Вопрос № 10 Средневек фил и ее проблемы(патристика,схоластика и проблемы универсалий)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 10 Средневек фил и ее проблемы(патристика,схоластика и проблемы универсалий)



Классическая патристика (IX-X вв.) – это проблема тринитарная (учение о соотношении в Боге – отца и сына и святого духа) и христологическая (сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой), антропологическая (вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления).

Схоластика – рациональное доказательство Бога, креационизм, теодицея, провиденциализм, аввероизм – учение о двойственной истине (разума и веры) и проблема универсалий.

Ярким представителем патристики был Августин Аврелий, по прозвищу «Блаженный» (354-430 гг.).

Главные его работы: «О свободной воле», «О троице», «Исповедь», «Град божий», «Град земной».

Родом из Северной Африки, жил в Карфагене.

Аврелий говорит о двух властях – государство и церковь. Обе власти от Бога, они легитимны, но у них разные задачи – у церкви – духовные, у государства – земные. Они должны поддерживать друг друга.

Он разрабатывает идеи Добра и Зла (теодицея) – богооправдание. Бог творит только благо, добро, оно заключено в людях, в обществе.

Схоластика.

Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата. Знание разделяется на два уровня – сверхчувственное и естественное, первое даётся в откровении, второе – трактаты Платона и Аристотеля, оно ищется человеческим разумом. Для первого – авторитет Священное писание. И на первом и на втором истины уже заложены, их нужно отыскать, вывести из текстов и сделать правильные логические рассуждения и заключения.

Важной проблемой в схоластике была проблема доказательства сущности общих понятий и утверждениео том, что общее существует вне и до существования конкретных вещей. И второе – раз есть идея веры (своего рода тезис), то она требует рациональных доказательств, что и попытался сделать Фома Аквинский. Бог у него существует также реально как добро и зло.

В самой схоластике идёт борьба мнений вокруг вопроса – существует ли объективное содержание в общих понятиях – универсалиях или нет, если существует, то в какой форме? Проблема универсалий и партикулярий (общие понятия и отдельные вещи). У Платона идеи реально существуют, связаны с универсалиями, не зависимо от того воспринимают их люди или нет (крайний реализм).

У Аристотеля – универсалии (формы) – существуют в единичных вещах, через вещи с помощью мышления, можно познать универсалии. Они неотделимы от вещей (справедливость существует только в человеке, обществе). В средние века – универсалии существуют до вещей, независимо от них, так как всё творимое Богом из его мыслей – универсалий – они порождают вещи.

№11 вопрос томизм: учение Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Томазо д’ Аквино. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Опирается на труды Аристотеля.

Томизм-это учение в схоластической философии теологии католицизма.

Учение о человеке.

Человек – социальное существо. Государство должно заботится о благе народа. Человек – единство души и тела. Душа активное начало, самосущна и обретает всю полноту в единстве с телом. Душа уникальна, носит личностный характер, она бессмертна. Личность – самое благородное явление во всей разумной природе Человек должен подчинятся двум законам – «естественному» и «божественному», который определяет превосходство церкви над государством, гражданским обществом. Христос на Земле – Римский папа.

Теория познания.

Фома Аквинский пытается решить проблему связи разума и веры, философии и веры. между наукой и верой нет противоречия , хотя христианские истины выше разума. Познание начинается с чувственного восприятия. Истина - соответствие интеллекта и вещи. Он выдвигает принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать. На этом принципе основываются все остальные принципы логического мышления.

Учение об универсалиях.Общее существует реально, но не в уме, не в виде идей, а в Боге! Общее- это бытие созданное Богом и моменты общего есть в любой вещи, но то что они есть – это связывает их в единое целое. Только Бог общее.

13)Философия Нового времени: эмпиризм (сенсуализм) Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка.

Формирование ФНВ происходило в эпоху ранних буржуазных революций: Нидерландская (1566-1609), которая была направлена прежде всего против Испании – оплата феодального абсолютизма и католицизма

Френсис Бэкон (1561-1626) Он вошел в историю философии как автор трактата «О достоинстве и приумножении наук» не отрицая роль разума в познании, Бэкон считает, что в силу ряда объективных и субъективных причин, разум не лишен недостатков. Разум – не гладкая доска, он одержим идолами (врожденными или приобретенными в обществе), свойствами искажать реальное положение вещи:

1) Идолы рода – ум человека, подобно кривому зеркалу, отражает вещи в искаженном виде, разум и чувства ограничены.

2) Идолы пещеры – индивидуальные ошибочные представления, в силу интеллекта, воспитания, образования и т.д.

3) Идолы рынка (площади) – неправильное употребление слов, что искажает смысл истины.

4) Идолы театра – ложные представления, взятые из разных философских систем. Они порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины, построение которых напоминает «философский театр».

Интересна Утопия Бэкона «Новая Атлантида». На острове Бенсалем одна власть – знание. Во главе – дом Соломона –научно-техническое общество. Экспериментальное знание – основа техники. Богатство, изобилие, мир, счастье, здоровье достижимы с помощью науки. Здесь все заняты добычей знаний – это подлинная цель общества.

Это первая технократическая Утопия.

Томас Гоббс (1588-1679). Известны его работы: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Главная работа – «Левиафан» (Левиафан – библейское чудовище, олицетворяющее государственную власть).

Гоббс разделяет идею сенсуализма Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Гоббс связывал человеческое мышление с языком. Язык – средство хранения информации, передачи ее и средство общения. Он стремится к совершенствованию познания и его средств.Гоббс придает первостепенное значение умению составлять точные определения. Истиной считал суждения человека, правильно отражающего вещи и их причинные связи; заблуждение – неправильные, ложные суждения

Джон Локк (1632-1704).

Главный философский труд – «Опыт о человеческом разуме» Здесь он развивает теорию познания, которая основывается на принципах эмпиризма и сенсуализма. Исходный пункт теории познания и человека – отрицание врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается из опыта Опыт состоит из идей, которыми Локк обозначает ощущения и чувственные образы памяти Таким образом, главное в его гносеологии:

1) источник знания – опыт, мышление не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью;

2) врожденных идей нет, они приобретаются в деятельности;

3) чувства дают простые идеи, а мышление комбинирует и создает общие понятия.

Выделяет три вида знаний:

1. Исходные – чувственное знание единичных предметов;

2. Демонстративные – умозаключение, сравнение и отношение понятий;

3. Высший вид – интуитивное знание – оценка разумом истины.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.007 с.)