Основные философские направления: общая характеристика (идеализм, материализм, дуализм, агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм; рационализм, иррационализм). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские направления: общая характеристика (идеализм, материализм, дуализм, агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм; рационализм, иррационализм).



Идеализм – философское направление, в котором утверждается, что сознание (идея, дух) является первоосновой мира и обладает активностью.Существуют две разновидности идеализма – объективный и субъективный идеализм. 2. Материализм – философское направление, которое утверждает, что первоосновой мира является материя, природа, а сознание вторично. Основателем материализма считается философ Демокрит. Дуализм признает два первоначала мира: и материю, и сознание. Их считают не связанными друг с другом и не порождающими друг друга. Представителем дуализма был Рене Декарт. Дуализму противостоит монизм - учение (или принцип), согласно которому в мире признается одно первоначало - либо сознание, либо материя. Так, материалист К. Маркс и идеалист Гегель - представители монизма. Скептицизм – философское направление, которое подвергает сомнению возможность познания объективной действительности. Родоначальником полного и крайнего скептицизма был Пиррон (IV-III вв. до н. э.). Он доказывал, что мы не можем знать сущность вещей, они противоречивы. Следует воздерживаться от каких бы то ни было суждений. В результате человек достигает состояния атараксии - невозмутимости, спокойствия, безмятежности. Агностицизм (от греч. «гносис» - знание, «а» - не; «не доступный познанию») – философское направление, отрицающее принципиальную возможность объективного познания мира. К агностикам традиционно относили выдающегося немецкого философа XVIII в. Иммануила Канта, но это не вполне правильно. Кант не отрицал научного познания вообще, будучи сам первоначально физиком и астрономом и сделав открытия в этих науках. Гносеологический оптимизм – оптимизм по поводу познания мира. Философское направление, которое признает возможность адекватного, объективного познания окружающей действительности. Гносеологическими оптимистами могут быть как материалисты (например. К. Маркс и Ф. Энгельс, В. И. Ленин, советские философы), так и идеалисты (Ф. Бэкон, Д. Локк, Р. Декарт, Г. Гегель). Но отличаются доводы, логика обоснования своей позиции. Рационализм (от лат. «ratio» – «разум») _- философское направление, согласно которому разум является основой бытия или мира (онтологический рационализм), познания (гносеологический рационализм), морали (этический рационализм). Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму. К рационалистам в понимании мира (онтологии) можно отнести античных философов, Фому Аквинского, Рене Декарта, Георга Гегеля, но также К. Маркса, Ф. Энгельса, материалистов-диалектиков (советских, например). В противоположность рационализму есть в познании направление – сенсуализм – (от лат. senssus – чувство, ощущение), сторонники которого считают чувственное познание (с помощью органов чувств) главной формой познания. Именно с ощущений, - утверждают они, - начинается познание и оно наиболее достоверно. К сторонникам сенсуализма можно отнести в античной философии школу киренаиков, последователей эпикуреизма и стоицизма, П. Гассенди (Франция, 17 в.), Т. Гоббса, Д. Локка (Англия, 17 в.), Кондильяка (Франция, 18 в.).

В онтологии – учение иррационализма доказывает, что в мире нет устойчивых элементов и связей между ними. Все в мире является уникальным, единичным, неповторимым и случайным. Такую систему нельзя просчитать, она не поддается управлению, контролю, воспроизведению. Категориальный аппарат (т. е. понятия, категории) европейской философии, в котором основными являются понятия сущности, причинности, системы не применим к познанию этого мира.

В гносеологии – иррационализм это учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики, понятийного мышления, значит, и науки. Мир можно познавать через Откровение, озарение, мистическую интуицию, любовь или эмпатию (постижение эмоциональных состояний другого человека через сопереживание). В большинстве этих методов (например, Откровении) конечной целью является слияние человеческого «Я» с Абсолютом (Богом, сущностью Мира, Вселенной, Мировой Душой и т. п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.066 с.)