Сковорода Г.С. – основоположник украинской классической философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сковорода Г.С. – основоположник украинской классической философии.



Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – главная тема философии Г.Сковороды - украинского Сократа

1) Стоит на позициях кантеизма. Бога как духовной субстанции, стоящей над миром и человеком

2) Мир вечен, как тень вечной духовной субстанции.

Материальный мир вечен, безграничен и не сотворен.

2) Все в мире соткано из противоположностей: единство материального и духовного, конечного и бесконечного, единого и общего

3) Под влиянием философии Аристотеля считает, что мир состоит из материи и формы. Материя вечна, не имеет границ, бесконечна в пространстве и во времени. Бог выступает как умозрительная форма, которая по законам устраивает материю, создает ее в многообразных видах

6) Теория познания: а) стремится осмыслить познавательные способности человека, восхищается силой человеческого разума. Но все знания имеют опытную природу. «Опыт есть отец искусству, видению и привычке, из опыта родятся все науки, книги и хитрости».

8) Глубокое уважение к человеку-труженику, ненависть ко всем формам насилия (политика и духовность

25Украинская философия XIX-XX веков.Во второй половине 19.- начале 20 века на Украине распространяются идеи позитивизма, который поддерживает и развивает В. Лесевич, дополняя его идеями И. Канта.
A.Потебня разрабатывает проблемы философии языка. Ряд украинских ученых - политэконом М. Туган-Барановский, юрист Б. Кистяковский разрабатывают проблемы методологии. От них некоторые подошли и к общим проблемам философии. В частности, минеролог B.И. Вернадский выделил вопрос о значении живой природы в геологических процессах, историк В. Липинский перешел от истории к философии истории.
Познакомившись с марксизмом, некоторые украинские писатели -И. Франко (1856- 1916 гг.), Л. Украинка (1871-1913 гг.), П. Грабовский (1864 - 1902 гг.), М. Коцюбинский (1864 - 1913 гг.) восприняли его идеи социального освобождения трудящихся, но в то же время негативно относились к концепции диктатуры пролетариата. Такая же позиция была присуща М. Драгоманову (1841 - 1895 гг.), который выдвинул ряд демократических идей, опередивших историю. Так, граф С. Витте, составляя записку царю о земствах, все списал у Драгоманова. Народовольцы, работая над программой, как свидетельствует Аксельрод, именно под влиянием Драгоманова ввели в нее идею федерализма.
В 1908 году в Киеве начинает действовать «Украинское научное товарищество» во главе с М.С. Грушевским. Впервые выходят на украинском языке работы по медицине, технике. Однако усиление реакции, связанное с началом первой мировой войны, привело к прекращению деятельности украинистов. Грушевский был арестован и сослан в Симбирск.
В послеоктябрьский период, как отмечал В. Винниченко, украинский язык становится государственным, во всех вузах открываются кафедры украинского языка, истории, права. В конце 1918 года организована Украинская Академия Наук, основана Украинская археологическая комиссия, госархив, Археологический институт. Все это происходит в период деятельности Центральной Рады, разгром которой привел и к закрытию указанных учреждений.
Только с 1922 года начинает возрождаться научная жизнь на Украине. Но 19 апреля 1930 года были осуждены за т.н. «националистически - контрреволюционную деятельность» 45 деятелей украинской культуры, которые якобы принадлежали к «Союзу освобождения Украины». Началась волна репрессий.
В этих условиях в середине 20-х годов происходит размежевание советских философов на «механистов» (Л. Аксельрод, A.B. Варьяш, К.А. Тимирязев, И.И. Скворцов - Степанов) и «диалектиков» во главе с A.M. Дебориным. Усиление призывов к союзу с естествознанием обусловило поворот к механицизму, где четко выявились тенденции, которые позже способствовали разрушению материалистической диалектики. Диалектико-материалистическая философия была подменена общими выводами естественных наук, концепция развития через борьбу противоположноетей была подменена принципом равновесия, высшие формы движения материи сводились к простым, в первую очередь к физическим и механическим.
В социальной философии происходит отход от интегрирующего принципа диалектического единства социальной теории и социальной практики, подмена его принципом метафизического, силового подгона практики под выводы теории, поворот к философии бюрократического централизма, командно - административной системы управления обществом, к сталинизму. Философия все больше становится служанкой политики.

26Русская философия конца XIX - начала ХХ вв. Метафизика Всеединства В. Соловьева. Особенность этой философии – антропоцентризм, гуманизм, ее религиозный характер. Ее расцвет был в конце XIX – начале XX века, она развивалась как своеобразная альтернатива западной философии с ее культом научного разума В центре ее Бог и человек и их отношение. С этих позиций решалась природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, смысл человеческой истории. Центральной фигурой философии этого периода является В.Соловьев (1853-1900г.г.). Главные работы – «Оправдание добра», «Духовные основы жизни», «Смысл любви». Соловьев называет свою философию философией «всеединства».

Ее он рассматривает как начало новой «положительной» философии, которая противостоит западно-европейскому рационализму. Он на место рационалистического принципа Р.Декарта «мыслю следовательно существуют» ставит свой принцип – «я стыжусь, следовательно существую».

Опора нравственности – нерасторжимая связь поколений – это основа общего дела – «приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех». Он связывает свою концепцию нравственности с религией. Но он выводит понятие Бога из понятия Добра, а не наоборот. Смысл и назначение человека и человечества – встать на путь высшей божественной любви, которая есть истинная и безусловная любовь и имеет абсолютное значение для человека. По сравнению с высшей любовью все остальное второстепенно – искусство, наука, политика, они не выражают содержания человеческой личности. .

Философия нравственности переходит в философию любви как высшее проявление нравственности, а философия любви – в философию всеединства ибо в приобщении к нему и состоит высший смысл любви.

Соединение себя с Богом – это путь к всеединству. На этой основе Соловьев переходит к третьей стадии своей философии – всеединство.

Идея всеединства имеет космическое значение как единство всех сфер и проявление мироздания Идея всеединства является основанием для нравственного поведения человека. В обществе единство всех людей осуществляется в форме православной церкви, она объединяет в себе все национальности, снимает все социальные противоречия

27 Антропологизм философии Николая Бердяева. (1874-1948 г.г.)Бердяев – представитель русской религиозной философии. Он продолжает специфические темы русской философии – Богочеловечества, эсхатологии (религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира), конфликт личности с обществом, историей

Вся его философия антропологична, она обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека. Он исходит из того, что для конкретного человека главное и основное – не улаживание социальных или научных проблем, а проблема собственного существования, поиск смысла в «абсурде жизни».

«Философия – это наука о духе, а наука о духе и есть наука о человеческом существовании». Именно в нем раскрывается сущность бытия, поэтому в центре его философии стоит проблема человека. Он исходит из того, что свобода человека выше бытия, она не может быть детерминирована бытием и даже Богом, она внутренне присуща человеку.

Бытие проявляется через человека. Он сотворен по образу и подобию Бога и потому есть существо беспредельное свободное и творческое. Но человек и существо природное, а значит и ограниченное. Он есть пересечение двух миров – высшего и низшего. Человек и богоподобен и звероподобен. Одна связана со свободой, творчеством, личностью, Богом; другая – с необходимостью, природой, материей.

Личность у него – духовно-религиозная, индивид – категория биологическая. Здесь индивид – часть природы. Личность свободна, способна к творчеству. Человек – это «малый Бог», активный соучастник божественного миротворения. Таким образом, «человек есть синтез бесконечного и конечного»



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.228.250 (0.008 с.)