Философия Платона (428-347 гг до Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Платона (428-347 гг до Н. Э. )



Вопрос №8

Философия Платона (428-347 гг до н.э.)

В отличие от Сократа сведения о Платоне в основном верные. Его имя - Аристокл (светлый), Платон (широкоплечий) – прозвище. Его философия глубоко продумана, это целостная система(науки..)

Учение об идеях

Мир по всей природе двойственен – видимый мир изменчивых предметов и невидимый – царство идеальных сущностей.Мир идей божественен, совершенен, мудр и возвышается над неполноценным, призрачным миром чувств объектов. Идея Платона не только всеобщее, род, начало, причина, но и образ, образец. Идеи – источник бытия вещей. Задача человека – приближение к миру идей, где на вершине стоит идея Бога! Идея Блага – причина всего Правильного и Прекрасного.

Единое – Благо – трансцендентно – находится за пределами чувствительного бытия. Единое – это организующий принцип бытия, задаёт границы, определяет неопределённое. Единое, по Платону, есть принцип (сущность, субстанция) бытия. Вторая основа бытия – Ум – продолжение блага, одной из способностей души Третья основа бытия – Мировая душа, она выступает в качестве начала, объединяет мир идей с миром вещей(деление души..)

Теория познания.

как теория припоминания (анамнезис) – душа вспоминает пребывание в мире идей, происходит как бы переоткрытие того, что знала раньше. В память человеческой души заложены идея Блага, Красоты, Соразмерности и др. Создаёт первую систему из пяти категорий: сущее, движение, покой, тождество, различия. Одна категория вытекает из другой.

Социальная утопия Платона или Учение о идеальном государстве

Удовлетворять потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость

Выделяет четыре типа государств:

1. тимократия (власть честолюбцев);

2. олигархия (власть богатых);

3. тирания;

4. демократия (анархия).

Главный идеал – справедливость. Идеал – монархия или аристократическая республика(не демократия)

Вопрос № 9 Философия Аристотеля: учение о субстанции, теория познания, этика, учение о государстве.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельных сущностях не зависимых от чувственных вещей. Аргументы:

1. идеи – простые копии, двойники чувств вещей и не отличаются от них по содержанию (идея человека);

2. идеи так удалены от вещей, что исчезают основания для их отношений;

у Платона противоречие – отношение как общего к частному (идея – вещь) и одновременно идея как сущность бытия вещей. В своём главном труде «Метафизика» Аристотель определяет философию как науку о причинах и началах, о «сущем как таковом». Аристотель ставит своей задачей решить проблему связи идеи и вещи, единого и многого.

Весь мир – ряд форм, которые располагаются в порядке всё большего совершенства. Здесь всё причинно обусловлено: материя связанна с формой, она связана с движущей причиной, а движущаяся причина – с целевой. Любая развивающаяся вещь обладает естественной способностью к изменению (семя – дерево). В связи с этим он выделяет четыре типа изменений:

1. субстанциональное;

2. количественное изменение (больше, меньше);

3. качественное;

4. пространственные изменения.

Теория Познания(бытие)

Бытие Аристотель классифицирует по четырём группам

1)Бытие как категории – это роды или разряды Бытия. Здесь он выделяет десять категорий – субстанция (сущность), качество, количество…

2) Тенденция и актуализация они связаны друг с другом

3) Группа – бытие как акциденция – случайное бытие

4) Бытие как истина – она принадлежит человеческому интеллекту.

Первые две группы изучает метафизика (материя, форма и т.д.) Бытие, как истину, изучает логика (аналитика) – это орудие, которое используют все науки.

Этика Аристотеля

Общим принципом этики – средняя линия поведения. Особое место занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом и есть забота об обществе.

Схоластика.

Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата. Знание разделяется на два уровня – сверхчувственное и естественное, первое даётся в откровении, второе – трактаты Платона и Аристотеля, оно ищется человеческим разумом. Для первого – авторитет Священное писание. И на первом и на втором истины уже заложены, их нужно отыскать, вывести из текстов и сделать правильные логические рассуждения и заключения.

Важной проблемой в схоластике была проблема доказательства сущности общих понятий и утверждение о том, что общее существует вне и до существования конкретных вещей. И второе – раз есть идея веры (своего рода тезис), то она требует рациональных доказательств, что и попытался сделать Фома Аквинский. Бог у него существует также реально как добро и зло.

В самой схоластике идёт борьба мнений вокруг вопроса – существует ли объективное содержание в общих понятиях – универсалиях или нет, если существует, то в какой форме? Проблема универсалий и партикулярий (общие понятия и отдельные вещи). У Платона идеи реально существуют, связаны с универсалиями, не зависимо от того воспринимают их люди или нет (крайний реализм).

У Аристотеля – универсалии (формы) – существуют в единичных вещах, через вещи с помощью мышления, можно познать универсалии. Они неотделимы от вещей (справедливость существует только в человеке, обществе). В средние века – универсалии существуют до вещей, независимо от них, так как всё творимое Богом из его мыслей – универсалий – они порождают вещи.

№11 вопрос томизм: учение Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Томазо д’ Аквино. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Опирается на труды Аристотеля.

Томизм- это учение в схоластической философии теологии католицизма.

Учение о человеке.

Человек – социальное существо. Государство должно заботится о благе народа. Человек – единство души и тела. Душа активное начало, самосущна и обретает всю полноту в единстве с телом. Душа уникальна, носит личностный характер, она бессмертна. Личность – самое благородное явление во всей разумной природе Человек должен подчинятся двум законам – «естественному» и «божественному», который определяет превосходство церкви над государством, гражданским обществом. Христос на Земле – Римский папа.

Теория познания.

Фома Аквинский пытается решить проблему связи разума и веры, философии и веры. между наукой и верой нет противоречия, хотя христианские истины выше разума. Познание начинается с чувственного восприятия. Истина - соответствие интеллекта и вещи. Он выдвигает принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать. На этом принципе основываются все остальные принципы логического мышления.

Учение об универсалиях. Общее существует реально, но не в уме, не в виде идей, а в Боге! Общее- это бытие созданное Богом и моменты общего есть в любой вещи, но то что они есть – это связывает их в единое целое. Только Бог общее.

13) Философия Нового времени: эмпиризм (сенсуализм) Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка.

Формирование ФНВ происходило в эпоху ранних буржуазных революций: Нидерландская (1566-1609), которая была направлена прежде всего против Испании – оплата феодального абсолютизма и католицизма

Френсис Бэкон (1561-1626) Он вошел в историю философии как автор трактата «О достоинстве и приумножении наук» не отрицая роль разума в познании, Бэкон считает, что в силу ряда объективных и субъективных причин, разум не лишен недостатков. Разум – не гладкая доска, он одержим идолами (врожденными или приобретенными в обществе), свойствами искажать реальное положение вещи:

1) Идолы рода – ум человека, подобно кривому зеркалу, отражает вещи в искаженном виде, разум и чувства ограничены.

2) Идолы пещеры – индивидуальные ошибочные представления, в силу интеллекта, воспитания, образования и т.д.

3) Идолы рынка (площади) – неправильное употребление слов, что искажает смысл истины.

4) Идолы театра – ложные представления, взятые из разных философских систем. Они порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины, построение которых напоминает «философский театр».

Интересна Утопия Бэкона «Новая Атлантида». На острове Бенсалем одна власть – знание. Во главе – дом Соломона –научно-техническое общество. Экспериментальное знание – основа техники. Богатство, изобилие, мир, счастье, здоровье достижимы с помощью науки. Здесь все заняты добычей знаний – это подлинная цель общества.

Это первая технократическая Утопия.

Томас Гоббс (1588-1679). Известны его работы: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Главная работа – «Левиафан» (Левиафан – библейское чудовище, олицетворяющее государственную власть).

Гоббс разделяет идею сенсуализма Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Гоббс связывал человеческое мышление с языком. Язык – средство хранения информации, передачи ее и средство общения. Он стремится к совершенствованию познания и его средств.Гоббс придает первостепенное значение умению составлять точные определения. Истиной считал суждения человека, правильно отражающего вещи и их причинные связи; заблуждение – неправильные, ложные суждения

Джон Локк (1632-1704).

Главный философский труд – «Опыт о человеческом разуме» Здесь он развивает теорию познания, которая основывается на принципах эмпиризма и сенсуализма. Исходный пункт теории познания и человека – отрицание врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается из опыта Опыт состоит из идей, которыми Локк обозначает ощущения и чувственные образы памяти Таким образом, главное в его гносеологии:

1) источник знания – опыт, мышление не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью;

2) врожденных идей нет, они приобретаются в деятельности;

3) чувства дают простые идеи, а мышление комбинирует и создает общие понятия.

Выделяет три вида знаний:

1. Исходные – чувственное знание единичных предметов;

2. Демонстративные – умозаключение, сравнение и отношение понятий;

3. Высший вид – интуитивное знание – оценка разумом истины.

Иммануил Кант (1724-1804)

«докритический период»- Всеобщая естественная история и теория неба» он предложил космологическую гипотезу, которая в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипотезы Канта-Лапласа.

Критический период его философии изложен в таких работах как: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.) и др. В первой книге кант излагает свою теорию познания, во второй – проблемы этики, в третьей – проблемы эстетики

». Главная цель его философии – анализ познавательных способностей человека, определение границ познания, о предмете науки и возможностях самой философии (метафизике).

И.Кант считал, что весь мир выражает себя через «явление» и «вещи в себе». Он полагал, что человек пытается проникнуть в суть вещей, но познаёт её с искажениями, которое объясняется несовершенством органов чувств.Восприятие мира происходит через априорное знание(сверхчувствительно). Способность к сверхчувственному познанию, в котором человек выходит за пределы опыта, он назвал трансцендентальной апперцепцией. «Вещь в себе» - есть и предельное понятие, которое ограничивает возможности человеческих способностей познавать мир с помощью разума (Бог, бессмертие души, свобода воли – это не предмет науки, это предмет веры). Таким образом «вещи в себе трансцендентны» - выходящие за пределы возможного опыта, недоступны теоретическому познанию, они вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального материализма. В теории познания И.Канта главное – исследовать возможности самих познавательных инструментов человеческого познания, отсюда его знаменитые вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек и кем он может быть?».

Познание начинается с наглядных представлений (чувственность), затем переходит к рассудку (область априорных понятий) и заканчивается в разуме (область идей) – это высшая инстанция для обработки наглядных представлений.

Далее он выделяет априорные формы рассудка: количество (единство, множественность, совокупность); качество: реальность, отрицание, ограничение. Отношения: субстанции и акциденции (свойства), причина и следствие

Киево-Могилянская Академия как центр философской мысли XVII-XVIII вв. в Украине.

Она есть центр философской мысли XVII-XVIII в.в. Главная проблема – проблема мира и человека. Одним из первых учителей был Иосиф Канонович-Горбацкий

Основные проблемы: 1) проблема субстанции – Бог единая субстанция и творец мира; 2) существует двойственная истина – теология – учение о боге и философия – изучение реального мира. Он стоит на позициях сенсуализма, разум создает лишь понятие. Знания необходимы для удовлетворения духовных и материальных потребностей; 3) проблема гуманизма: ничего нет выше на Земле, чем человек и ничего выше в человеке, чем его разум.

Иннокентий Гизель (1600-1683 г.г.) стоит на позициях деизма. Бог создал материю, из нее состоят все вещи, наделённые способностью существовать. Но в мире есть естественные причины, законы, и наука должна изучить их.

Идеи гражданского гуманизма: человек должен слушать свой разум и следовать за ним.

Движение – это изменение в вещах и перемещение в пространстве. Теория познания исходит из того, что вещи существуют объективно, действуют на наши органы чувств и дают нам знания. Процесс познания выражается в создании чувственных образов, они остаются в чувствах как знаки, образы и не могут самостоятельно существенно отличаться от объекта, есть лишь отображение чувственных объектов. В книге «Мир с Богом человека» критикует чиновников, духовенство, государственных деятелей за то, что они взимают огромные налоги для собственного обогащения, вредят торговл

Постпозитивизм.

В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы.(Кун и поппер)

» Таким образом основные идеи постпозитивизма: 1) ослабление внимания к формальной логике; 2) обращение к истории науки; 3) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией.

Философия постмодернизма.

Распространение в современной философии понятия «постмодернизм» говорит об определенной неудовлетворенности существующим положением дел во многих сферах культуры, искусства и самой философии.

Наиболее яркие представители постмодерна: Ж.-Ф. Лиотар (р.1924), Ж.Делез (1926), Ж.Бодрийар (р.1929), Ж.Деррида (р.1930), Ричард (Дик) Рорти (р.1931).

что это учение: 1) представляет эклектичное направление (в нем смешаны ницшеанские, марксистские, фрейдистские, и другие идеи; 2) отказывается от философии как мировоззренческой науки; 3) уделяет преувеличенное внимание письменным текстам; 4) абсолютизирует неопределенность, плюрализм, относительность истины.

Бытие неживой природы

естественный и искусственный мир, все состояния и явления природы. Это вся первая и вторая природа, лишенная жизни. Она бесконечна в своём проявлении.

Бытие живой природы включает 2 уровня:

а)живая неодухотворённая природа, т.е. всё, что имеет способность к размножению, обмену веществ с природой, но не обладает сознанием (биосфера: фауна, флора);

б) живая одухотворённая природа – бытие человека и его сознания, бытие конкретных людей, бытие общества, бытие идеального, духовного(индивидуальное и общественное сознание).

Духовное бытие - это мир Духа, особого рода реальность. Незрима, невесома, но присутствует во всех актах человеческой деятельности. Это мир чувств, эмоций, образов, понятий, представлений. Сюда включается индивидуальное сознание во всех формах проявления.

Т.О. бытие есть единство материального и духовного. Это мир сам по себе (ноуменальное бытие) и мир, каким он нам представляется – феноменальное бытие.

Бытие связано с небытием, они неразрывны. Одно порождает другое, одно умирает в другом. Небытие – это когда вещь, явление, мысль (то, что может существовать) перестает быть самим собой, о нём говорят, ушло в небытие Все формы бытия существуют по своим законам и являются объектом познания различных наук. Человек – символ единства мира, он открывает этот мир средствами научного и ненаучного познания. Вечность бытия обусловлена законом сохранения и превращения одного вида в другой, а это связано с законом универсального взаимодействия, а это и есть развитие.

Какую бы форму бытия мы не взяли, основой его является материя

Формы научного познания

Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.

Гипотеза (основа, предположение). Это обоснованное предположение с целью выяснения закономерностей и причин исследуемого объекта. Особенности: обоснованность, принципиальная проверяемость, простота (объяснить все факты из одного допущения). Она проходит три этапа: а) построение; б) проверка; в) доказательство.

Теория (рассмотрение, исследование). Это форма организованности достоверного знания, предметной области, объясняющая, предсказывающая функционирование и развитие объектов данной области

Функции теории: организация знания, объяснение и предсказание.

Система: 1) эмпирическая база;

2) теоретическая основа (категории, законы, аксиомы);

3) логические средства.

4) основное содержание теории.

Требования к научной теории:

1) адекватность своему объекту;

2) максимальная полнота описания данной предложенной области;

внутренняя непротиворечивость – согласованность с фактами.

 

Основные законы диалектики.

Закон выражает объективные, общие, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения явлений.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Этот закон занимает особое место среди законов диалектики, т. к. раскрывает внутреннюю причину, источник всякого развития.

Закон отрицания отрицания

Это закон, который указывает на направленность развития – развитие от простого к сложному, от низшего к высшему идёт не прямолинейно, а путём перехода в свою противоположность, через возникновение и уничтожение, в результате чего развитие приобретает спиралевидную форму.

Если закон диалектического противоречия раскрывает внутреннюю сторону развития, а закон количественных и качественных изменений – внешнюю сторону формы развития, то закон отрицания отрицания – единство внутренней и внешней стороны, их синтез.

Он выражает тенденцию развития, формы и как осуществляется связь и историческая преемственность между новым и старым. Без отрицания старого невозможно появление более совершенного нового.

Главная категория закона – «отрицание».

 

Вопрос 49 Антрпосоциогенез

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного


(лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

Античные авторы уделяли возникновению человека сравнительно мало внимания, занимаясь в основном более глобальными проблемами. В любом случае, человек всегда рассматривался как нечто совершенно отличное от мира животных. Впрочем, Лукреций Кар (I в.до н.э.) написал целую поэму о естественном происхождении человека

Начиная с XVIII века до современности, вопрос о природе человека стал весьма популярным у философов, возникли оригинальные взгляды на эту проблему.

Наиболее интересно трактует вопросы эволюции довольно разнородное направление, называемое глобальный эволюционизм. Согласно ему, весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определённое место.В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал " всеобщий закон природы ", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня. Идею непрерывного усложнения Вселенной активно развивали в первой половине XX века П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. Различаются в их трудах движущие силы этого процесса – потусторонний мыслящий центр у П. Тейяра де Шардена и силы природы у В.И. Вернадского. Согласно им, венцом эволюции материи – космогенеза – является антропогенез. Венцом антропогенеза является возникновение ноосферы – мыслящей оболочки планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы. Согласно концепции Н.Н. Моисеева (1990), Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп – популяций, племён и народов.

Вопрос №8

Философия Платона (428-347 гг до н.э.)

В отличие от Сократа сведения о Платоне в основном верные. Его имя - Аристокл (светлый), Платон (широкоплечий) – прозвище. Его философия глубоко продумана, это целостная система(науки..)

Учение об идеях

Мир по всей природе двойственен – видимый мир изменчивых предметов и невидимый – царство идеальных сущностей.Мир идей божественен, совершенен, мудр и возвышается над неполноценным, призрачным миром чувств объектов. Идея Платона не только всеобщее, род, начало, причина, но и образ, образец. Идеи – источник бытия вещей. Задача человека – приближение к миру идей, где на вершине стоит идея Бога! Идея Блага – причина всего Правильного и Прекрасного.

Единое – Благо – трансцендентно – находится за пределами чувствительного бытия. Единое – это организующий принцип бытия, задаёт границы, определяет неопределённое. Единое, по Платону, есть принцип (сущность, субстанция) бытия. Вторая основа бытия – Ум – продолжение блага, одной из способностей души Третья основа бытия – Мировая душа, она выступает в качестве начала, объединяет мир идей с миром вещей(деление души..)

Теория познания.

как теория припоминания (анамнезис) – душа вспоминает пребывание в мире идей, происходит как бы переоткрытие того, что знала раньше. В память человеческой души заложены идея Блага, Красоты, Соразмерности и др. Создаёт первую систему из пяти категорий: сущее, движение, покой, тождество, различия. Одна категория вытекает из другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.051 с.)