Философия просвещения. Французский материализм XVIII века и его основные проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия просвещения. Французский материализм XVIII века и его основные проблемы.



Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в.

Это время кризиса феодализма во Франции, которое завершилось буржуазной революцией (1789-1794 гг.). Большую роль в идеологической подготовке этой революции сыграли французские материалисты – выразители интересов буржуазии: Ламетри (1709-1751), Гельвеций (1715-1771), Дидро (1713-1784) и Гольбах (1723-1789).

. Философия XVIII в. развивалась как философияПросвещения: издавались энциклопедии, словари, памфлеты, где комментировались научные взгляды и философские идеи – доходчиво, остро, умно – логика и эмоции, разум и чувства – слились воедино.

Была на основе работ Эпикура,Декарта

В целом, это философия высшей ступени механистического материализма,

Здесь складывается как бы два направления: одно идет от материалистической физики Р. Декарта, другое – от материалистического сенсуализма Локка.

Первое представлено Ламетри и Дидро, второе- Гольвецием и Гольбахом.

Одни разрабатывают материалистическую философию применительно к естествознанию (первые), другие – идеи сенсуализма – чувственный опыт есть источник знания и критерий истины, ведут борьбу с рационализмом Декарта и Спинозы, которые умозрительно пытаются решать философские проблемы.

Принято считать, что эпоха Просвещения начинается с 1718г., когда в Париже впервые была поставлена трагедия А. Вольтера «Эдин». Здесь вскрывается кризис христианского сознания

В онтологии – формулируют философское понятие «материя» - «материя, природа, есть причина всего, она существует сама по себе и будет существовать, и действовать вечно» (Гольбах) Материя состоит из атомов или молекул (Дидро), основные ее свойства: протяженность, тяжесть, фигура, непроницаемость, движение. (Материя – лишь вещество). «Это все то, что действует каким-то образом на наши чувства» (Гольбах).

В гносеологии – стоят на позициях материалистического сен суализма. Человек всеми своими идеями, мыслями обязан ощущениям – это основа и содержание мыслительного процесса.

1. Спонтанное – самопроизвольное, вызванное внутренними причинами.

2. Интеллигибельный мир – явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией

3. Агностицизм – философское учение, где не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир полностью или частично непознаваем.

4. Сенсибельное – постигаемое с помощью чувств.

5. Аподиктическое суждение – суждение необходимости.

6. «Вещь в себе» – недоступная опыту сущность.

7. Трансцендентальная онтология – не понятна соответствуют объектам природы, а объекты в науке должны сообразовываться с априорными категориями, конструироваться так, чтобы быть совместимыми со способностями человеческого представления и суждения.

8. Разум как область идей –высшая инстанция для обработки наглядных представлений.

Классическая немецкая философия: И. Кант: теория познания – априорные формы чувственности и рассудка. Антиномии Канта.

Иммануил Кант (1724-1804)

«докритический период»- Всеобщая естественная история и теория неба» он предложил космологическую гипотезу, которая в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипотезы Канта-Лапласа.

Критический период его философии изложен в таких работах как: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.) и др. В первой книге кант излагает свою теорию познания, во второй – проблемы этики, в третьей – проблемы эстетики

». Главная цель его философии – анализ познавательных способностей человека, определение границ познания, о предмете науки и возможностях самой философии (метафизике).

И.Кант считал, что весь мир выражает себя через «явление» и «вещи в себе». Он полагал, что человек пытается проникнуть в суть вещей, но познаёт её с искажениями, которое объясняется несовершенством органов чувств.Восприятие мира происходит через априорное знание(сверхчувствительно). Способность к сверхчувственному познанию, в котором человек выходит за пределы опыта, он назвал трансцендентальной апперцепцией. «Вещь в себе» - есть и предельное понятие, которое ограничивает возможности человеческих способностей познавать мир с помощью разума (Бог, бессмертие души, свобода воли – это не предмет науки, это предмет веры). Таким образом «вещи в себе трансцендентны» - выходящие за пределы возможного опыта, недоступны теоретическому познанию, они вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального материализма. В теории познания И.Канта главное – исследовать возможности самих познавательных инструментов человеческого познания, отсюда его знаменитые вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек и кем он может быть?».

Познание начинается с наглядных представлений (чувственность), затем переходит к рассудку (область априорных понятий) и заканчивается в разуме (область идей) – это высшая инстанция для обработки наглядных представлений.

Далее он выделяет априорные формы рассудка: количество (единство, множественность, совокупность); качество: реальность, отрицание, ограничение. Отношения: субстанции и акциденции (свойства), причина и следствие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.006 с.)