализма доказывает, что в мире нет устойчивых элементов и связей между ними. Всё в мире является уникальным, единичным, неповторимым и случайным. Такую систему нельзя просчитать, она не поддается управлению, контролю, воспроизведению. В гносеологии – иррационализм это учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики, понятийного мышления, значит, и науки. Мир можно познавать через Откровение, озарение, мистическую интуицию, любовь или эмпатию (постижение эмоциональных состояний другого человека через сопереживание). В большинстве этих методов конечной целью является слияние человеческого «Я» с Абсолютом (Богом, сущностью Мира, Вселенной, Мировой Душой). Полученное знание невыразимо в словах и понятиях, уникально. Оно соединено с чувствами человека, «переживается» как личный духовный опыт, это мистическое знание. На такое знание можно намекнуть с помощью символов. В трактовке человека и этики иррационалисты исходят из того, что не разум, а чувства, страсти являются настоящими двигателями человека, определяющими его поступки и мысли. Именно в чувствах проявляются ценности человека, а значит его мотивы и стремления. Никакие доводы разума, соображения целесообразности не повлияют на человека, если его ценности, желания идут вразрез с этими доводами. Основатель иррационализма – Артур Шопенгауэр.

26 Категория бытия, ее происхождение и смысл. Основные концепции бытия. Понятие «Бытие» в философии изначально имело иное значение и смысл, чем в нашей обыденной речи. Для Парменида, первого, кто ввел это понятие, оно означало не «существование», а то, что гарантирует существование, основу мира.Бытие – это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит. Оно не возникает и не исчезает,оно неделимо - либо есть целиком, либо его нет. Бытия не может быть больше или меньше, оно целокупно. Оно не развивается, поскольку самодостаточно. Для Парменида бытие – это мысль, но не человеческая, а космическая. Бытие вечно, неподвижно, т. е. ограничено в пространстве. Чувства дают нам картину изменчивого и множественного мира, а на самом деле бытие едино и неподвижно. Если мы понимаем бытие как то, что является первоосновой, гарантирует существование мира, то это превращается в основной вопрос философии – о том, что является первоначалом, субстанцией (т. е. вечно, несотворимо и неуничтожимо). В теории Платона истинным бытием является мир идей, благодаря которому существует земной несовершенный мир. Затем, в средневековой европейской философии истинное бытие, дающее возможность существованию мира и людей – это Бог. В Новое время, начиная с Декарта, закладываются основы субъективно-идеалистического понимания; единственная реальность, о которой можно уверенно говорить – это мое сознание. В противоположность этому создает свою грандиозную систему Гегель, утверждая тождество бытия и мышления, превращая Абсолютную Идею в истинное бытие и основу мира. В материализме начиная с Демокрита подлинной основой, истинным бытием мира называются атомы, неделимые, обладающие массой и инерцией. Затем именно материя, трактуемая как вещество или природа, объективная реальность, наделяется характеристиками бытия – вечностью, субстанциальностью.Понятие «бытие» становится синонимом понятия «существование». Бытие это существование материи, объективной реальности, всего окружающего мира.

27 Материалистическая теория происхождения и сущности сознания. Ленинская теория отражения. Сознание – одно из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает способность идеального воспроизведения действительности. Что такое идеальное? Это нематериальное, т. е. не доступное органам чувств. В материализме сознание традиционно определяется как субъективная реальность – то, что принадлежит (или существует внутри) человека. Идеальное и субъективное – человеческая мысль, эмоция, чувство (любви, радости, боли, гнева и т.п.), его нельзя увидеть, услышать, почувствовать, если не материализовать (в звуке, слове, жесте, мимике).Трудности определения сознания связаны с принципиальной ненаблюдаемостью его механизмов, потому природа сознания, его основы, происхождение, причины представляются таинственными, трудно поддаются научному исследованию. Наука имеет дело с материальным миром, а сознание идеально. Важнейшие свойства сознания. 1) его идеальность. 2) Целеполагание – это способность предварительно, мысленно совершить некое действие и предусмотреть его последствия. 3) Интенциональность – направленность на предмет. Сознание всегда есть сознание чего-либо. 4) Рефлексивность – направленность на себя самое. Сознание – не только отражение внешнего мира, но и осознание себя, своих мыслей и чувств. В сознании складываются не только образы предметов,явлений, действий, но и образы этих образов. Иными словами, человек не только обдумывает нечто, или чувствует, но может анализировать свои мысли, чувства, мотивы поступков. 5) Творчество – сознание создает новые, доселе не существовавшие понятия, модели деятельности, идеи. Благодаря этому появляются новые знания, изменяется предметный мир, который создается людьми, обществом. В материализме сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не-Я», как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира. Сознание – идеальное в противоположность материальному, но в единстве с ним.В более узком смысле под сознанием имеется в виду высшая форма психического отражения, свойственная общественно-развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Новая философская энциклопедия: «СОЗНАНИЕ – это состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях» Мысль, сознание реальны, но это субъективная реальность. Ее нельзя свести к деятельности мозга: вещество мозга не краснеет при восприятии красного цвета. Осознаваемый образ не сводится ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу. Образ субъективен.Первое – образ принадлежит субъекту, следовательно, отражает жизненный опыт, установки, ценности субъекта.Второе – образ искажает свойства объекта, отражает их с большей или меньшей степенью приближения к действительности. В.И. Ленин выдвинул теорию отражения, в которой попытался решить проблему. По этой теории, хотя в неживой природе и нет способности ощущать и тем более мыслить, но есть свойство отражения. ОТРАЖЕНИЕ – это сквозное свойство материи, присущее всем ее уровням. Природа, с точки зрения диалектического материализма, способна к саморазвитию. Развитие материи проявляется в развитии форм отражения. Это генетическая предпосылка возникновения сознания. Основные формы отражения соответствуют основным формам движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная). Этапы отражения: А) Отражение в неживой природе – это способность материального тела сохранять в своей структуре следы воздействия других тел: так, в песке сохраняется отпечаток формы камня.В живой природе отражение активно, т. е. живое реагирует избирательно на объекты, окружающую среду. Б) Раздражимость – способность структурно и функционально реагировать на воздействие внешней и внутренней среды. Свойство всего живого, начиная с растений, таксисов.В животном мире появляется чувствительность, складывается психика.

28 Отличие сознания от биологической психики – преимущества и недостатки. Благодаря сознанию человек получает знание. Однако сознание не сводится только к знанию и познанию. Сознание – это и отношение человека к миру, в котором большую роль играют эмоции и чувства.Понятие психики шире, чем понятие сознания. Психические явления включают в себя осознанные и неосознанные познавательные процессы (ощущения, восприятия, представления, память и даже мышление), психические состояния (эмоции, настроения, бодрость, усталость и т. п.), психологические свойства личности (наблюдательность, находчивость, темперамент). Психика есть у человека, и у животных, но сознание (с точки зрения материализма) – только у человека. Стадии развития психики:1) Появление ощущений – элементарное психическое явление. Ощущение - это реакция на непосредственное соприкосновение с органами чувств живого организма. 2) Перцептивная стадия (перцепция - восприятие) – отражаются отдельные объекты. Ощущения дифференцируются и систематизируются. Появляется целостный образ объекта. Возрастает роль безусловных рефлексов, накапливается индивидуальный опыт. 3) Психика высших животных – наивысший перцептивный уровень. Высшие животные способны к интеллектуальному поведению Путем проб и случайных успехов способны к научению. Возможно, что высшие животные могут оперировать образами, чему дети научаются с 2-х – 3-х лет. Но у высших животных нет словесно-логического мышления, ни логика, ни значения слов им не доступны. Итак, НА УРОВНЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХИКИ ОТРАЖЕНИЕ конкретное, ситуативное, чувственное. Характерны богатство, тонкость, изощренность чувственного восприятия, животные улавливают малейшие нюансы изменений природной среды. Но это отражение имеет целью выживание, удовлетворение потребностей организма. Животное хорошо воспринимает, что полезно, а что – вредно для него. Знание о мире самом по себе не входит в задачи живого существа. Нет словесно-логического мышления, нет отражения сущности вещей и явлений, знания всеобщего. Психическая деятельность животного носит приспособительный характер (приспособление к окружающей среде). ОТРАЖЕНИЕ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ: абстрактное, а не конкретно-чувственное, отражается всеобщее, сущностное. Появляется способность проникать в суть явлений, изучать действительность саму по себе, а не с позиции пользы для выживания. В результате понимания сущности вещей и процессов, появляется способность создавать новое, изменять окружающую среду под свои потребности, а не просто приспосабливаться к ней. Но, значит, есть опасность уйти от реального мира в мир идеальных сущностей, абстракций, фантазий, иллюзий, заблуждений. 29Идеалистические теории происхождения и сущности сознания: теория Шри Ауробиндо Гхош Итак, по теории Шри Ауробиндо, человеческое сознание не единственно. Только наличие высшего Духа, вселенского Разума дает возможность существованию человеческого сознания, питает и наполняет его содержанием. Дух находится вне нас, он пронизывает весь мир своими тончайшими вибрациями. Но помимо высшего Разума в окружающем нас пространстве (Космосе) есть и другие всеобщие виды сознания или энергии: физический, витальный (жизненный) и ментальный (умственный). Из этих планов сознания и приходят вибрации в человеческое сознание в соответствии с чакрами. По этой теории сознание не сводимо только к его умственной форме. Сознание является всеохватывающим, все в мире пронизано сознанием – оно присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы. Причем это сознание не является низшим в сравнении с умственной формой. 30 Активность субъекта в познавательной деятельности. Объективное и субъективное в познании. Субъект– это тот, кто обладает активностью. Активность –это способность к деятельности. Существует 3 вида деятельности: материально-практическая (строить, создавать нечто), познавательная и оценочная. Мы способны к такой активности благодаря наличию сознания. Значит, субъект – это носитель активности, тот, у кого есть сознание. Итак, субъект познания – человек или группа людей или все человечество. Объект познания – окружающий человека мир, природный и социальный, но точнее – какая-то область, часть мира. Объект в классической философии трактуется как пассивный, противостоящий субъекту. Объект – это то, на что направлена активность субъекта. Активность субъекта в познании проявляется прежде всего – в выборе объекта познания. Человек познает не все подряд, не все, что есть вокруг, а то, что ему представляется интересным и важным или то, что доступно его познанию, исходя из жизненных потребностей, имеющегося опыта, знаний и технических средств. Второе проявление активности – это уже упомянутое создание абстракций: понятий, научных терминов, идеальных моделей, для чего включаются воображение, фантазия ученого. Третье – выдвижение гипотез, концепций, обоснование теорий, что также невозможно без творческой, активной работы человеческого сознания. 33 Теория антропосоциогенеза – критический анализ. Проблема происхождения человека – это проблема антропогенеза. В философии говорится о проблеме антропосоциогенеза, т. к. утверждается, что человек не появляется как изолированное существо, человек формируется вместе с обществом, он – социальное существо.Мнение, что «человек произошел от обезьяны, это доказано Ч. Дарвиным», - широко распространено, этому учат в школе. Однако нельзя сказать, что действительно доказано естественное, эволюционное происхождение человека от приматов. Прежде всего надо знать, что не удалось проследить преемственную линию от человекообразных приматов к человеку. Кроманьонец появляется внезапно. В одно время с кроманьонцами еще жили неандертальцы, считалось, что они не обладали сознанием, хотя и пользовались орудиями труда. Появившиеся кроманьонцы вытеснили, уничтожили неандертальцев. Сейчас в антропологии появились факты, доказывающие, что и неандертальцы относились к человеческим расам, а не к вымершим породам предлюдей. Можно определенно констатировать, что между ископаемыми приматами и кроманьонцами нет связующего их, переходного вида. Это названо проблемой «недостающего звена». Все имеющиеся у нас знания о мире и человеке дают мало оснований верить в то, что животное может случайно, под влиянием окружающей среды и ради выживания превратиться в мыслящее и творческое существо. Что очевидно не состоятельно в этой теории? 1) Труд не может стать причиной появления сознания, т. к. целеполагающая деятельность возможна только при наличии сознания. Не труд породил сознание, а наличие сознания делает возможной человеческую трудовую деятельность. Животные тоже «трудятся»,но это инстинктивный труд. В нем не наблюдается целеполагания: животные действуют по заданному алгоритму, у них нет способности менять свой образ действий, когда цель не достигается. 2) Если сознание сложилось в результате эволюции для выживания в природе, то не понятно – почему сформировался мозг, возможности которого превышают потребности даже современного человека.Современные исследования биологов и психологов говорят о том, что психика животных, основанная на действии рефлексов, очень эффективна, хорошо обеспечивает выживание, и ее возможности нельзя считать исчерпанными. А вот сознание для этой цели не только не нужно, но даже вредно. Важнейшее свойство сознания – воображение – только помешает зверю быстро и эффективно действовать. 3) Как свидетельствует теория вероятностей, невозможно случайное синхронное изменение нескольких свойств, такое, чтобы они соответствовали друг другу. По эволюционной теории у приматов изменилась структура мозга (увеличились лобные доли и масса мозга) и параллельно с этим изменилось строение гортани, что дало возможность членораздельной речи. В результате сложились биологические предпосылки для формирования сознания. Наряду с этим изменилась половая система, строение рук, не стало волосяного покрова, появилось прямохождение. Указание на то, что все изменения проходили в течение тысяч лет, ничего не меняет. Наоборот, как существо, столь несовершенное, могло выживать в течение веков вопреки закону естественного отбора? 34 Креационизм, его суть. На протяжении тысячелетий господствовала теория божественного происхождения человека. Появление существа, способного мыслить, творить, жить, повинуясь не биологическим, а нравственным законам, объяснялось вмешательством высших сил. В этом сходились все религии. Философы не допускали мысли, что высшее духовное существо – человек – может произойти из низшего – животногоКреационизм – теория сотворения человека и жизни вообще. Креационизм основывается на данных современной науки, которые содержат противоречивые факты. Главным в креационизме являются: 1) Признание невозможности появления жизни во всех ее сложных формах из неживой материи посредством случайного, хаотического взаимодействия элементарных частиц; 2) Идея о вмешательстве некоего разумного, идеального начала в формирование человека и общества; 3) Утверждение о наличии особых, не воспроизводимых сейчас условий на Земле и действии иных законов, благодаря которым оказалось возможным создание человека. Логично предположить, что цель создания человека поставлена неким разумным существом, разумной силой. Весь процесс эволюции шел направленно по линии создания и усовершенствования нервной системы. С появлением рода Homo Sapiens (у него: центральная нервная система, развитый мозг, вторая сигнальная система) биологическая эволюция прекратилась! В течение последнего миллиона лет на Земле исчезли многие виды животных, но новых видов не появилось.

35 Биологическое и социальное в человеке, их соотношение и роль. Биологическое в человеке - это то, что дается от природы и передается по наследству, роль этих факторов невозможно игнорировать. Это:1) морфофизиология организма (морфология - строение тела, физиология - функционирование). Основа - наличие нервной системы, мозга, органов чувств. 2) Темперамент - скорость протекания нервных процессов, соотношение возбуждения и торможения; особенности психического склада человека, выражающиеся в степени эмоциональной возбудимости, подвижности, жизненной активности. Традиционно выделяется 4 типа: сильные: сангвиник, флегматик, холерик; слабый – меланхолик. 3) Задатки, которые под влиянием воспитания могут превращаться в способности. 4) Наследственная предрасположенность к болезням или здоровью; 5) Инстинкты. 6) Предрасположенность к преступной деятельности (Ломброзо). 7) Внешний облик. Этология - наука, изучающая поведение и нравы животных, обратила внимание на многие черты сходства в поведении человека и животных.Внешнее сходство стереотипов поведения стадных животных, роль инстинктов в жизнедеятельности организма послужили основанием для появления социобиологии.Изучение биологических основ жизнедеятельности человека заслуживает внимания. Однако вывод о сходстве поведения человека и животного ни в коем случае не проясняет вопроса о сущности человека. В нем нет представления о глубоком различии между человеческим и животным миром. Сам Чарльз Дарвин отметил, что главное отличие человеческого общества от животного стада заключается в наличии нравственностиС биологизаторских позиций смысл жизни сводится лишь к воспроизводству человеческого рода.Если мы проанализируем биологическое в человеке, то увидим, что почти все биологические проявления опосредованы социальным: изменяются под влиянием культуры, воспитания, моды, социальной среды. Инстинкт самосохранения замолкает под влиянием привитых обществом высших ценностей: любви к отечеству, близким, защите своих идеалов и пр. Социальное в человеке – то, что формируется обществом, складывается под влиянием воспитания, образования, общения, ценностей макро- и микро-среды, в которой живет человек. Это: 1) Направленность личности: идеалы, цели, убеждения, взгляды; 2) нравственные нормы; 3) эстетические вкусы; 4) характер 5) сознание. В марксизме в противоположность биологизаторству сложилась концепция понимания человека как сугубо социального существа. Даже удовлетворение многих чисто физиологических потребностей человека выступает в превращенной форме, отвечающей культурным, приобретенным нормам. Характер, убеждения, взгляды, нравственные нормы, сознание и самосознание не заложены в генах, а формируются и передаются социально - через воспитание, образование, общение. Основной фактор становления человека таким образом - социальное наследование - передача от поколения к поколению накопленного богатства материальной и духовной культуры. Для марксизма человек есть ансамбль общественных отношений, коренящихся в материально-преобразующей деятельности. Богатство содержания его сознания и души - это богатство воспринятых им ролей и норм, результат включенности в широкий контекст общественных отношений. Получалось, что человек необычайно пластичен, он будет добр и бескорыстен, если воспитать его соответствующим образом и если общественные отношения способствуют развитию таких качеств. Но считая человека социальным существом, которое определяется обществом, мы не сможем объяснить исток самобытности, творчества, свободы человека. Человек таков, каково окружающее его общество. Весьма образно мысль о неуловимости сущности человека высказал философ Ортега-и-Гассет: голубя нельзя лишить голубиности, а тигра тигриности. Человек же постоянно рискует утратить человечность. Все человеческое не дается само собой, его надо взращивать и культивировать в себе, и даже достигнутое мы рискуем утратить и часто теряем - ведь оно не врождено человеку. Человек - воплощенная проблема, рискованная авантюра. Будущее человека не только непредсказуемо, как у других животных; иногда ему и вовсе случается не быть человеком. История рассказывает о поворотах вспять, упадке и вырождении, все приобретенное человечеством может быть утрачено всего лишь несколькими поколениями. 36 Духовность человека: истоки и суть. В человеке есть то, что позволяет объяснить стремление к идеальному, запредельному, к выходу за рамки своего "я". Тело и душа полностью принадлежат земному бытию, однако быть человеком - значит иметь представление о чем-то высшем, чем сам человек, об Абсолюте, Идеале, который освящает человеческие установления. Это есть проявление Духа. Понятие духовности, так же, как и понятие «Дух», всегда связывалось с понятием «Бог». Сложность в понимании проблемы Духа (и Бога) в том, что Дух - это нечто высшее и в этом смысле находящееся абсолютно вне мира человеческой социальности и душевности. В то же время человек осознает потребности Духа в сокровенных глубинах своей личности как нечто, что он предпочитает наперекор физической необходимости и социальной предопределенности, выбирает свободно, не подталкиваемый извне никем и ничем. Дух делает человека "богоподобным". Ему открывается тайный смысл вещей. Дух раскрывает мир, который выше миров тела и души. Связь Духа как Бога и человека становится понятна, если мы вспомним библейский миф о сотворении человека по образу и подобию Бога. Как вы помните, Бог вдувает в человека дыхание жизни, тот становится «душою живою» и н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.018 с.)